Скачать 51.9 Kb.
|
Открытый урок по литературе в 9 классе. Учитель Шепелькаева Н.С. Тема урока: « Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества. Осмыслить пушкинскую идею бессмертия человека-творца. Развивать умение анализировать лирическое стихотворение. Оборудование:
Тип урока: изучение нового материала Основное содержание урока:
2. Контроль за знаниями учащихся: -Записать на доске определения литературоведческих терминов. - Каково место и значение стихотворения «К морю» в творческом пути А.С.Пушкина? Работа в парах: - Заполните таблицу «Сопоставление стихотворений Державина «Властителям и судиям» и Пушкина «Пророк».
- Кто из предшественников Пушкина использовал тему памятника в своём творчестве? В 18 веке тему памятника использовал Г.Р.Державин. Он также написал оду, где говорит о бессмертии своей поэзии «доколь славянов род вселена будет чтить» (т.е. пока жива нация). Заслугу свою Державин видит в том, что о высоких вещах сумел сказать просто: «…в сердечной простоте беседовать о боге и истину царям с улыбкой говорить».Пушкин, создавая свой «Памятник», опирается на поэтическую традицию и тем самым ставит своё творение в ряд мировой поэзии. Но он по-своему раскрывает тему. Давайте обратимся к тексту. - Определите, каким размером написано стихотворение? Почему именно шестистопным ямбом? Торжественно и величаво звучит шестистопный ямб: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». - Что значит «нерукотворный»? Вызывает ли у вас этот образ какие-нибудь ассоциации? В иконописи существует сюжет Спас нерукотворный, т.е. эпитет несёт в себе дополнительное эмоционально-эстетическое значение «священный, возвышенный». Памятник поэту «вознёсся выше …Александрийского столпа». - Что это за столп? (проверка индивидуального задания). В Петербурге на Дворцовой площади был воздвигнут памятник Александру I в честь его победы над Наполеоном. У Пушкина это образ-символ: величие царя, воинская слава. - Так что же утверждает поэт сопоставлением своего памятника с Александрийским столпом? Перечитаем вторую строфу. Поэзия Пушкина не связана ни с государственными, как у Горация, ни с национальными, как у Державина, границами, а обращена ко всему «подлунному миру», т.е. к человечеству. Поэзия его будет жива пока «жив будет хоть один пиит». – Как вы поняли это выражение? Да, поэзия обращена к поэтическому началу в человеке, т.е. пока людям будет нужна поэзия, она будет жить. - Представьте себе географическую карту: север – финн, восток – тунгус (эвенк), юг – калмык. Почему поэт говорит о народах, живущих на окраинах России? О каком качестве потомков славян говорит эпитет «гордый»? Поэзия обращена к народу в его историческом развитии, она будет необходима свободным внукам нынешних угнетённых людей разных наций. Это неизбежно потому, что поэт несёт идеал свободы («главою непокорной»), а свобода – исконная потребность человека и народа. Потому и «не зарастёт народная тропа» к памятнику поэта. - Державин видел свою заслугу в том, что умел «истину царям с улыбкой говорить». А к кому обращена поэзия Пушкина и кому она будет «любезна»? Кто высший суд, дарующий бессмертие? Подумайте, что значит эпитет «жестокий» (век)? А какие произведения Пушкина свидетельствуют о том, что он восславил свободу? Пушкин видит назначение поэта в том, чтобы пробуждать «чувства добрые». Это очень ёмкий образ. Не рассказывать что-то, чего люди не знают, не нести им готовые, даже самые нужные истины, а пробудить в них то, что есть в каждом, только, может быть, ещё не проявилось. Показать человеку, каким прекрасным он может стать, возбудить желание совершенствования. Это может делать только искусство. Все остальные роли, которые оно играет, могут выполнять и другие виды человеческой деятельности: познание – наука, разоблачение пороков – суд, публицистика. А вот открыть идеал прекрасного, пробудить стремление к совершенству – это всегда делает истинная поэзия. А ведь этот путь требует героизма – вспомните «Пророка». Сделать человека творцом собственной личности, не подчиняющейся обстоятельствам. Недаром Белинский говорил, что, читая Пушкина, «можно превосходным образом воспитать в себе человека». И может быть, первый шаг на этом пути – умение сострадать ближнему, испытывать милость к падшим. Здесь речь идёт о заступничестве за декабристов, томившихся в рудниках и солдатских казармах, но не только. - Вспомните «Станционного смотрителя», «Капитанскую дочку» - кому сочувствует Пушкин? Итак, назначение поэзии – помогать человеку становиться человеком. Обратимся к пятой строфе. Пушкин призывает музу «не страшиться обид», «не требовать венца», равнодушно принимать и похвалу, и явную клевету и не спорить с глупцами. - Что это? Призыв к смирению и покорности? «Веленью божию, о Муза, будь послушна…». Значит, подчиняться только своему вдохновению, а не земным властям, не корысти, страху или зависти. Поэт должен быть отважным («Обиды не страшась»), пишущим не ради «венца», равнодушным к хвале и клевете. Им движет только стремление сказать правду, пробудить «чувства добрые». Свободно избрав свой путь, поэт следует ему, несмотря на непонимание окружающих. Для Пушкина это не просто слова, а реальные обстоятельства его жизни. Горечь и острая боль звучит в словах, но поэт поднимается выше суеты и обид. Он утверждает веру в человека, в свободу народов, высокую ответственность личности и её способность преобразовать жизнь – всё это делает стихотворение поэтическим завещанием Пушкина. - Так в чём же видит поэт назначение поэзии? А теперь постараемся прочитать это стихотворение так, чтобы передать тот глубокий смысл, о котором мы говорили.
|
Тема 1, Техника речи Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник... |
Уроку. Вступительное слово учителя «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) – «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В. Виноградов) |
||
Тема, идея, проблема, авторская позиция «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило»,... |
Произведения, которые будут изучаться в 9 классе Бесы", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", "Погасло дневное светило ", "Свободы сеятель... |
||
Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить... |
Сатирический (басни, эпиграммы, А. С. Пушкин "Полумилорд, полукупец... Лирический герой двойник автора, в нем мы видим отражение авторских чувств, размышлений, судьбы поэта |
||
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » Цель урока: показать многомерность пространства пушкинского текста на примере стихотворения «На холмах Грузии» |
Урока: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать... |
||
2007 год Тема: Татьяна любимая героиня Пушкина. Цели урока Цели урока: 1 анализ образа Татьяны; его место в раскрытии идейного содержания романа |
Тема урока Домашнее задание Чтение стих-я и ответ на вопрос: Что такое родина в ранней лирике поэта? Стихотворения (на выбор) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |