Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока




НазваниеТема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Дата публикации09.10.2014
Размер48.7 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > География > Урок
Тема: «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить выразительному чтению; развивать речь, образное мышление; воспитывать эстетические чувства; раскрыть нравственный смысл стихотворения.
Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Давайте вспомним основные этапы жизни А.С.Пушкина. (Дети рассказывают интересные сведения из биографии поэта).

-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его родители – отец С.Л.Пушкин и мать – Н.О.Ганнибал – принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Мама происходила из семьи Ганнибалов, выходцев из Эфиопии. Грамоте Пушкина обучила его бабушка – Мария Алексеевна. Воспитывала будущего поэта и привила любовь к фольклору няня Арина Родионовна. В 12 лет Сашу увезли в Царскосельский лицей на обучение.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга в селе Павловском и по дороге из Москвы в Петербург сочинил стихотворение «Зимнее утро».

Первичное чтение.

- Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт. Учитель читает стихотворение наизусть как образец классической русской поэзии.

После чтения учитель выдерживает небольшую паузу, а затем просит поделиться своими впечатлениями и выясняет, что предположения о веселом настроении героя подтвердились.

- Понравилось ли вам стихотворение? Нарисуйте словами, какие картины вы увидели?

4. Словарно – лексическая работа.

Прочитайте стихотворение самостоятельно, подчеркните непонятные слова.
Нега – наслаждение

Взор – взгляд, в тексте глаза

Вечор – вечер

Нынче – сейчас

Озарена – освещена

Велеть – приказать

Предадимся – отдадимся

Аврора – богиня утренней зари
- К какому роду литературы относится это стихотворение? (Это пейзажная лирика. Поэт описывает зимнее утро.)

- А жанр лирики? (Стихотворение, потому что есть рифмы: чудесный – прелестный и т.д.)

Повторное медленное чтение с анализом системы образов и ключевых слов.

Чтение первой строфы. Словесное рисование.

- Какую картину представили?

- Я увидел комнату, в которой находится поэт и его возлюбленная. Зима. Утро. Пушкин проснулся, смотрит в окно и восхищается увиденным. Настроение чудесное. Это доказывает восклицательное предложение: «Мороз и солнце день чудесный!» Это же чувство подчеркивается эпитетом в форме инверсии «день чудесный». А еще ему хорошо оттого, что рядом любимая, которую он нежно и ласково будит: «Пора, красавица, проснись: /Открой сомкнуты негой взоры/.

- Чувства к «красавице» сливаются у героя с настроением всеобщего ликования.

Чтение второй строфы. Словесное рисование.

- Какую картину представили?

- В комнате сидят двое и ведут беседу о том, каким пасмурным и неприятным был вечер накануне: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…»

- Каким настроением проникнут эта картина?

- Сумрачным, мрачным, тоскливым.

- Найдите и прочитайте слова, которые это доказывают. (Злилась, носилась, желтела, мгла, печальная – эти слова вызывают тоску не только у «печальной» героини, но и у читателя.)

- Эти ощущения дополняются эпитетом «мутном»; эпитетом в форме инверсии «тучи мрачные» и сравнением: «Луна, как бледное пятно». Такая погода гнетуще действует на человека.

- Найдите и прочитайте олицетворения. (Злилась, носилась.)

Чтение третьей строфы. Словесное рисование.

Какую картину увидели?

- Картина зимней природы, залитой солнечным светом, многократно усиливающимся бриллиантовым светом: картина радостная, очень яркая: «Под голубыми небесами…»

- Как в литературе называется прием противопоставления? (Антитеза).

- В третьей строфе стихотворения автор рисует образ «великолепия» русской природы, которую герой наблюдает из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы: «Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес один чернеет». Поэт повторяет однокоренные слова «блестя», «блестит», чтобы подчеркнуть праздничность изображенной природы.

Чтение четвертой строфы. Словесное рисование.

- А теперь представили уютную и теплую комнату, наполненную солнечным светом.

- Каким настроением проникнута эта картина?

-Продолжается настроение предыдущей строфы.

- Какие художественные средства использует здесь автор?

- Эпитет, олицетворение, аллитерация.

- «Янтарным блеском озарена» о чем образно говорит автор? (О комнате наполненной солнечным светом.)

- А почему блеск янтарный? (Потому что янтарь – камень желтого цвета, как лучи солнца).

- Как называется это изобразительно-выразительное средство? (Эпитет).

- Какой прием автор использует в сочетании «Веселым треском»? (Эпитет.)

- Прислушайтесь к звучанию четвертой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают?

- В предложении «Веселым треском трещит затопленная печь» автор использует прием аллитерации [т], [р], [р'] , который создает ощущение тепла, уюта, хорошего настроения.

- Настроение у лирического героя радостное. Однако к концу строфы мы ощущаем, что все же ему не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняющееся настроение передает нетерпеливое восклицание героя: «Но знаешь…». Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в пятой строке.

Чтение пятой строфы. Словесное рисование.

Лирический герой мечтает, как они пустятся в путь: «Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня».

Эпитет нетерпеливого коня передает желание прогуляться по утреннему снегу вместе со своей любимой. В последних строках звучит затаенная грусть одиночества, помогают нам это понять эпитеты в форме инверсии поля пустые, леса густые, берег милый.

- Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»?

- Настроение счастья, блаженства, восторга, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно чувство любви позволяет герою восхищаться разными, контрастными проявлениями природы, любви к жизни.

5. Обобщающая беседа.

- Герой Пушкина переживает контрастное настроение. С чем это может быть связано?

- В жизни случается и плохое, и хорошее, то люди радуются, то огорчаются.

6. Работа над выразительностью.

- Лирика – выражение чувств поэта. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Изменяется оно или нет?

- Прочитайте стихотворение еще раз.

Чтение стихотворение по строфам.

- Как прочитаем первую строфу? (Восторженно, ласково.)

- Как прочитаем вторую строфу? (Тревожно, печально.)

- Как прочитаем третью строфу? (Спокойно, любуясь природой; пауза.)

- Как прочитаем четвертую строфу? (Спокойно, нежась в домашнем тепле и уюте, мечтательно.)

- Как прочитаем пятую строфу? (Продолжая мечтать, с грустью последние три строки.)

7. Итог урока.

- Какое стихотворение прочитали? Кто автор?

- Какие слова и выражения А.С.Пушкина вам особенно понравились? Почему?

- Какие чувства испытывает лирический герой? (Чувства радости и грусти.)

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconУрока: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать...

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconПроект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconУрок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconКонспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconТема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока icon2007 год Тема: Татьяна любимая героиня Пушкина. Цели урока
Цели урока: 1 анализ образа Татьяны; его место в раскрытии идейного содержания романа

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconСтихотворения
Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconТема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока iconПлан проведения урока-исследования по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро» в 10 классе

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции