СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1, 2. Техника речи.
1. Дыхание, дикция, голос.
2. Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А.С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
3. Сила, диапазон, гибкость голоса, темп речи.
4. Тренировочные упражнения: произношение звуков без мускульных напряжений, достижение хорошей слышимости звуков без напряжения голоса. Умение «посылать» звук на нужное расстояние.
Тема 3. Партитура текста.
Определение понятия: партитурные знаки.
Знакомство с условными знаками партитуры текста.
Тренировочные упражнения: разметка речевых тактов в тексте.
Тема 4. Подготовка художественного произведения к исполнению.
Художественная идея текста и ее понимание исполнителем (на примере рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»).
Роль воображения, создаваемого подтекста.
Выявление в чтении своего отношения к изображенной автором действительности.
Работа над партитурой текста.
Тема 5,6. Выразительное чтение в системе анализа сказки.
1. Сказка - один из основных жанров устного народного творчества.
2. Жанровая классификация сказок.
3. Классификация сказочных образов.
4. Исполнительский анализ сказки «Кот и лиса»:
а). Определение исполнительской задачи.
б). Определение логических пауз и ударений.
в). Интонационные особенности текста.
г). Особенности художественного рассказывания: эмоциональность, воображение; видение текста; темп, дикция, гибкость голоса, звуковая структура сказки, тональность.
Тема 7. Выразительное чтение в системе изучения басни.
1. Басня - жанр дидактической литературы с традиционным кругом сюжетов, образов, мотивов, морализаторским выводом.
2. Исполнительский анализ басни Эзопа «Ворон и лисица» и басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»:
а). Определение исполнительской задачи;
б). Видение события и воображаемое участие в нем исполнителя, основной принцип художественного прочтения басни;
в). Ритм и рифмовка басни;
г). Интонационное богатство басен;
д). Цезура и логическое ударение (На тексте басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Тема 8. Выразительное чтение в системе изучения былины.
1. Былина - жанр русского фольклора.
2. Образы богатырей, воплотившие народные идеалы.
3. Исполнительский анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»:
а). Определение исполнительской задачи;
б). Речитатив (полунапев) - основной способ воспроизведения былинного стиха;
в). Подвижность логического ударения в былине;
г). Леймическая пауза в былине;
д). Интонирование былинного стиха (принцип равнодлительности в былине).
Тема 9. Выразительное чтение при изучении прозаического произведения.
1. Исполнительский анализ отрывка из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» («Царский листвень»):
а). Определение исполнительской задачи на основе выяснения идейного замысла автора;
б). Логические паузы, ударения, тональность, интонирование;
в). Выявление подтекста отрывка;
г). Передача смыслового значения знаков препинания;
д). Определение типа воображения на примере отдельных частей текста.
Тема 10. Выразительное чтение при изучении лирических произведений.
1. Исполнительский анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
а). Определение исполнительской задачи на основе выявления смыслового содержания текста;
б). Разбивка текста на строфы;
в). Определение речевых звеньев в строфе;
г). Интонационная передача текста;
д). Выявление особенностей стихотворной речи (стиховой перенос, рифма, ритмическая организация, цезура; е). Партитура текста.
Тема 11. Выразительное чтение при изучении лиро-эпических произведений.
Исполнительский анализ отрывка из поэмы С. Есенина «Анна Снегина»:
а). Определение исполнительской задачи на основе выявления смыслового содержания текста;
б). Разбивка текста на строфы;
в). Определение речевых звеньев в строфе;
г). Выявление особенностей стихотворной речи (рифма, цезура, пауза, ритмическая организация.
д). Партитура текста.
Тема 12. Выразительное чтение при изучении драматургических произведений.
1. Драматическое произведение как основа сценического действия.
2. Исполнительский анализ отрывков из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
а). Определение исполнительской задачи; .
б). Передача чтецом диалогической речи (диалог персонажа-автора со сценическими партнерами);
в). Передача чтецом монологической речи (апелляция чтеца к зрителям);
г). Роль коллективного прочтения отрывка пьесы по ролям.
3. Отличие чтения драматургических произведений от исполнения прозы.
Тема 13, 14. Роль выразительного чтения в организации внеклассной работы по литературе.
1. Формы внеклассной работы по литературе.
2. Подбор материала, составление программы конкурса чтецов «Я люблю свою родину...», посвященного творчеству С. Есенина. Апробация программы.
3. Подбор материала и составление программы литературно-музыкальной композиции по творчеству одного из писателей (поэтов). Апробация фрагмента программы.
4. Разработка программы занятий кружка по выразительному чтению.
5. Анализ предложенных материалов студентами группы.
Примечание: выполнение заданий можно осуществлять по группам, состоящим из нескольких человек.
|