Уроку. Вступительное слово учителя




Скачать 62.98 Kb.
Название Уроку. Вступительное слово учителя
Дата публикации 14.10.2014
Размер 62.98 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Культура > Урок
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
« ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА»




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;
- способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
- воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку.


2.Вступительное слово учителя.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,
Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.
Из стих. « К другу стихотворцу»

Поэт не человек, он только дух -
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, -
Всё видит, слышит, всем владеет…
А. Ахматова


ПЛАН.

1.Тема поэта и поэзии – традиционная тема в европейской культуре.
2.Роль поэта и поэзии – центральная тема лирики А.С.Пушкина.
3.Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина.
1) Раннее творчество:
а) божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта
(«Дельвигу»)
2) Период южной ссылки:
а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом («Послание цензору», 1822)
б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта («Свободы сеятель пустынный», 1823)
3) Творчество 20-х годов:
а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта («Пророк», 1826)
б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии («Арион», 1827, «Поэт», 1827)
в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе («Поэт и толпа»
4) Творчество 30-х годов:
а) поэт вне людского суда, суда толпы («Поэту», 1830, «Эхо», 1831)
б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) – «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.Виноградов)
4. Поэзия для Пушкина – служение гуманистическим идеалам.


- Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны поэтического искусства;
- Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек;
- Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии;
- Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное , народное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.


«Пророк» - поэтическая декларация о назначении поэта.
«Поэт» - развитие мотива о «божественном глаголе»: художник может быть «всех ничтожней» в обыденной жизни, но очищается от забот «суетного света» в священном служении своему высокому делу.
«Поэт и толпа» - о подвиге поэта, его мужестве перед лицом «толпы», которая «бранит» поэта. Плюёт ему на алтарь, где горит священный огонь поэзии.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - философско-историческое обобщение развития в предыдущих стихах мотивов, своеобразное духовное завещание потомству.


ХОД УРОКА

1. Сегодняшний урок я хочу начать с разговора о счастье. Что такое счастье? Когда человек счастлив? Говорят, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. А мне хочется добавить: и у себя на работе. Поэтому очень важно найти своё место в жизни ,найти занятие по душе, не зря прожить жизнь. Каждый человек обязательно рано или поздно задумывается о смысле жизни. Уже сейчас перед вами стоит вопрос : по какой дороге пойти, как не ошибиться в выборе профессии, ведь от этого зависит ваше будущее. Ну и когда вы станете уже достаточно взрослыми, подведёте итог и поймёте, так ли вы живёте, как хотелось бы, счастливы ли вы.
Вопрос о своём месте в жизни волновал Пушкина на протяжении всего его творчества. Что стало смыслом его жизни?
Ещё обучаясь в лицее, Пушкин определил своё назначение – он будет поэтом. Многие лицеисты писали стихи. Особо отметить надо Дельвига. Его Пушкин называет «названым братом» Именно Дельвиг понял, что П. не просто поэт, а поэт великий.
П. и Д. выступили в печати почти одновременно. К этому времени они были хорошо известны в лицее, в своём кругу.
В 1814 г. П. послал свои стихи в журнал «Вестник Европы» без указания своего имени. Стихи назывались «К другу стихотворцу». Редактору Измайлову стихи понравились, но его смутила анонимность. Для того, чтобы узнать имя сочинителя, он написал объявление в журнале с просьбой объявить имя автора. И П. придумывает себе псевдоним «Александр НКШП» - в обратной перспективе – Пушкин. Он не торопился заявить своё имя, не ждал, не требовал, не искал поддержки и одобрения. Огласка произошла в 1815 г. после триумфа П., читавшего свои «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии Державина. Вот тогда имя П. впервые прозвучало в прямой перспективе грядущей славы. И «энкашэпэ» уступило место Пушкину. Дядя П. , известный поэт В.Л.П. очень сомневался в даровании своего племянника. Но его сомнения были напрасны.
Обратите внимание на первый эпиграф к уроку ( попросить учеников прочитать). Пушкину всего 15 лет ( а вам сколько?), а он уже определил своё назначение и не свернёт с избранного пути ни при каких обстоятельствах. Но в течении всего литературного творчества он будет размышлять о месте поэта и поэзии в обществе. Обратите внимание на доску.
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, П. как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным и передаёт эстафету поэтам-последователям: Лермонтову, Некрасову, поэтам 20 века.
Свои размышления о целях поэтического творчества, искусства вообще, о предназначении поэта П. воплотил в особом цикле стихотворений. Он создавал их на протяжении всей своей жизни, на разных этапах творческого развития, снова и снова возвращаясь к этим важным вопросам. Каким должен быть поэт как личность и творец, чтобы воплотить в искусстве новый эстетический идеал, - вот лейтмотив этого цикла.
Каждое стихотворение имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта – враждебного низменным интересам, погоне за минутной славой, а сам образ поэта – человека гонимого, одинокого среди враждебной среды, человека. Который окружён ненавистью, подвергается преследованиям, травле, но остаётся твёрд и непоколебим. (смотрим на доску)

Тему поэта и поэзии в творчестве П. мы рассмотрим на стихотворении «Пророк», написанном в тяжёлую для А.С. пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, о трагической судьбе его друзей и товарищей. Страшные годы, а он пишет о поэте.
Итак, обращаемся к стихотворению.
- Кто такой пророк? Согласно древним верованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю божью, им было доступно проникновение в грядущее.
Сюжетная основа стих. взята из Библии ( зачитывается отрывок : «… видел я господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом… Вокруг него стояли серафимы: у каждого из них по шести крыл… И сказал я : горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя… И услышал я голос господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для нас? И я сказал: вот я, пошли меня».)
- А теперь откройте стихотворение, а я его вам прочитаю.
- Не является ли стихотворение лишь поэтическим пересказом библейской легенды?
Используя библейскую символику, библейские мотивы, П. придаёт им ярко выраженное политическое содержание.
А теперь мы вместе познаем разобраться в этом стих. (работа по группам)
- Так о чём же это стих.? (о перерождении поэта, томимого духовной жаждой во всемогущего пророка)
- Кто помог в этом поэту? (бог послал своего помощника)
- Что было результатом прикосновений? (появилась острота зрения, появилось умение видеть жизнь во всём её многообразии, поэт стал мудрым (змея в народной мифологии считается символом мудрости), вместо чел. сердца – угль, пылающий огнём)
Так вот, поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью. Шестикрылый Серафим изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта. «Как труп в пустыне я лежал…» Когда он становится поэтом? (Когда Бог к нему обращается)
- Какое переживание лир. Героя выражено в стих.? Прежде всего, это чувство тревоги, вызванное своей прежней неудовлетворённостью поэтической деятельностью. И это чувство ответственности перед людьми, чувство, обусловленное пониманием пророческой роли поэта.
- Что же такое поэзия? (смотрим вывод на доске)
- Кто такой поэт? (простой смертный, но и отличается от них)
- О чём должен писать поэт?
- В чём цель поэзии?
Обратим внимание на язык стих. ( архаизмы, славянизмы ,инверсия, роль глаголов- или глагол-действие, поступок или гл. в повелительном наклонении)
- Какова роль языка? (придаёт торжественность, значимость, величие поэта. О великом нельзя говорить простым, примитивным языком)

Так вот, поэт превратился в пророка. Но поэт и прок не одно и то же. Поэт живёт среди людей. Как люди относятся к пророкам? (они их слушают, ведь они предсказывают будущее) Так ли слушают поэтов?
Пророк поправляет мир, поэт – отражает мир. Пророк несёт людям слово Божье – поэт создаёт свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.
Но в отличие от пророка, поэт свободен. И никто его не заставит писать против воли или, наоборот, замолчать.
Так вот, поэт и его призвание_ сокровенная тема пушкинского творчества.
П. первым почувствовал и сказал, что для поэта есть два пути – путь служения толпе и путь служения истине. Каждое слово он подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.
Поэзия П. – это ступени высокой нравственности, за которую он заплатил жизнью.
Но ещё при жизни, возможно, предчувствуя скорую смерть, П. посмел воздвигнуть себе памятник. Кто из русских поэтов подобно П. говорил о своём памятнике? (Державин)
Много веков тому назад римский поэт Гораций написал оду «К Мельпомене». М.В.Ломоносов сделал её перевод. Основные мотивы оды развивал Державин. Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности , различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие.
Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи. Державин – за поэтическую искренность и гражданскую смелость.
- Что же ставит П. себе в заслугу?
Стихи Державина и Пушкина очень похожи. Но стихи Д. и Горация – это памятники себе, памятники совершенно определённым поэтам. Стих. П. – это памятник поэту вообще, художнику вообще, такому, конечно же, как П., но и не только самому П., ибо главное, что его занимает в стих., - это чем он не отличается от других художников.
Итак, начав урок с вопроса о счастье, спрашиваю: можно ли назвать счастливым человеком Пушкина? И хотя он не был счастлив у себя в семье, он выбрал правильный жизненный путь и обеспечил себе бессмертие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроку. Вступительное слово учителя icon Сценарий вступительное слово учителя
Янченко В. Д. Тематический вечер «Творческий союз А. С. Пушкина и В. И. Даля» // Рус яз в школе. – М., 2001. – № – С. 42 – 47
Уроку. Вступительное слово учителя icon План урока: Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя). «Женщины в жизни А. С. Пушкина»
Показать богатство содержания, глубину мысли и художественное совершенство любовной лирики А. С. Пушкина
Уроку. Вступительное слово учителя icon «Коллективизация сельского хозяйства»
Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение целей урока и плана работы, запись темы урок
Уроку. Вступительное слово учителя icon Вступительное слово
А поскольку критикам также по нраву муссировать эту идею — очевидно, из-за какого-нибудь оборонительного трейд-юнионизма, — она,...
Уроку. Вступительное слово учителя icon План проведения Недели гуманитарного цикла на 2013-2014 уч год
Вступительное слово о значении русского языка. Русский язык -второй родной язык дагестанца
Уроку. Вступительное слово учителя icon Толекова Мария Исабаевна Портфолио учителя Отчёт В2 Группа №8 3 -го...
Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
Уроку. Вступительное слово учителя icon «Пушкин жив…»
Вступительное слово библиотекаря: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас на традиционном мероприятии нашей, Верх-Майзасской, школы,»Неделе...
Уроку. Вступительное слово учителя icon Коллекция «Диктанты: русский язык» Российского общеобразовательного портала
Электронная версия приложения к газете «1 сентября». Имеет разделы: Материалы к уроку, Методические разработки, Анализ текста, Развитие...
Уроку. Вступительное слово учителя icon Вступительное слово перед проектом
Мастер и Маргарита, наверное, самый загадочный роман русской литературы 20-го века. Поэтому всегда интересно узнавать что-то новое...
Уроку. Вступительное слово учителя icon Отдел обслуживания Литературная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина
Вступительное слово: Сегодняшнюю нашу встречу в клубе Сударушка мы посвящаем приближающейся знаменательной дате – 200-летию со дня...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции