Скачать 92.08 Kb.
|
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского языка и литературы МКОУ гимназия №6 Бутенко Людмила Никифоровна Тема урока: Урок внеклассного чтения «Звенящий родника». Класс: 8 Тип урока: -обобщение и систематизация знаний. Форма урока - литературный ринг Цели урока: - систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе А.С. Пушкина, -прививать любовь к чтению, к поэзии -воспитывать чувство гордости, патриотизма, осознания значимости поэзии А.С.Пушкина, -совершенствовать умение строить монологическую речь, -обучение общению в ситуации диалога; - развитие навыка самостоятельной работы с текстом, словарями, дополнительной литературой, в интернете; -формирование нравственных критериев, связанных с понятиями «честь», «национальное самосознание». Планируемые результаты: Личностные: - создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; - развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; Метапредметные: - умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; - овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; Предметные: - развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - умение ориентироваться на страницах учебника, извлекать необходимую информацию из текста, объяснять значение слова: глобальный; - составление выступления по теме урока. Предварительное домашнее задание: -избрать 5 группам темы для проектов по теме урока, собрать и изучить материал для и его творческой защиты на уроке; -повторить и обобщить знания произведений «Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка», стихотворения: «К Чаадаеву», «В Сибирь», «Памятник», «Я помню чудное мгновенье», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава». Оборудование: 1. Портрет А.С. Пушкина кисти О. Кипренского. 2. Иллюстрации и рисунки учащихся к произведениям А.С. Пушкина 3.Выставка произведений А.С.Пушкина.4.Презентация.5. Записи романсов и песен на слова А.С.Пушкина.6.Презентация.. 7.Оценочный лист. Эпиграф: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф.Тютчев Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… Н.В.Гоголь Ход урока I Стадия вызова (единая учебная цель, спрогнозированная на конечный результат). Звучит «Роняет лес»,музыа Свиридова. Слов учителя: А.С. Пушкин…Это светлое имя. Неизгладимый след оставляют его произведения в душе многих поколений (вот уже в течение двух веков). Вы, получив неделю назад домашнее задание для своих групп, отправились в экспедицию. И сегодня в творческой форме вы отчитаетесь о проделанной работе, поделитесь своими мыслями. Цель нашей работы сегодня – творческий отчёт пяти групп о проделанной работе. Итог работе над проектами подведут Мудрец и эксперты ( подготовить отчёт по представленным таблицам) Мудрец – Эксперты- -Командирам групп доложить о проделанной работе и готовности группы к творческому отчёту Доклад командиров II. Диагностика. Определение готовности групп к уроку ( с применением презентации и выставлением баллов, используя разноцветные жетоны, в «Оценочный лист» группам за правильный ответ) 1.0куда эти строки? -Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы. * Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен * Оковы тяжкие падут Темницы рухнут и свобода Вас примет радостно у входа И братья меч вам отдадут. * Нет, весь я не умру- Душа в заветной лире Мой прах переживёт – И тленье убежит 2.. Кто изображён в этих строках? Узнай по портрету героя и назови произведение (Презентация) 1) Он был роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось. (Владимир Дубровский, «Дубровский» ). 2) Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч; в чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали; лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. (Емельян Пугачёв, «Капитанская дочка») 3).Ему было около 35 лет… он казался русским, а носил иностранное имя. (Сильвио, «Выстрел») 4)… его глаза Сияют, лик ужасен, Движенья быстры,.Он прекрасен.(Пётр I, «Полтава») География 1. В каком произведении герой ехал из Симбирска в Оренбург? Кто это? («Капитанская дочка», Пётр Гринёв) 2. Долго ещё, наверное, люди села Жадрино рассказывали детям своим об этом невероятном происшествии. Что случилось? В каком произведении? (Свадьба незнакомых друг другу людей в «Метели» ) 3. От Прилучина до Тугилова всего и дороги — через рощу. В каком произведении находятся эти местечки?( «Барышня-Крестьянка») 4. Кистенёвка—одна из деревень, входивших в состав родового поместья Пушкиных, села Болдина. В какое произведение поместил писатель свою деревню? Кому она принадлежала? («Дубровский», поместье Дубровских ) - Узнай героиню 1).«ей было 17 лет, чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо, её резвость и поминутные проказы восхищали отца» Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки» 2). «ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете; она привыкла скрывать свои чувства и мысли; она не имела подруг и выросла в уединении»( Маша Троекурова из «Дубровского» ). 3). «…девушка лет 18, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, зачёсанными за уши, которые у неё так и горели» (Маша Миронова из «Капитанской дочки») 4. Эта героиня уже в детстве была такой красавицей, что на неё заглядывались все, «курьеры с ней по получасу заговаривались; ею дом держался, за всем успевала» (Дуня Вырина из «Станционного смотрителя»). Слово учителя: Молодцы! Первый испытания прошли все команды-группы успешно. И я приглашаю вас принять участие в литературном ринге…Условия простые. Участвуя в шести раундах, вы сможете не только отчитаться о своей работе над проектом, но и проявить максимум творчества. Вперёд! Нас ждёт увлекательное путешествие по страницам жизни и творчества А.С. Пушкина. III. Литературный ринг. Слово учителя. Два столетия нас отделяют от Пушкина. Но нас интересует каждая чёрточка, каждая страничка его жизни, потому что мы любим в нём всё: и его гений , и всеобъемлющий ум, намного опередивший и эпоху и современников, и восхищаемся его работоспособностью, вольнолюбием, бескорыстной дружбой, любовью к людям. Итак.. Раунд I -«Открытым сердцем говоря». Рассуждения представителя каждой группы по избранным темам: 1 группа - Что мне особенно дорого в творчестве А.С.Пушкина? 2 группа - Моя 1-ая встреча с А.С.Пушкиным. 3 группа - Читая Пушкина... 4 группа - Любимые страницы произведения А.С. Пушкина. 5 группа - А.С.Пушкин в моей жизни. Раунд II - «Страницы великой жизни» Выступление - отчет по одному ученику от каждой группы по проделанной работе 1 группа « Истоки»- «Но детских лет люблю воспоминанье».. 2 группа «Лицеисты» - «Отечество нам Царское село». 3 группа «Надежда» - «Далече северной столицы». 4 группа «Верный»- «Там, где шумят Михайловские рощи». 5 группа «Гений» - «И нет его, и Русь оставил он». Раунд III - «Золотые россыпи мыслей А,С, Пушкина» Слово учителя. Мудрые мысли А.С.Пушкина. Они рядом с нами. Мы порой и не замечаем, что это он сказал. Но очень благодарны, что так сказал. И очень хотим, чтоб так и было. Итак, III раунд! Представители каждой группы рассуждают по избранным строкам А.С. Пушкина. 1 группа - Строка, которую я бы взял с собой в жизнь и почему. 2 группа - Строка, которую я бы сделал девизом жизни и почему? 3 группа - Строка, которая могла бы быть завещанием поэта (и почему? 4 группа - Строка, которую я бы сделал эпиграфом жизни и почему? 5 группа - Строка, которую я бы сделал девизом жизни и почему? Раунд IV - «Поэтический». «Пожалуй, многое я знаю наизусть» Слово учителя. Мы в студии!. Идёт запись ! - Звучат любимые стихотворения.( представители 1-ой, 3-й, 5-групп – читают наизусть). - Учащиеся 2-ой, 4-ой групп, работая в паре, оценивают чтение наизусть) Раунд V - «Творческий». «Произведения А.С. Пушкина - преданья старины глубокой?» Слово учителя. Давайте представим, что мы на заседании художественного совета. Каждой команде, инсценируя избранный отрывок из произведения А.С. Пушкина или представляя живую картину, нужно убедить членов совета в том, что произведения А.С.Пушкина до сих пор не устарели и поднимают важные проблемы. От вашего умения доказать их значимость и современность зависит их сценическая судьба. 1 группа - Инсценирование(с обоснованием выбора) отрывка из повести «Капитанская дочка». 2 группа – «Живая картина» к эпизоду «Спасение Маши Мироновой» ( «Капитанская дочка») ( с чтением строк из произведения.. 3 группа - Моя строка в литературный музей А.С.Пушкина. 4 группа - Оформление однотомника произведений А.С.Пушкина (с аннотацией) 5 группа - Инсценирование(с обоснованием выбора).из рассказа «Барышня-крестьянка» Раунд VI - «Пожалуй, многое я помню, знаю (Блиц-опрос, экспресс-анкета). - Каким же предстал перед вами сегодня А.С. Пушкин? - Что вас покоряет в его творчестве? - Устарело ли его творчество сегодня? IV. Подведение итогов ринга и рефлексия: -Ваше мнение о проделанной работе. 1.Слово экспертам. Оценка деятельности групп. 2.Слова. Мудреца о работе групп и определении победителей по номинациям: I - Исключительный читатель II - Талантливый актёр III - Внимательный исследователь IV - Замечательный чтец стихотворений V - Непревзойдённый ритор(рассказчик) 2. Слово учителя. Благодарю, ребята, за урок, за содержательную подготовку к нему. Работа над выбранным проектом помогла каждой группе углубить знания по избранной проблеме, проявить свои интересы и творческие способности, совершенствовать навыки монологической (доказательной) речи. А нетрадиционная форма проведения, современные технологии и эффективные формы контроля знаний, умений и навыков позволили сделать урок интересным и значимым. Каждый, кому открывается Пушкин, становится «более русским, более образованным, более свободным» (И.С.Тургенев). Подводя итог нашему уроку , мы можем с гордостью сказать: Здравствуй, Пушкин, Здравствуй, добрый гений! Вся жизнь твоя – один чудесный миг! - Объявление оценок за урок. А сейчас , составляя синквейн, постарайтесь в 5 строчках и 10-12 словах (зафиксировать) дать эмоциональную оценку, описать свои впечатления, ощущения и ассоциации по теме урока и ……. …… 3. Написание синквейна ( в группе) и его представление. Синквейн на тему « А.С. Пушкин» Пушкин. Умный, талантливый. Пишет, сочиняет, творит. Поэзия его пережила. Гений. V.Домашнее задание ( на выбор) : - размышление по итогам урока: «Вот и закончился урок» или « Слова признания «Мой Пушкин». |
Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло... Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... |
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
||
Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района |
Пояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому... Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э |
||
Республики Татарстан «Рассмотрено» Составила: Файзрахманова Резеда Наиловна, учитель русского языка и литературы 2 кв категории |
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий» |
||
Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом... |
Программа работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе Составила: Аскерова Р. К. учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория |
||
Конспект урока учителя русского языка и литературы мбоу «сош№21»... Увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви; понять, что такое любовь в понимании И. А. Бунина |
Справка по итогам проведения декады русского языка и литературы в мкоу «Чиркейский лицей» С 27 ноября по 5 декабря 2013 года в лицее прошла декада русского языка и литературы |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |