Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского»




Скачать 113.16 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского»
Дата публикации07.10.2014
Размер113.16 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Конспект урока литературы в 10 классе.

Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского»

Цель урока:

Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Задачи урока:

  1. Ознакомиться с изображением города в русской литературе и на страницах романа Достоевского.

  2. Выяснить причины разрыва между первичным восприятием Петербурга и его ролью в романе Достоевского.

  3. Сформировать собственную позицию по осмыслению главного конфликта романа: между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Сравнить с общеизвестной позицией.

  4. Методы: эвристическая беседа, наблюдение над текстом, индивидуальные выступления, создание проблемной ситуации, мозговой штурм, проектная деятельность.

  5. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная (выступление - защита), групповая.

  6. Место темы данного урока в системе обучения русскому языку: третий урок в модуле по разделу «Ф.М.Достоевский ».

  7. Межпредметные связи: литература, история, обществознание, информатика.

  8. Метапредметные умения: развитие монологической речи; работа с дополнительными источниками информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы); умение составлять презентации; навыки аналитической работы с первоисточниками; умение сопоставлять и сравнивать.

  9. Формирование УУД (универсальных учебных действий): Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, контроль и оценка.

Познавательные: общеучебные – способность понимать текст, ориентироваться в различных источниках информации, умение конспектировать

Логические – дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об образе Петербурга в русской литературе и романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Коммуникативные - готовность к общению, развитие навыков публичного выступления.

  1. Технологии: ИКТ, технологии на основе системно-деятельностного подхода.

  2. Вид урока: комбинированный (проектная деятельность с элементами урока – конференции).

  3. Тип урока: объяснение нового материала

  4. Оборудование: репродукции картин русских художников, вариации на тему Петербурга, музыкальное сопровождение для медиапрезентации учащихся, компьютер, мультимедийная система, экран, рабочие листы учащихся, карточки учащихся, раздаточный материал.

План урока.

    1. Оргмомент.

    2. Этап мотивации (работа с эпиграфом).

    3. Запись темы урока, целеполагание.

    4. Работа над темой урока:

а) этап реализации домашнего задания:

- медиапрезентация «Путешествие по Петербургу»;

б) этап объяснения нового материала:

- определение темы проекта,

-распределение по группам;

-выбор объекта проектирования;

-распределение ролей в группе;

-работа с фрагментами текста из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», изучение материала, анализ.

в)тренировочно- обобщающий этап:

- тезис (вывод по теме проекта).

г) этап закрепления:

-составление и презентация буклетов по теме группы;

-отзывы о проектах.

5. Мотивация познавательной деятельности учащихся для

дальнейшего самостоятельного изучения темы:

- Петербург – герой произведений современных писателей.

6. Рефлексия.

7.Контроль деятельности учащихся.

8. Итоги урока (настрой на выполнение домашнего задания).

9. Домашнее задание.

Ход урока.

“В судьбе Петербурга

есть что-то трагическое,

мрачное и величественное…”

А.И. Герцен.

  1. Орг.момент.

  2. Этап мотивации (работа с эпиграфом).

Слово учителя:

- Обратимся к эпиграфу урока. Какие слова эпиграфа выделены? Как вы считаете, почему? (Ответы учеников)

  1. Запись темы урока, целеполагание.

- Вы правы. Северная Пальмира, как называют Санкт - Петербург поэты, давно притягивает творческих людей своей историей, неповторимостью, грандиозностью, даже мистификацией.

К теме Петербурга обращались многие писатели и поэты. Не стал исключением Ф.М.Достоевскй. Тема урока - «Петербург Достоевского». Давайте сформулируем возможную цель и задачи нашего сегодняшнего занятия.

(Учащиеся формулируют цель и задачи урока).

4. Работа над темой урока:

а) этап реализации домашнего задания:

(Просмотр домашнего задания: медиапрезентация с музыкальным сопровождением «Путешествие по Петербургу»)

Слово учителя

- Это творение Петра заслуживает того, чтобы о нем с волнением говорили многие века.

Занятие мы проводим, используя проектную деятельность. Сейчас вы разделитесь на группы и распределите обязанности внутри группы.

Итог урока - создание буклета «Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

б) этап объяснения нового материала:

Слово учителя.

- У каждого поколения свой образ Петербурга. Давайте в этом убедимся.

(Работа в группах по раздаточному материалу «Изображение Петербурга русскими писателями» (Приложение 1):

1 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях поэтов XVII XVIII вв.

2 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях А.С. Пушкина (Отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», романа в стихах «Евгений Онегин»).

3 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя (Отрывки из повести Н.В.Гоголя «Шинель», «Невский проспект»).

4 группа знакомится с изображением Петербурга в произведениях Н.А.Некрасова (Отрывки из поэмы «Несчастные»).
Задание: 1. Ознакомиться с предложенным материалом.

2. Тезисно оформить цель изображения Петербурга в предложенных произведениях.

3.Выявить разницу в изображении Петербурга разными писателями.

4.Отобрать информацию для буклета.

Вывод работы в группах:

  1. группа: В поэзии того времени образ Петербурга город больших надежд, благородных стремлений. В них - обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления.

  2. группа: Петербург- любимый город Пушкина. Здесь он провел большую часть своей жизни. В строках своих стихотворений он восхищается «творением Петра», воспевает его с большим чувством. Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России. Однако уже Пушкин, вслед за декабристами, начинает отмечать порочность и контрастность столицы («Город пышный, город бедный…»). Мы видим этот настрой в «Медном всаднике», самом загадочном стихотворении Пушкина. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".

  3. группа: Конфликт петербургского жителя, “маленького человека”, и равнодушного к его страданиям, казенного Петербурга получил блестящее художественное осмысление в прозе Н.В.Гоголя. Гоголь не дает описаний города, его архитектурных ансамблей. Автор “Петербургских записок 1836года”, “Носа”, “Записок сумасшедшего”, “Невского проспекта”, “Шинели” создает художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть Петербурга. В 40-х годах XIX века в русской литературе ведущим становится мотив страдания, социального унижения. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

  4. группа: Великие замыслы Петра обернулись кошмаром политической тирании. Кто виноват в этом? Поэты- шестдесятники пытались ответить на этот вопрос. Россия в поэме Некрасова «Несчастные» – это два противопоставленных друг другу мира: провинция и Петербург, - и оба они губительны для молодых, талантливых сил. Петербург, каким он показан у Некрасова, “город роковой”, жестокий и бесплодный. Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым. Петербург предстает перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев "роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".

Слово учителя.

-Таким изображали Петербург в своих произведениях русские писатели до Ф.М.Достоевского.

А теперь обратимся к Петербургу Достоевского. (Учащиеся дома выбрали отрывки из текста романа, изображающие Петербург).

В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов


( Беседа с чтением эпизодов романа).

-Каким мы видим Родиона Раскольникова, главного героя романа?

- Какие эпизоды романа произвели на вас сильное впечатление?

-Каким вы увидели Петербург в начале романа «Преступление и наказание»?

  1. Составление схемы изображения Петербурга в романе «Преступление и наказание» для буклета:

- Пейзажи;

-Сцены уличной жизни; средства изображения Петербурга Достоевского

-Интерьеры.



  1. Работа по карточкам. Анализ сцен романа:

1 группа – «Пейзажи Петербурга»:

Ч.1гл.1,ч.2, гл.1.;- «отвратительный и грустный колорит» городского дня.

Ч.2, гл.2- «великолепная панорама Петербурга».

Ч.2, гл.6 –вечерний Петербург.

Ч.4,гл.5 –вид из окна комнаты Раскольникова.

Задание:

Можно ли согласиться со словами Белинского, что Петербург, «это город, где так тяжело и мучительно жить»? Как город влияет на психику человека?

Вывод: В романе «Преступление и наказание» мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы – колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он – соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории.
2 группа – «Сцены уличной жизни»:

Ч.1,гл.1-пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми.

Ч.1,гл.4- встреча с пьяной девушкой.

Ч.2,гл.2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние.

Ч.2,гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной.

Ч.5,гл.5-смерть Катерины Ивановны.

Задание:

Что больше всего поразило вас в отношении людей между собой?
Вывод: О своей безысходности люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью».В отношениях людей поражает равнодушие, всеобщее раздражение и злоба, злое любопытство. Сплошные картины жизни униженных, страшной нищеты, надругательство над человеческим достоинством. Скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он, как песчинка в океане жизни. Духовное одиночество человека в толпе.
3 группа – «Интерьеры»:

Ч.1,гл.3 – «каморка» Раскольникова.

Ч.1,гл.2 – кабак.

Ч.1,гл.2 и ч.2,гл.7-«проходной угол» Мармеладовых.

Ч.4,гл4 – комната-«сарай» Сони.

Задание: Что общего между обликом комнат и судьбой живущих в ней людей?

Вывод:

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол Мармеладова», «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы», подчеркивающие удушающую атмосферу города, скудность и безысходность его существования

4 группа - слайды компьютерной презентации иллюстраций романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Задание: На какие размышления наводят эти слайды? Подберите подходящие иллюстрации к ответам участников других групп.
в) тренировочно - обобщающий этап:

Слово учителя: Как изображен Петербург на страницах романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского?

Ученики: Образ Петербурга, созданный Достоевским, продолжил традиции русских поэтов и писателей XVII – XVIII вв. и по-новому воплотил в Петербурге национальную трагедию – трагедию подавления личности. Возмездие города проявляется в том, что герои Достоевского живут в страшном душевном напряжении, как бы на грани катастрофы, которая вот-вот или всё разрушит или разрушит главные вопросы, прояснит самое сокровенное и важное в жизни.

- В романе Достоевского наблюдается конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым, или конфликт таится в размышлениях Раскольникова, вызванных безысходностью его положения? (Размышления учащихся).

г) этап закрепления:

Слово учителя:

- Сейчас каждая группа готовит буклет по теме своего задания.

(Составление буклета в произвольной форме и стиле).

(Презентация буклетов, отзывы учащихся).

5. Мотивация познавательной деятельности учащихся для дальнейшего самостоятельного изучения темы:

Слово учителя.

- На этом наше сегодняшнее путешествие по Петербургу в русской литературе не закончилось. Петербург – герой произведений современных писателей. Если мы обратимся к творчеству современных авторов рубежа XX – XXI веков: Т.Н. Толстой и В.Н. Васильева, то вновь встретимся с Северной Пальмирой.

Петербург в рассказе Т. Толстой «Чужие сны» – это город, основными свойствами которого являются неопределенность, изменчивость, обманчивость, способность перевоплощаться и принимать иные облики. Поэтому ключевыми образами рассказа «Чужие сны» становятся образы сна и воды.

Роман Владимира Николаевича Васильева «Лик черной Пальмиры» продолжает знаменитый цикл о Дозорах, который начал один Сергей Лукьяненко, а продолжал уже совместно с Васильевым. В северной столице, самом мистическом городе России, объявились «дикие» Иные – подростки, не знающие ни Света, ни Тьмы, что нарушило и без того хрупкий баланс сил между Добром и Злом: «…Не только люди бывают иными… Иными бывают и города… Есть города-тёмные, есть города - светлые, есть и те, кто не принял ни ту ни другую сторону. И один из таких городов — Санкт-Петербург, Чёрная пальмира…

Как изменяется образ Петербурга в произведениях этих авторов, вы узнаете, когда их прочтете.

  1. Рефлексия.

(заполнение карточки учащегося)

-Какие сведения из сегодняшнего урока вам были известны?

-Что узнали нового?

-Что вам показалось интересным?

-О чем бы вы еще хотели узнать по теме урока?

7. Контроль деятельности учащихся.

- Оцените сами свою работу на уроке, используя критерии оценки в группе.


(Сообщение оценок за урок учителем).

-Есть расхождения в оценках учителя и ваших? Как считаете, почему?

8. Итоги урока (настрой на выполнение домашнего задания).

Слово учителя.

- Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя — портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. « Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли », — говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, «восстановления погибшего человека». Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

Ребята, я думаю, вы с большим интересом будете и дальше изучать бессмертный роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

9. Домашнее задание.

1. Компьютерное исполнение буклета «Петербург в романе

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1- от группы) с использованием дополнительных источников информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы).

2. Творческая работа «Каким я увидел Петербург Достоевского?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconКонспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconКонспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconПлан-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» iconУрока Тема урока
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции