1.
|
|
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
1
|
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции.
|
Беседа. Тестирование.
|
2.
|
|
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.
Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.
|
1
|
Обрядовый фольклор (начальные представления).
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
|
Урок внеклассного чтения.
Рассказ учителя беседа.
|
3.
|
|
Русские летописи. «Повесть временных лет».
«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.
|
1
|
Летопись (развитие представлений).
|
Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
4.
|
|
Русские басни.
И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенность языка XVIII столетия.
|
5
1
|
Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
5.
|
|
И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.
|
2
1
|
Басня. Аллегория (развитие представлений).
|
Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению.
|
6.
|
|
И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.
Развитие понятия об аллегории.
Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»
|
1
|
Басня. Аллегория (развитие представлений).
|
Беседа. Обучение чтению.
Урок развития речи.
|
7.
|
|
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».
|
10
1
|
Эпитет, метафора.
|
Рассказ учителя. Обучение чтению.
Урок развития речи.
|
8.
|
|
А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.
Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.
|
1
|
Стихотворное послание (начальные представления).
Эпитет, метафора (развитие понятий).
|
Обучение чтению. Практикум.
|
9.
|
|
А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.
Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести.
Роль случая в композиции произведения.
|
1
|
Композиция (развитие понятия).
|
Беседа.
|
10.
|
|
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.
|
1
|
Композиция (развитие понятия).
|
Урок внеклассного чтения.
|
11.
|
|
А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.
|
6
1
|
|
Обучение чтению. Беседа.
|
12.
|
|
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.
|
1
|
Эпизод.
|
Беседа. Практикум.
|
13.
|
|
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.
|
1
|
Композиция (развитие понятия).
|
Обучение устному рассказу. Беседа.
|
14 – 15.
|
|
Контрольное сочинение № 1 «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина „Дубровский“».
|
2
|
|
Урок развития речи.
|
16.
|
|
Анализ письменных работ.
|
1
|
|
Урок развития речи.
|
17.
|
|
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.
|
3
1
|
Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
|
Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
18.
|
|
Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.
|
1
|
Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
|
Практикум.
|
19.
|
|
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.
|
1
|
Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
|
Беседа. Практикум.
Урок развития речи.
|
20.
|
|
Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».
|
1
|
|
Урок внеклассного чтения.
|
21.
|
|
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.
|
2
1
|
Портрет.
Роль картин природы в рассказе.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
22.
|
|
Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.
|
1
|
Роль картин природы в рассказе.
Портрет.
|
Практикум.
|
23.
|
|
Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.
|
2
1
|
Пейзажная лирика (развитие понятия).
|
Рассказ учителя. Практикум.
|
24.
|
|
Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.
|
1
|
Пейзажная лирика (развитие понятия).
|
Практикум.
|
25.
|
|
А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.
|
1
|
Пейзажная лирика (развитие понятия).
|
Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Практикум.
|
26.
|
|
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.
|
2
1
|
Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
|
Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Практикум.
|
27.
|
|
Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова..
|
1
|
Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
|
Урок внеклассного чтения.
|
28 – 29.
|
|
Контрольное сочинение № 2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.
|
2
|
|
Урок развития речи.
|
30.
|
|
Анализ письменных работ.
|
1
|
|
Урок развития речи.
|
31.
|
|
Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.
|
3
1
|
Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
32.
|
|
Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова „Железная дорога“ и сказе Н.С. Лескова „Левша“».
|
1
|
Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
|
Урок развития речи.
|
33.
|
|
Н.С. Лесков. «Человек на часах».
|
1
|
|
Урок внеклассного чтения.
|
34.
|
|
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
|
2
1
|
Юмор (развитие понятия).
|
Урок внеклассного чтения.
|
35.
|
|
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
|
1
|
Юмор (развитие понятия).
|
Практикум.
|
36.
|
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.
|
1
|
Лирика как род литературы (развитие представления).
|
Урок-концерт.
|
37.
|
|
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
|
1
|
Символическое содержание пейзажных образов.
|
Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.
|
38.
|
|
А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.
|
1
|
Символическое содержание пейзажных образов.
|
Урок внеклассного чтения.
|
39.
|
|
М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
|
2
1
|
Символическое содержание пейзажных образов.
|
Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.
|
40.
|
|
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».
Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Подготовка к сочинению.
|
1
|
Символическое содержание пейзажных образов.
|
Практикум. Урок развития речи.
|
Р 41 – 42.
|
|
Контрольное сочинение № 3 «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина „Кладовая солнца“».
|
2
|
|
Урок развития речи.
|
Р 43.
|
|
Анализ письменных работ.
|
1
|
|
Урок развития речи.
|
44.
|
|
Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.
|
1
|
|
Урок развития речи.
|
45.
|
|
А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.
|
1
|
|
Урок внеклассного чтения.
|
46.
|
|
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.
|
2
1
|
Речевая характеристика героев.
|
Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
47.
|
|
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.
Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева „Конь с розовой гривой“».
|
1
|
Речевая характеристика героев.
|
Урок развития речи.
|
48.
|
|
В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.
|
2
1
|
Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь.
|
Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
49.
|
|
Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.
|
1
|
Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь
|
Беседа.
|
50.
|
|
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.
|
1
|
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
51.
|
|
Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
|
2
1
|
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
52.
|
|
Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
|
1
|
Юмор.
|
Беседа.
|
53.
|
|
Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.
|
2
1
|
Ритмика и мелодика стиха.
|
Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
54.
|
|
А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.
|
1
|
Ритмика и мелодика стиха
|
Практикум.
|
55.
|
|
В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина.
Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
|
1
|
Шукшинские герои-«чудики».
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
56.
|
|
К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Теме Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.
Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.
|
1
|
Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
|
Урок внеклассного чтения.
|
57.
|
|
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.
|
1
|
Миф. Отличие мифа от сказки.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
58.
|
|
Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
|
1
|
Миф. Отличие мифа от сказки. Легенда.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
59.
|
|
Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.
|
1
|
Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
|
Урок внеклассного чтения.
|
60.
|
|
М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.
|
1
|
Идеал.
Рыцарский роман. Пародия.
|
Урок внеклассного чтения.
|
61.
|
|
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
|
1
|
Баллада.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
62.
|
|
П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.
|
1
|
Романтизм. Реализм.
|
Урок внеклассного чтения.
|
63.
|
|
М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.
|
2
1
|
Юмор.
|
Урок внеклассного чтения.
|
64.
|
|
Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.
|
1
|
Юмор.
|
Урок внеклассного чтения.
|
65.
|
|
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «аленький принц» как философская сказка-притча.
|
2
1
|
Притча (начальные представления).
|
Урок внеклассного чтения.
|
66.
|
|
Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.
|
1
|
Притча (начальные представления).
|
Урок внеклассного чтения.
|
67
|
|
Контрольное сочинение № 4 по зарубежной литературе.
|
1
|
|
Урок развития речи.
|
68.
|
|
Анализ письменных работ.
Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.
Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.
|
1
|
|
Урок развития речи.
Урок контроля.
|
69-70.
|
|
Резервные уроки.
|
2
|
|
|