№ урока
|
Тема урока.
Основное содержание.
|
Кол-во
часов
|
Развитие речи и теория литературы
|
Дата
|
Примечание
|
I четверть (25 часов)
|
|
Введение (1 час)
|
1
|
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
Тестирование.
|
1
|
Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
|
|
|
Древнерусская литература (7 часов)
|
2
|
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
|
1
|
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
|
|
3
|
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
|
1
|
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.
|
|
|
4
|
Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
|
1
|
Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.
|
|
|
5
|
Характеристика русской литературы ХVIII века.
Особенности русского классицизма. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
|
1
|
Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
|
|
|
6
|
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».
Жанр оды.
|
1
|
Ода как жанр лирической поэзии.
Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.
|
|
Выраз. чтение отрывков из оды.
иллюстрации
|
7
|
Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
|
1
|
Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.
Ораторские интонации в стихотворении.
|
|
|
8
|
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник») Р.р
|
1
|
Выразительное чтение стихотворения «Памятник».
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
|
|
|
Литература XVIII века (11 часов)
|
9
|
А.Н.Радищев. Жизнь и творчество. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Жанр путешествия.
|
1
|
Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
|
Пересказ глав
Иллюстрации
|
10
|
А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения
|
1
|
Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.
Анализ прочитанной главы.
|
|
Пересказ главы;
|
11
|
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
«Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.
|
1
|
Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;
Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение
Анализ стихотворения «Осень».
Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы.
|
|
Пересказ
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
12
|
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
|
1
|
Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.
|
|
Выраз. чтение.
иллюстрации
|
13
|
РР Практикум. Письменная работа по пр. «Бедная Лиза».
|
1
|
Составление характеристики героя
|
|
|
Литература XIX века
|
14
|
Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Романтизм, реализм.
|
1
|
Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.
Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
|
|
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
15
|
Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.
|
1
|
Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».
Романтический образ моря.
Границы выразимого. Отношение романтика к слову.
|
|
|
16
|
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
Р.р.
|
1
|
Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
|
|
Пересказ
|
17
|
Р.р. Практикум. Письменная работа
|
1
|
Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Жуковского
|
|
|
18
|
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
|
1
|
Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
|
|
|
19
|
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения.
Действие I комедии.
|
1
|
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.
Утро в доме Фамусова.
|
|
|
20
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии
|
1
|
Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.
Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.
Фамусов-Чацкий-Софья.
|
|
|
21-22
|
Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!»
Анализ III действия. Р.Р.
|
2
|
Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.
Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.
Софья-Чацкий-Молчалин.
|
|
|
23
|
Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.
Анализ IV действия.
|
1
|
« Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».
Прозрение героев.
Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.
Комментированное чтение.
|
|
Выраз. чтение, цитирование
|
24
|
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
|
1
|
Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).
Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».
|
|
|
25-26
|
Р.р. Классное сочинение по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
|
2
|
Сочинение
|
|
Инсценирование
|
27
|
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин
|
|
Сжатый пересказ статьи учебника;
просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
|
|
Выраз. чтение стихотворений.
|
28
|
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».
|
1
|
Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.
|
|
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение наизусть.
|
29
|
Р.р. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.
|
1
|
Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.
«На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др.
|
|
Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть.
|
30
|
Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
|
1
|
Раздумья о смысле жизни и поэзии.
«Пророк», «Памятник», «Бесы».
|
|
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение наизусть
|
31
|
Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) Р.Р.
|
1
|
Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста.
|
|
|
32
|
«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.
|
1
|
Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко.
|
|
|
33
|
«Собранье пестрых глав».
Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
|
1
|
Ответы на вопросы.
История создания, композиция и сюжет, авторские отступления.
|
|
|
34
|
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.
|
1
|
Работа с текстом.
Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.
Изображение поместного дворянства.
|
|
Отрывок наизусть
|
35
|
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
|
1
|
Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом.
|
|
Отрывок наизусть
|
36
|
«Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем. Р.Р.
|
1
|
Ответы на вопросы.
Обучение анализу.
Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.
|
|
Отрывок наизусть
|
37
|
. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
|
1
|
Лирические отступления и их роль в романе.
Энциклопедия русской жизни.
|
|
Конспектирование статьи В.Г.Белинского
|
38
|
Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к домашней письменной работе по роману «Евгений Онегин»
|
1
|
|
|
|
39
|
«Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения.
Трагедия.
|
1
|
Проблема «гения и творчества».
Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии.
|
|
|
40
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.
Анализ стихотворений.
|
1
|
Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус».
Работа с алгоритмом анализа.
|
|
Стихотв. наизусть.
|
41
|
|