Основное содержание




Скачать 322.66 Kb.
НазваниеОсновное содержание
страница1/3
Дата публикации09.10.2014
Размер322.66 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения предмета ЛИТЕРАТУРА в общеобразовательной школе. Рабочая программа для 10-11 классов составлена с учётом Федерального компонента образовательного стандарта, а также на основе типовой общеобразовательной программы, разработанной В. Я. Коровиной (изд. «Просвещение», 2010), требований к уровню подготовки выпускника школы, с учётом регионального компонента (Указ Главы РК №301 от 13.06. 2001).

Программа призвана обеспечить:

  1. Приобщение к богатствам отечественной и мировой художественной литературы.

  2. Развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни.

  3. Воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.

  4. Формирование представлений учащихся о литературе как социокультурном феномене, занимающим специфическое место в жизни нации и человечества.

  5. Воспитание речевой культуры учащихся.

Основой учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений, привитие навыка самостоятельного общения с искусством слова.

Программа предусматривает изучение следующих авторов по региональному компоненту: В. Чисталёв, В. Юхнин, коми поэзия, Н. Дьяконов, Н. Куратова.

Уроки по зарубежной литературе включают в себя изучение следующих авторов: Г. де Мопассан, Г. Ибсен, Э. Ремарк, А. Рембо, Э. Хемингуэй.

Содержание учебной программы реализуется на основе УМК Ю. В. Лебедева «Русская литература 19 века. 10 класс»; В. П. Журавлёва «Русская литература 20 века. 11 класс».


Тематическое планирование

Литература (10 класс; 108 часов; 36 учебных недель)




урока

Тема урока. Основное содержание.

1

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое и общечеловеческое содержание .Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, розе и драматургии.

3

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило…» , «Подражания Корану» (9. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.

4-5

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень». «Разговор книгопродавца с поэтом»

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», « Из Пиндемонти»

7-8

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»( «Безумных лет угасшее веселье…), «…Вновь я посетил…», «отцы пустынники и жены непорочны…».

9

Петербургская повесть А. С. Пушкина « Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

10-11

Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально - философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

12

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому творчеству. «Нет, я не Байрон, я другой…» Романтизм и реализм в творчестве поэта.

13

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова ( с обобщением ранее изученного). «Молитва» (« Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

14-15

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» ( «В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание».

16-17

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова (с обобщением ранее изученного) «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

18-19

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю.Лермонтова.

20-21

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород».

22

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

23

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

24

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

25

Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

26

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

27

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

28

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

29

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

30

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

31-32

Р.Р. Сочинение – анализ эпизода по роману И.А.Гончарова.

33

А.Н.Островский . Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

34-35

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

36

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

37

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

38

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

39-40

Р.Р.Сочинение на проблемную тему по драме Островского «Гроза» и его анализ.

41

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество ( с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе.

42

И. С.Тургенев-создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

43

Базаров-герой своего времени. Духовный конфликт героя.

44

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

45

Любовь в романе «Отцы и дети»

46-47

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

48

Р.Р.Контрольная работа по типу ЕГЭ по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

49-50

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа-сфинкс…».

51

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

52

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и « поединок роковой». «О, убийственно мы любим…», «К.Б.» ( « Я встретил вас – и всё былое…»)

53

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…» и др.

54

Любовная лирика А. А. Фета . «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

55

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы , мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

56

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. ( с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта . «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…» и др.

57

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др.

58

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», « О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др.

59

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др.

60

«Кому на Руси жить хорошо» : замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», « Сельская ярмонка»

61

Образы крестьян и помещиков в поэме « Кому на Руси жить хорошо».Дореформенная и пореформенная Россия в поэме .Тема социального и духовного рабства.

62

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

63

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

64

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

65-66

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города».Замысел, история создания, жанр и композиция романа .Образы градоначальников.

67

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

68

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

69

История создания романа «Война и мир».Особенности жанра. Образ автора в романе.

70-71

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

72-73

Женские образы в романе «Война и мир».

74

Семья Ростовых и семья Болконских.

75-76

Тема народа в романе «Война и мир».

77-78

Кутузов и Наполеон.

79-80

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему

сочинению.

81-82

Р.Р.Контрольная работа по роману «Война и мир» и ее анализ.


83

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

84

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

85-86

История создания романа «Преступление и наказание» . «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»,проблема социальной несправедливости гуманизм писателя.

87

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

88

«Двойники» Раскольникова.

89

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

90-91

Р.Р. Сочинение по роману «Преступление и наказание» и его анализ.

92

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

93

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

94

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

95

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. « Человек в футляре».

96-97

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»

98

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

99

Особенности драматургии А. П. Чехова

100

«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

101

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля

102

Р.Р. Анализ одного из рассказов А.П.Чехова.

103

К. Хетагуров . Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

104-105

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье».

Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо «Пьяный корабль». (По выбору учителя).

106

Коми литературат19 века. Повторение ( Куратов, Савин, Жаков)


107

В. Чисталёв «Трипан Вась». Образ времени 20-30 годов. Человек и природа.


108

В. Юхнин «Алая лента». Жизнь и быт деревни. Любовь и семья.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основное содержание iconОсновное содержание
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации Москва, «Просвещение», 2013 г

Основное содержание iconТема урока Основное содержание
Художественное своеобразие повести «Бедная Лиза». «История Государства Российского»

Основное содержание iconОсновное содержание
Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 класс» базовый уровень, под редакцией Коровиной В. Я., допущено Министерством...

Основное содержание iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское

Основное содержание iconОсновное общее образование пояснительная записка
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным

Основное содержание iconУрока Тема урока. Основное содержание
Русская литература I четверти XIX века в преддверии А. С. Пушкина. Россия в I половине XIX века

Основное содержание iconИскусство быть собой
Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта,...

Основное содержание icon1 «До – ми – солька» кружок сольного пения
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже...

Основное содержание iconРабочая программа по литературному чтению создана на основе Примерной...
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса; Требования к уровню подготовки оканчивающих...

Основное содержание iconПоложение о библиотеке Муниципального автономного общеобразовательного...
Настоящее Положение – это локальный правовой акт, устанавливающий основное содержание деятельности библиотеки, входящей в состав...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции