Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»




НазваниеЛитература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
страница1/51
Дата публикации30.09.2014
Размер7.03 Mb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие / авт.-сост. Н. Е. Щетинкина. — Волгоград: Учитель, 2008.


Введение………………………………………………………………………………………………………4
I ПОЛУГОДИЕ

Урок 1. Введение. Характеристика литературного процесса начала ХХ века.

Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп……………………………4

Урок 2. Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)………………………………… 8

Урок 3. Лирическое мастерство, красота и гибкость стиля поэзии И. А. Бунина…………………… 13

Уроки 4-5. «И в этом — весь Бунин» (А. Н. Архангельский). Своеобразие лирического

повествования в прозе Бунина. Психологизм бунинской прозы

и особенности внешней изобразительности………………………………………………… 19

Урок 6. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. Бунина……………………………… 25

Уроки 7-8. Этапы жизни и творчества А. И. Куприна. Любовь как высшая

ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»…………………………………………… 32

Уроки 9-10. Традиции русской психологической прозы в повести Куприна «Олеся»……………….. 39

Урок 11. Жизнь и творчество Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Обзор…………43

Урок 12. Герои ранних рассказов Горького. Романтический пафос

и суровая правда в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»…………………………… 47

Уроки 13-14. Социально-философская драма М. Горького «На дне»………………………………… 52

Урок 15. «Три правды» в пьесе Горького «На дне»………………………………………………………56

Урок 16. Урок-практикум. Подготовка к сочинению по творчеству М. Горького.

Обучение анализу эпизода эпического произведения……………………………………… 61

Уроки 17-18. Роман Горького «Фома Гордеев»: проблемы и герои…………………………………… 64

Урок 19. «Этот мир очарований, этот мир из серебра...» Серебряный век русской поэзии………… 67

Уроки 20-21. Особенности русского символизма как модернистского течения.

Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии……………………………… 71

Урок 22. Акмеизм как литературное течение. Истоки акмеизма……………………………………… 77

Урок 23. Николай Степанович Гумилев и акмеизм.

Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева…………………………………………… 80

Урок 24. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы……………………………… 84

Уроки 25-26. Лирика поэтов серебряного века (урок внеклассного чтения)………………………… 88

Уроки 27-28. Контрольное сочинение «Мой любимый поэт серебряного века»……………………… 91

Урок. 29. Александр Блок: судьба и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме»……………………… 91

Урок 30. Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока………………………………………… 97

Уроки 31-32. Тема России в поэзии Александра Блока.

Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом»……………………………… 100

Уроки 33-34. Поэт и революция. «Двенадцать»: проблематика и поэтика……………………………107

Урок 35. Лирический роман Сергея Есенина. (Жизнь и творчество поэта)………………………… 112

Урок 36. Поэтика стихотворений Сергея Есенина………………………………………………………120

Урок 37. Лирика Есенина после революции…………………………………………………………… 128

Уроки 38-39. Поэма Сергея Есенина «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме………… 135

Урок 40 (практикум). Анализ стихотворений С. А. Есенина………………………………………… 141

Уроки 41-42. Маяковский: Жизнь и творчество. Ранняя лирика поэта……………………………… 142

Урок 43. Маяковский и революция. Выражение авторской позиции

в произведениях периода 1917-1921 гг………………………………………………………147

Урок 44. Своеобразие любовной лирики Маяковского…………………………………………………150

Урок 45. Сатирическая лирика и драматургия Маяковского………………………………………… 153

Урок 45. Литература 20-х годов. Обзор………………………………………………………………… 157

Уроки 46-47. Революция и гражданская война в литературе 20-х годов………………………………157
II ПОЛУГОДИЕ

Уроки 1—2. Литература 30-х годов (обзор)…………………………………………………………… 162

Урок 3. Жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова………………………………………166

Уроки 4—5. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: особенности композиции

и проблематика. Понтий Пилат и Га-Ноцри в романе…………………………………… 170

Урок 6. Сатирический и фантастический пласты романа Булгакова «Мастер и Маргарита»……… 174

Урок 7. «Мастер и Маргарита» апология творчества

и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака…………………………………………177

Уроки 8—9. Жизнь и творчество Андрея Платоновича Платонова (обзор).

Необычность языка и стиля повести Платонова «Котлован»…………………………… 184

Уроки 10—11. Жизнь и творчество Анны Ахматовой.

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики Ахматовой……………189

Урок 11. Трагическое звучание «Реквиема» А. Ахматовой…………………………………………… 193

Уроки 12—13. Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

Уникальность поэтического голоса………………………………………………………… 196

Уроки 14-15. Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой…………………… 200

Уроки 16—17. Жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова.

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая

предыстория эпопеи «Тихий Дон»………………………………………………………… 201

Урок 18. «Мысль семейная» в романе Шолохова «Тихий Дон».

Женщина как хранительница семейного тепла…………………………………………… 203

Урок 19. Картины гражданской войны в романе Шолохова «Тихий Дон»……………………………209

Урок-семинар 20. Судьба Григория Мелехова………………………………………………………… 212

Уроки контроля 21—22. Изложение с элементами

сочинения по роману М. Шолохова «Тихий Дон»………………………………………… 214

Уроки 23—24. Литература Великой Отечественной войны (обзор). Поэзия………………………… 215

Уроки 25—26. Человек на войне, правда о нем.

Жестокие реалии и романтика в военной прозе…………………………………………… 224

Урок 27. Литература 50-90-х годов. Поэзия, развивающаяся в русле

традиций русской классики. Николай Рубцов………………………………………………229

Урок 28. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели».

Стихи разных лет Беллы Ахмадулиной…………………………………………………… 234

Урок 29. Нравственная проблематика и художественные особенности «деревенской прозы»…… 239

Урок 30. «Городская проза в современной литературе».

Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»……… 245

Урок 31. Драматургия 50-90-х годов. Нравственная проблематика пьес Вампилова……………… 248

Уроки 32—33. Жизнь и творчество Александра Трифоновича

Твардовского. Своеобразие лирики………………………………………………………… 251

Уроки 34—35. Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор).

Философская глубина раздумий в стихотворениях поэта……………………………… 256

Уроки 36—37. Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына.

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя…………………………261

Урок 38. Исследование человеческой природы «в крайне важном состоянии,

близком к состоянию зачеловечности» в прозе Варлама Шаламова (1907-1982)……… 265

Урок 39. «Сопричастный всему живому». Основные темы творчества Виктора Петровича

Астафьева. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»…………… 272

Уроки 40—41. Народ и его земля в повести Валентина Григорьевича Распутина «Пожар»……… 275

Урок 42. Проблемно-тематический диапазон поэзии Иосифа Александровича Бродского………… 278

Уроки 43—44. Особенности звучания современной авторской песни……………………………… 282

Урок 45. Основные направления и темы литературы русского зарубежья……………………………287

Урок 46. Национальное и общечеловеческое в творчестве Мустая Карима………………………… 292

Уроки 47—48. Литература конца ХХ - начала ХХ в. Рецензия на прочитанную книгу…………… 297

Уроки 49—51. Итоговая работа. Предаттестационное сочинение…………………………………… 301

Уроки 52-53. Вечные темы мировой литературы. Особенности творчества Э. Хемингуэя………… 301

Урок 54. (Итоговый)……………………………………………………………………………………… 307
Приложение……………………………………………………………………………………………… 309

Билеты с заданиями для выпускного экзамена по литературе (2006—2007 учебный год)………… 309

Темы выпускных сочинений 2007……………………………………………………………………… 312

Литература………………………………………………………………………………………………… 326

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие представляет собой поурочные планы курса литературы в 11 классе.

Книга ориентирована на преподавателей, работающих по учебнику «Русская литература ХХ века в двух частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение, 2005)» в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5—11 классов (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной.

Курс рассчитан на 102 учебных часа.

Пособие отличает ясность и простота изложения материала и продуманность методов и форм работы.

В целях облегчения подготовки к уроку в пособии подобран биографический материал из разных источников, представлено поэтапное описание хода занятия с сочетанием информационного и дидактического материала. Для некоторых уроков предлагается и раздаточный дидактический материал, который поможет в обучении анализу литературного текста.

Привлекут внимание учителей и уроки по подготовке к сочинению, где представлены для анализа работы старшеклассников.

Разработанные занятия ориентированы на активное участие в них учащихся, для этого введены работа ассистентов, индивидуальные сообщения, урок — литературный монтаж, дискуссия.

В практике педагогов могут использоваться как полные сценарии уроков, так и отдельный материал для включения его в собственный план.

Главное, что необходимо сохранить, — решение задачи обязательного осмысления художественного текста, внимание к живому слову писателя.

Надеюсь, что книга поможет и молодым, и опытным педагогам в проведении уроков литературы


I ПОЛУГОДИЕ
Урок 1. Введение.

Характеристика литературного процесса

начала ХХ века. Многообразие литературных

направлений, стилей, школ, групп

Цели: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала ХХ века; выяснить, в чем своеобразие реализма в русской литературе начала века; отметить разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Ход урока
Время — интереснейшее

пестротою своих противо-

речий и обилием их.

М. Горький
I. Вступительная беседа.

На лето была предложена литература для самостоятельного чтения. Расскажите о прочитанных книгах по плану:

1) Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?

2) Какие проблемы в нем ставит автор?

3) По какой проблеме, с чтением и анализом какой главы (эпизода, отрывка, стихотворения) ты хотел бы выступить перед классом?
Примерный список литературы

1. И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Митина любовь.

2. В. Г. Короленко. Чудная.

3. М. Горький. Дело Артамоновых.

4. В. Я. Брюсов. Парки в Москве.

5. Ф. К. Сологуб. Пилигрим.

6. А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...»

7. А. Т. Аверченко. Аполлон.

8. В. В. Хлебников «Москва, ты кто?..»

9. А. Н. Толстой. Хмурое утро.

10. Тэффи. Жизнь и воротник.

11. Е. Замятин. Русь.

12. И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча.

13. Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.

14. М. А. Шолохов. Донские рассказы.

15. К. М. Симонов. «Жди меня...».

16. И. А. Бродский. Фонтан.

17. В. П. Астафьев. Где-то гремит война.

18. В. И. Белов. Плотницкие рассказы.

19. В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.

(Прослушать ответы 3—5 человек.)
Так пришла новая эпоха в литературе. Со своими проблемами, темами и авторами. Каков же он, век двадцатый? Сегодняшняя беседа поможет почувствовать атмосферу начала ХХ века.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Блока наизусть.)
ДВА ВЕКА

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

В ночь умозрительных понятий,

Матерьялистских малых дел,

Бессильных жалоб и проклятий,

Бескровных душ и слабых тел!

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственных умов.

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люцеферова крыла).

Сознанье страшное обмана

Всех прежних малых дум и вер,

И первый взлет аэроплана

В пустыню неизвестных сфер...

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...
II. Лекция. (Ход лекции конспектируется учащимися.)

Человек и эпоха — основная проблема искусства, так как понимание законов развития человеческой личности невозможно без знания особенностей той исторической обстановки, в которой этот человек существует. Поэтому в начале лекции вспомним, что представляла собой наша страна, чтобы выяснить особенности русского литературного процесса.
1. Социально-экономическое и политическое развитие России.

Начало ХХ века — время правления императора Николая II, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60-70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).

Железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали развитие страны.

Возникли крупные банки, связанные с промышленностью.

Финансовая система после проведенной в 1897 г. министром финансов С. Ю. Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран.

Но высокие количественные показатели (темпы роста, уровень концентрации, объемы производства) сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономики было крайне неравномерным по отраслям и районам страны.

Чрезвычайную остроту приобрел в начале ХХ века аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой тогдашней России.

Экономическая модернизация начала оказывать некоторое влияние на социальную структуру страны. Дворянство (1 % населения) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение постепенно ухудшалось.

Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным явлением эпохи.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80 % населения) страдало от малоземелья.

Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в начале ХХ века было тяжелым, длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие — таковы причины, вызывавшие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

К началу ХХ века модернизация практически не затронула политическую сферу. Россия оставалась самодержавной (абсолютной) монархией.
2. Культура в России начала ХХ века.

Вступая в ХХ век, Россия менялась. Реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельности политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905-1907 гг.

Нет ничего удивительного в том, что начало века принесло России необыкновенный расцвет культуры — героический и трагический одновременно.

Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации безграмотности, введение всеобщего начального образования. Важную просветительскую роль играли периодическая печать и книгоиздательское дело.

Открытия русских ученых имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников.

В художественной культуре начала ХХ века — буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в ХIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.

Еще звучит голос корифея русской реалистической литера туры Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко.

Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. Бунин.

А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают реалистов И. Репина, В. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки «Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин) и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).

В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и экспериментальные опусы А. Скрябина.

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е. Вахтангов. Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А. Павлова, в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и Иван Мозжухин.

В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой.

В русской культуре — серебряный век.
3. Серебряный век русской литературы.

1) Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи — нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве.

Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).
2) Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность — две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Эстетическое своемыслие — общая тенденция в лирике серебряного века.

Характерными фигурами, стоящими вне направлений («Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич.
3) Развитие капиталистических отношений приводит к возникновению темы современного города («Фабрика» А. Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского и др.).
4) Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало нового отношения к слову-образу:
Я — внезапный излом,

Я — играющий гром,

Я — прозрачный ручей,

Я — для всех и ничей.

К. Бальмонт
Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей»:
Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром?

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памирам.

В. Брюсов
5) В стихотворения входят экзотические образы и мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту («Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).
6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет» наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В. Маяковского, В. Хлебникова и др.)
III. Итог урока.

Что вы получили на уроке для понимания характерных особенностей литературного процесса в России начала ХХ века?
Домашнее задание:

1. С опорой на материал лекции подготовьте рассказ на тему «Социально-экономическое и культурное развитие России в начале ХХ века».

2. Самостоятельная работа с учебником (по вариантам):

I вариант (с. 1—12).

— Каков смысл определения «серебряный век»?

— Как Н. Оцуп различал «золотой» и «серебряный» века русской литературы?
II вариант (с. 13—16).

— Какие традиции классики восприняла реалистическая проза нового времени?

— В чем состоят особенности литературного героя новой эпохи?
III вариант (с. 17—23).

— Что отличает модернизм от реализма?

— Что сближает разные течения модернизма?
IV вариант (с. 24—28).

— Каковы особенности прозы начала века?

— В чем причины возникновения различных литературных группировок?


Урок 2. Жизнь и творчество

Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)

Цели: познакомить с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.
Всей жизнью своей, судьбой, биографией принадлежит Иван Алексеевич Бунин России, великой русской литературе.

Михаил Рощин
Он — любящий сын русского Ноя, и наготе отцовской не смеется, и к ней не равнодушен... С Русью он связан роковой связью.

Юлий Айхенвальд
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Блицопрос (см. предыдущий урок).
II. Вступительное слово учителя.

— Что вы знаете о вручении Нобелевской премии? Кто становится ее лауреатом?

Мы приступаем к изучению творчества И. А. Бунина, первого среди писателей великой русской литературы, кому была вручена самая знаменитая премия в мире — Нобелевская.

Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Творчество Бунина высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.

Кредо Бунина — «углубленное и сущностное отражение жизни».

Давайте вместе «перелистаем страницы» жизни писателя и определим, как его жизненные принципы и мировоззрение отразились в творчестве.
IV. Лекция с ассистентами.

1. Этапы биографии И. А. Бунина.

Учитель. Детство будущего писателя, родившегося в Воронеже, в 1870-м, в семье орловских помещиков, прошло на хуторе Бутырки, под Ельцом.

Принадлежа к одному из самых знатных «литературных» родов, даровавшему русской словесности Василия Жуковского и поэтессу Анну Бунину, мальчик уже с семи лет начал писать стихи.

Отчисленный из гимназии за неуспеваемость, он получил домашнее образование под руководством брата Юлия.

В 1887—1892 гг. появляются первые публикации стихов и критических статей, потом и рассказов И. Бунина.

В 1900 г. рассказ Бунина «Антоновские яблоки» признан шедевром новейшей прозы.

В 1903 г. Бунину присуждена Пушкинская премия Российской академии наук за поэтический сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате».

В 1915 г. в издательстве А. Ф. Маркса выходит полное собрание сочинений Бунина.

Трагически пережив Октябрьский переворот, Бунин вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой уезжает в эмиграцию.

После целого ряда испытаний Бунины остаются во Франции, где пройдет практически вся вторая половина жизни писателя, отмеченная написанием 10 книг, сотрудничеством с ведущим «толстым» журналом русского зарубежья «Современными записками», созданием романа «Жизнь Арсеньева».

В 1933 г. Бунин становится первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
В дневнике Бунина от 20.10.1933 года читаем:

«Нынче проснулся в 6.30. Лежал до 8, немного задремал. Сумрачно, тихо, испещрено чуть-чуть дождем возле дома.

Вчера и нынче невольное думанье и стремление не думать. Все-таки ожидание, иногда чувство несмелой надежды — и тотчас удивление: нет, этого не может быть!..

Да будет воля Божия — вот что надо твердить. И, подтянувшись, жить, работать, смириться мужественно».
Работа ассистента. Учащийся делает сообщение по воспоминаниям Г. Н. Кузнецовой из книги «Грасский дневник».
Учитель. В 1934 г. в берлинском издательстве «Петрополис» начинает выходить 11-томное собрание сочинений Бунина, которое он сам будет считать наиболее полно выражающим авторскую волю.

Во время немецкой оккупации Франции в грасском убежище Буниных прячутся разыскиваемые евреи.

В 1943 г. в Нью-Йорке выходит вершинная книга бунинской прозы «Темные аллеи».

В конце 1940-х Бунин осторожно идет на сближение с советскими представителями во Франции, обсуждает возможность издания своих сочинений в СССР; однако вернуться, в конце концов, отказывается.

Он умер в эмиграции.

8 ноября 1953 г. писатель похоронен на русском кладбище под Парижем.
2. Особенности творчества И. А. Бунина.

По ходу этой части лекции учащиеся выполняют задание: в форме плана отметить основные особенности творчества Бунина (2—3 варианта представить на доске для обсуждения).
Учитель. Особенности Бунина-художника, своеобразие его места в русском реализме ХIХ—ХХ вв. глубоко раскрываются в его произведениях.

На фоне русского модернизма поэзия и проза Бунина выделяются как хорошее старое. Они продолжают вечные традиции русской классики и в своих чистых и строгих очертаниях дают образец благородства и красоты.

И. А. Бунин рисует факты, а из них уже сама, органически рождается красота.

Одним из высших достоинств его стихотворений и рассказов служит отсутствие между ними принципиальной разницы: они — два облика одной и той же сути.

В них — автор-реалист, даже натуралист, не убегающий от грубости, но способный подняться и на самые романтические высоты, всегда правдивый и честный изобразитель факта, из фактов извлекающий глубину и смысл.
Работа ассистента.

Сообщение учащегося по вопросу 3 на странице 46 учебника: «В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина поэта? Как метафоричность поэзии, ее музыкальность и ритм вторгаются в прозу? Можно ли сказать, что проза Бунина вспахана плугом поэта («Антоновские яблоки»)
Учитель. Не любит Бунин «тысячелетней русской нищеты», убожества и длительного разорения русской деревни, но крест, но страдание, но «смиренные, родимые черты» не позволяют не любить.

Без глубокого содроганья нельзя читать страниц «Суходола», посвященных деревне. Не оградить себя от сострадания, читая страшную историю о голодной смерти Анисьи, крестьянки-мученицы. Не кормил ее сын, бросил на произвол судьбы; и, старая, всю жизнь недоедавшая, от голода уже давно сухая, она умерла, когда цвела природа и «ржи были высоки, зыблились, лоснились, как дорогой куний мех». Глядя на все это, «радовалась, по привычке, Анисья на урожай, хотя уже давно не было ей никакой пользы от урожаев».

Когда читаешь про это у Бунина, то не только жалость чувствуешь и болит сердце, болит и совесть. Как много таких неблагодарно забытых людей и сегодня!

Читая Бунина, понимаешь, что деревня для него не сюжет, с Русью он связан навечно. Любовь к России с ее «Несмелой тысячелетней рабской нищетой» — завещание писателя новому поколению.
Работа ассистента. Сообщение учащегося по вопросу 2 на странице 45 учебника: «Каковы истоки социальной двойственности Бунина? В чем проявляется тяготение к дворянским традициям и отталкивание писателя от них? Как воспринимал Бунин «барина и мужика»? Рассмотрите с этой позиции раннюю прозу Бунина, например рассказ «Танька».
Учитель. Увлекает и чарует природа в произведениях Бунина: она не абстрактна, для ее изображения автор подобрал образы, тесно связанные с жизнью и бытом обычного человека. Кровную связь автора с природой подчеркивает богатство «красочных и слуховых ощущений» (А. Блок).

Природа у него — это «желтая скатерть жнивья», «глинистые ковриги гор», бабочки «в ситцевых пестреньких платьицах», «серебристые струны» проволоки телеграфных столбов, на которых сидят копчики — «совсем черные значки на нотной бумаге».

Своеобразие стиля писателя определяется особым характером изобразительности.

В прозе Бунина очень широк круг речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия и отличающихся высокой степенью концентрации на сравнительно небольшом пространстве текста.
Примерный план

1. Продолжает традиции русской классики.

2. Автор — реалист.

3. Не любит русской нищеты, но с Русью связан навечно.

4. Чарует природа в произведениях Бунина.

5. Особый характер изобразительности:

а) широк круг речевых средств;

б) высокая степень их концентрации.
IV. Работа с текстом (в группах).

На карточках — фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых средств, использованных автором.
1-я группа.

Работа с фрагментом рассказа «Антоновские яблоки».

«...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сена, — с дождиками в самую пору, в средине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

Это тархане, мещане-садовники наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, — непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувстовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге».
Примерный ответ

Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными элементами (народными приметами, названием религиозного праздника) создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший писатель.

Анафорический повтор «вспоминается», «помню» сближает данный прозаический текст с поэзией. В этом фрагменте вообще много повторов, что характерно для стиля писателя. Звучит здесь и мотив звездного ночного неба, так часто встречающийся в лирических стихотворениях

На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы, запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег, поскрипывание обоза по дороге).
2-я группа.

Работа с фрагментом рассказа «Поздний час».

«Мост был такой знакомый, прежний, точно я его видел вчера: грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости, — гимназистом я думал, что он был еще при Батые. Однако о древности города говорят только кое-какие следы городских стен на обрыве под собором да этот мост. Все прочее старо, провинциально, не более. Одно было странно, одно указывало, что все-таки кое-что изменилось на свете с тех пор, когда я был мальчиком, юношей: прежде река была не судоходная, а теперь ее, верно, углубили, расчистили; месяц был слева от меня, довольно далеко над рекой, и в его зыбком свете и в мерцающем, дрожащем блеске воды белел колесный пароход, который казался пустым, — так молчалив он был, — хотя все его иллюминаторы были освещены, похожи на неподвижные золотые глаза и все отражались в воде струистыми золотыми столбами: пароход точно на них и стоял».
Примерный ответ

(

В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные проявления чувственного восприятия.

Используются не только прилагательные для обозначения цвета (золотой), но и глагол со значением цвета (белел), который так же придает тексту динамизм, как и причастия «в мерцающем, дрожащем свете».

Бунин передает ситуацию в восприятии конкретного лица, на что указывает использование местоимения «месяц был слева от меня». Это делает зарисовку более реалистичной и ставит в центр внимания внутреннее состояние человека, которое раскрывается в воспринимаемых им картинах.

В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.
3-я группа

Работа с фрагментом рассказа «Косцы».

«Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими (косцами) и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Примерный ответ

В рассказе «Косцы» используется анафорическое построение (для данных предложений характерно единоначалие), что сближает это прозаическое произведение с поэзией. Этот фрагмент построен как лирический монолог. Лирическая экспрессия создается повторами разных типов: лексический повтор (слова было, этот), повтор однокоренных слов (в родстве, хлебородном, родина), повторы слов с общей семантикой «общий» (общий, родной, кровный, родство, вместе).

Звучит тема России, как и в большинстве произведений И. А. Бунина, словами «мы дети своей родины», «наш общий дом» автор признается в любви к этой стране, подчеркивая кровное родство с ее народом.

В данном тексте проявляется еще одна особенность, характерная для стиля писателя: автор воздействует на разное чувственное восприятия читателя, описывая цвет (розовеющий запад), запах (медвяные травы), подключает даже вкус (ягод, которые «поминутно срывали и ели» косцы).
Домашнее задание:

1. Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с Буниным».

2. Индивидуальные задания:

а) вопрос 4 на странице 46 учебника: «С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.?» Рассмотри те стихотворения «Сонет», «Одиночество»;

б) сообщение на тему «И. А. Бунин — тончайший живописец природы».


Урок 3. Лирическое мастерство,

красота и гибкость стиля поэзии И. А. Бунина

Цели: научить определять особенности поэзии Бунина, ее тематику; продолжить работу по развитию навыков анализа поэтического текста.
...Он просто пишет прекрасные стихи.

Ю. Айхенвальд
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

— Чем же запомнился вам Бунин как человек и писатель?

(Учащиеся делятся впечатлениями от первой встречи с Буниным, зачитывают миниатюры, подготовленные дома.)
II. Вступительное слово учителя.

— Кто из вас когда-нибудь пробовал писать рассказы или стихи? Поделитесь своими ощущениями.

— Что такое, по вашему мнению, писательский труд? Развлечение? Работа?

Вот как о работе Бунина вспоминал его племянник, литератор Пушешников. Выдержки из его дневника свидетельствуют о том, как требователен был писатель к себе.

«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем, — приводит Пушешников слова Бунина... — Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев... Иногда за все утро я в силах, и то с адскими муками, написать всего несколько строк».

Вспоминал Пушешников слова, сказанные ему Буниным, когда они гуляли по лесной просеке: «Вот, например..., как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба. Это истинное мучение!

Я прихожу в отчаяние, что не могу этого запомнить. Я испытываю мутность мысли, тяжесть и слабость в теле. Пишу, от усталости текут слезы. Какая мука наше писательское ремесло... В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги... А какая мука найти звук, мелодию рассказа, — звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать».

Бунин развивает мысль о том, что «поэзия — это ежедневный труд»: «Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, пишите просто обо всем, что увидите...

Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите... Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться. И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. Вам станет легче дышать».

В мир подлинной поэзии Бунина предстоит войти и нам.
III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

На фоне русского модернизма начала ХХ века поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты.

Поэтизируя факты, поэт не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста.

Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» — все это продолжает его вдохновлять.

Все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте.

Узнаваем стиль Бунина. Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это — его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах.

Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем.

Они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.

Проникнутый духом честности, поэт не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка.

Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он не словоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком передан какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по своей воле пробуждает в нас теплое движение сердца.
2. Чтение и частичный анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»:

а) Слово учителя.

В 1916 году перед самой катастрофой Октябрьского переворота вместе с рассказами «Последняя весна», «Последняя осень» появляется стихотворение Бунина «Последний шмель».

Не случаен эпитет «последний» в этих произведениях. Но что он означает?

Давайте вместе разберемся: о чем это стихотворение?
б) Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником.
в) Работа с текстом (карточки с текстом стихотворения и вопросами для анализа — раздаточный материал).
ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!
Вопросы для анализа:

1. Каким настроением наполнены строки?

2. Что можно сказать о теме произведения?

3. О чем тоскует лирический герой? Что явилось символом его переживаний?
Примерные ответы

1. Тоскливо-протяжные интонации неспешного трехсложного размера навевают чувство сожаления о чем-то ушедшем.

Тоскует одинокий человек: в «жилье человечьем» он один, один и шмель. Во всем стихотворении местоимения только единственного числа.

2. На первый взгляд в нем звучит тема природы. Дано описание последних жарких дней лета или ранней осени, в один из них «в жилье человечье» залетел «последний шмель». Но это стихотворение относится и к философской лирике, в которой звучат мотивы тоски и одиночества. В центре уже — человек со своей «человеческой думой».

3. Лирический герой тоскует о «безмятежных» днях молодости, о спокойной жизни в деревне, которая была нарушена революционными потрясениями. Символом переживания героя стали опустевшие мертвые поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть:
Скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!
3. Работа с учебником.

Хорошо, что вы отметили неоднозначность тематики стихотворения «Последний шмель». Прочитайте статью «Бунин-поэт» (учебник, с. 32-33). В форме плана перечислите темы, наиболее характерные для бунинской поэзии.
Примерный план

1) Быт родительского дома, русская усадьба.

2) Любовь.

3) Мир русской природы.

4) Философская лирика.
Индивидуальные сообщения учащихся.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconПташкина В. Н. Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В....
Литература. 5 класс поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной [и др.] / авт-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — 3-е изд., перераб...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconСодержание
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной / авт сост. Н. Я. Крутова, С. Б. Шадрина. — Изд. 2-е,...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconУрок по роману «Капитанская дочка»
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconУрок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconУрок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconЛитература XVIII века Русская литература XIX века
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconПрограмма по литературе для 11 класса составлена на основе федерального...
Под редакцией В. Я. Коровиной. (Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев). Москва: Просвещение, 2008. Учебника Русская литература XX...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconРабочая учебная программа по литературе (индивидуальное планирование)...
«Русская литература XIX века. 10 класс» (ч. 1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В. И. Коровин, М. «Просвещение», 2008г.),...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconУрок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...

Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» iconРабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа
«Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции