Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»




Скачать 3.91 Mb.
Название Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
страница 1/28
Дата публикации 20.10.2014
Размер 3.91 Mb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………4

Урок 1. Вводный ……………………………………………………………………………….. 5

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… 8

Урок 2. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древне-

русской литературы ……………………………………………………………………………. 8

Уроки 3—4. «Слово» как высокопатриотическое и высоко-художест-

венное произведение (идея, образная система, пейзаж «Слова», влия-

ние фольклора) …………………………………………………………………………………11

Урок 5. «Вечные образы» в «Слове о полку Игореве» (внеклассное

чтение) ………………………………………………………………………………………….15

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА …………………………………………………………….. 19

Урок 6. Литература ХVIII века (общий обзор). Гражданский пафос

русского классицизма ……………………………………………………………………….. 19

Урок 7. Ж.-Б. Мольер — представитель французского классицизма ХVII в. ……………..22

Урок 8. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» ………………………………………… 25

Урок 9. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» …………………………………………….27

Уроки 10—11. Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонви-

зина «Недоросль» (урок-семинар) ……………………………………………………………29

Урок 12. М. В. Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского

литературного языка …………………………………………………………………………..32

Урок 13. Ода «На день восшествия...» — типичное произведение

русского классицизма ………………………………………………………………………….36

Урок 14. Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина …………………………38

Урок 15. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»

Г. Р. Державина ……………………………………………………………………………….. 39

Урок 16. Подвиг А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга

в Москву» (внеклассное чтение) …………………………………………………………… 41

Урок 17. Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» ..............................43

Урок 18. Н. М. Карамзин — писатель и историк ………………………………………….. 45

Урок 19. Итоговый урок по I и II разделам ………………………………………………….48

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА …………………………………………………..50

Урок 20. А. С. Грибоедов. Личность и судьба ……………………………………………… 50

Урок 21. «К вам Александр Андреич Чацкий...» (анализ 1 действия) …………………… 55

Урок 22. «Век нынешний и век минувший...» (анализ II действия) ………………………..57

Урок 23. «Безумный по всему...» (анализ III действия) ……………………………………. 59

Урок 24. «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству

уголок...» (анализ IV действия) ……………………………………………………………… 60

Урок 25. «...Картина нравов, и галерея живых типов, ... и комедия»

(по статье А. И. Гончарова «Мильон терзаний») ……………………………………………62

Урок 26. Обучающее сочинение-рассуждение по комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума» …………………………………………………………….. 65

Уроки 27—28. Золотой век русской поэзии ……………………………………………….. 66

Урок 29. А. С. Пушкин: жизнь и судьба …………………………………………………… ..69

Урок 30. «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика

А. С. Пушкина) ……………………………………………………………………………… 72

Урок 31. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина …………………………………………. 75

Урок 32. «Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика

Пушкина) …………………………………………………………………………………...… 78

Уроки 33—34. Обучающее сочинение-рассуждение по лирике

А. С. Пушкина …………………………………………………………….……………….…. 81

Урок 35. Поэты ХХ века о Пушкине (внеклассное чтение). Урок-

концерт ……………………………………………………………………………………...... 83

Урок 36. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История

создания. Замысел и композиция. «Онегинская» строфа …………………………………. 84

Урок 37. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет ………………………….. 86

Урок 38. Итоговый тест по творчеству А. С. Пушкина ……………………………………. 90

Урок 39. М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. два поэтических

мира: Пушкин и Лермонтов ………………………………………………………………… 94

Урок 40. Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермон-

товской лирики ……………………………………………………………………………….. 96

Урок 41. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ

стихотворения «Родина» ……………………………………………………………………. 98

Урок 42. Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотно-

шений человека и природы …………………………………………………………………. 100

Урок 43. Судьба поколения 30-х гг. в лирике Лермонтова. Под

готовка к классному сочинению …………………………………………………………….102

Уроки 44—45. Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова

«Дума» и «Бородино» (классное сочинение) ……………………………………………….105

Урок 46. «Герой нашего времени»: первые впечатления. Свое-

образие поэтики ………………………………………………………………………………105

Урок 47. Век Лермонтова в романе ………………………………………………………… 107

Урок 48. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань») ……………………………….. 109

Урок 49. Итоговая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова ……………………………. 111

Урок 50. Страницы жизни и творчества Н. В. Гоголя ……………………………………..116

Уроки 51—52. Семинарское занятие по циклу «Петербургские

повести» ……………………………………………………………………………………… 118

Урок 53. «Мертвые души»: история создания, особенности сюже-

та, система образов ………………………………………………………………………….. 121

Урок 54. Художественная деталь как средство создания образа …………………………123

Урок 55. Образ Чичикова (урок с элементами диспута) …………………………………. 125

Уроки 56—57. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева,

А. А. Фета ……………………………………………………………………………………. 128

Урок 58. Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его

предшественники о поэте и поэзии» ……………………………………………………… 131

Урок 59. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок» …………………………………..134

Урок 60. Работа с текстом драматического произведения. Основ-

ной конфликт комедии ……………………………………………………………………….136

Урок 61. Любим Торцов — главный герой пьесы ………………………………………….137

Урок 62. Ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества.

Повесть «Белые ночи» ………………………………………………………………………. 138

Уроки 63—64. Тема одиночества человека в странном мире белых

ночей. Петербург Достоевского ……………………………………………………………..140

Урок 65. Личность Л. Н. Толстого. Автобиографическая трило-

гия. Обзор содержания ……………………………………………………………………….141

Уроки 66—67. Подлинные и мнимые ценности жизни (глава

«comme il faut»). Приемы психологического самоанализа героя

(глава «Я проваливаюсь») ……………………………………………………………………143

Уроки 68—69. Как писать сочинение-очерк. Сочинение-очерк

«Мой современник» …………………………………………………………………………..147

Уроки 70—71. Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство

Чехова-рассказчика ………………………………………………………………………… 147

Уроки 72—73. «Маленькая трилогия» Чехова. Рассказ «Анна на шее» .......................... 151

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА ………………………………………………… 153

Уроки 74—75. Русская литература ХХ века: многообразие жанров

и направлений ………………………………………………………………………………. 153

Урок 76. И. А. Бунин. Новелла «Темные аллеи» …………………………………………..154

Уроки 77—78. М. А. Булгаков: жизнь и судьба. Художественные

особенности повести «Собачье сердце»…………………………………………………… 156

Уроки 79—80. «Серебряный век» русской поэзии. Своеобразие

лирики А. А. Блока ………………………………………………………………………… 158

Уроки 81—82. Литературно-музыкальная композиция, посвящен-

ная Сергею Есенину ………………………………………………………………………… 161

Уроки 83—84. Слово о Маяковском. «Громада-любовь» и «гро-

мада-ненависть» ………………………………………………………………………………166

Уроки 85—86. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ миро-

зданья» в лирике Заболоцкого …………………………………………………………….. 168

Уроки 87—88. «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!..»..................................170

Уроки 89—90. Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой.

«Дневник Психеи» ……………………………………………………………………………177

Уроки 91—92. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бы-

вать...». Ранняя лирика А. Ахматовой ………………………………………………………181

Уроки 93—94. Поэма Анны Ахматовой «Реквием». «Я голос ваш,

жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица...» ……………………………………….. 185

Уроки 95—96. М. А. Шолохов. «Судьба человека» ……………………………………… 188

Уроки 97—98. Знакомство с творчеством А. Т. Твардовского ………………………….. 190

Уроки 99—100. Классное сочинение «Герои и проблемы совре-

менной литературы» ………………………………………………………………………….192

Литература …………………………………………………………………………………….193

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие представляет собой поурочные планы, составленные в соответствии с учебником-хрестоматией по литературе для 9 класса под ред. В. Я. Коровиной (Литература: 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. В. Я. Коровина и др.)

Задачей автора было максимально облегчить учителю подготовку к уроку и работу на уроке. Педагог может заимствовать из пособия как полные разработки уроков, так и использовать их частично, добиваясь того, чтобы работа была окрашена творческим отношением к своему делу и любовью к литературе.

Автор данного пособия попытался учесть и объединить все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях. В него включены фрагменты оригинальных, как кажется автору, уроков И. И. Аркина (Уроки литературы в 9 классе.: практ. методика: книга для учителя / И.И. Аркин. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2001), Золотаревой И. В., Беломестных О.Б., Корнеевой М.С. (Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 3-е изд. испр. и доп.), Макдотовой Л.Г. (Конспекты уроков по литературе. 11 класс: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч.).

В школе девятый класс занимает особое место: для части учеников этот завершающий этап систематического литературного образования. Поскольку именно этот класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, важно оставить в сознании ребят представление о лучших произведениях родной литературы. С этой целью автор предлагает сценарии литературно-музыкальных композиций, посвященных творчеству Грибоедова, Пушкина, Есенина, дискуссии по произведениям Гоголя, Достоевского, Толстого, Шолохова.

В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в пособии предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения:

- работы, проверяющие знакомство учащихся с текстом произведений, знания по предмету;

- работы, проверяющие глубину освоения и понимания литературных произведений;

- работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Все работы в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему.

Урок 1
ВВОДНЫЙ
Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.
Ход урока

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

2. Какие из них было трудно читать? Почему?

3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).

Беседа по статье.

— Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»? Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

— Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?

— Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
III. Обзор курса литературы 9 класса.

Учитель. Основная задача курса литературы 9 класса познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью: «Древнерусская литература» (составляющие курса конспектируем в тетради).

1-й ученик-ассистент (разворачивая «грамотку»).
Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его

В похвалу трудам его и ранам

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.
Учитель. Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце ХII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.

Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность... Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.

«Слово...» — драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

Открывается вторая страница «календаря»: Литература ХVIII века. Классицизм. Сентиментализм (запись в тетради).

2-й ученик-ассистент.
Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.
Учитель. Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова — реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал:

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития — путь сближения литературного языка с языком народным».

3-й ученик-ассистент
О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.
Учитель. Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от фонвизинского Митрофанушки?
Инсценировка действия IV, явл. VIII «Недоросля» (учебник-хрестоматия, с. 63—64).
Учитель. Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года родился его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено которой — Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова.
Учитель. Перед нами — «Шедевры русской литературы ХIХ века».

Открывается новая страница на доске. «Литература ХIХ века. Романтизм. Реализм (запись в тетради).

Учитель. А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

4-й ученик-ассистент.
Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, -

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...
Учитель (открывает последнюю страницу — «Литература ХХ века»). ХХ век — век военных и революционных потрясений — вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

1-й ассистент. До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе — И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

2-й ассистент. После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

3-й ассистент. В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий — в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

4-й ассистент. С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

5-й ассистент. В литературе 50—70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

6-й ассистент. Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon Вопросы для подготовки к вступительному испытанию по литературе
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. “Слово о полку Игореве”. История открытия “Слова о...
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon 2 «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. 1

Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon 1. «Слово о полку Игореве» выдающийся памятник древнерусской литературы....
«Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове» идеи единства Русской земли
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon «Слово о полку Игореве» памятник древнерусской литературы
Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина (А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»)
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon «Слово о полку Игореве» Ярославна, Всеволод, Кончак это герои
Сколько дней сражались русские в том бою, который сравнивается с кровавым пиром («Слово о полку Игореве»)?
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon Когда было создано «Слово о полку Игореве»?
Укажите, какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова о полку Игореве»?
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon 200 лет поиска «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» – бесценный, чудом сохранившийся памятник русской поэзии ХІІ века. Неизвестно, сколько раз переписывалась...
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?
Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве» icon Календарно-тематическое планирование по литературе. 9 класс
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции