Классицизм романтизм реализм сентиментализм




Скачать 39.31 Kb.
НазваниеКлассицизм романтизм реализм сентиментализм
Дата публикации29.09.2014
Размер39.31 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Литература > Литература
Литература 2 октября

Занятие 2 Имя ………………..
Оstraight arrow connector 1straight arrow connector 2straight arrow connector 3straight arrow connector 4сновные Литературные направления


КЛАССИЦИЗМ РОМАНТИЗМ РЕАЛИЗМ
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Основные черты литературных направлений:

  1. объединяют писателей определенной эпохи;

  2. представляют особый тип героя;

  3. выражают определенное мировоззрение;

  4. выбирают характерные темы и сюжеты;

  5. используют характерные художественные приемы;

  6. работают в определенных жанрах;


Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 2-ой половины XVIII – начала XIX века. Сетиментализм объявил доминантой “человеческой природы на разум, а чувство. Идеал гармонично развитой личности – в высвобождении и совершенствовании “естественных” чувств.
Отличительные черты сентиментализма:

  1. раскрытие человеческой психологии;

  2. чувство – высшая ценность;

  3. интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, быту;

  4. идеализация действительности, субъективное изображение мира;

  5. органическая связь человека с природой;

  6. произведение часто написано от первого лица (рассказчик – автор), что придает ему лиризм и поэтичность


Представители сентиментализма


С.Ричардсон (Clarissa Garlow), Ж.-Ж. Руссо (Юлия, или Новая Элоиза), И.В. Гете (Страдания Юного Вертера).

В. Жуковский, Н. Карамзин (Бедная Лиза, Наталья, боярская дочь)
Бедная Лиза


Лиза — главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

Противопоставление Города и деревни: Мотив совращения чистой и непорочной девушки, в том или ином виде встречающийся во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» подчеркнуто социальное звучание. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировой фольклорно-мифоло-гической традиции герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Л. сделает то же самое, послав матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же не нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись». Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной «бедной девушки» становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретая при этом особый национальный колорит.

Рассказчик как персонаж: Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев.
Имя и классический стереотип: Само имя Елисавета — древнееврейского происхождения (с последующей греко-латинской адаптацией) и переводится как «почитающая Бога». «Мировой» контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Это имя жены первосвященника Аарона, а также жены священника Захарии и матери Иоанна Крестителя . Имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д'Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Ж. Ж. Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза...» (1761). В Эрмитаже находится знаменитый бюст невинной и наивной «Маленькой Лизы» работы французского скульптора Гудона (1775), который мог также повлиять на образ, создаваемый Карамзиным.



Имя «Лиза» до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII—XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой, с «наукой страсти нежной». Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа.

Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconОбъем требования
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconПрограмма вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата
Литературное направление; классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconПрограмма для подготовки к вступительным испытаниям по литературе...
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconИдея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия:...
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconЖивописи, музыке
«совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов», закреплявшихся в художественных направлениях (классицизм,...

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconЗачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconУрок (литература и история) Тема: Романтизм и реализм в русской и зарубежной литературе
Ребята! К нам в руки попали 3 письма из 19 века. Мы взяли для вас фрагменты этих писем и просим познакомиться с их содержанием. (На...

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconПетровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского
Ведущим направлением является классицизм, он приобретает гражданский характер., появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм,...

Классицизм романтизм реализм сентиментализм iconЧерты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»

Классицизм романтизм реализм сентиментализм icon1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров
Романтизм широкое идейное и художественное направление в русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции