Живописи, музыке




Скачать 282.7 Kb.
НазваниеЖивописи, музыке
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер282.7 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3

powerpluswatermarkobject1


Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ,
ЖИВОПИСИ, МУЗЫКЕ

Учебная программа факультативных занятий по русской литературе

для общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения

IX класс


Авторы М. Г. Лобан, И. Л. Чернейко
Минск

2009

Пояснительная записка
Золотой век русской культуры останется в памяти многих читателей как время знаменитых артефактов и мировых шедевров, как столетие рождения уникальной плеяды литераторов, художников, композиторов, философов и историков, как период обновления русского языка и формирования непревзойдённой русской литературы, отличавшейся бурным расцветом жанровых форм и стилей, художественных методов и направлений.

В противовес иерархическому возвышению какого-то одного вида над всеми иными, русская словесность первой половины XIX в. «под сенью дружных муз» соединила в себе «все элементы других искусств». Это художественное единство, с одной стороны, раскрывало особую концепцию мира и человека в произведениях живописи, музыки, архитектурных ансамблях, лучших образцах словесного искусства и, с другой стороны, вырабатывало особую «совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов», закреплявшихся в художественных направлениях (классицизм, романтизм, реализм).

Это уникальное время синтезировало в себе существование множества интеллектуальных течений, художественных направлений и систем: нормативность одних давала толчок к развитию других и возникновению третьих. Столетие родило столько «культурных загадок», столько знаменитых произведений, что до сих пор мир удивляется их совершенству и неповторимости и до сих пор сверяет качество литературной продукции своего времени «с координатами культурной жизни России» первой половины XIX в. Именно в этот период появляются удивительные жанровые формы, никогда не существовавшие ранее: роман в стихах «Евгений Онегин» и стихотворная повесть «Медный всадник» А. С. Пушкина, поэма в прозе «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Классицизм, романтизм, реализм – исторические периоды в развитии культурного человечества, раскрывающие не только индивидуально-неповторимое видение мира конкретного писателя, художника, музыканта, но и целого поколения людей.

Дидактическая целесообразность интегративного подхода к изучению литературных произведений на факультативных занятиях «Под сенью дружных муз…» обосновывается стремлением включить русскую классику первой половины XIX в. в современную систему культурных ценностей, удовлетворить потребности учащихся в общении с лучшими образцами изобразительного, музыкального и словесного искусства. Характеристика динамического развития литературных направлений (философских идей, типологии героев, сквозных тем, изобразительных средств) в русской словесности первой половины XIX в. помогает разобраться с особенностями литературного процесса, историко-литературными тенденциями, а разработка межпредметных связей позволяет конкретизировать взаимовлияние литературы и музыки, театра и живописи, психологии и философии, истории и религии.

Объектом исследования на данном факультативе являются художественные произведения и авторы, не включённые программой в список для обязательного изучения. Интегративный характер факультативного занятия позволяет не только выявить внутрипредметные типологические связи литературных монографических тем, но и расширяет возможности межпредметного изучения курса русской словесности XIX в. «Человеческое ядро искусства в его историческом развитии и изменчивости» постигается учащимися через эстетическую категорию «художественное направление», выполняющую систематизирующую и интегрирующую функции. Каждое из направлений, создавая свою картину мира и человека, исторически закрепляет идеалы своего времени и тем самым подчёркивает их непреходящее значение.

Эффективность работы на факультативном занятии «Под сенью дружных муз…» зависит, во-первых, от выбора произведений, их идейно-эстетической значимости, тематического и жанрово-стилевого разнообразия и, во-вторых, от разумного сочетания различных приёмов работы с художественным текстом и его творческими интерпретациями в других видах искусства (исторический экскурс, стилистический эксперимент, сопоставительный анализ, различные виды комментария, анализ сюжета, тематики, проблематики, композиции, образной системы, средств художественной выразительности и пр.).

Цель факультатива: развитие предствлений учащихся о концепции мира и человека в каждом из художественных направлений первой половины XIX в. (классицизм, романтизм, реализм), определение способов её художественного воплощения в литературных текстах и их интерпретациях в смежных видах искусства; совершенствование возможностей применения межпредметных и внутрипредметных связей в эстетическом воспитании учащихся старших классов.
Задачи факультатива:

1) дать понятие художественному направлению как конкретно-исторической форме художественного метода;

2) формировать представление о литературных направлениях (классицизм, романтизм, реализм), показать их генезис, эволюцию, диалектическую взаимообусловленность и художественные особенности;

3) научить учащихся анализировать художественные тексты в единстве содержания и формы; производить целостный анализ поэтических текстов различных жанровых форм, выявлять художественные средства изображения героев и жизненных обстоятельств;

4) формировать умения создавать научно-исследовательские и литературно-творческие работы на основе прочитанных произведений русских писателей XVIII–XIX веков и их художественных интерпретаций в смежных видах искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения факультатива «Под сенью дружных муз…» учащиеся должны овладеть следующими теоретико-литературными понятиями:

  • основные факторы литературного процесса первой половины XIX в. (направление, стиль);

  • отличительные признаки классицизма, романтизма, реализма как художественных направлений;

  • художественный образ и способы его создания (портрет, речь, пейзаж, вещный мир);

  • художественный стиль как наиболее общее свойство художественной формы.

В процессе овладения знаниями учащиеся должны выработать следующие умения:

  • определять авторскую концепцию (идею-замысел) произведений различных видов искусства;

  • активно использовать в анализе поэтических текстов основные признаки художественных направлений (классицизм, романтизм, реализм);

  • определять приёмы создания художественных образов, выявлять их общие и отличительные черты в процессе целостного анализа поэтических текстов, а также сопоставления литературных произведений со смежными видами искусства;

  • находить элементы идиостиля в произведениях А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др.;

  • создавать различные по жанру литературно-художественные работы на основе прочитанных произведений и их творческих интерпретаций в других видах искусства.


ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

(35 часов)
I. «Вначале было СЛОВО» (5 часов)

1. «Колыбель русской литературы»: становление древнерусской художественной культуры X–XII вв. (1 час).

Истоки и корни русской культуры X–XII вв.: язычество, христианство. Особенности развития древнерусского государства как начало формирования социальных характеристик культуры в X–XII вв. Ценностные ориентации древних славян: соборность, созерцание и духовное подвижничество, идея духовного универсализма.

Материальная и духовная культура Древней Руси «Сама Вселенная должна стать храмом Божим…»: архитектурные формы храмов X–XII вв. Художественная система икон. Жанр житийной иконы.

«Мастер святого ремесла»: Алимпий, Симон Ушаков, Феофан Грек, Андрей Рублёв. Образ иконописца в живописи и кинематографе.

Влияние переводной литературы на древнерусскую литературу. Жанровое многообразие древнерусской литературы.

2. «Героический пролог русской литературы»: «Слово о полку Игореве» в переводах (1 час).

Алексей Иванович Мусин-Пушкин – открыватель «Слова…» для широкой читательской аудитории. «Неразгаданные загадки» «Слова…».

«Соловей старого времени»: интерпретация образа Бояна в тексте поэмы и живописных полотнах («Боян» Ильи Глазунова, «Боян» Николая Рериха, «Боян» с гравюры В. А. Фаворского).

История исследования «Слова…» и его переводов (Б. Д. Греков, А. С. Орлов, Д. С. Лихачёв и др.). Поэтические переводы «Слова о полку Игореве»: В. А. Жуковский, А. Н. Майков, И. И. Козлов, В. В. Капнист, В. Г. Белинский, Л. А. Мей, Н. Гербель, Т. Г. Шевченко (XIX в.); К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, А. А. Прокофьев, Н. И. Рыленков, А. Ю. Чернов (ХХ в.).

«Слово…» в европейских переводах. Переводы «Слова о полку Игореве» на белорусский язык.

3. «Небольшой памятник оказался одной из самых больших радостных побед русского слова…»: жизнь «Слова…» в смежных видах искусства (1 час).

Значение поэмы в истории русской литературы и культуры.

Поэтические образы «Слова…» эпохи создания памятника: миниатюра Радзивилловской летописи XV в. «Слово о полку Игореве» в русском изобразительном искусстве. Многочисленные иллюстраторы «Слова…». Интерпретация исторического прошлого с позиции современности: батальные сцены к «Слову…» В. М. Васнецова («После побоища Игоря Святославовича с половцами», 1878 г.). Образы русских воинов на картинах Ильи Глазунова («Отправление войск») и гравюрах В. А. Фаворского. Система художественных образов в «Слове…».

«Ярославны голос раздаётся…»: поэтические переводы «Плача Ярославны» русскими поэтами и писателями XIX и ХХ вв. Трогательный женский образ в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и балете «Хореографическое размышление в 3 действиях по мотивам “Слова…”» (муз. Б. Тищенко, хореография О. Виноградова). «Символ верности заветной, символ женской красоты» в живописи: образ Ярославны на полотнах В. Перова, И. Горюшкина-Сорокопудова, М. Грачёва, В. А. Фаворского.

Тема чести и достоинства в поэме. Образ князя Игоря в «Повести временных лет» и «Слове о полку Игореве». Трактовка образа Игоря Святославича на картинах И. Глазунова («Князь Игорь»), в гравюрах В. А. Фаворского, в опере А. П. Бородина «Князь Игорь».

Нравственные уроки «Слова о полку Игореве».

4. «И летопись окончена моя…»: летопись как жанр древнерусской литературы (1 час).

Историческое и литературное значение летописей. Летопись – жанр повествовательной литературы XI–XVII вв.; погодная запись исторических событий. Летописные своды XI–XII вв. (Киев, Новгород, Галич, Переяславль и др.). Историзм – важное свойство древнерусских летописей. Жанровое отличие южных и северных летописей.

«Повесть временных лет» как литературный памятник, соединивший прошлое и настоящее русского народа. Художественные особенности «Повести…».

«Перед нами «историк-мыслитель, создавший энциклопедию русской жизни»: Нестор – продолжатель летописного дела и автор «Повести временных лет». Скульптура Марка Антокольского «Нестор-летописец».

«Героическое отношение к прошлому превращается под пером летописца в поучительное по отношению к современности»: историческое и литературное значение «Повести временных лет».

5. «Я знаю, что перед судом суровым…/ Я славу сберегу, я принесу им Слово…»: житие Евфросинии Полоцкой (1 час).

Житийная литература как воплощение ценностных ориентаций древнерусской литературы. Житие – биография духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Композиция агиографии. «Житие Евфросинии Полоцкой» – «учительная литература о духовном восхождении человека». Родословная Евфросинии Полоцкой. «Святость общественного подвига»: преданность и убеждённость как главные качества подвижнической деятельности Евфросинии Полоцкой. Образ преподобной Евфросинии Полоцкой в искусстве.

«Житие Евфросинии Полоцкой» как форма нравственного воспитания читателя, «пример и образец для подражания, помогающий выстроить иерархию ценностей». Образ Евфросинии в книге О. Ипатовой «Предслава». Поэтический облик «просветительницы земли белорусской» в стихах А. Розанова, Г. Буравкина, А. Минкина, С. Тарасова и др.
II. ХVIII век – «блистательный век Просвещения » (5 часов)

1. «Поступь классицизма» в литературе, архитектуре, живописи, музыке (1 час).

Классицизм как художественное направление, его влияние на развитие литературного процесса XIX–XX вв. Истоки мирового классицизма: философская основа и эстетические принципы.

Особенности становления и развития классицизма в русской литературе XVIII в., общественно-исторические предпосылки и национальное своеобразие. Классицизм в творчестве М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина.

Искусство эпохи классицизма (архитектура, живопись, музыка). Садово-парковое искусство XVIII в.

Открытие Академии художеств. Рождение русской академической школы живописи (И. Акимов, А. Лосенко, Гр. Угрюмов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, Ф. Рокотов).

Рождение первой композиторской школы (М. С. Березовский, Ф. А. Пашкевич, И. Е. Хандошкин и др.). Д. С. Бортнянский – зачинатель русской оперной музыки (опера «Сокол», «Сын-соперник»). Творческие связи русских поэтов и композиторов ХVIII в. Ф. Г. Волков – основоположник русского театра (1756 г., Санкт-Петербург).

Историческое и культурное значение «блистательного века Просвещения».

2. «Он был её отцом и пестуном, он был её Петром Великим…»: М. В. Ломоносов – учёный и поэт (1 час).

М. В. Ломоносов – гордость отечественной культуры, универсальный ученый и мыслитель, поэт. Портреты Ломоносова Х. А. Вортмана, Л. С. Миропольского, неизвестных художников XVIII в.

«Врата учёности…»: путь М. В. Ломоносова в науку. «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он всё испытал и всё проник»: разносторонность научных интересов М. В. Ломоносова. Развитие образования в России. Открытие Московского университета (памятник великому учёному в дворике МГУ имени М. В. Ломоносова).

Ломоносов и изобразительное искусство XVIII в. Ломоносовские мозаики (смальты).

Литературная позиция и эстетические манифесты (теория «трёх штилей», реформа русского литературного языка и русского стихосложения, «Российская грамматика» и др.). Жанр оды в творчестве М. В. Ломоносова, её основные виды и художественные особенности. Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Тема поэта и поэзии в творчестве М. В. Ломоносова: традиции и новаторство.

3. «В творениях Державина ярко отпечатался русский XVIII век»: Г. Р. Державин – человек, государственный деятель, поэт (1 час).

«Ум и сердце человечье были гением моим…»: многогранность и цельность личности Г. Р. Державина – государственного деятеля, поэта, драматурга, переводчика. Портреты Г. Р. Державина в художественном исполнении В. Боровиковского и Н. Тончи.

Поэтическое творчество Г. Р. Державина: тематическое многообразие и художественное совершенство. Ода «Фелица» в контексте творчества Г. Р. Державина: традиции и новаторство.

Г. Р. Державин – учитель А. С. Пушкина. Картина И. Репина «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».

4. «Сатирик превосходный громил невежество в комедии народной»: традиции комедии классицизма в произведениях Д. И. Фонвизина и Ж. Б. Мольера (1 час).

«Смешить и смехом пользовать»: комедия в системе жанров классицизма. «Блистательный театр» Жана Батиста Мольера («Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Тартюф», «Мнимый больной», «Мещанин во дворянстве»). Новаторство в жанре комедии (комедия-балет).

«Мещанин во дворянстве» – меткая сатира на нравы буржуа и дворянства. История создания комедии, любовная интрига в пьесе, художественные образы. Современная трактовка образа Журдена. Мольер на современной сцене.

«Всё побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина “Недоросль” и Грибоедова “Горе от ума”… Обе комедии взяли разные эпохи». «Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII в. Общественно-политическая направленность комедии, её проблематика. Мастерство и новаторство в изображении героев пьесы. «Театр был наполнен и публика аплодировала пьесе метанием кошельков»: постановка пьесы «Недоросль» на петербургской сцене в 1782 г. (И. А. Дмитриевский (Стародум), П. А. Плавильщиков (Правдин и Скотинин), Я. Д. Шумский (Еремеевна)).

Актуальность комедий Ж. Б. Мольера и Д. И. Фонвизина в наши дни.

5. “Ад прадзедаў спакон вякоў мне засталася спадчына”: классицизм в белорусской культуре XVIII века (1 час).

Белорусский классицизм как историко-литературная и эстетическая проблема: литературная полемика В. Конона и А. Мальдиса. «Теория» и «практика» белорусского классицизма: деятельность М. Сарбевского, С. Полоцкого.

Развитие идей классицизма во второй половине XVII в. и начале XIX в. в творчестве А. Нарушевича, А. Немцевича, Ф. Богомольца, И. Соколовского и др.

Традиции классицизма в творчестве Я. Чачота, Я. Барщевского и др.

Искусство Беларуси XVIII в.: эволюция художественных стилей эпохи (барокко – рококо – классицизм). Несвиж, Слуцк, Могилёв, Слоним – культурные центры Беларуси.

Архитектура и искусство живописи XVIII в. Жанр портрета. Декоративно-прикладное искусство: слуцкие пояса – культурное наследие белорусов. Роль М. К. Огинского в развитии белорусской культуры.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Живописи, музыке iconУрок внеклассного чтения русская природа в музыке и поэзии. «У нас...
Цель урока: продолжить знакомство с поэзией А. С. Пушкина и музыкой П. И. Чайковского; показать связь через восприятие природы живописи,...

Живописи, музыке iconЛитература
Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля,...

Живописи, музыке iconРабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,...
«Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,...

Живописи, музыке iconФедоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи федерального государственного...
Прием производится на отделение федоскинской миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше, специальность 072601 «Декоративно-прикладное...

Живописи, музыке iconСудьба литературных произведений в других видах искусства
«Книги имеют свою судьбу»,- писал римский писатель Теренциан Мавр. И действительно, необыкновенна судьба тех книг, которые не только...

Живописи, музыке iconЛитература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»
Цель: систематизировать знания учащихся о творчестве поэта, привить любовь к русской музыке и поэзии

Живописи, музыке iconРабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хуцеевская сош» Кизлярского района Республики Дагестан

Живописи, музыке iconИскусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может...
То живопись (подобно прочим искусствам) родилась в Греции. Впоследствии выяснилось, что в Египте тоже сохранились следы живописного...

Живописи, музыке iconГ североморска мурманской области
Рабочая программа по музыке для 5-7 и 8-9 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...

Живописи, музыке iconСегодня вторник, у меня занятие по музыке с Помыткиной Ниной Юрьевной
Преподает просто и понятно, поэтому учиться легко. Часто сама играет для нас, разогревая еще больший интерес к музыке. На уроках...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции