Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата




Скачать 106.71 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата
Дата публикации12.10.2014
Размер106.71 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПРИ ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА

НА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

51.03.06 – библиотечно-информационная деятельность

Липецк – 2014
Программа разработана на основе ФГОС среднего общего образования.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
Абитуриент должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание произведений, входящих в школьную программу по литературе и отраженных в кодификаторе ЕГЭ;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков;

- основные закономерности историко-литературного процесса XVIII –XXI вв.

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведений;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

владеть навыками письменной речи.
Содержание программы.


  1. Основные теоретико-литературные понятия

Литературное направление; классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Автор-повествователь. Рассказчик. Сюжет. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, развязка. Эпилог. Лирические отступления. Композиция. Интерьер. Портрет. Пейзаж. Диалог. Монолог. Внутренняя речь. Говорящая фамилия. Ремарка. Тема. Идея. Фабула. Персонаж. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ. Подтекст. Трагическое. Комическое. Виды комического: юмор, ирония, сарказм, сатира. Психологизм.

Язык художественного произведения. Метафора. Метонимия. Эпитет. Олицетворение. Сравнение. Гипербола. Неологизм. Аллегория. Анафора. Повтор. Звукопись (аллитерация, ассонанс). Риторический вопрос. Риторическое восклицание.

Стихотворный размер: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, дольник, акцентный стих. Рифма. Строфа


  1. Список литературных произведений.

Из литературы XVIII в.

Ф.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

Из литературы первой половины XIX в.

В.А. Жуковский. Море. Светдана.

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин Лирика. «Деревня», «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Узник», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Песнь о вещем Олеге», «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», «К***» (Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор…», «Зимняя дорога», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Няне», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «Зимнее утро», «Бесы», «Анчар», «Элегия», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…», «Туча», «Вновь я посетил…», «Я памятник воздвиг нерукотворный…».

Роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка».

М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой …», «Нищий», «Смерть поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Дума», «Бородино», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «И скучно, и грустно…», «Три пальмы», «Из-под таинственной холодной полумаски…», «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу ».

Поэмы. «Мцыри». «Песня про … купца Калашникова».

Роман «Герой нашего времени».

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Пьеса «Ревизор». Поэма «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века.
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Лирика. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Silentium».

А.А. Фет. Лирика. «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Это утро, радость эта…», «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь».

Н.А. Некрасов. Лирика. «Тройка», «В дороге», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «Премудрый пискарь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков. «Очарованный странник».

Из литературы конца XIX – начала XX в.
А.П. Чехов. Рассказы. «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».

Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.
И.С. Бунин. Рассказы. «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне»

А.А. Блок. Лирика. «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «Россия», «Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Поэма «Двенадцать».

В.В. Маяковский. Лирика. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!», «Скрипка и немножечко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Хорошее отношение к лошадям», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Поэма «Облако в штанах».

С.Е. Есенин. Лирика. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Пушкину», «Русь», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

М.И. Цветаева. Лирика. «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…».

О.Э. Мандельштам. Лирика. «Noter Dam», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый для слез…».

А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля», «Мужество», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Стихи о Петербурге».

Поэма «Реквием».

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека».

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».

А.Т. Твардовский. Лирика. «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Письмо матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…», «Вся суть в одном единственном завете…». Поэма «Василий Теркин» Главы «Переправа», «Два солдата», «смерть и воин», «Поединок».

Б.Л. Пастернак. Лирика. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».

Роман «Доктор Живаго».

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матренин двор».

Из литературы второй половины XX века.

«Деревенская проза». В.И. Шукшин, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин. Проза о Великой Отечественной войне. В.В. Быков, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, К. Симонов, В. Бондарев.

Поэзия. Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.В. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, И.А. Бродский, Н.М. Рубцов, Н.А. Заболоцкий.
Структура вступительного испытания и критерии оценки.

Вступительное испытание по литературе оценивается по 100-балльной системе.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа. Она состоит из трех частей, включающих тестовые задания и вопросы на проверку знания и понимания программных литературных произведений, а также теоретико-литературной и историко-литературной осведомленности абитуриентов. Первая часть содержит фрагменты прозаических произведений, во второй части представлены лирические произведения или их отрывки, в третьей части – драматические эпизоды. Оценивается в 100 баллов. По 1 баллу за каждое тестовое задание и задание, требующее краткого ответа; по 5 баллов за задание с развернутым ответом (5-10 предложений).

Отвечая на тестовые вопросы с выбором одного из нескольких предложенных ответов, следует обвести кружком соответственный буквенный вариант. Выполняя задания, требующие краткого ответа (в 1-2 слова), или развернутого ответа (до 5-10 предложений), следует вписать соответствующий ответ в указанное (подчеркнутое) место.

Если абитуриенту необходимо изменить свой ошибочный ответ на задания, он должен зачеркнуть первоначальный ответ («кружок» или слово) и отметить или написать новый вариант ответа, а рядом (на полях) сделать пометку: исправленному верить. Нельзя сдавать работу, не выбрав ответы на все задания.

Образец контрольно-измерительных материалов.

Часть I.

1. Где же вожатый? — спросил я у Савельича. «Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание.

1. Укажите автора и название произведения__________________________

2. К какому литературному роду принадлежит произведение?_________________________________________________

3. К какому направлению принадлежит произведение, из которого взят данный фрагмент?

а) классицизм, б) романтизм, в) реализм, г) модернизм.

4. Как называется разговор персонажей, обменивающийся репликами?________________________________________________________5. В отрывке приведены описания внешнего облика персонажа. Как называется такое средство характеристики героя?_____________________________________________________________6. Как называется выразительная подробность в художественном в тексте: «Как не прозябнуть в таком худеньком армяке?» «Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза»__________________________________________________________

7. Как по данному фрагменту можно охарактеризовать Гринева и Пугачева?(5-10 предложений)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть II.
Лиличка!

Вместо письма
Дым табачный воздух выел.

Комната –

глава в крученыховском аде.

Вспомни –

за этим окном

впервые

руки твои, иступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот.

сердце в железе.

День еще –

выгонишь.

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.


  1. Кому из поэтов 20 века принадлежат эти строки?________________________

  2. К какому течению «серебряного века» принадлежал автор этих строк?

а) символизму, б) акмеизму, в) футуризму

3.Подчеркните в тексте неологизм

4. Определите размер стихотворения _________________________________

5. Как называется прием, используемый поэтом: «сердце в железе», «сломанная дрожью рука» _______________________________________________

6.Как по этому отрывку можно охарактеризовать лирического героя стихотворения? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III.
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил...Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта... И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной — нет!.. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!..

  1. Укажите автора и произведение ______________________________________

  2. К какому направлению принадлежит данное произведение?

а) реализм, б) романтизм, в)классицизм

3. Как называются произведения, написанные для постановки в театре? ________________________________

4. Как называется короткое авторское замечание в тексте, выделенное курсивом и заключенное в скобки?_______________________________________________

4. Какой смысл заключен в истории о праведной земле, рассказанной Лукой? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая литература.


  1. Коровин В.И., Вершинина Н.Л. Литература. 10 кл.: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни./ Ред. В.И. Коровин. – М.: Просвещение, Любой год издания;

  2. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, Любой год издания;

  3. Сахаров В.И. Русская литература XI-XIX вв. 9-10 кл.: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, Любой год издания;

  4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература XX века: учебник для 11 кл. – М.: Русское слово, Любой год издания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconПримерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности....
При приёме по данным профилям учебное заведение проводит следующие вступительные испытания

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconДля организации и проведения аттестационных испытаний при приеме...
Извлечения из Положения о вступительных испытаниях в Российский государственный социальный университет

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата icon«межрегиональный институт экономики и права при межпарламентской...
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплинам «Русский язык»
Настоящая программа вступительных испытаний по дисциплинам «Русский язык» и «Литература» разработана в соответствии с Правилами приема...

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconРешение Ученого совета ргсу от «30» января 2012 г. Протокол №8 программы...
Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «ргсу») разработаны на основе Федерального...

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconПрограмма вступительных испытаний по литературе (устное собеседование)
Составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта среднего (полного) общего образования

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» магистерская программа «Литература...

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (на базе среднего...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе, соответствующей образовательным программам основного общего и...

Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру направление «050100...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции