Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве




Скачать 492.92 Kb.
НазваниеЧерты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
страница1/5
Дата публикации25.09.2014
Размер492.92 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.
Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы нарягая,

Мужала с гением Петра

А.Пушкин

1Вступительное слово, повторение и обобщение пройденного. Беседа

Черты развития русской литературы XVIII века.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(становление государсвенности и секуляризация культуры связано с Петром I)

XVIII в. – время перелома и эпоха накопления. В литературе – время формирования новой русской литературы, которая

- приобретает светский характер

- вымысел признается одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения (это поизошло во второй трети XVIII века)

- Каковы особенности проявления категории «вымысел» в ДРЛ?

(Практически не было, соответствовала некоторым жанрам и служила цели создания образа, н-р, в житийном жанре, в чудесах)

- создается новая система жанров.

Русская литература XVIII века сохранила и преумножила лучшие качества литературы предшествующего периода.

- Какие?

(патриотизм, связь с УНТ, интерес к человеческой личности)

- Вывела на новый уровень обличительную направленность против социальных пороков, сатирическое осмеяние человеческих и счоциальных пороков

- Главная особенность – нерасторжимая связь со временем. Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, она вмешивалась в решение актуальных политических, социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество

- отсюда и главная задача литературы – социально и нравственно воспитывать современника

- основная закономерность развития литературы этого времени – процесс ее неуклонной демократизации. Вместо образованного монаха, мудрого князя автором произведений становится «грамотей, пишущий по заказу или прямо «по указу» царя». Изменился и герой – теперь это умный, хитрый, находчивый человек, добивающийся успеха. независимо от социального положения

- особой популярностью пользуется разнообразная беллетристика

- журналы

Херасков «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Доброе намерение»

Новиков – «Трутень», «Адская почта» (Эмин), «Пустомеля»

Екатерина II – «Всякая всячина»

Газета «Санкт-Петербургские ведомости»

- вместе с тем велика роль литературы XVIII века в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем «золотом веке»

2 Работа со ст. в учебнике и составление таблицы «Русская литература XVIII века» с. 35-41


Период

Характерные черты

Имена

Конец XVII – первые десятилетия XVIII в. Литература Петровского времени

Требование времени – подчинить деятельность гражданина «общественной пользе»

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Феофан Прокопович

1730 - 1750

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. Осуществление стихотворной реформы – силлаботоническое стихосложение

А.Д.Кантемир

В.К.Тредиаковский

М.В.Ломоносов

А.П.Сумароков

1760 – первая половина 1770-х гг.

Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма. Поэзия уступает место прозе.

В.И.Майков

М.Д.Чулков

Н.И.Новиков

В.В.Тузов

М.М.Херасков

Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, стремление к реалистическому изображению действительности. Просветительские идеи, борьба с социальными пороками

Д.И.Фонвизин

Г.Р.Державин

А.Н.Радищев

И.А.Крылов

Н.М.Карамзин

И.И.Дмитриев


Определение понятия классицизм.

3 Запись в тетради. Работа со ст. в учебнике «Классицизм» с. 39

- истоки – Франция, Италия XVII- XVIII вв., в воззрениях драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н.Буало в трактате «Поэтическое искусство»

- основное свойство – обращение к образцам античности, нормативная поэтика

- в основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе», все подчинено строгой регламентации,правилам

- Характерные черты

А) культ разума

Б) художественное произведение организуется как искусственное, логически посторенное целое

В) строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

Г) жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные чкрты и свойства

Д) человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (говорящие фамилии), положительные и отрицательные герои противопоставляются

Е) идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей

- подчеркнутая объективность повествования

- активное обращение к общественной, гражданской проблематике

Для пьес эпохи классицизма характерно

- система амплуа – типов характера, переходящих из пьесы в пьесу (идеальная героиня, герой-любовник)

- сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике

- порок всегда наказан, добродетель торжествует

- принцип трех единств

А) времени – действие развивается не более суток

Б) места – автор не должен переносить действие из одного места в другое

В) действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено, нет побочных персонажей

- композиция

А) 4 акта – в 3 – кульминация, в 4 – развязка

- с главными персонажами знакомят второстепенные
Иерахия жанров

Высокие

трагедия, эпопея, ода

Низкие

комедия, сатира, басня

В них отражалась общественная жизнь, история

Герои – полководцы, монархи

Мифологические и библейские сюжеты

Идея служения государству, выполнению гражданского долга

Александрийский стих

Повседневная жизнь обычных людей

Использование прозы и разностопных стихов, бытовых деталей и разговорного стиля речи



Особенности классицизма в России

Формирование русского классицизма было обусловленовозникновением и развитием нового типа общественного сознания. Русскому классицизму оказались присущи типологические особенности европейского (прежде всего французского) классицизма

- нормативность и жанровая регламентация

- признание рационализма ведущей эстетической категорией, а разума – верховным судьей над окружающим миром

- резкое деление на положительных и отрицательных героев

- отсутствие динамики в образах, абстрагирование при создании образа

- требования от искусства правдоподобия, которое узко понимается и выражается в принципе трех единств

Однако формирование РК происходило позднее, чем в европейских странах, хотя в относительно сходных условиях укрепления абсолютизма), когда на смену рационализму пришло просветительство.

Особенности русского классицизма

- направленность на сущностные вопросы русской жизни, ей свойственен общественный, гражданский пафос

- обличительная направленность

- требование развивать образование, установить твердые законы, признать естественное равенство людей, внесозловную ценность человека

- связь с национальной традицией и УНТ

(А.П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве)

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Классицизм в России

Конец XVIII – XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Москвы, Петербурга и других городов.

Классицизм – европейское культурно-историческое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных шедевров, затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. В 1806-1823 гг. было построено здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом.

Говоря о скульптуре XVIII века, следует признать, что она представляет собой совмещение, слияние черт барокко и классицизма. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. Щедрин и Мартос дают образцы ясной гармонии, так сказать чистого классицизма.

«Медный всадник» на Сенатской площади воздвигнут при Екатерине II скульптором Э.Фальконе, установлен на цельной гранитной скале. Конь как-будто взлетает на волне, копытами попирая змею – символ измены. Сам Петр также в римском наряде.

Скульптура Летнего сада – круглая, монументальная и погрудный скульптурный портрет. Сюжеты – аллегорические фигуры, которые олицетворяют такие понятия, как Навигация, Архитектура, Мир и др. В целом прослеживаются традиции классицизма с элементами барочного искусства.

В 1714 г. было положено начало Петербургской Кунсткамере – первому естественно-научному музею в России, в Петербурге был основан и Ботанический сад.

Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра России – Академии наук, открытии которой состоялось уже после смерти Петра в конце 1725г.

Знаменательным событием в культурно-образовательном деле стало открытие в начале 1755 г. Московского университета. Идея создания этого высшего учебного заведения принадлежала великому русскому ученому М.В. Ломоносову. При университете существовало 2 гимназии – одна для дворян, другая - для некрепостных. Учебные занятия проходили на трех факультетах: медицинском, философском, юридическом. В отличие от зарубежных в Московском университете не было богословского факультета. При университете работала типография (директором стал Н.И. Новиков). Издавалась первая в России общественная газета «Московские ведомости».

1757 г - открытие Петербургской академии искусств. В России складываются и устанавливаются свои принципы изобразительного искусства – академический классицизм.

Всем своим творчеством с Академией были связаны Карл Брюллов «Последний день Помпеи» и Александр Иванов «Явление Христа народу».

До Петра в России не существовало общедоступного театра. При царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго. Сам Петр, любивший театр, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь стали давать представления. Актерами первоначально были иностранцы, потом стали набирать русские труппы.

Наряду с любительским театром стало развиваться профессиональное театральное искусство – драматическое, оперное, балетное.

Чрезвычайно большую роль в становлении русского профессионального театра сыграл Ф.Г. Волков, названный «отцом русского театра». Он открыл в Ярославле в 1750 г. свой театр, который Екатерина потребовала перевести в столицу, его блистательный театр имел успех и на берегах Невы.

Появились отечественные композиторы и исполнители музыки. «Русским Страдивари» считали современники скрипичного мастера И.А. Батова, ценились произведения Д.С. Бортнянского, В.Н. Фомина.

В начале XIX века некоторые помещики становились антрепренерами. В таких театрах играли крепостные (М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным, П.С. Мочалов – вырос в семье крепостного актера) и вольнонаемные актеры, такие театры становились общедоступными.

Вторая половины XVIII века – время расцвета литературы. Среди авторов выделялись Ломоносов, Державин, по всей России читали сатирические журналы Новикова («Трутень», «Живописец»), сама Екатерина II была причастна к писательскому труду.

Русская культура набирала силы, подкрепляя национальное самосознание, патриотические традические народа, Россия шла в XIX столетие.

Классицизм во Франции:

«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.

Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.

В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».

Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.

«Освобожденный Иерусалим» - главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.

«Танкред и Эрминия» - Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.

«Аркадские пастухи» - проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т.к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.

«Пейзаж с Полифемом» - Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.

На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличом, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.

ДЗ Пересказ ст. о классицизме

чтение комедии «Мещанин во дворянстве»

индивидуальное задание «Очерк жизни и творчества»


«Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы»

Фонвизин (1745 – 1792)
Цель – знакомство с личностью Фонвизина и истоками его творчества

Писатели ... имеют ...долг возвысить громкий глас свой

против злоупотреблений и предрассудков, вредящих Отечеству,

так что человек с даровнием может в своей комнате с пером в руках,

быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем

сограждан своих и Отечества

Д.И.Фонвизин

1 Очерк жизни и истоки творчества

Родился 3 апреля 1745 г. Потомок рыцаря-меченосца, взятого в плен во время Ливонской войны при Иване Грозном. Долгое время его фамилия писалась по разному Фон-Визин, Фон-Висен, Фон-Визен и др.

Дворянин по происхождению, Ф. десяти лет поступил в гимназию при Московском Университете. Студент философского отделения зарекомендовал себя переводами (перевод с немецкого «Басен нравоучительных с изъяснениями господина гольберга»). Отличное знание языков позволило ему служить в Коллегии иностранных дел. В Петербурге он знакомится с Державиным, Херасковым, Княжниным, здесь он увидел Ломоносова, «Но ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр». Жил в Москве, во Франции., ушел в отставку. 1774 г. женился на Екатерине Ивановне Хлоповой. Умер в 1792 г. 1 декабря

Литературная деятельность начинается в 60-е гг. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для его горького смеха было больше чем достаточно в российской действительности того времени. Он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, члены которой критиковали деспотический режим императрицы Екатерины II и произвол ее фаворитов. Есть мнение, что в образе Простаков в комедии «Недоросль» можно увидеть черты императрицы, а в образе усадьбы Простаковых – всей России.

Первая сатирическая комедия – «Бригадир» («В наших нравах первая комедия». Н.И.Панин), «Недоросль (1781 г), продолжал развивить жанр сатиры в произведениях – «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др, задумал издавать сатирический журнал «Стародум, или друг честных людей, но императрица на позволила.

2 Словарь литературоведческих терминов

Сатира – жанр художественной литературы

- задача которого осмеяние или обличение отрицательных явлений действительности с целью их исправления

- возник в Древней Греции в 7 в. до н.э. – Гораций, Ювенал, Петроний. В новое время в этом жанре успешно работали Свифт, Мольер, Вольтер, Буало, Сумароков, Кантемир и др.

А) Сатиры Кантемира отличались просветительской направленностью и антиклерикальным характером

Б) Сумароков – новый тип бессюжетной сатиры, компактной по объему, острой по идейному содержанию, для которой характерна тезисность и афористичность речи, простота и точность языка

В) Ломоносов привнес элементыдемократического мышления и стиля

Г) И.И.Хемницер – установка на изобразительность и драматизацию повествования, сближение сатиры с различными жанрами

Д) Фонвизин обратился к разработке небольшой сюжетной сатиры, довел до совершенства диалог, в сатире стал использовать басенное начало и басенный стих

- согласно теории классицизма он не принаждлежал к высоким жанрам – обращался к общественно значимым темам, но использовал сниженный стиль

- сатира прямо не соотносится и ни с одним литературным родом – от эпоса она заимствает широту охвата событий, от лирики – эмоциональную наряженность, от драмы – сценичность

- по тематике делились на наравоописательные и соуциально-политические

- по объекту изображения – сатиры на лицо или сатиры на порок

- композиция обычно была трехчастной – вступление с определением проблемно-тематической направленности произведения, основная часть, раскрывавшая содержание, и заключение, где автор подводил итог и делал назидание читателю

- ведущими приемами создания образа были – прямая авторская характеристика, косвенная обенка, даваемая персонажу другими лицами, показ героя в действии, изображение внутреннего мира человека, речевая характеристика, портрет, художественная деталь

В конце XVIII в. утратила ведущую позицию в литературе и трансформировалась в жанрах эпиграммы, басне, сатирической песне и т.д.

Комедия – разновидность драматического произведения, исполненного юмористического или сатирического пафоса

- сформировался в античной Греции в 5 в. до н.э. Классиками жанра можно считать Аристофана, Плавта, Шекспира, Мольера, Бомарше, Сумарокова, Лукина, Плавильщикова

- с точки зрения типологии комедии различают

А) по характеру смехового начала – развлекательная и обличительная

Б) в зависимости от особенностей конфликта – комедия характеров, комедия ситуаций

В) в зависимости от особенностей идейно-тематического содержания (любовная, бытовая, воспитательная, социально-политическая)

Г) по специфике языкового выражения - прозаическая и стихотворная

- В середине 70-х гг. XVIIIв. в русской комедиографии складываются 2 направления

А) охранительное, в котором работали Екатерина II, Д.В.Волков, А.Д.Копиев, пыталось оправдать внутреннюю и внешнюю политику государства

Б) обличительное (Сумароков, Фонвизин, Капнист, Крылов).Среди главных проблем комедиографы выделяли – крестьянский вопрос, галломанию дворянства, судейский и чиновничий произвол, проблемы любви и брака, образования и воспитания дворян.

Особенности русской комедии 60-90-х гг.

- классический тип 5-тиактной комедии

- герои – дворяне или мещане

- делились на «лучших» (думающих о благе государства и пекущихся об общей пользе) и «худших» (заботящихся о собственном благополучии)

- принцип парности в организации образной системы

- комедийные образы – однолинейны (воплощение одной добродетели или порока, качества чаще гиперболизированы)

- форма словесного выражения – диалог и полилог

- использование двух ведущих стилевых пластов – разговорно-бытового и книжно-литературного

Драма – один из родов литературы, предназначен для исполнения на сцене, с греч. – «действие»

- содержание – речи и разговоры персонажей, действующих лиц в форме диалога, монолога, полилога

- речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их движениях и т.д.

- искусство слово дополняется режиссерской трактовкой, актерским исполнением и сценической обстановкой

- основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как жанр) и комедия

Ирония – 1 спрятанная, но легко обнаруживаемая насмешка

2 вид тропа, когда сказанное приобретает противоположное значение

3 Подведение итогов

- Какие известные нам факты говорят о Фонвизине как о сатирике?

- Свойственна ли сатира традиционной комедии классицизма?

- Каковы источники сатиры в комедии «недоросль» ?

С этой т.зр. смешное в комедии Фонвизина не укладывалось в формулу классицизма «смешить и смехом пользовать». Предметом его критики были «тяжелые события и злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

ДЗ Охарактеризовать (письменно) произведение по плану анализа
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconАннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята...
Целью данного курса является изучение особенностей развития литературного процесса XVIII века в соответствии с основными историко-...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconЗачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconКлассицизм романтизм реализм сентиментализм
Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 2-ой половины XVIII – начала XIX века. Сетиментализм объявил доминантой “человеческой...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconФгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе
Основные особенности русской литературы XIX века. Современная постановка вопроса о национальном своеобразии, мировом значении русской...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы Х i Х века 2 половина»
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconРабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века...
Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных...

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconМетатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве iconЗанятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов...
Занятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов XVIII века. Специфика художественно-эстетической системы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции