Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки




Скачать 52.59 Kb.
НазваниеУрок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки
Дата публикации28.09.2014
Размер52.59 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок

Урок по русской литературе.


Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл.c:\users\dagestan\desktop\dsc_0589.jpg

Тема урока:

Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Цели: формировать умения находить ключевые слова ,помогающие раскрыть идею произведени ; развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения; развивать умения делать выводы по прочитанному; способствовать развитию речи учащихся, обогащению их слов запаса; воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Запись на доске.

Ключевые слова. Сатира.

Петербург Аллегория

Подъяческая(подъячий,дьяк) Гипербола

Генералы Фонтастика

Мужик Гротеск

Необитаемый остров

Еда,кухарня

Где работатали?

Ход урока.

I.Орг.момент

II.Работа по теме.

1.Вступительное слово учителя.

Ребята,сегодня мы поговорим о М.Е.Салтыкове-Щедрине и его замечательной «Повести о том,как один мужик двух генералов прокормил»

Для начала выслушаем биографию писателя.(Рассказ ученика о жизни и творчестве писателя).c:\users\dagestan\desktop\dsc_0588.jpg

2.Слово учителя.

Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельност Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки» ,включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет(1883-1885гг).

Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик.Слово сатирик произошло от слова сатира.

-Что такое сатира?

(Сатира-высмеивание,разоблачение отрицательных сторон жизни,изображения их в карикатурном виде).

3.Анализ сказки.

-Свою «Поветь о том,как один мужик двух генералов прокормил»Салтыков-Щедрин включил в сборник «Сказки». Почему? И чтоэто, повесть или сказка?

-В чём сходство со сказкой? Назовите признаки сказки из»Повести о том,как один мужик двух генералов прокормил». (Жили да были; по щучьему велению,по моему хотению; мед-пиво пил,по усам текло, в рот не попало; ни пером описать,ни в сказке сказать, ни пиром описать; происходят чудеса).

-В чём сходство с повестью? Назовите признаки повести.(Известно место действия,город,улица,звание героев,место их работы(регистратуры),употребляются слова,не характерные сказкам («Примите уверения», «почтение» и так далее),читают газету «Московские ведомости»).

-Где происходит действие сказки? (На необитаемом острове).

-Какой остров считается необитаемым? (Где нет людей).

-Откуда родом герои произведения? (Из Петербурга).

-А знаете ли вы,ребята,что Санкт-Петербург построен на островах и герои произведения тоже жили на острове,только на обитаемом.

-На какой улице жили генералы? (Подъяческой).

-Слово подъяческая произошло от слова подъячий.

Подъяческий-это помощник дьяка.Подъячик и дьяк работали в государственных учреждениях и занимались перепиской бумаг,документов.

На этой улице было много учреждений,которые занимались перепиской документов, документацией. Вот отсюда название улицы.

-Кто герои сказки? (Два генерала).

-Кто такой генерал? (Высокий военный чин ).

-Что мы узнаем о них в начале сказки? (Легкомысленны,не могут определить стороны света).

-Как же такие легкомысленные,малообразованные люди дослужились до генералов?

-Раньше,когда в дворянской семье рождался сын, его с рожденья записывали в какой-нибудь полк рядовым.Потом,когда ребёнок начинал расти,ему присваивали следующий чин.Рос ребёнок,рос и чин.

-Кто они по профессии? (Один был учителем каллиграфии).

-Как ведут себя генералы,оказавшись на острове? (Испугались,заплакали,ищут выхода из ситуации).

-Что делают генералы,когда у них ничего не получалось? (Стараются заснуть)

-Почему они стараются уснуть?О чём они думают? (О еде,хотят отвлечься от мыслей о еде)

-Знали ли генералы ,как достаётся еда?Как они всё это представляли себе? (Чтение отрывка)

-К чему привели разговоры генералов о еде?Что они сделали? (Озверели,чуть не убили друг друга)

-Какая мысль озарила генералов? (Найти мужика)

-Кто такой мужик? (Зависимый крестьянин,в те времена крепостной крестьянин)

-А кто такой крепостной? (Крестьянин,принадлежащий дворянину как какая-нибудь вещь)

-По каким признакам нашли мужика? (По запаху)

-Что он делал ,когда его нашли? (Лежал)

-Как назвали его генералы? (Лежебока)

-Что делает для них мужик? (Готовит еду)

-Съел ли что-нибудь? (Нет)

-Что сделали генералы с мужиком? (Привязали к дереву)

-А откуда они достали верёвку? (Мужик сделал)

-О чём просят генералы мужика? (Отвезти в Петербург)

-Как относится мужик к генералам? (Старается угодить за то,что они оказывали ему внимание,стр. 218)

-Как отблагодарили генералы мужика?

-В сказке употреблены слова лежебока,тунеядец по отношению к мужику.Так ли это?Кто является лежебокой и тунеядцем? (Генералы).

-Почему? (Они ничего не делали и не умели делать)

-На уроке биологии вы говорили о паразитах.Кого называют паразитом? (Тех,кто живёт за чужой счёт)

-Можно ли генералов назвать паразитами? (Да)

-Когда описывал мужика,Салтыков-Щедрин употребил слова «громаднейший мужичина».Назовите суффиксы в этих словах.Для чего служат эти суффиксы?Что это за суффиксы? (Превосходной степени,увеличительные.Эти суффиксы употребляются для того,чтобы показать, что мужик крупного,богатырского телосложения).

-Почему же этот богатырь так безропотно подчиняется генералам,ведь он мог убежать от них.(Он привык подчиняться,ведь крепостные должны безропотно выполнять приказы господ)

-Выжили бы генералы без мужика?Почему?

-В начале урока мы дали определение слова сатира.Почему сказка относится к сатирическим произведениям? (В сказке показаны генералы- паразиты ,привыкшие жить чужим трудом.

-О чём сожалеет писатель? (О рабском поведении мужика)

-Какими приёмами сатиры пользуется автор?

Приёмы сатиры:

Аллегория-приём,когда одно явление изображается и характеризуется через другое.(Бессилие генерала,он не может сорвать яблоко).

Гипербола-преувеличение.(Пища в том самом виде родится ,в каком её к столу подают;громаднейший мужичина).

Фантастика.(Заснули-попали на остров ,варят суп в пригоршне)

Гротеск-соединение реального и фантастического,сочетание в фантастической форме ужасного и смешного.(Сцена остервенения генералов,генералы спят в ночных рубашках и в орденах,на необитаемом острове читают газету «Московские ведомости») c:\users\dagestan\desktop\dsc_0591.jpg

4.Выводы.

-Давайте сделаем выводы о героях сказки.

1. Мужик очень сильный,но не пользуется силой в своих целях.Он сильный только на острове,а в городе он обычный рабочий(«Висит человек снаружи дома,в ящике на верёвке,стену краской мажет»)

2. Как генерал нуждается в мужике, чтобы есть,так и мужик,чтобы действовать,нуждается в руководстве генерала (пока не было генералов,он спал, потому что некому было давать ему распоряжение).Они зависят друг от друга.

3. И генералы, и мужик глупы .(Генералы ничего не понимают.Мужик свил верёвку, чтобы его связали).

4. Какова действительность в сказке?

Действительность –это мир,в котором ничегоне умеющие делать и говорить генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете.

-Задача сатирика,по мнению Салтыкова-Щедрина,увидеть,под какой маской скрываются вечные пороки,отрицательные явления и разоблачить их.

-Какие же пороки (самые главные) скрываются под маской генералов и мужика?(Лень,излишняя покорность).

III.Выставление оценок.

IV.Домашнее задание.

Напишите,что в поведении мужика вызывает восхищение,а что -осуждение.

Прочитать сказку «Дикий помещик».c:\users\dagestan\desktop\dsc_0590.jpg

и

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconТема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина...
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич...

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconУрок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconРазработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа
Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и...

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconУрок №1 Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский...
Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconУрок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки icon«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ...
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений...

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...

Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки iconПлан урока по русской литературе. Тема
Восстановить сведения о личности и творчестве М. Ю. Лермонтова, полученные в прошлые годы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции