Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа




Скачать 97.52 Kb.
НазваниеРазработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа
Дата публикации10.10.2014
Размер97.52 Kb.
ТипРазработка урока
literature-edu.ru > Литература > Разработка урока


Разработка урока :

Тема семьи в русской литературе
Работа выполнена учителем

русского языка и литературы

МКОУ “Логовская СОШ”

Калачёвского района

Волгоградской области

Мартыновой Анной Владимировной

2012 год
Тема семьи в русской литературе
Методический комментарий

Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и отношения в семье.

Сам подход к этой вечной теме у писателей разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходя-

щих из поколения в поколение.

В традиции русской классической литературы семья – это

нравственная основа человеческого бытия.”Мысль семейная”

пронизывает,например, такие произведения XVIII,XIX веков,как

«Недоросль» Д.Фонвизина, «Капитанская дочка», «Евгений Оне-

гин» А.Пушкина.

Век же XX – страшный и трагический – внёс свои коррективы

в восприятие этой темы. Катаклизмы, разрушившие привычную систему нравственных координат, практически разрушили и семью. Это мы можем увидеть в рассказе Т. Тол-

стой «Чистый лист».

Данный урок – попытка разобраться в том, как развивалась тема семьи на протяжениии столетий и как она изменилась в

литературе конца XX века.

Предлагаемый урок может быть проведён в 9-м классе.

Планируемые результаты:

предметные: понимать связь литературных произведений со временем их написания, выявлять непреходящие нравствен-

ные ценности, нашедшие отражение в данных книгах; анали-зировать эпические произведения, сопоставляя их героев; по-нимать авторскую позицию и формировать собственное отношение к ней; отвечать на вопросы, вести диалог, созда-вать монологическое высказывание;

метапредметные: подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, делать обобщения, формулировать выводы.
Виды учебной деятельности:

репродуктивная: составление схемы «Ассоциации, связан-

ные со словом «семья»; ответы на вопросы репродуктивного характера;

рецептивная: чтение и восприятие прочитанных произведений;

поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблем-

ные вопросы;

исследовательская: сопоставительный анализ произведений.


Опережающие задания:

  1. Перечитать тексты художественных произведений:

Фонвизин Д.И. «Недоросль»,Пушкин А.С. «Капитанская

дочка», «Евгений Онегин».

  1. Прочитать рассказ Т.Толстой «Чистый лист».



ХОД УРОКА


  1. Составление схемы «Ассоциации, связанные со словом

«семья».
любовь счастье взаимопонимание
воспитание



Семья

забота
уважение
доброта

искренность
Сколько же смыслов в этом маленьком слове – семья.

  1. Сообщение учителя


Тема семьи – одна из ведущих в русской литературе. Её

отголоски слышны ещё в древнерусских произведениях. О

любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княжна Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»).Че-

рез все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их , как гласит легенда, оказываются в одном гробу – это ли не доказательство преданности мужа и жены друг дру-

гу! Восхищения достойна и семья главы русской старообряд-

ческой церкви – неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие

протопопа Аввакума»). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по «стране варварской» протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: «Долго ли мука сия будет?» И услышав от него в ответ: «Марковна, до самыя смерти!» - по-

корно говорит: «Добро, Петрович, ино ещё побредём».

«Мысль семейная» прослеживается и в русской литературе

XVIII века(комедия Д.Фонвизина «Недоросль») и в произведениях XIX века (Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Ост-

ровский А.Н. «Гроза», Тургенев И. С. «Отцы и дети», Толстой

Л.Н. «Война и мир» и др.)

Писатели не оставляют эту тему и в XX веке. Говорит о ней М. Шолохов в романе «Тихий Дон», наш современник В.Распу-

тин («Последний срок» ), Б. Екимов и др.


Вопросы для обсуждения:

  1. Какая атмосфера царит в семье?

  2. Какую роль играет семья в формировании личности героев?

Какие моральные принципы прививались в семье?

  1. Прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе? Меняется ли изображение семьи в произведениях конца XX века?



Сообщение 1 группы

  • Какая атмосфера царит в семье?


Именно в семье закладывается личность будущего гражданина Отечества. Какие «ростки» пустят в душе своего ребёнка родители, таким он и вырастет.

В комедии «Недоросль» главный герой Митрофанушка воспитывается в атмосфере всеобщего расчёта и бездухов-

ности, которая царит в семье. Здесь нет искренности и по-

рядочности. Сделать выгодную женитьбу сына – так пони-

мает свой долг Простакова. Этой семье чужды гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в центре две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в них слит воедино с дворянской культурой, связан с её лучшими тра-

дициями, а также с прямым их порождением: чувством долга, чести, человеческого достоинства.

Семья здесь предстаёт как порядок, где всё делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспиты-

ваются и словом, и делом, где человек защищён от подлос-

ти, предательства, жестокости, бесчестия.

В семьях и Гринёвых, и Мироновых царили любовь, уваже-

ние, взаимопонимание.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает семью Лариных. В их деревенском доме много доброго, патриар-

хального и трогательного. Жизнь Лариных - «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Родители Татьяны Лариной следовали привычкам «милой старины»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины,

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Добрую усмешку автора вызывает семейный уклад Лари-

ных. Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских обывателей лишена духовных интересов, поис-

ков, развития. И всё-таки эта семья – лучшая среди помест-

ного дворянства.

В рассказе конца XX века «Чистый лист» Т.Толстой в семье главного героя Игнатьева царит атмосфера уныния (боль-

ной ребёнок Валерик), отчаяния, одиночества. Главное чувство по отношению к семье и к себе – жалость. Ещё од-

ним одушевлённым, абсолютно ощутимым членом семьи становится Тоска, которая приходит к Игнатьеву каждую ночь: «Тяжёлая, смутная, с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку…»

Сообщение 2 группы

- Какую роль играет семья в формировании личности героев? Какие моральные принципы прививались в семье?
Семья играет самую непосредственную роль в формиро-

вании личности.

Житейская философия госпожи Простаковой определи-

ли задачи воспитания Митрофана. Простакова делает из своего сына эгоиста, стяжателя, будущего крепостника. Митрофан глуп, жаден, ленив.

Простакова не считается с достоинством тех, кто живёт с ней рядом, давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая её нахлебницей. Митрофан пошёл дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично по-

нимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. В самый критический момент жизни, когда Проста-

кова оказалась у «разбитого корыта», она бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг Митрофанушка! – и наталкивается на чёрствый, грубый от-

вет сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» «Зло-

нравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан – недоросль потому, что невежда, не знающий ни арифметики, ни географии. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанно-

стей перед государством.

В повести «Капитанская дочка» Петру Гринёву старались привить определённые моральные принципы: его учили уважать старших, быть честным и порядочным человеком, не совершать дурных поступков. Пётр Андреевич вырос честным офицером, сильным и смелым, который перед ли-

цом смерти не уронил чести и достоинства, не стал предате-

лем. Не зря отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Маша Миронова после гибели родителей осталась одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой нена-

вистного Швабрина , для неё лучше умереть. Маша отправ-

ляется в далёкий Петербург, чтобы спасти любимого чело-

века и рассказать императрице правду о восстании. У капи-

тана Миронова, погибшего, как настоящий русский офицер, выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.

В романе «Евгений Онегин» в семье Лариных выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространённый тип дворянской девушки XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна. Умом, своеобразием она выделяется среди помещичьей среды и светского общест-

ва, понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревен-

ского общества. В Петербурге мы видим её светской дамой, которая отличается душевным благородством, умом, про-

стотой, богатством душевного содержания. В сцене послед-

него свидания с Онегиным показывается её нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правди-

вость.

В рассказе «Чистый лист» мы не видим , какие качества личности воспитал в своём сыне главный герой. Можем только предположить. В этой семье нет счастья. Любовь, уважение друг к другу исчезли. Осталась только привыч-

ка. «Молчаливая церемония завтрака состоялась на уголке клеёнки – старый обряд, но смысл забыт, цель утеряна, остались лишь механические движения…»

И если до операции Игнатьев ещё мечтал что-то изменить

(вылечить сына, свозить его к морю), то после удаления души он говорит о сыне: «Так и так, не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария, понимаешь. Извольте обеспечить интернат.» Какие же моральные принципы может воспитать этот человек без морали?

Сообщение 3 группы

  • Прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе? Меняется ли изображение семьи в литературе конца XX века?


Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Бла- годаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье.

Русские писатели изображают своих героев сквозь призму семейных отношений.

В комедии «Недоросль»Д.Фонвизин изобразил Проста-

кову - грубую, деспотичную женщину, ярчайший тип русской помещицы. Её характеристика позволяет пока-

зать уродующую силу крепостничества. Все великие, че-

ловеческие и святые чувства Простаковой искажены. По-

этому даже любовь к сыну проявляется в низменных формах, лишена человеческой красоты и одухотворён-

ности. А Митрофан – результат её любви и отношений в семье Простаковых.

Герои Пушкина проходят определённый путь идейно-духовного развития. П. Гринёв , М. Миронова , Т. Ларина стараются найти своё место в жизни, осознать своё пред-

Назначение, опираясь на моральные принципы, полученные в семье.

Сам подход к теме семьи у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утвер-

ждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Век XX – страшный и трагический – внёс свои коррективы в восприятие данной темы. Революции, войны, перестройка по-

степенно разрушали привычную систему нравственных коор-

динат, разрушали семью. Поэтому совершенно закономерно, что к концу XX века семья приобретает уродливые формы. Безнравственная идеология современного общества, отста-

ивающая эгоизм, вседозволенность, самоутверждение лю-

бой ценой, подрывает семейные устои. Современных писателей

это очень волнует. Показывая в своих произведениях уродливые семейные отношения, они хотят сказать читателям, что так не должно быть, что нужно что-то менять и в жизни во-

обще, и в семейной – в частности. Такова позиция и Т. Толстой.

Домашнее задание(по выбору):

1.Письменные ответы на вопросы:

- Как тема семьи раскрывается в передачах телевидения?

- Почему тема семьи волнует современных писателей?

2.Создание презентации «Тема семьи в русской литературе»


Литература:

1.Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974 г.

2. Русская литература XVIII-XIX веков. Большой учебный справочник. М ., «Дрофа»,2007 г.

3. Смирнова Т. Анализ рассказа Т.Толстой «Чистый лист».М.,

1999 г.

  1. Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе

XIX века. –ж-л «Литература»,№7,2007 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconПлан урока по русской литературе. Тема
Восстановить сведения о личности и творчестве М. Ю. Лермонтова, полученные в прошлые годы

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconУрока Тема урока
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconУрока по русской литературе в 7 классе Тема: Расул Гамзатов «Журавли»
Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», закрепить умения анализа произведения

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconТема Тема урока
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской...

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconУрок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconУрок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки
Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Разработка урока : “ Тема семьи в русской литературе ” Работа iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции