Разработка урока :
“Тема семьи в русской литературе”
Работа выполнена учителем
русского языка и литературы
МКОУ “Логовская СОШ”
Калачёвского района
Волгоградской области
Мартыновой Анной Владимировной
2012 год
Тема семьи в русской литературе
Методический комментарий
Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и отношения в семье.
Сам подход к этой вечной теме у писателей разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходя-
щих из поколения в поколение.
В традиции русской классической литературы семья – это
нравственная основа человеческого бытия.”Мысль семейная”
пронизывает,например, такие произведения XVIII,XIX веков,как
«Недоросль» Д.Фонвизина, «Капитанская дочка», «Евгений Оне-
гин» А.Пушкина.
Век же XX – страшный и трагический – внёс свои коррективы
в восприятие этой темы. Катаклизмы, разрушившие привычную систему нравственных координат, практически разрушили и семью. Это мы можем увидеть в рассказе Т. Тол-
стой «Чистый лист».
Данный урок – попытка разобраться в том, как развивалась тема семьи на протяжениии столетий и как она изменилась в
литературе конца XX века.
Предлагаемый урок может быть проведён в 9-м классе.
Планируемые результаты:
предметные: понимать связь литературных произведений со временем их написания, выявлять непреходящие нравствен-
ные ценности, нашедшие отражение в данных книгах; анали-зировать эпические произведения, сопоставляя их героев; по-нимать авторскую позицию и формировать собственное отношение к ней; отвечать на вопросы, вести диалог, созда-вать монологическое высказывание;
метапредметные: подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, делать обобщения, формулировать выводы.
Виды учебной деятельности:
репродуктивная: составление схемы «Ассоциации, связан-
ные со словом «семья»; ответы на вопросы репродуктивного характера;
рецептивная: чтение и восприятие прочитанных произведений;
поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблем-
ные вопросы;
исследовательская: сопоставительный анализ произведений.
Опережающие задания:
-
Перечитать тексты художественных произведений:
Фонвизин Д.И. «Недоросль»,Пушкин А.С. «Капитанская
дочка», «Евгений Онегин».
-
Прочитать рассказ Т.Толстой «Чистый лист».
ХОД УРОКА
-
Составление схемы «Ассоциации, связанные со словом
«семья».
любовь счастье взаимопонимание
воспитание
Семья
забота
уважение
доброта
искренность
Сколько же смыслов в этом маленьком слове – семья.
-
Сообщение учителя
Тема семьи – одна из ведущих в русской литературе. Её
отголоски слышны ещё в древнерусских произведениях. О
любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княжна Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве»).Че-
рез все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их , как гласит легенда, оказываются в одном гробу – это ли не доказательство преданности мужа и жены друг дру-
гу! Восхищения достойна и семья главы русской старообряд-
ческой церкви – неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие
протопопа Аввакума»). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по «стране варварской» протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: «Долго ли мука сия будет?» И услышав от него в ответ: «Марковна, до самыя смерти!» - по-
корно говорит: «Добро, Петрович, ино ещё побредём».
«Мысль семейная» прослеживается и в русской литературе
XVIII века(комедия Д.Фонвизина «Недоросль») и в произведениях XIX века (Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Ост-
ровский А.Н. «Гроза», Тургенев И. С. «Отцы и дети», Толстой
Л.Н. «Война и мир» и др.)
Писатели не оставляют эту тему и в XX веке. Говорит о ней М. Шолохов в романе «Тихий Дон», наш современник В.Распу-
тин («Последний срок» ), Б. Екимов и др.
Вопросы для обсуждения:
-
Какая атмосфера царит в семье?
-
Какую роль играет семья в формировании личности героев?
Какие моральные принципы прививались в семье?
-
Прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе? Меняется ли изображение семьи в произведениях конца XX века?
Сообщение 1 группы
-
Какая атмосфера царит в семье?
Именно в семье закладывается личность будущего гражданина Отечества. Какие «ростки» пустят в душе своего ребёнка родители, таким он и вырастет.
В комедии «Недоросль» главный герой Митрофанушка воспитывается в атмосфере всеобщего расчёта и бездухов-
ности, которая царит в семье. Здесь нет искренности и по-
рядочности. Сделать выгодную женитьбу сына – так пони-
мает свой долг Простакова. Этой семье чужды гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в центре две семьи: Гринёвых и Мироновых. Уклад жизни в них слит воедино с дворянской культурой, связан с её лучшими тра-
дициями, а также с прямым их порождением: чувством долга, чести, человеческого достоинства.
Семья здесь предстаёт как порядок, где всё делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспиты-
ваются и словом, и делом, где человек защищён от подлос-
ти, предательства, жестокости, бесчестия.
В семьях и Гринёвых, и Мироновых царили любовь, уваже-
ние, взаимопонимание.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает семью Лариных. В их деревенском доме много доброго, патриар-
хального и трогательного. Жизнь Лариных - «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Родители Татьяны Лариной следовали привычкам «милой старины»:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины,
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Добрую усмешку автора вызывает семейный уклад Лари-
ных. Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских обывателей лишена духовных интересов, поис-
ков, развития. И всё-таки эта семья – лучшая среди помест-
ного дворянства.
В рассказе конца XX века «Чистый лист» Т.Толстой в семье главного героя Игнатьева царит атмосфера уныния (боль-
ной ребёнок Валерик), отчаяния, одиночества. Главное чувство по отношению к семье и к себе – жалость. Ещё од-
ним одушевлённым, абсолютно ощутимым членом семьи становится Тоска, которая приходит к Игнатьеву каждую ночь: «Тяжёлая, смутная, с опущенной головой, садилась на краешек постели, брала за руку…»
Сообщение 2 группы
- Какую роль играет семья в формировании личности героев? Какие моральные принципы прививались в семье?
Семья играет самую непосредственную роль в формиро-
вании личности.
Житейская философия госпожи Простаковой определи-
ли задачи воспитания Митрофана. Простакова делает из своего сына эгоиста, стяжателя, будущего крепостника. Митрофан глуп, жаден, ленив.
Простакова не считается с достоинством тех, кто живёт с ней рядом, давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая её нахлебницей. Митрофан пошёл дальше своей матери. Вспомним, как он жалеет матушку, которая устала, колотя батюшку. Он отлично по-
нимает, кто настоящий хозяин в доме, и неуклюже льстит матери. В самый критический момент жизни, когда Проста-
кова оказалась у «разбитого корыта», она бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг Митрофанушка! – и наталкивается на чёрствый, грубый от-
вет сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» «Зло-
нравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.
Митрофан – недоросль потому, что невежда, не знающий ни арифметики, ни географии. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку не дорос до понимания своих обязанно-
стей перед государством.
В повести «Капитанская дочка» Петру Гринёву старались привить определённые моральные принципы: его учили уважать старших, быть честным и порядочным человеком, не совершать дурных поступков. Пётр Андреевич вырос честным офицером, сильным и смелым, который перед ли-
цом смерти не уронил чести и достоинства, не стал предате-
лем. Не зря отец ему говорил: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Маша Миронова после гибели родителей осталась одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой нена-
вистного Швабрина , для неё лучше умереть. Маша отправ-
ляется в далёкий Петербург, чтобы спасти любимого чело-
века и рассказать императрице правду о восстании. У капи-
тана Миронова, погибшего, как настоящий русский офицер, выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.
В романе «Евгений Онегин» в семье Лариных выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространённый тип дворянской девушки XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна. Умом, своеобразием она выделяется среди помещичьей среды и светского общест-
ва, понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревен-
ского общества. В Петербурге мы видим её светской дамой, которая отличается душевным благородством, умом, про-
стотой, богатством душевного содержания. В сцене послед-
него свидания с Онегиным показывается её нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правди-
вость.
В рассказе «Чистый лист» мы не видим , какие качества личности воспитал в своём сыне главный герой. Можем только предположить. В этой семье нет счастья. Любовь, уважение друг к другу исчезли. Осталась только привыч-
ка. «Молчаливая церемония завтрака состоялась на уголке клеёнки – старый обряд, но смысл забыт, цель утеряна, остались лишь механические движения…»
И если до операции Игнатьев ещё мечтал что-то изменить
(вылечить сына, свозить его к морю), то после удаления души он говорит о сыне: «Так и так, не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария, понимаешь. Извольте обеспечить интернат.» Какие же моральные принципы может воспитать этот человек без морали?
Сообщение 3 группы
-
Прослеживается ли преемственность в раскрытии темы семьи в русской литературе? Меняется ли изображение семьи в литературе конца XX века?
Тема семьи в русской литературе – одна из ведущих. Бла- годаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье.
Русские писатели изображают своих героев сквозь призму семейных отношений.
В комедии «Недоросль»Д.Фонвизин изобразил Проста-
кову - грубую, деспотичную женщину, ярчайший тип русской помещицы. Её характеристика позволяет пока-
зать уродующую силу крепостничества. Все великие, че-
ловеческие и святые чувства Простаковой искажены. По-
этому даже любовь к сыну проявляется в низменных формах, лишена человеческой красоты и одухотворён-
ности. А Митрофан – результат её любви и отношений в семье Простаковых.
Герои Пушкина проходят определённый путь идейно-духовного развития. П. Гринёв , М. Миронова , Т. Ларина стараются найти своё место в жизни, осознать своё пред-
Назначение, опираясь на моральные принципы, полученные в семье.
Сам подход к теме семьи у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утвер-
ждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.
Век XX – страшный и трагический – внёс свои коррективы в восприятие данной темы. Революции, войны, перестройка по-
степенно разрушали привычную систему нравственных коор-
динат, разрушали семью. Поэтому совершенно закономерно, что к концу XX века семья приобретает уродливые формы. Безнравственная идеология современного общества, отста-
ивающая эгоизм, вседозволенность, самоутверждение лю-
бой ценой, подрывает семейные устои. Современных писателей
это очень волнует. Показывая в своих произведениях уродливые семейные отношения, они хотят сказать читателям, что так не должно быть, что нужно что-то менять и в жизни во-
обще, и в семейной – в частности. Такова позиция и Т. Толстой.
Домашнее задание(по выбору):
1.Письменные ответы на вопросы:
- Как тема семьи раскрывается в передачах телевидения?
- Почему тема семьи волнует современных писателей?
2.Создание презентации «Тема семьи в русской литературе»
Литература:
1.Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974 г.
2. Русская литература XVIII-XIX веков. Большой учебный справочник. М ., «Дрофа»,2007 г.
3. Смирнова Т. Анализ рассказа Т.Толстой «Чистый лист».М.,
1999 г.
-
Торопчина Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе
XIX века. –ж-л «Литература»,№7,2007 г.
|