Учитель руского языка и литературы Шубаркудукской
казахско- русской средней школы №2 Бегимова Анаргул Елеусизовна.
Урок по русской литературе в 9-м классе.
Тема: «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»».
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный урок.
Задачи урока:
- обучение учащихся умению анализировать прочитанное, рассмотреть образы героев пьесы, понять актуальность темы в наше современное время;
- развитие познавательных способностей учащихся, их интереса к твор-честву Н.В.Гоголя, развитие критического и аналитического мышления учащихся;
- воспитывать любовь к чтению разножанровой литературы, чувство ответственности, осознания личной общественной значимости.
Ожидаемый результат: актуализировать знания по изучаемой проблеме, нелинейно представить собственное знание о проблеме, наглядно представить схему информации по изучаемой теме, полноценно резюмировать по предлагаемой проблеме, предполагать, рассуждать, сравнивать, анализировать, творчески выразить свое отношение к предполагаемой проблеме, рефлексировать по поводу своего отношения к проблеме, реализовывать в процессе познавательной деятельности коммуникативные навыки.
Методы - беседа, методы критического мышления (составление постера и кластера) – «Ассоциации» и «Кластер», «Эссе», иллюстративный - показ слайдов на ИД., инсценировачный, взаимооценивание. Работа в группе.
Оборудование, наглядности: интерактивная доска, листы формата А3, маркеры, интернет-источники (ноутбуки), учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь.
Межпредметные связи- история, русский язык, самопознание.
Ход урока:
1. Орг.момент – 1 минута.
2. Деление на группы – по счету - №1 - №2 - №3 - №4 –5 групп - 2 мин.
3. Опрос по домашнему заданию: назовите основные даты в биографии Гоголя, чем они знаменательны? – 2 мин.
4.Беседа учителя с учениками – 2 мин.:
- На предыдущем уроке мы говорили о творческом пути Н.В.Гоголя. Узнали, к какому роду литературы относится жанр комедии. Кто же подарил сюжет комедии «Ревизор» Н.В.Гоголю? Посмотрите на картину ху-
дожника Геллера «Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе». О каком эпизоде из жизни Гоголя вы можете рассказать по этой картине?
Ответ учащихся: сюжет комедии Гоголю подарил сам Пушкин А.С. Он рассказал, что его однажды чиновники Новгородской губернии приняли за ревизора, который прибыл из Петербурга с тайным поручением «собирать сведения о неисправностях». Этот анекдотический факт и был положен в основу комедии.
Показ слайда-картины Геллера «Пушкин,Гоголь, Жуковский в Царском селе»:
Учитель: итак - «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор».
Задание: составьте постер, написав ассоциации к слову РЕВИЗОР. Защита постеров – 3 мин. Групповая работа учащихся.
Обращение к интернет-источнику или поиск значения слова РЕВИЗОР в толковом словаре – на усмотрение учащихся – 2 мин.
Учитель: «Городничий сообщил своим чиновникам, что он получил письмо от Андрея Ивановича Чмыхова, в котором он предупреждает его о приезде ревизора, инкогнито, из Петербурга с секретным предписанием. Это наводит страх на чиновников уездного города.» - 1 мин.
Словарная работа – 2 мин.:
инкогнито – от лат. ин-когнито – придумывать, обманывать; означает скрытно, тайно, не раскрывая своего имени (не с приступными целями).
«Парад» героев – каждая группа составляет кластер, описывая образ героя – 8 мин.
1-я группа – дает описание образа Хлестакова;
2-я группа – городничего;
3-я группа – судьи Тяпкина-Ляпкина;
4-я группа – жены и дочерей городничего;
5-я группа – Добчинского и Бобчинского;
Тоненький, худенький
Например:
Одет по моде
Без царя в голове
Молодой человек 23-х лет
23
Хлестаков
Сопровождается показом слайдов.
Краткий обзор о дальнейшем развитии событии в произведении. Чтение отрывков произведения-выборочно. Текст дается на интерактивной
доске для общего прочтения – 4 мин.
Мы поняли, как ошиблись Бобчинский и Добчинский, приняв Хлестакова за ревизора. Как их ошибка повлияла на дальнейшее развитие событий, описываемых в произведении.
Бобчинский и Добчинский
Блиц- опрос: почему все так боялись ревизора? – обсудите в группе и дайте ответ на вопрос - 2 мин.
Заслушиваются ответы учащихся из каждой группы – 1 мин.
- Потому что этим чиновникам было чего бояться, так как мы знаем из характеристики городничего, что он, к примеру, был взяточником, не все государственные бумаги, дела у них были в полном порядке. Можно привести другие примеры.
Чтение с остановками последнего абзаца пьесы.
Инсценировка немой сцены учащимися. Один учащийся зачитывает немую сцену, другие, по желанию, выходят и изображают данную в немой сцене позу героя или персонажа – 3мин.
Задание: напишите эссе об актуальности данной проблемы в наши дни.
Комедия была написана более 175 лет назад, точнее в 1835 году. Но можем ли мы утверждать о «боязни проверок» в наши дни? – 5 мин.
Зачитывается по одному эссе из каждой группы – 3 мин.
Итог урока- взаимооценивание по критериям – 3 мин.:
1. Участвовал в обсуждении.
2. Подавал мысли, идеи.
3. Находил новую информацию.
Хорошо – 2 балла.
Не очень – 1 балл.
Плохо – 0 баллов.
Домашнее задание – 1мин.– дайте ответ на вопрос – как вы понимаете, поняли, после ознакомления с комедией, значение пословицы, данной в эпиграфе произведения:
На зеркало неча пенять,
Коли рожа крива.
|