Методические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных проектах




Скачать 0.85 Mb.
Название Методические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных проектах
страница 1/4
Дата публикации 10.05.2014
Размер 0.85 Mb.
Тип Методические указания
literature-edu.ru > Лекции > Методические указания
  1   2   3   4




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ


АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ

РАЗДЕЛА "ОХРАНА ТРУДА" В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ


Санкт-Петербург

2007

УДК 61

ББК 51
Рецензенты:

Доктор технических наук, профессор В.И. Решняк

Кандидат технических наук, доцент Э.А. Гомзиков
Анализ производственной среды и разработка мероприятий: Методические указания/ А.В. Яковлев, И.О. Потапов. – СПб.: СПГУВК, 2005 - с.
Указания содержат общие положения охраны труда на производстве, принципы нормирования показателей вредных производственных факторов, а также рекомендации по выбору технических и организационных мероприятий по охране труда и разработке системы управления охраной труда (СУОТ) и ее элементов.

Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда) в дипломных проектах.


УДК 61

ББК 51

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Наличие в дипломных проектах раздела «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным условием допуска студентов к защите дипломных проектов Государственной экзаменационной комиссии. Раздел «Безопасность жизнедеятельности» не может рассматри­ваться как дополнение или приложение к дипломному проекту. Он должен быть органически связан с основными решениями, приняты­ми в дипломном проекте и выполняться в процессе проектирования.

1.2. Все специальные кафедры, осуществляющие руководство дипломным проектированием, включают в задание на выполнение дипломного проекта вопросы Безопасности жизнедеятельности. Кафедра Охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности организует для дипломников консуль­тации по этим вопросам.

1.3. Раздел Безопасность жизнедеятельности состоит из двух частей: охрана труда и безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Задания для выполнения указанных частей выдают преподаватели кафедры Охрана водных ресурсов и безопасность жизнедеятельности.

1.4. В части посвященной вопросам Охраны труда могут быть представлены следующие разработки:

анализ условий труда работающих

расчет вентиляции

расчет освещения

расчет уровней шума.

Рекомендации по выполнению анализа условий труда представлены в данных методических указаниях (ч. 2), методики расчетов и рекомендации по расчету вентиляции, освещения и уровней шума представлены в соответствующих методических указаниях.

1.5. Рекомендации по выполнению части, посвященной вопросам Безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, представлены в соответствующих методических указаниях.

1.6. Вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях должны быть отражены в расчетно-пояснительной записке в виде отдельной главы (раздела). Объем раздела Безопасность жизнедеятельности, может быть различным в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов и намечаемых мероприятий (в среднем 8-10 страниц).

1.7. Литература, использованная дипломником при разработке раздела Безопасность жизнедеятельности, указывается в списке литературы в конце расчетно-пояснительной записке.

1.8. Каждый законченный дипломный проект должен иметь на титульном листе визу консультантов по охране труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

1.9. При защите дипломного проекта студент-дипломник должен в докладе кратко изложить вопросы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях, рассмотренные в проекте, и принятые по ним решения.

2. Анализ условий труда

2.1. Анализ условий труда работающих заключается в выявлении вредных и опасных производственных факторов, которые могут быть, на проектируем объекте при его строительстве (изготовлении) и эксплуатации. Объектом в данном случав
может быть судно, его энергетическая установка, цех завода, очистное сооружение, участок порта, перегрузочная машина, набережная, транспортное гидросооружение, технологический процесс, выполняемый при ремонте судна или его элемента, при строительстве и ремонте гид­росооружения и т.д.

2.2. Изложение материала следует начинать с краткой характеристики проектируемого объекта, основных технологических процессов при его изготовлении (строительстве) и эксплуатации, перечисления основных категорий персонала, который будет выполнять эти процессы.

Указываются процессы, которые далее будут подвергнуты анализу с учетом указаний, изложенных в п.2.5.

2.3. Выявление вредных и опасных факторов производится для лиц выполняющих основные производственные процесса, характерные для рассматриваемого объекта (экипаж - для судна; станочники, слесари, монтажники, сварщики и другие специальнос­ти – для цехов завода; портовые рабочие, крановщики, водители погрузчиковов - для участка (района) порта; бетонщики, монтажники, путевые рабочие, водолазы и другие специальности - для гид­ротехнического сооружения и участка пути, рабочие и служащие очистных сооружений и т.д.).

2.4. Работа по выявлению вредных и опасных факторов осуществляется путем детального рассмотрения технологических и трудовых процессов, выполняемых при строительстве (изготов­лении) и эксплуатации проектируемого объекта, используемого оборудования, инструмента, используемых и обрабатываемых {перегружаемых, скла­дируемых) материалов, производственного помещения или площадки, на которой ведется работа, рабочего места и т.д.

2. 5. В некоторых дипломных проектах рассматривается широкий круг вопросов и большое количество различных объектов и технологических процессов. Учитывая ограниченный объем дипломного проекта и сравнительно небольшое время на его разра­ботку, не следует стремиться охватить анализом все затрагиваемые в дипломном проекте объекты и технологические процессы.

Целесообразно в этом случае, проконсультировавшись с руководителем дипломного проекта и консультантом по вопросам охраны труда, выбрать один- два объекта или технологических процесса, наиболее вредных и опасных, и проанализировать их подробно.

2.6. Перечисление выявленных при анализе вредных к опасных производственных факторов следует произвести с учетом их группирования, как это рекомендовано ГОСТ 12.0.003 ( на физические, химические, психофизиологические).

2.7. При выявлении вредных и опасных производственных: факторов на объектах водного транспорта рекомендуется пользо­ваться перечнем факторов, которые могут быть на флоте (п. ), судоремонтных заводах (п.2.3), в портах (п.2.4), на гидротехнических сооружениях и водных путях (п. .5). Эти перечни являются ориентировочными и могут быть уточнены и дополнены при анализе производственной среды на проектируемом объекте.

2.8. Флот

2.8.1. На судах возможны следующие физические вредные и опасные факторы: высокие уровни шума и вибрации в машинном отделении или помещении дизель-генераторов;

высокие уровни шума в служебных, общественных, жилых судовых помещениях;

значительные тепловыделения в машинном и котельном отда­лениях, приводящие к повышению температуры воздуха;

инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей в машинном и котельном отделениях;

недостаточная естественная и искусственная освещенность машинных, котельных отделений и других помещений судна;

повышенный уровень электромагнитных излучений в ходовых рубках и радиорубках от радиопередатчиков, радиолокационных устройств и т.п.;

неогражденные движущиеся части машин и механизмов;

сильно нагретые и недостаточно изолированные части оборудования (двигателей, котлов), трубопроводов;

взрывы в картерах двигателей;

недостаточная ширина, высота и загроможденнооть проходов в машинных отделениях;

крутые трапы недостаточной ширины без специальных площадок о неправильно выполненными ступенями;

отсутствие необходимого пространства в МО для возможности выполнения ремонтных и профилактических работ в судовых усло­вия

отсутствие заземления корпусов оборудования, недостаточная ширина прохо­дов у ГРШ и т.п.

2.8.2. Химические вредные факторы на судах могут появиться
при перевозке (хранение) нефтепродуктов, сжиженного газа и других вредных для организма человека химических веществ, а также при сжигании топлива.

2.8.3. К психофизиологическим вредным факторам, которые могут быть на судах, следует отнести:

физические перегрузи при некоторых судовых работах, если отсутствует необходимая механизация;

повышенное напряжение зрения и слуха в связи о неудачной конструкцией поста управления судном, неправильным расположением на нем приборов управления, неудачный выбором световой и звуковой сигнализации;

эмоциональные перегрузки (у судоводителей) при швартов­ных операциях, расхождении судов, прохождении узкостей, входе в шлюз и т.д.

2.9. Судоремонтные предприятия.

2.9.1. На судоремонтных заводах возможны следующие физические вредные и опасные факторы:

неблагоприятные микроклиматические условия в помещениях;

пыль в воздухе при шлифовке, заточке инструмента, обра­ботке чугуна, при формовочных работах, а литейных цехах;

недостаточное иди неправильное естественное или искусственное освещение помещений;

высокие уровни шума в помещениях;

низкочастотная вибрация при применения пневматического и другого ручного механизированного инструмента;

инфракрасное излучение от сильно нагретых поверхностей на участке термообработки, в кузнечных и литейных цехах;

ионизирующие излучение на участках дефектоскопии при применении рентгеноскопии и гамма-дефектоскопии;

электромагнитные поля при использование установок высокой и ультравысокой частоты при термообработке деталей;

отсутствие или неудачные конструкции ограждений дви­жущихся частей оборудования;

отсутствие средств механизации для перемещения и транспортировки

тяжелых деталей;

отсутствие специальных мест для межоперационного склади­рования деталей и загромождение вследствие этого проходов;

недостаточная ширина основных проходов в цеху и расстоя­ний между станками и верстаками;

отсутствие специальных щитков для защиты от стружки и

частиц абразивного инструмента на металлорежущих, шлифовальных и заточных станках;

отсутствие защитных кожухов на абразивных кругах заточных и шлифовальных станков и специальных подручников у заточ­ных станков;

отсутствие или недопустимо большое сопротивление заземля­ющего контура цеха;

выбор электрооборудования (электродвигателей, рубильников, светильников и др.) без учета категории помещения по степени опасности поражения электрическим током и др.

2.9.2. Из группы химических вредных факторов на судоремонтных заводах могут быть:

кислоты, щелочи и другие компоненты электролитов в гальва­нических цехах и на участках зарядки аккумуляторов в электроцехах;

пары растворителей при окрасочных работах в малярных це­хах и на стапеле (в доке).

2.9.3. Психофизиологическими вредными факторами в цехах заводов могут быть следующие:

физические перегрузки при такелажных и отдельных монтажных работах в случае отсутствия необходимых средств механизации;

монотонность труда при выполнении отдельных операций на серийном производстве в машиностроительных цехах.

2.10. Порты.

2.10.1. В портах при работе перегрузочной техники возмож­ны следующие физические вредные и опасные факторы:

высокие уровни шума в кабине (на пульте управления). и в районе работы машины, которые, наряду с вредным воздействием на людей, повышают опасность обслуживания оборудования;

вибрация на рабочих площадках, особенно у машин, перерабатывающих слеживающиеся грузы;

высокие температуры воздуха в кабине крана за счет тепло­ты, выделяющейся от механизмов и солнечной радиации;

загрязнение воздушной среды в кабине (в помещении пульта управления);

запыленность воздушной среды при перегрузке пылящих навалочных грузов;

недостаточная освещенность причальных линий, перегрузоч­ных площадок, дорог и складов;

возможность опрокидывания грузоподъемной машины при под­нятии груза;

возможность самопроизвольного движения машины под действием ветра;

возможность падения человека при подъеме (спуске) в кабину;

возможность поражения электрическим током при различных условиях;

возможность поражения током за счет атмосферного электри­чества при грозовых разрядах;

возможность травмирования портовых рабочих при недостаточ­ной видимости из кабины;

возможность травмирования движущимися частями машины;

возможность падения людей в воду при отсутствии специаль­ных проходов вдоль причальной линии и устройств для прохода людей со стенки на судно, особенно при низких уровнях воды;

неправильное складирование грузов на погрузочных площадках и в складах;

отсутствие специальных проходов и переездов через железно­дорожные пути.

2.10.2. Из группы химических вредных и опасных факторов в портах могут быть:

различные химические гpузы при их перевозке и складиро­вании ;

кислоты и щелочи при зарядке аккумуляторов ;

2.10.3. Из группы психофизиологических вредных факторов в портах могут быть:

монотонность работы крановщика при переработке больших количеств навалочных грузов;

нервное напряжение у крановщика при переработке тяжеловесов и ряда других грузов;

нервное напряжение диспетчерского персонала при неравно­мерном подходе большого количества флота и других обстоятель­ствах.

2.11. Гидротехнические сооружения и водные пути

При строительстве и эксплуатации гидротехнических сооружений и водных путей в основном имеют место физические вредные и опасные факторы.

2.11.1. При земляных работах:

обрушение грунта при неправильно выбранном угле откоса, при переувлажнении грунта, при неправильно выбранных или рассчитанных краплениях;

наличие в зоне производства работ электрических кабелей под напряжением и трубопроводов под давлением;

неправильно выбранные расстояния от кромки котлована (траншеи) до места размещения извлекаемого грунта;

движущиеся неограниченные части землеройных машин, их неис­правность;

отсутствие подготовленных площадок для использования зем­леройной техники;

отсутствие стремянок для спуска и подъема, рабочих в котлованы и траншеи;

установка строительных машин, автомобилей, столбов для линий электропередач, прокладке рельсовых путей в пределах призмы обрушения нераскрепленной выемки (котлована, траншеи);

электрический ток, газ, пламя при прогреве грунта в зим­нее время (электропрогрев, прогрев с использованием природного газа, прогрев дымовыми газами, прогрев с помощью костров);

затапливание водой выемки (котлована, траншеи) при работе в водонасыщенных слоях, а также за перемычками;

наличие линий электропередач в зоне действия водяных струй при разработке грунта гидромониторами;

отсутствие ограждений и предупредительных знаков в местах отвала намываемого грунта;

отсутствие ограждений и освещения плавучего трубопровода, по которому транспортируется пульпа при разработке грунта зем­лесосами.

2.11.2. При бетонных работах:

отсутствие эффективной вентиляции в помещении, где про­изводятся работы с цементом, известью, гипсом, песком и т.п. и установлены машины для дробления, разлома, просеивания указанных пылевидных вяжущих материалов;

отсутствие ограждений на загрузочных отверстиях камнедро­билок, у шнековых установок, на движущихся частях элеваторов, подъемников, сортировочных грохотов, бункеров, лотков и т.п.;

разгрузка и очистка барабанов и корыт с помощью лопат и других ручных инструментов при работе смесительных машин;

недостаточная прочность опалубки железобетонных конструк­ций;

отсутствие или недостаточная прочность рабочих настилов для установки опалубки на высоте и отсутствие на них ограждений;

отсутствие отдельного помещения или специально огражденного участка для механизированных операций по заготовке и обработке арматуры (выпрямление, резка, гнутье и т.п.);

отсутствие предохранительных сеток на верстаках, где об­рабатывается арматура;

отсутствие специальных рабочих мест для арматурщиков, оборудованных настилом с перилами;

отсутствие защитных ограждений (сеток) на участках натя­гивания проволоки (арматуры);

отсутствие отбойных брусьев на эстакадах и передвижных местах для подачи бетонной смеси самосвалами;

вибрация и возможность поражения током при использовании виброхоботов, виброжелобов, вибропитателей;

отсутствие ограждений рабочих мест бетонщиков при укладке бетонной смеси на высоте более 1,5 м;

несоблюдение специальных требований безопасности при электропрогреве бетона.

2.11.3. При свайных работах:

нарушение требований безопасности труда при подъеме коп­ра, собранного в горизонтальном состоянии;

отсутствие на копре ограничителя подъема;

подтаскивание свай без отводного блока;

отсутствие перил и бортовых досок у рабочих площадок и

лестниц копра;

отсутствие расчалок для удерживания сваи от раскачивания

и кручения;

недостаточная прочность льда при производстве свайных ра­бот в зимнее время со льда;

неисправность, неправильное закрепление и отсутствие за­землений электрооборудования вибропогружателя.

2.11.4. При ряжевых работах:

нарушение последовательности операций, связанных о изго­товлением, спуском к установкой ряжей;

отсутствие настила с перилами по верху собираемого ряжа для производства работ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Охрана труда»
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Охрана труда» для студентов всех специальностей. / Сост. В. И. Коробко....
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методическое пособие для выполнения расчетов по охране труда в дипломных...
Горнаков, С. Г. Самоучитель работы на смартфонах и коммуникаторах под управлением Symbian os. М.: Дмк пресс, 2007. 416 с
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методические указания по прохождению преддипломной практики и дипломному...
Методические указания к дипломному проектированию составлены и доц каф ЭВМ лебеденко Ю. И. и обсуждены на заседании кафедры ЭВМ факультета...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методические указания по разработке организационно-экономической...
Это положение обязательно при определении круга разрабатываемых вопросов в организационно-экономической части (оэч), который устанавливается...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Учебно-методические указания по выполнению выпускных квалификационных...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методические указания к выполнению лабораторных работ являются составной...
Базы данных: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: методические указания к выполнению лабораторных работ)...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методические указания и контрольные задания для студентов специальности...
Методические указания содержат тематический план, программу курса, задания и методические указания к выполнению контрольных работ,...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Оформление курсовых и дипломных работ
Оформление курсовых и дипломных работ. Метод указания / Сост. Р. А. Желдакова, О. В. Блажевич, В. В. Лысак Мн.: Бгу, 2011. 24 с
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методические указания к курсовой работе по дисциплине 4у. 11 «Автомобильные перевозки»
Умение анализировать дорожные условия является важным фактором в разработке эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного...
Методические указания по разработке раздела \"охрана труда\" в дипломных проектах icon Методические указания по выполнению контрольных работ рекомендовано...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по всем направлениям...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции