Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»




НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
страница1/9
Дата публикации26.05.2014
Размер1.23 Mb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Государственное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульская общеобразовательная школа-интернат»








Рассмотрено
на заседании методического совета

Утверждено

педагогическим советом
школы-интерната

Протокол № 2 от «20» ноября 2011 г.

Протокол № 4 от «17» января 2012 г.

Председатель МС _________________

Директор школы-интерната ___________

/Душкина И.Н./

/А.И. Душкин/


Программа

духовно-нравственного
развития, воспитания
обучающихся (воспитанников)


на 2012 -2016 годы


Пояснительная записка

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру ценности, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации программы начального общего образования «Перспективная начальная школа», программ основного общего и среднего полного общего образования и опыта воспитательной работыГОУ ТО «Тульская общеобразовательная школа-интернат».
ЦельюПрограммы является

  • социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности;

  • социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

Задачи программы:

  • формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

  • воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

  • воспитывать нравственные качества личности обучающегося (воспитанника),

  • способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

  • приобщать обучающихся (воспитанников) к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;

  • подготовить подростков к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.

Программа реализуется школой-интернатом в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся (воспитанников), с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы-интерната.

Задачи духовно-нравственного развития делятся на общие и специфические для каждой ступени обучения. Кроме того, часть задач дифференцируются отдельно для педагогического коллектива школы-интерната и для семьи.

Общие задачи:

I. Организационные:

1.Изучение и широкое обсуждение среди педагогов и общественности концептуальных и программных материалов федерального и регионального уровня, касающихся духовно-нравственного воспитания, развития.

2. Разработка согласованных программ духовно-нравственного развития учащихся в семье и школе-интернате (минимум на период в три года).

3. Разработка мониторинга результативности реализации программ духовно-нравственного воспитания, развития.

4. Разработка и реализация плана мероприятий на каждый учебный год по реализации программы.

II. Содержательные:

  1. Осмысление и принятие гуманистических принципов духовно-нравственного воспитания и базовых национальных ценностей в процессе воспитания учащихся в семье и школе-интернате.

  2. Обсуждение и согласование единых подходов к духовно-нравственному воспитанию учащихся в семье и школе-интернате.

  3. Развитие корпоративных традиций в лицее, основанных на духовно-нравственных идеалах.

  4. Выбор и освоение учебного курса «Основы религиозных культур» или «Светская этика»


Специфические задачи:


Ступень обучения

Семья

Школа-интернат

1 ступень
(1-4 кл.)


- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления

о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя

выполнения моральных норм, давать нравственную оценку

своим и чужим поступкам;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций;

- формирование осознанного и

уважительного отношения

к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку,

культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

- формирование эстетических

потребностей, ценностей и

чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно

оправданную позицию

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении

результата;

- осознание обучающимся ценности человеческой жизни,

формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу

для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной

безопасности личности.

- формирование основ российской гражданской идентичности; - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- формирование нравственного смысла учения;

- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного

принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.


2 ступень

(5 – 9 кл.)

Формирование:

- готовности и способности к

духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,

самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-

ответственному поведению;

укрепление нравственности,

основанной на свободе, воле и духовных отечественных

традициях, внутренней установке

личности поступать согласно своей совести;

- морали как осознанной личностью необходимости

определённого поведения,

основанного на принятых

в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие совести как нравственного самосознания

личности, способности

формулировать собственные

нравственные обязательства,

осуществлять нравственный

самоконтроль, требовать

от себя выполнения моральных

норм, давать нравственную

самооценку своим и чужим

поступкам;

- принятие личностью базовых

национальных ценностей,

национальных духовных

традиций; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других

людей, ценности человеческой

жизни, нетерпимость к

действиям и влияниям,

представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

Формирование:

- готовности и способности к

реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной

деятельности;

- социальной и профессиональной

Мобильности на основе моральных норм, непрерывного

образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

способность к самостоятельным

поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- свободолюбие как способность к

сознательному личностному,

профессиональному, гражданскому

и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью

личности перед семьёй, обществом,

Россией, будущими поколениями;

- укрепление веры в Россию,

чувства личной ответственности

за Отечество перед прошлыми,

настоящими и будущими поколениями.





3 ступень (10-11 кл.)

Подготовка к самостоятельной семейной жизни.

Воспитание ответственности за свою семью и близких людей.

Воспитание ответственности за принятые самостоятельно решения.

Воспитание ответственности за результаты учебной деятельности.

Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах.

Воспитание ответственности за результаты учебной деятельности.



Программа содержит:

  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).

  2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).

  3. Реализацию целевых установок средствами учебных предметов.

  4. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).

  5. Совместную деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (воспитанников).

  6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  7. Модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (воспитанников), включающую в том числе рациональную организацию образовательного процесса в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной и иной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.

  8. Критерии, показатели эффективности в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).

  9. Методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников).


1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, воспитанников

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся (воспитанникам)

  • передаются духовно-нравственные нормы жизни;

  • создаются условия для усвоения и принятия обучающимися (воспитанниками) базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные формируемые ценности содержания образования - это:

Ценность мира:

  • как общего дома для всех жителей Земли;

  • как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

  • как принципа жизни на Земле.


Ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народукак проявление духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьикакобщности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.

Портрет выпускника школы-интерната:
Выпускник начальной школы - это человек:

- любознательный, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Выпускник основной школы - это человек:

- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей;

- умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Выпускник средней школы - это человек:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Го стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconОсновная образовательная программа основного общего образования моу...
Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconОсновная образовательная программа среднего (полного) общего образования...
Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания «я гражданин своего города, своей страны»
Наименование программы «Программа духовно-нравственного воспитания учащихся» на 2011 – 2015 гг. Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, концепции умк...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма «Окружающий мир»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Программа духовно-нравственного развития, воспитанияобучающихся (воспитанников) (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Рф «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ мо и н РФ №373...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции