Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт»




Скачать 74.57 Kb.
Название Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт»
Дата публикации 17.06.2014
Размер 74.57 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт»

Любимова Татьяна Юрьевна

заведующий отделом информационно-методической работы

МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Горизонт», г.Протвино,
Актуальность. В настоящее время Детско-юношеский центр «Горизонт» – это многопрофильное учреждение дополнительного образования, где в 80 объединениях занимается 900 детей, естественно, что наш центр делает большой вклад в сохранение и укрепление здоровья детей нашего города.

При проведении занятий и мероприятий педагогами Детско-юношеского центра «Горизонт» используется широкий спектр педагогических технологий, но ни одно объединение не может обойтись без технологий здоровьесбережения воспитанников. Данная технология является проникающей, и весь образовательный и воспитательный процесс дополнительного образования строится на сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, а так же всецелой поддержки социальной, нравственной и духовной составляющей здоровья детей.

В связи с введением новых порядков прохождения аттестации, где отдельным пунктом стоит «внедрение современных образовательных технологий и эффективное их применение», возникла необходимость описания опыта использования в своей практической деятельности здоровьесберегающих технологий. Как следствие, появилась возможность проведения анализа работы по данному направлению в учреждении.

Цель использования здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить воспитаннику сохранение здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Общие здоровьесберегающие методы и формы, используемые педагогами ДЮЦ:


  • релаксационные и динамические паузы (включение расслабляющих элементов и элементов двигательной активности в схему занятия);

  • смена видов деятельности (при планировании занятия необходимо не допускать однообразия работы, смена видов деятельности и частота их чередования – обязательны);

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм (свежий воздух, оптимальный тепловой режим в кабинете, освещённость помещения, чистота и др.);

  • строгая дозировка учебной нагрузки (дополнительное образование не мешает общему, занятия информативно не перегружены, построены с учетом динамичности воспитанников, их работоспособности);

  • создаются условия для самовыражения и развития конструктивной и творческой деятельности;

  • беседы о негативном влиянии на организм подростка вредных привычек и здоровом образе жизни;

  • благоприятный эмоциональный настрой.

Можно выделить основные здоровьесберегающие методики и формы, используемые согласно возрастному уровню воспитанников, и объединить их в три группы, примерно разбив по возрасту: от 4 до 7 лет, 8 – 12 лет, 13 – 18 лет.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях

с детьми от 4 до 7 лет


  • валеологические песенки-распевки (поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, закладывают основы здорового образа жизни);

  • психогимнастика (развитие и коррекция различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы, и его физического состояния);

  • ритмопластика, физкультминутки, игротерапия, сказкотерапия (снимают напряжение и раздражительность, позволяют поменять вид деятельности без потери первоначального внимания);

  • сюжетно-ролевые тематические игры (закладывают основы безопасности детей на улицах города, на природе, дома, в учебном заведении и др.)

  • игры-драматизации (эффективно влияют на восприятие жизненных ситуаций, закладываются здоровьесберегающие поведенческие основы к самому себе и окружающим людям);

  • дыхательная гимнастика (положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении);

  • артикуляционная гимнастика (выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции);

  • оздоровительные и фонопедические упражнения (укрепление голосовых связок детей, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей);

  • игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему);

  • пальчиковые игры (воздействие на внутренние органы и координационные способности пальцев рук, развитие речи ребенка);

  • игры на развитие сенсорного восприятия (воздействие и коррекция перцептив-ного восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов);

  • речевые игры (эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, формируется образно-ассоциативное мышление);

  • музыкотерапия (снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание);

  • проведение просветительской работы с родителями (привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни каждого ребёнка).


Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях

с детьми от 8 до 12 лет


  • профилактические упражнения для глаз (профилактика нарушения зрения, снятие утомления, благоприятно влияют при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении).

  • упражнения на развитие перцептивного восприятия (при работе с мелким и/или пластичным материалом развивается мелкая моторика рук и пальцев, что корректирует нервную мозговую деятельность, сенсорную восприимчивость, координацию движений и глазомер у детей);

  • беседы о здоровье (педагоги постоянно следят за осанкой воспитанников, акцентируя внимание на роли позвоночника в обеспечении здоровья всего организма; тематические беседы не сводятся к перечислению вредных привычек, а акцентируют внимание воспитанников на том, что здоровым быть модно, активный отдых на свежем воздухе – это интересно и т.п.);

  • игры, конкурсы оздоровительной направленности (воспитанники получают знания о содержании понятий «здоровый образ жизни», значении двигательной активности, физиологической основы закаливания, соблюдения режима дня, соблюдения правил общей и личной гигиены и др.);

  • соревнования оздоровительной направленности (эстафета, «весёлые старты», «Печёная картошка», «Масленица» и др.);

  • арт-терапия (решает трудности эмоционального самовыражения, гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания);

  • музыкальное сопровождение занятий (8 – 12 лет, у многих детей начинается переходный возраст, они становятся социально уязвимыми, нервными, легкораздражимыми, создание определённого музыкального сопровождения, эффективно способствует коррекции психологического состояния детей, имеющих те или иные проблемы);

  • поход выходного дня (общее укрепление здоровья воспитанников, нагрузка на крупные мышцы, атмосфера содружества и др.);

  • проведение просветительской работы с родителями. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни каждого ребёнка

  • мероприятия для младших школьников на свежем воздухе в близлежащей полосе лесопарковой зоны города («Экологическая тропа», «Лесная академия», «День здоровья», «Зарница»).


Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях

с детьми от 13 до 18 лет


  • мероприятия на свежем воздухе в лесном массиве города (педагогами ДЮЦ «Горизонт» в районе лесного массива города Протвино разработан учебный полигон на котором проводятся различные мероприятия: туристско-экологические слеты и акции, спортивное ориентирование, «Готовься Родине служить», «Экстремум», «Маршрут выживания», слеты подростковых объединений «Школа безопасности» и др.);

  • тренинги (служат дополнительным средством для снятия психоэмоционального напряжения, воспитанники настраиваются на позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшается эмоциональный климат на занятиях);

  • деловые и ролевые игры (на темы о профессиональной успешности, потенциале и самореализации личности, бережном отношении к своему и чужому физическому и психическому здоровью, без которого невозможна успешная социализация в современном обществе.);

  • дискуссии (дискуссии в коллективе единомышленников оказывают положительное влияние на психическое, эмоциональное и духовное здоровье);

  • задания-мотиваторы (упражнения на действия в предлагаемых обстоятельствах закрепляют в сознании привычки здорового образа жизни, повышают психоэмоциональную и социальную устойчивость);

  • строевая подготовка (формирование у воспитанников дисциплинированности, выработка строевой выправки, образцового внешнего вида, навыков быстрого и четкого выполнения строевых приёмов, развитие выносливости и инициативы);

  • походы дальнего следования (двух, трёхнедельные походы-путешествия: Селигер, Карелия, Байкал, Пермь, Урал, Алтай, Кавказ, Крым и др.);

  • краеведческие экскурсии (влияние на духовную составляющую личности ребёнка. Всё, что видят и изучают воспитанники во время краеведческих экспедиций, становится для них личностно-значимым: Москва, Подмосковье, Валаам, Санкт-Петербург, Псков, Золотое кольцо России, Кострома, Бородино, Приокско-Террасный заповедник, Серпухов, Великий Устюг, Нижний Новгород и др.).


Рефлексия использования здоровьесберегающих технологий:


  • сознательное и самостоятельное использование детьми предложенных педагогами упражнений для сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • пробуждение творческой и физической активности, самообучаемости, повышение работоспособности, дети справляются с учебной нагрузкой общего и дополнительного образования;

  • дети стремятся к активному досугу на свежем воздухе, агитируют своих друзей за здоровый образ жизни, коммуникабельны, социально адаптированы, уравновешены, способны удивляться и восхищаться.

Опыт работы показывает, что для формирования здоровья воспитанников необходимо применять систему, включающую в себя различные методы обучения и воспитания, соответствующие возрасту воспитанников. Педагоги Детско-юношеского центра «Горизонт» делают огромный вклад в поддержании здоровья детей нашего города.
Литература


  1. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. - 2005. - N 3. - С. 52-78.

  2. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. - 2005. - N 11. - C. 75-78.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998 г. 256 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Положение о проведении открытого областного детско-юношеского фестиваля...
Рсфср а. Н. Либерову (далее – Фестиваль) проводится в целях развития детско-юношеского художественного творчества, привлечения внимания...
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Положение о проведении Межрегионального экологического фестиваля...
Учредителями Межрегионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества «Белая береза» (далее Фестиваль) являются
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Основные направления и методы антропологии
Направления: Можно разделить антропологию на направления 2-мя способами: традиционный и модернизированный
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28
Важнейшим условием деятельности педагогов стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения, которые...
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Анализ работы мбоу сош №48 г. Махачкалы за 2011-2012 учебный год
Применение учителем на уроках информационно-образовательных, здоровьесберегающих, исследовательских и проектных технологий, проблемного...
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Анализ учебной деятельности первая ступень обучения в 2012-2013 учебном год
Повышение качества обучения и воспитания учащихся на основе здоровьесберегающих технологий
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon В. И. Оцхели
Испания. Гренада. Материаля международной конференции: «Русский язык и литература в международном образовательном пространстве»....
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Основные направления использования нефтегазовой ренты
В статье рассматривается определение природной ренты – как дополнительного дохода (сверхприбыли). На основе исследования современных...
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Использование здоровьесберегающих технологии на музыкальных занятиях...
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей...
Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве Детско-юношеского центра «Горизонт» icon Использование здоровьесберегающих технологий при изготовлении поделок из бисера
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции