Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28




Скачать 63.1 Kb.
Название Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28
Дата публикации 02.10.2014
Размер 63.1 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Литература > Анализ
«Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского

языка и литературы»

Г.Ю.Карташова магистрант ТГПУ, учитель МХК МАОУ СОШ №28

г. Томска


Анализируя современные образовательные программы , можно сказать о том, что каждая дисциплина в школе обладает большими потенциально реализуемыми здоровьесберегающими технологиями. В формировании и развитии нравственного здоровья обучающихся важную роль играют уроки русского языка и литературы.

На уроках русского языка и литературы мы используем новые технологии обучения, где наряду с традиционными педагогическими технологиями (классно-урочной формой, лекционно-семинарской, зачетной) применяются технологии на основе личностно - ориентационного подхода (педагогика сотрудничества, игровые технологии).


Важнейшим условием деятельности педагогов стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения, которые предусматривают:

- учет периодов работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- чередование позы с учетом видов деятельности;

- использование физкультурных пауз на уроках.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.

В деятельности учитель должен ориентироваться на гигиенические показатели, характеризующие урок {1,2 }:


Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут.

Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, работа и т.д. Норма – не менее трех.

Чередование видов преподавания: ориентировочная норма – 10-15 минут.

Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества.

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссий, обсуждения.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма-15-20 минут урока, по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Психологический климат на уроке

Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают ребят к ответственности, самостоятельности в принятии решений.).

На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию: выставить отметки в рабочие карты, в журнал, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось неудачным?».

Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, т.к. «2», «1» не ставятся. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или в процессе самостоятельной работы.

Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы эффективно используются межпредметные связи, т.е. привлечение материала смежных дисциплин. Особое внимание уделяется интеграции различных видов искусства. Если литература-это искусство слова, то живопись и музыка – это создание художественных образов при помощи красок и звуков.

Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала: Можно использовать материал на уроке, содержащий тексты, высказывания о спорте, о здоровом образе жизни.

Например, изучая с детьми в 7 классе тему: «Тип текста – рассуждение», я взяла тему: «Здоровый образ жизни человека», на котором мы рассмотрели газетные статьи по данной проблеме, изучили статистику, проанализировали содержание и дети сделали вывод, что нужно вести ЗОЖ. На следующем уроке написали свои статьи по темам «Если хочешь быть здоров…», «Спорт есть жизнь», «Мой любимый спортсмен».

При изучении темы «Правописание О-Е после шипящих на конце наречий» урок был построен по типу олимпийских игр. На уроке дети не только выполняли задания по теме, но и соревновались в разных видах спорта: волейболе, многоборью, баскетболе. «Побывав в бассейне», дети узнали из текста о различных видах плавания, о значении плавания для человека. В итоге обучающимся были вручены медали с оценками: «золотая медаль»-5, «серебро»-4, «бронзовый победитель» - 3. Таким образом, детям прививается любовь к спорту, происходит переосмысление образа жизни, моменты игры и неординарности увлекают ребят и привлекают к вашему предмету.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных фрагментов создают благоприятную атмосферу и влияют на формирование психологического и физического здоровья учащихся.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося учитель составляет задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:

1.обучающиеся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;

2.обучабщиеся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.

3.обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.

4.обучающиеся с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).

Огромную роль играют темп и окончание урока. Окончание урока должно быть спокойным. При спокойном завершении урока учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом. А темп обязательно должен быть высоким.

Учителя литературы убеждены в том, что сегодня, изучая произведения русских классиков, учитель литературы, как никакой другой предметник, имеет возможность говорить о духовно – нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие.

Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия. Но эти качества не падают как манна небесная, необходимо приложить немало усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается, каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. И наша цель, педагогов, «разбудить» в детях то сокровенное, что затаилось в глубинах их душ.

На уроках литературы учителя развивают исследовательские и творческие навыки, помогают учащимся осмыслить практическую значимость изучаемого предмета, полезность приобретаемых знаний и умений, создают условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Сегодня у учителей русского языка и литературы особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит долг подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была».
Список используемой литературы

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004. - 10-15 с

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. - 8-9 с

3.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

4.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005-175с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Урок по мхк в 9 классе по теме «Синтез искусств в театре»
Учитель : Урсаева М. Г. Моу сош с. Варламово, Чебаркульский район, Челябинская область
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Пояснительная записка к учебному плану маоу сош №2 мо г. Алапаевска на 2013 2014 учебный год
Учебный план 7 – 11-х классов маоу сош №2 на 2013-2014 учебный год составлен в соответствии с требованиями следующих нормативных...
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности....
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Внеклассное мероприятие Государственные символы России Байло Ирина...
Цель: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны; показать, что государственная...
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Автор(ы): Учащиеся 3 класса (групповой проект) ноу сош «Образовательный...
Марченко Светлана Владимировна, учитель информатики и икт, Тюгаева Ирина Борисовна, учитель начальных классов, Набокова Надежна Михайловна,...
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Открытое мероприятие По литературе 10 класс
Учитель русского языка и литературы маоу «Кадетская школа №47» г. Набережные Челны
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Публичный отчет директора маоу сош №25 за 2013-2014 учебный год Трифоновой...
Публичный отчет директора маоу сош №25 за 2013-2014 учебный год Трифоновой Веры Петровны
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Номинация «Педагог дошкольного образовательного учреждения»
Диплом I степени – Гилёва Наталья Анатольевна, воспитатель маоу «сош №5», сп «Детский сад №41»
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon Путешествие-викторина по литературе (для учащихся 9-10 классов)....
...
Г. Ю. Карташова магистрант тгпу, учитель мхк маоу сош №28 icon На 2014-2015 учебный год
Учебный план маоу сош №25 г. Владимира составлен на основе следующих нормативных документов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции