Рабочая программа дисциплины (модуля)




НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
страница1/6
Дата публикации12.06.2014
Размер0.77 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет Естественно-географический


УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

_________________Л.Е. Шапошников

«___»___________________2011гг.

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Геология

Наименование дисциплины (модуля)
050100 Педагогическое образование

Код и наименование направления подготовки (специальность)
География

Профиль подготовки (специализация)
Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника (магистр, специалист, бакалавр)
Очная

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

Нижний Новгород

2011 год


  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины Геология является освоение на высоком научном уровне сложного и разнопланового, важного в мировоззренческом плане и в плане профессиональной подготовки специалиста географического направления образования предмета, которым является "Геология". Формирование системы знаний в области геологии производится с учётом учебного содержания предмета «География» в общеобразовательной школе. В процессе достижения этой цели должны быть решены следующие задачи, поставленные перед предметом:

1. Освоить основные достижения геологической науки, соответствующие современному уровню знаний, освещающие строение земного шара, вещественный состав Земли, геологические процессы и историю геологического развития Земли с учётом экологических особенностей протекания геологических процессов

2. Подготовить высокоэрудированного, грамотного, культурного человека, адекватно воспринимающего мир и окружающую природу, знающего все особенности природной среды, в которой живет человек, в т.ч. и геологические,

3. Познакомить студента с правильной картиной мира и геологической и социальной историей его эволюционного развития.

  1. Развить чувство пространственного воображения.

  2. Подготовить студентов к последующему изучению землеведения, комплексной географии мира (материков и океанов), физической и социально-экономической географии России, географии родного края

  3. Обеспечить знаниями основ геологического и ландшафтно-геологического районирования с целью сознательной ориентации в природной обстановке.

  4. Подготовить специалистов, владеющих знаниями геологического строения Земли и проблемами состояния литосферы и её взаимодействия с другими сферами Земли

  5. Подготовить студентов к преподаванию школьных курсов географии с учетом основ геологических знаний.

  6. Знакомя студента с геологическими телами разного иерархического уровня и с геологическими процессами, формирующими их, значительно расширить естественнонаучный кругозор студентов, особенно применительно к задачам и требованиям специалиста географа и педагога-практика.

  7. Знакомя с путями исторического развития Земли, обеспечить студентов знаниям современного состояния земной поверхности и физико-геологических и социально-экономических процессов, проходящих на Земле, как основы для понимания перспектив изменений среды существования человека в будущем, экологической ситуации на Земле

  8. Изучение геологии родного края, как одного из важнейших компонентов природной среды, позволяет развивать интерес к своей малой родине и задачам природопользования в её пределах, воспитывает чувство патриотизма и любовь к окружающей природе, делает человека ответственным за сохранение экологически устойчивого состояния окружающей местности и всей природы мира.

  9. Знание геологии обеспечивает всестороннее изучение природы и проблем использования минеральных ресурсов




  1. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина «Геология» относится к вариативной части профессионально цикла (Б.3.2.3.)

Для формирования знаний в области «Геологии» студент использует полученные в школе знания, умения и виды деятельности при изучении школьных предметов «География», «Физика», «Химия» и «Биология»

Знания по дисциплине «Геология» служит теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин профессионального цикла (Б.3) в вариативной части «География почв с основами почвоведения», «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России», «Учение о географической оболочке», «Ландшафты мира», «Физико-географическое районирование материков» и «Физико-географическое районирование России».
3. Требования к результатам освоения дисциплины Геология
Освоение материалов изучения дисциплины «Геология» направлено на формирование и развитие компетенций:

Вновь формируются следующие общекультурные компетенции (ОК):

(ОК-1) - владеет общей культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения

(ОК-2) – способен анализировать мировоззренческие проблемы

(ОК-3) - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и значение геологического строения территории в истории развития культуры

(ОК- 4) - способен использовать знания о современной естественнонаучной и географической картине мира в своей образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической и геологической обработки информации, теоретических и практических исследований

(ОК-6) - способен логически верно воспринимать и воспроизводить устную и письменную речь, быть грамотным человеком

(ОК-8 и ОК-9) - готов работать с компьютером и с информацией глобальных компьютерных сетей

(ОК-11) - знать технику безопасности на геологоразведочных работах, в том числе и в полевых условиях

(ОК-12) - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы

(ОК-15) - способен понимать движущие силы и геологические закономерности исторического процесса, место в нём человека и его ведущую геологическую роль

Выпускник должен обладать следующими профессиональными и специальными компетенциями (ОПК):

(ОПК-1) - осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности

(ОПК-3) – владеет основами речевой профессиональной культуры

(ОПК-6) - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

(ОПК-7) СК-1 – способен определять географические и геологические объекты, явления, процессы и результаты их проистекания на глобальном, региональном и локальном уровнях и на всех уровнях организации материи, начиная от кристаллов, минералов и кончая Землёй в целом

(ОПК-8) СК-2 – способен выявлять взаимосвязи природных, экологических, экономических и социально-культурных компонентов геолого-географических комплексах разного ранга

(ОПК-9) СК-3 – владеет методами естественнонаучных и социально-экономических исследований природы и общества как великих геологических сил Земли

(ОПК-10 СК-4 – способен понимать суть научных теорий и концепций современной географии и осознавать роль геологии в них

В области педагогической деятельности:

ПК-1 – способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

ПК-2 – готов применять современные методики и технологии

ПК-5 – готов использовать знания геологических проблем для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов
В результате освоения дисциплины Геология обучающийся должен:

знать:

  • объекты и предметы геологических наук

  • роль геологии в научном обеспечении организации рационального природопользования и оптимизации окружающей среды

  • формы организации геологической оболочки Земли: о земной коре, мантии и ядре Земли, о литосфере, астеносфере, магнитосфере, биосфере, ноосфере и других сферах Земли

  • научно-практическую значимость изучения геологического строения и геологических процессов в истории развития Земли

  • методы поисков и разведки месторождений, условия образования и залегания полезных ископаемых и использования минеральных ресурсов в производственных и бытовых целях, а также методы охраны геологической среды и особенностях природопользования в ней

  • основные типы осадочных, магматических и метаморфических отложений.

  • содержание учебно-методического комплекса «Геология».

  • важнейшие философские проблемы геологии.

  • краткую историю геологических знаний.

  • особенности работы геолога.

  • происхождение и строение Вселенной.

  • положение Земли в космическом пространстве и ее особенности как планеты.

  • основные сведения о кристаллах, особенности их огранения и симметрии. Сингонии. Простые формы. Формы кристаллов важнейших минералов.

  • формы нахождения минералов в природе.

  • диагностические свойства минералов и их классификации.

  • основные минералы Земли (60-70 видов).

  • основные горные породы и руды.

  • основные полезные ископаемые и типы месторождений. Способы добычи сырья.

  • общую характеристику геологических процессов: магматических (интрузивных и эффузивных), постмагматических, метаморфических, экзогенных, тектонических, геоморфологических

  • генетические таксономические ранги структур, морфоструктуры и морфоскульптуры Земли.

  • геологическую работу рек и других экзогенных процессов.

  • деятельность человека как геологический фактор и методы охраны геологической среды.

  • основные задачи экологической геологии. Виды и способы геологической деятельности человека.

  • формы залегания геологических тел.

  • классификацию тектонических движений.

  • особенности концептуального спора фиксистов и мобилистов.

  • основные положения концепции новой глобальной тектоники литосферных плит.

  • современное структурное строение литосферы и земной коры.

  • строение геосинклиналей растяжения и сжатия литосферных плит, строение платформ

  • основные циклы первою порядка тектонического развития.

  • основные районы землетрясений, бальность, прогноз и последствия последних.

  • проблемы исторической геологии.

  • проблемы стратиграфии и геохронологии.

  • особенности развития и палеоэкологические условия жизни на Земле. Проблемы палеоэкологии.

  • основные формы сохранности ископаемых организмов и их классификацию.

  • основные типы ископаемых организмов.

  • особенности эволюции и эклолого-геологических условий развития человекообразных и человека.

  • основные закономерности геологического развития.

  • основные стадии и этапы геологического развития.

понимать:

  • суть геологического строения Земли и физико-геологических процессов, проходящих в оболочках Земли, в её недрах и на поверхности

  • суть процессов, происходящих в магме

  • особенности формирования минералов, горных пород и полезных ископаемых

  • роль геологического строения Земли и его влияние на ландшафтную дифференциацию крупных участков земной поверхности и на культуру человека

  • роль человека как огромной геологической силы Земли

  • значимость геологических процессов и вещества Земли в формировании экологических особенностей территорий

В процессе изучения курса геологии, а также прохождения полевых практик студент должен приобрести следующие навыки и умения:

уметь:

  • 1 пользоваться горным компасом.

  • читать геологическую карту.

  • готовить к изучению и выполнять описание геологических обнажений, родников и колодцев

  • планировать и осуществлять познавательные геологические маршруты.

  • выполнять отбор образцов и их маркировку.

  • строить геологические схемы и разрезы.

  • анализировать геологические материалы.

  • восстанавливать физико-географические обстановки прошлого.

  • организовать школьный геологический подход.

  • определять остатки ископаемой фауны, минералы, горные породы.

  • выполнять простейшие геологические анализы, определять названия минералов и горных пород.

  • соблюдать правила техники безопасности в маршрутах и походах.

  • организовывать для внеклассной работы встречу «Геологический КВН».

  • вести занятия в школе по факультативу «Геология Нижегородской области в факультативном курсе средней школы».

  • организовать работу геологического кружка.

  • организовывать в школе кабинет геологии или геологический уголок в кабинете географии.

  • выполнять фациальный анализ отложений.

  • передавать знания о геологическом строении региона и о методах его изучения школьниками

Владеть

  • методами составления, чтения, дешифрирования и использования геологических карт, аэрофото- и космоснимков различного назначения.

  • методами охраны геологической среды.

  • методами восстановления физико-географических условий прошлых геологических эпох.

  • методами определения кристаллов, минералов, горных пород, руд, полезных ископаемых, ископаемых остатков древних организмов, форм нахождения в природе и форм сохранности

  • методами изучения геологичских процессов, геологической работы текучей воды, рек, ледников, ветра моря силы тяжести и других экзогенных процессов

  • методами фациального анализа

  • методами проходки простейших горных выработок и анализа слоистости и слойчатости

  • методами построения карты современных литосферных плит

  • горным компасом: уметь ориентироваться и определять элементы залегания и т.п.




  1. Структура и содержание дисциплины Геология.


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 академических часов (табл. 1).

Таблица № 1

Таблица трудоёмкости предмета Геология




№ п/

п


Раздел дисциплины



Семе

стр



Неде

ля се

ме

стра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость в часах

Формы текущего контроля (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек

ции

Ла

бор.

заня

тия

Само-

стоят.

Работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

Введение Дидактическая единица 1.. Геология как наука. Земля как планета

1

Геология как наука. История геологических знаний. По-чётная профессия «геолог».

Знакомство с кабинетом–музеем геологии.

1

1

2

-

2




Фтк: схема (1)

схема (1)

2

Происхождение и строение Вселенной. Земля в косми-ческом пространстве. Земля как планета. Оболочки и геосферы Земли. Внутрен-нее строение Земли. Земная кора и ее типы


1

3

2

-

2







3

Химический и минеральный состав земной коры.


1

5

1

-

1







Сведения из кристаллогра-фии

1

1

-

4

4




Фтк: лаб. раб. (2)

Фпа: промеж. зачёт по крис-

талл. (3)


Дидактическая единица 2. Изучение минералов

4

Формы нахождения минера-лов в природе Общие све-дения о минералах. Диагнос-тические физические свойс-тва минералов. Классифика-ции. Изучение минералов. Самородные

1

2
3

-
-

2
2

2
2




Фтк: лаб. раб. (2)
Фтк.: лаб. раб. (2)

Репродукт. д.з. :

Работа с опред. мин-лов.(2)

Изучение минералов Бинар-ные

1

3




2

2




Подгот. тетради для минералов(1), лаб. зан. – опред. мин-лов (2)

Кислородные соли. Силикаты. Кремнекислородн. Тетраэдры. Подклассы

1

4




2

2




Расчёт радикалов разн. подкласс. (1), лаб. зан. (2) (2)

Структура силикатов, их происхождение и применение

1

3

-

3

3




Фпа – промеж. зачёт по мин-лам (3)




Органогенные минералы

1

1

1

1

1







Дидактическая единица 3. Изучение горных пород

5

Магматические, постмагма-тические и метаморфические горные породы

1

6

-

2

2




Заверш. заполнен. тетр. для мин-лов (2), , лаб. зан. (2)


6

Осадочные обломочные

Хемогенные и органогенные

1

7

-

4

4




Фтк:, лаб. раб. (2), (2), , презентация минерала (1)

7

Изучение полезных ископае-мых и их месторождений

1

8

-

2

2




.

Лаб. зан. (2), (2),




Изучение геологических карт, аэрофото- и космоснимков

1

9

-

2

2




Лаб. раб. с кар-тами (2), дом. зад. – чтение геол. карты (письм. отчёт – 1)

Фпа – промеж. зачёт по горн. пород. (6)


Дидактическая единица 4. Динамическая геология. Эндогенные процессы.

8

Общая характеристика. Эндо-генные и экзогенные проц-сы


1

5

1

-

1







9

Магматические процессы. Интрузивный и эффузивный магматизм. Понятие о магме. Вулканы Земли и их распро-странение.


1
1

9
5



1

2
-

2
1




Фпа: Контур. кар-та с вулкан. (2),

Фтк: эвристичес. дом. зад. (1), лаб. зан. (2)

Проверка консп.

10

Постмагматические проц–сы: пегматитовый, пневмато-литовый, гидротермальный. Поствулканические явления. Выделения газов, газово-во-дяных смесей. Фумаролы, сольфатары, мофеты. Гейзе-ры, грязевые вулканы, гидро-термы. Метаморфизм.


1

1

10
7

-
2

2
-

2
2




Фтк: лаб. зан. (2), (2)

По желанию: подготвка науч. студенч. работы к конкурсу или публикация в журнале «Неофит»

11

Тектонические процессы. Геологические тела в приро-де. Формы залегания геоло-гических тел. Свидетельства вертикальных и горизонталь-ных движений.


1
1

11
9



2

4
-

4
2




лаб. зан. (2), (2)


12

Классификация тектониче-ских движений. Основные тектонические структуры: складчатые и разрывные. Фиксизм и мобилизм.

1

12
11



2

2

2




лаб. зан. (2),

Ролевая игра (3)

13

Основные структурные эле-менты литосферы и земной коры. Структуры геосинкли-налей и платформ. Геосинк-линали растяжения и сжатия. Платформы.

1

13
14
12

2
-



4
2

6
2
2




Карта осн. эпох складчат. –контур. карта (2),

дом. зад. – рис. осн. структур (2), лаб. зан. (2), (2), (2)


14

Тектоническое строение ма-териков и океанов. Типоло-гия структур Земли. Циклы тектонического развития. Глобальная тектоника литосферных плит

1


1

15

16

17



2
2

4

2

4

6

2

6




лаб. зан. (2) - 10 зан.,

Фпа – карта 17 литосферных плит (3),

15

Землетрясения

1

18




2

2




Фтк: 10 изв. землетрясений (2), Презентация эндогенного геол. процесса (2), лаб. зан. (2)




Всего в I-ом семестре







18

54

72







Дидактическая единица 5. Экзогенные процессы

16

Изучение полезных ископае-мых и их месторождений. За-полнение контурных карт. Условные знаки полезных ископаемых. Изучение и чтение геологических карт, аэрофотоснимков и космо-снимков. Построение геоло-гических карт и разрезов


2

1




2

2




Фпа: 5 конт. карт месторождений (3)

Фтк: решен. Задач по построен. геол. карт из методич-ки (1), (1), (1), лаб. зан. (2)

Экзогенез. Литогенез и мор-фогенез. Стадии литогенеза. Генетические типы осадоч-ных накоплений. Геотектуры, морфоструктуры и морфо-скульптуры.


2

1

2




2




Письм. описан.

м-я с испол. Интернета (1) Реферативная ра-бота по динами-ческой геологии

(2)

17

Гипергенез. Типы выветри-вания. Коры выветривания

2

2

2



2




Построен. геол. разреза через Ниж. обл. (1)

18

Эрозия. Денудация. Акку-муляция. Горы и равнины. Пенеплены. Геологическая деятельность атмосферных вод. Плоскостной смыв. Делювий


2


3


2



2









19

Геологическая деятельность малых водотоков. Оврагооб-разование.


2


4


2



2







20

Геологическая работа рек. Русло и русловые процессы. Пойма. Террасы и ал-лютерры. Долины рек и Ве-ликие аккумулятивные ал-лювильные равнины. Ал-лювий


2


5, 6


4



4




Фпа: Олимпиада – проверка оста-точ. знаний – тестирование (2)

21,

22

Геологическая работа под-земных вод и силы тяжести. Оползни Геологическая деятельность ледников


2


7


2


-


2




Фтк: Письм. работа о каком-либо геол. процессе (1)

23

24

25

Геологические процессы в перигляциальной зоне. Гео-логическая деятельность водно-ледниковых потоков, озерно-ледниковых водое-мов.

Геологическая роль, озер и болот. Генетическая и геохи-мическая классификация со-временных и древних озер. Геологическая деятельность ветра. Геологическая работа моря.

2

8

2



2







26

Деятельность человека как геологический фактор и охрана геологической среды. Ноосферное пространство. Антропогенный геологи-ческий процесс. Экологи-ческая геология. Совре-менные антропогенные ландшафты. Геопургология. Охрана геологической среды.


2

9

2



2




презентац. экзогенного геологического процесса (1)

Фпа: Промежут. зачёт по динам. геологии (3)





Составление геологических карт и их чтение

2

2-9




16

16




Лаб. зан. - выполнение зада-ний из методички 7 занятий по 2 балла Всего (14)

Дидактическая единица 6. Историческая геология и её методы

27

28

Историческая геология как наука.

Цели, задачи и история исторической геологии. Соз-датели исторической геоло-гии. Возраст Земли и пери-одизация геологических со-бытий. Стратиграфия и геохронология. Составление геохронологической шкалы


2

10

2




2







29

Развитие жизни на Земле и палеоэкология. Тафономия. Экология ископаемых орга-низмов. Палеонтология и основы систематики иско-паемых организмов. Формы сохранности ископаемых организмов.


2

11

2

2

2




Фтк: Табл. систе-матики форм со-хранности (1), лаб. зан. (2)

30

Ископаемые организмы. Палеонтология беспозво-ночных, позвоночных и растений. Эволюция чело-века.


2

10-17




16

16




Лаб. зан. - выполнение зада-ний из методички 8 занятий по 2 балла Всего (16)

Фпа: Заполнение журнала ископа-емых организ-мов (3)

Дидактическая единица 7.. Стадии и ранние этапы истории геологического развития Земли. Основные этапы развития растительного и животного мира



31

Методы восстановления физико-географических ус-ловий прошлых геологи-ческих эпох. Понятие о фациальном анализе. Па-леогеография. Палеогео-графические карты. Ди-станционные методы.

2

12

2

-

2




Эврист. задан.: список и место-полож. структур основных эпох складчат. (2), схема сочлен. позднекайнозойск. отложений (2)


32

Стадии и этапы гео-логической истории Земли. Ранние стадии развития: астрономическая, лунная, нуклеарная. Катархей. Гео-синклинальная стадия раз-вития. Архей – ранний про-терозой. Платформенно-геосинклинальная стадия развития. Поздний протеро-зой: рифей и венд.

2

13

2




2




Фпа: Промеж. зачёт по ископа-емым организ-мов (3)

Ролев. игра (1)



Дидактическая единица 8. История геологического развития в фанерозое.

Геологические эры и периоды

33

Фанерозой. Раннепалео-зойский этап.

2

14

2




2







34

Позднепалеозойский этап.

2

15

2




2







35

Мезозойский этап (эра).

2

16

2




2




Презентация геол. периода (1)

36

Кайнозойский этап (эра). Палеоген. Неоген.

2

17

2




2







37

Четвертичный период (поздний кайнозой). Отли-чительные черты четвер- тичного периода. Эко-стратиграфия Зубакова. Этносфера.

2

18

2




2




Фтк: эврист.: схема строен. платформ и гео-синклиналей осн. эпох складч. (2), работа со школьн. – участие в город. конф. НОУ «Эврика» - прем. баллы)

38

Общие закономерности истории развития Земли. Направленность и поли-цикличность развития.













2




Фтк.: Выбор те-мы курсовой Ра-боты и её геол. обосн. (1)

Фпа.: Сост. гео-хронол. табл. (3)




Всего во втором семестре







36

36

72










Всего в курсе «Геология»







54

90

144






  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Управление корпорациями»

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Системы поддержки принятия решений»

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции