Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины




Скачать 267.02 Kb.
НазваниеОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дата публикации18.06.2014
Размер267.02 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Доклады > Документы

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Федеральный компонент

Иностранный язык (начальный курс)

Дисциплина «Иностранный язык (английский). Начальный курс» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана специальности 021700 – Филология и адресована студентам 1 – 2 курса (1 – 4 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой английской филологии Историко-филологического факультета Института филологии и истории.

Предметом дисциплины является:

начальные представления о структуре английского языка и речевой деятельности на английском языке.

Цель дисциплины:

Овладение начальными элементами речевой деятельности на английском языке на материале текстов, представляющих повседневную речь на английском языке.

Задачи:

1. Сформировать у студентов начальные языковые компетенции по следующим аспектам: фонетика, лексика, грамматика, чтение, говорение, аудирование, письмо.

2. Ориентировать студентов на коммуникативный характер языковых умений и навыков.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

• Фонетика: основные компоненты фонетики английского языка: механизмы и звуки речи; интонационную систему английского языка; общее понятие монологической и диалогической речи.

• Лексика: первичный словарный запас, отобранный по тематическому принципу и частотности употребления и являющийся стилистически нейтральным из литературно-разговорной сферы употребления; тематика: повседневно-бытовая, страноведческая.

• Грамматика: начальные представления о грамматической сиситеме английского языка.

уметь:

• Чтение: читать несложные адаптированные тексты.

• Говорение: говорить на простейшие бытовые темы.

• Аудирование: понимать общее содержание бытовых диалогов.

• Письмо: написать неформальное письмо, электронное сообщение, записку, текстовое сообщение.

обладать навыками:

Чтение: ознакомительным (без словаря) и изучающим (со словарем) видами чтения.

Говорение: навыками устной речи.

Письмо: навыками написания текстов на бытовые темы.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: Практические занятия – 170 часов.

Формой итогового контроля знания студентов является: Экзамен в 1, 3, 5 семестре.
Дисциплина «Иностранный язык (немецкий). Начальный курс» относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана специальности 031001.65 Филология и адресована студентам 1 – 2 курса (1 – 4 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой германской филологии Историко-филологического факультета Института филологии и истории.

Предметом дисциплины является: Получение начальных представлений о структуре современного немецкого языка и речевой деятельности на немецком языке.

Цель дисциплины: Овладение начальными элементами речевой деятельности на немецком языке, достижение уровня коммуникативных компетенций, при котором иностранный язык является средством устного и письменного общения в ситуациях социально-бытовой, социально-культурной сфер коммуникации.

Задачи:

1. Сформировать у студентов начальные языковые компетенции по следующим аспектам: фонетика, лексика, грамматика, чтение, говорение, аудирование, письмо.

2. Ориентировать студентов на коммуникативный характер языковых умений и навыков.

3. Сообщить студентам первоначальные сведения о странах и культурах изучаемого иностранного языка.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

Фонетика: основные компоненты фонетики немецкого языка: механизмы и звуки речи.

Лексика: первичный словарный запас, отобранный по тематическому принципу; тематика: повседневно-бытовая, страноведческая.

Грамматика: начальные представления о грамматической системе немецкого языка.

уметь:

Аудирование: понимать, о чём идёт речь в простых, чётко произнесённых и небольших по объёму сообщениях и объявлениях, владеть разными стратегиями аудирования.

Чтение: понимать короткие простые тексты повседневного общения, небольшие художественные тексты, владеть разными стратегиями чтения.

Говорение: общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках бытовых тем.

Письмо: написать простые короткие сообщения, письмо личного характера, заполнить анкету.

обладать навыками:

Аудирование: навыками аудирования немецкой речи в ситуациях повседневного общения, аудирования небольших по объёму объявлений, сообщений.

Чтение: навыками выделения из текста информации, понимания основного содержания простых художественных текстов, имеющих ясную логическую структуру, писем, инструкций, анкет.

Говорение: навыками ведения диалогов в ситуациях повседневного общения, навыками монологической речи.

Письмо: навыками написания текстов на бытовые темы, заполнения анкет.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий:

Практические занятия – 170 часов.

Формой итогового контроля знания студентов является:

Зачёт в 1, 2, 3 семестрах и экзамен в 4 семестре.
Дисциплина «Иностранный язык II. Начальный курс (французский)» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана специальности № 031001.65 Филология и адресована студентам 1 и 2 курса (1-4 семестры).
Дисциплина реализуется на кафедре романской филологии историко-филологического факультета института филологии и истории РГГУ. Курс рассчитан на 170 часов практических аудиторных занятий. Итоговая форма контроля – зачет (3 семестр), экзамен (4 семестр).

Предмет курса - французский язык в общекультурном и социально-историческом аспектах.

Основной целью обучения является приобретение языковых коммуникативных компетенций как основы профессиональной деятельности.

Задачи обучения:

• Сформировать и развить элементарные коммуникативные навыки;

• Изучить лексико-грамматический материал в объеме, достаточном для осуществления элементарной коммуникации в иноязычной среде;

• Сформировать первичные навыки несложного устного и письменного высказывания;

• Отработать технику беглого просмотра информационных текстов;

• Ознакомиться с произведениями оригинальной художественной литературы Франции, соответствующими данному уровню;

• Сформировать начальные навыки устного и письменного перевода;

• Произвести работу с аудио- и видеоматериалами;

Структура начального курса второго иностранного языка:

Начальный курс обучения второму языку на историко-филологическом факультете делится на два этапа:

- нулевой /I курс, 1-2 семестры/

- средний /II курс, 3-4 семестры/

Целью нулевого этапа является овладение первичными языковыми навыками и речевыми умениями, обеспечивающими минимальный уровень коммуникативной компетенции (А1), а также комплексом умений говорения, аудирования, чтения и письма, обеспечивающих переход к разговорной практике.

Средний этап имеет целью достижение уровня А2 речевой компетенции, при котором второй иностранный язык в определенных ситуациях становится средством решения профессиональных задач.

Организация обучения:

Основные формы обучения – аудиторная и самостоятельная. Аудиторная форма осуществляется в пределах установленной сетки часов.

Количество аудиторных часов, отводящееся на изучение предмета по учебному плану ИФФ:

I к. 1 семестр – 42 ч.

I к. 2 семестр – 42 ч.

II к. 3 семестр – 42 ч.

II к. 4 семестр – 44 ч.

Формы организации самостоятельной работы студентов подразделяются на две группы в зависимости от типа используемых средств обучения. Конкретные задания варьируются с учетом учебной ситуации.

Задания для самостоятельной работы с помощью информационных технологий:

• Прослушать аудиозаписи (кассеты или CD) с целью фонетической корректировки произношения, интонации, ритмики.

• Прослушать аудио- материалы и выполнить задания к ним, подготовить устное сообщение, письменное резюме.

• Просмотреть видеофильм (VHS или DVD) и выполнить задания к нему.

• С помощью Internet найти информационные материалы по изучаемой теме.

Самостоятельная работа с печатными учебными материалами предполагает:

• Перевести иноязычный текст с помощью двуязычного словаря.

• Подготовить устное сообщение на заданную тему.

• Подготовить письменное резюме фрагмента прочитанной книги (индивидуальное чтение).

Формы контроля:

Проверка прочности знаний студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль: проводится на каждом занятии и имеет целью проверить уровень владения изученным языковым материалом в форме диктантов-переводов, вопросов, тестовых заданий, блиц-диктантов.

Промежуточный контроль: проводится на 6-ой (25 баллов) и 12-ой (30 баллов) неделях к концу цикла занятий, посвященных какой-либо теме, в форме контрольной письменной работы.

Итоговый контроль в форме зачета или экзамена проводится на 17-ой неделе (45 баллов) в конце каждого семестра в форме итоговых контрольных работ по различным аспектам обучения языку (устной и письменной речи, аудированию, домашнему чтению), и/или устных сообщений по литературе для индивидуального чтения.

В зависимости от общего количества баллов, набранных за работу в семестре, студенты получают следующие итоговые оценки:

91-100 баллов – отлично

75-90 баллов – хорошо

55-74 баллов – удовлетворительно

до 55 баллов – неудовлетворительно

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

• Основные фонетические законы французского языка;

• Ключевые правила нормативной грамматики французского языка;

• Правила употребления основных частей речи французского языка;

• Правила употребления времен и наклонений, согласования времен;

• Косвенную речь, правила употребления времен и смены обстоятельств времени;

• Лексику по пройденным темам занятий, включая домашнее чтение и лексический материал учебников;

• Правила работы с текстами художественной литературы, нетрудными статьями из прессы, сокращения информации для передачи содержания;

• Основные принципы составления несложных письменных текстов, основанных на понимании структуры и логики изложения;

Уметь:

• Правильно произносить и артикулировать звуки французского языка;

• Использовать в речи и на письме приобретенные грамматические навыки;

• Распознавать в текстах знакомые грамматические явления и объяснять их употребление;

• Пользоваться усвоенной на занятиях лексикой в ситуациях повседневного общения;

• Использовать синонимы и антонимы в пределах пройденного материала;

• Бегло читать и переводить без словаря несложные тексты художественной литературы и короткие статьи из прессы на знакомую тематику;

• Понимать четкую речь носителей на слух и давать ответы, используя знакомую лексику;

• Составлять несложные письменные тексты и управлять логикой устного высказывания;

• Пользоваться словарями при поиске значений слов и переводе текстов художественной литературы;

Владеть:

• Навыками самостоятельной работы со справочными изданиями для поиска необходимой информации по тематике занятий;

• Навыками работы с Интернет ресурсами для решения текущих задач;

• Навыками корректного ведения дискуссии и аргументированного доказательства своей точки зрения на иностранном языке;

• Основными техниками аудирования и выявления необходимой информации для понимания прослушанной записи.
Дисциплина «Иностранный язык II. Начальный курс (испанский)» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана специальности № 031001.65 Филология и адресована студентам 1 и 2 курса (1-4 семестры).

Дисциплина реализуется на кафедре романской филологии историко-филологического факультета института филологии и истории РГГУ. Курс рассчитан на 170 часов практических аудиторных занятий. Итоговая форма контроля – зачет (3 семестр), экзамен (4 семестр).

Предмет курса - испанский язык в общекультурном и социально-историческом аспектах.

Основной целью обучения является практическое овладение вторым языком, позволяющее пользоваться им в следующих коммуникативных сферах: социально-бытовой, социально-культурной и профессиональной.

Коммуникативная цель, являясь ведущей, осуществляется путем формирования у студентов языковых навыков и речевых умений во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Как и в случае с первым иностранным языком, при изучении второго языка большое значение придается чтению художественных и специальных текстов, т.к. умение работать с литературой является базовым компонентом любой научной деятельности.

Задачи обучения:

• Сформировать и развить элементарные коммуникативные навыки;

• Изучить лексико-грамматический материал в объеме, достаточном для осуществления элементарной коммуникации в иноязычной среде;

• Сформировать первичные навыки несложного устного и письменного высказывания;

• Отработать технику беглого просмотра информационных текстов;

• Ознакомиться с произведениями оригинальной художественной литературы Испании, соответствующими данному уровню;

• Сформировать начальные навыки устного и письменного перевода;

• Произвести работу с аудио- и видеоматериалами;
Характеристика этапов обучения:

Начальный курс обучения второму языку на историко-филологическом факультете делится на два этапа:
- нулевой /I курс, 1-2 семестры/

- средний /II курс, 3-4 семестры/
Целью нулевого этапа является овладение первичными языковыми навыками и речевыми умениями, обеспечивающими минимальный уровень коммуникативной компетенции A1, а также комплексом умений говорения, аудирования, чтения и письма, обеспечивающих переход к разговорной практике.

Средний этап имеет целью достижение уровня речевой компетенции A2 – B1 по европейскому стандарту, при котором второй язык является средством решения профессиональных задач.
Организация обучения:

Основные формы обучения – аудиторная и самостоятельная. Аудиторная форма осуществляется в пределах установленной сетки часов.

Количество аудиторных часов, отводящееся на изучение предмета по учебному плану ИФФ:

I к. 1 семестр – 42 ч.

I к. 2 семестр – 42 ч.

II к. 3 семестр – 42 ч.

II к. 4 семестр – 44 ч.

Самостоятельная работа студента с помощью технических средств обучения предполагает:

1. прослушивание аудиозаписей с целью отработки произношения;

2. прослушивание аудиозаписей с целью выявления особенностей латиноамериканского произношения;

3. просмотр видеофильмов и выполнение заданий к ним;

4. поиск необходимой информации в Интернете.

Самостоятельная работа студента с печатными материалами предполагает:

1. перевод текстов;

2. подготовку устных сообщений и докладов;

3. домашнее чтение художественной литературы.

Формы контроля:

Проверка прочности знаний студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль: проводится на каждом занятии и имеет целью проверить уровень владения изученным языковым материалом в форме диктантов-переводов, вопросов, тестовых заданий, блиц-диктантов.

Промежуточный контроль: проводится на 6-ой (25 баллов) и 12-ой (30 баллов) неделях к концу цикла занятий, посвященных какой-либо теме, в форме контрольной письменной работы.

Итоговый контроль в форме зачета или экзамена проводится на 17-ой неделе (45 баллов) в конце каждого семестра в форме итоговых контрольных работ по различным аспектам обучения языку (устной и письменной речи, аудированию, домашнему чтению), и/или устных сообщений по литературе для индивидуального чтения.

В зависимости от общего количества баллов, набранных за работу в семестре, студенты получают следующие итоговые оценки:

91-100 баллов – отлично

75-90 баллов – хорошо

55-74 баллов – удовлетворительно

до 55 баллов – неудовлетворительно

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

• Основные фонетические законы испанского языка;

• Ключевые правила нормативной грамматики испанского языка;

• Правила употребления основных частей речи испанского языка;

• Правила употребления времен и наклонений, согласования времен;

• Косвенную речь, правила употребления времен и смены обстоятельств времени;

• Лексику по пройденным темам занятий, включая домашнее чтение и лексический материал учебников;

• Правила работы с текстами художественной литературы, нетрудными статьями из прессы, сокращения информации для передачи содержания;

• Основные принципы составления несложных письменных текстов, основанных на понимании структуры и логики изложения;

Уметь:

• Правильно произносить и артикулировать звуки испанского языка;

• Использовать в речи и на письме приобретенные грамматические навыки;

• Распознавать в текстах знакомые грамматические явления и объяснять их употребление;

• Пользоваться усвоенной на занятиях лексикой в ситуациях повседневного общения;

• Использовать синонимы и антонимы в пределах пройденного материала;

• Бегло читать и переводить без словаря несложные тексты художественной литературы и короткие статьи из прессы на знакомую тематику;

• Понимать четкую речь носителей на слух и давать ответы, используя знакомую лексику;

• Составлять несложные письменные тексты и управлять логикой устного высказывания;

• Пользоваться словарями при поиске значений слов и переводе текстов художественной литературы;

Владеть:

• Навыками самостоятельной работы со справочными изданиями для поиска необходимой информации по тематике занятий;

• Навыками работы с Интернет ресурсами для решения текущих задач;

• Навыками корректного ведения дискуссии и аргументированного доказательства своей точки зрения на иностранном языке;

• Основными техниками аудирования и выявления необходимой информации для понимания прослушанной записи.

Физическая культура

Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины учебного плана всех специальностей и адресованы студентам 1-3 курса (1-6 семестры)

Дисциплина «Физическая культура» реализуется кафедрой физического воспитания.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с физической культурой, как частью общечеловеческой культуры, здоровым образом жизни и его основных составляющих, социально-биологическими основами адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, подготовкой к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. возрастной физиологией, самоконтролем за физическим состоянием, психофизической основой физической культуры и спорта, гигиеной.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: практические занятия – 408 часов. (1семестр -68, 2-семестр -68, 3семестр - 68, 4семестр – 68, 5семестр – 68, 6 семестр – 68)

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости по балльной шкале и промежуточный в форме зачета.

Формой итогового контроля является зачет.

Отечественная история

Дисциплина «История России» относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины учебного плана специальности 031001 Филология и адресована студентам II-III курса (3-5семестры).

Дисциплина реализуется кафедрами истории России факультета архивного дела Историко-архивного института.

Предметом дисциплины является: отечественная история, понимаемая как совокупный и многоаспектный процесс развития общества в основных формах его самореализации (экономическая, социальная, политическая, культурная, духовная сферы). Цель дисциплины: формирование исторически конкретного, системного и целостного представления о содержании, специфике и этапах исторического пути российской цивилизации в новейшее время, формировании основных доминант ее развития. При этом Россия рассматривается как неотъемлемая часть мировой и европейской цивилизации, в контексте общемировых и общечеловеческих проблем. Задачи: выявление этапов и основных черт развития России в новейшее время, раскрытие их содержания, формирование представления о месте России в общецивилизационном историческом процессе, ознакомление с кругом главных дискуссионных проблем в отечественном и зарубежном россиеведении.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать основные этапы и особенности цивилизационного развития России в XX-XXI вв.; формы, содержание и результаты цивилизационного взаимодействия России с другими странами мира; механизмы формирования новой государственности, новых общественных отношений и культуры в ХХ-XXI вв.; характер взаимодействия власти и общества, основные противоречия общественного и духовного развития на протяжении изучаемого периода; основные факторы и направления перемен в российском обществе в периоды системных трансформаций.
- уметь системно и исторически анализировать общественно значимые процессы и явления развития России в XX-XXI в.; применять полученные знания в текущей профессиональной деятельности; вырабатывать самостоятельные оценки и формулировки собственных суждений по рассматриваемым историческим проблемам.

- обладать навыками профессиональной работы с научной литературой; получения и обработки информации в исторических источниках; применения наиболее распространенных методов исторического исследования; ведения научно-содержательной и формально-корректной дискуссии.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (90 часов), семинары (26 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.

Культурология

Дисциплина «культурология» относится к Федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины учебного плана специальности 031001Филология и 030401 История и адресована студентам 2 курса (2 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой Истории театра и кино, историко-филологического факультета, института филологии и истории.

Предметом дисциплины является: история и теория культуры с древнейших времен по настоящее время.

Цель дисциплины: выработать у студентов способность разбираться в культурных процессах разных стран и континентов, знать основные этапы функционирования культуры, а также ученых, специализирующихся в вопросах антропологии, культурологи и художественной культуры.

Цель дисциплины предусматривает решение следующих задач : познакомить студентов с возникновением культурологи как науки, определить этимологию самого понятия, изучить принципы и приемы культурологического анализа и способы функционирования культуры в разные эпохи, в соотношении с социо-политической ситуацией.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные этапы функционирования культуры ведущих культурологов и главные концепции развития культурологии как науки

уметь рассмотреть деятельность различных культурологов и проанализировать особенности отличия их концепций друг от друга

обладать навыками рассказать в различных аудиториях о том материале, которых был усвоен в процессе изучения курса.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: 22 часа лекций и 10 часов семинаров.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

Психология и педагогика

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины учебного плана специальности 031001 Филология и адресована студентам 3 курса (5-6 семестры)

Дисциплина реализуется кафедрой педагогической психологии факультета социальной психологии и педагогики Института психологии.

Целью курса Психология и педагогика является формирование у студентов представлений об основных категориях общей психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями.

Цель курса конкретизируется в следующих задачах.

1. Дать студентам общие сведения о психологии, ее разделах как научной дисциплины, о месте психологии в системе гуманитарного знания.

2. Рассмотреть основные формы психического отражения, их развития в онтогенезе и филогенезе.

3. Ознакомить студентов с общими закономерностями психического отражения.

4. Дать студентам сведения об основных психологических концепциях.

5. Рассмотреть историю становления знаний об общих закономерностях развития, обучения и воспитания ребенка и подростка.

6. Дать студентам сведения о методах оптимизации общения и некоторых простых особах психологической коррекции.

Объектом психологии и педагогики являются процессы активного отражения реальности в форме восприятий, представлений, чувств и понятий, а также различные виды социальной активности, направленные на развитие психических процессов и способностей.

Предметом курса Психологии и педагогики являются общие представления о психической жизни человека, об основных формах и проявлениях психики, наиболее общих закономерностях психического отражения реальности. Предметом курса является также система знаний об общих закономерностях воспитания, обучения и развития ребенка и подростка.
По окончании курса студенты должны:

• сформировать систему знаний и представлений об основных разделах психологической науки и их связи с другими областями гуманитарного знания;

• знать основные категории общей психологии и педагогики и их взаимоотнашение;

• иметь представление об основных закономерностях функционирования психики человека;

• владеть системой знаний о развитии, обучении и воспитании ребенка и подростка;

• уметь пользоваться социальными методиками, позволяющими оценить уровень развития основных психологических функций;

• овладеть навыками самостоятельной работы с психологической и педагогической литературой.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекций (46 часов), семинаров (20 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

Философия

Дисциплина Философия относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, дисциплин учебного плана специальности 021700 Филология и адресована студентам 2 курса (4 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории отечественной философии философского факультета.

Предметом дисциплины является: круг вопросов, связанных с историей философской мысли, её взаимосвязи с культурными особенностями и историческими процессами. Анализ развития философских школ и их значимости в общей картине мира.

Цель дисциплины: Познакомить студентов с обширным пластом гуманитарных знаний, с философией, как с дисциплиной, лежащей в основе многих научно-исследовательских концепций и открытий.

Задачи: Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать основные направления в философии,

уметь быстро ориентироваться в персоналиях и основных философских идеях

обладать навыками владения методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции(22 часа), семинары (8 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.

Национально-региональный компонент

Всеобщая история

Дисциплина «Всеобщая история» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана специальности 31001 «Филология» и адресована студентам 2-4 курсов (3-8 семестры).

Дисциплина реализуется Кафедрой всеобщей истории Факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ.

Предметом дисциплины является история человечества от его возникновения до начала XXI столетия Цель дисциплины: подготовить специалиста, имеющего целостное и непротиворечивое представление о всемирной истории. Задачи курса: состоят в рассмотрении основных фактов и явлений всеобщей истории, выявлении типологических моделей развития, выделении уникального в историческом процессе, прослеживании эволюции базовых понятий, необходимых для структурирования событийной канвы, формировании представлений о современных методологических подходах к изучению истории.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы течения всемирно-исторического процесса; научно признанные теории и подходы к изучению всеобщей истории (цивилизационный, технократический, социально-экономический); основные закономерности процессов формирования и эволюции государства, взаимоотношения власти и общества на различных этапах исторического развития, определяющие характеристики крупнейших историко-культурных регионов Востока и Запада, основные достижения мировой культуры. Студент также должен знать фактический материал по курсу: основные даты, события всемирной истории, ключевые персоналии, термины и понятия.

Уметь: работать с документами разных исторических эпох, верифицировать данные исторических источников, выявлять основные тенденции исторического процесса, проводить параллели и выявлять закономерности исторического развития отдельных стран и регионов, применять на практике основные методы исторического познания.

Обладать навыками: работы с историческими источниками и историографического анализа; основной методологией исторического исследования; владеть методикой написания научных работ.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (142 часа), семинары (24 часа).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачеты в 4-7 семестрах, экзамены в 3 и 8 семестрах.

Курсы по выбору

История философии

Дисциплина История философии относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, дисциплин учебного плана специальности 021700 Филология и адресована студентам 3 курса (5 и 6 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории отечественной философии философского факультета.

Предметом дисциплины является: различные философские концепции (учения), ставшие базовыми в культурном развитии общества, заложившие основы и повлиявшие на развитие многих наук (астрономии, социологии, психологии т.д.). История философии помогает рассмотреть взаимосвязь между философскими школами и политическими, социальными, экономическими, культурными аспектами общественной жизни различных эпох. Цель дисциплины: Познакомить студентов с историей философской мысли. Предоставить студентам возможность анализировать философские тексты. Задачи: Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать основные учения в истории философии,

уметь разбираться в исторических периодах и свойственных им, философских направлениях,

обладать навыками владения методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции(48 часа), семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является в 5 семестре зачет и в 6 семестре экзамен.

История мировых религий

Дисциплина «История мировых религий» относится к компоненту Курсы по выбору цикла Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины учебного плана специальности 031001 Филология и адресована студентам 3 курса (5,6 семестры).

Дисциплина реализуется Учебно-научным центром изучения религий.

Предметом дисциплины является: история мировых религий.

Цель дисциплины: дать студентам знания в области истории религии и познакомить их с основными методами религиоведения.

Задачи: изучение истории религий мира, основ их вероучения и священных текстов, ознакомление с религиозными практиками, освоение основных методов религиоведения, изучение методов работы с источниками по истории религии и ознакомление с современной научной литературой.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать историю ряда древних и современных религий (религий древности, иудаизма, христианства, ислама, индуизма, буддизма и др.), знать обстоятельства их возникновения и основы вероучения, быть знакомым с их священными текстами и религиозными практиками, иметь представление об истории и методах религиоведения, уметь находить современную научную литературу и обладать навыками работы с источниками по истории религии.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (48 часов), семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 5 семестре, экзамен в 6 семестре.

История мировой культуры

Дисциплина «История мировой культуры» относится к курсу по выбору регионального компонент цикла общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины учебного плана специальности 031001 Филология и адресована студентам 3, 4, 5 курса ( 6, 7, 8, 9 семестров).

Дисциплина реализуется кафедрой истории тетра и кино историко-филологического факультета Института филологии и истории

Предметом дисциплины является: история и теория культуры с древнейших времен по настоящее время.

Цель дисциплины: выработать у студентов способность разбираться в культурных процессах разных стран и континентов, знать основные этапы функционирования культуры, а также ученых, специализирующихся в вопросах мирового искусства и национальных художественных культур.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать основные этапы функционирования культуры, труды ведущих искусствоведов и главные персоналии, уметь анализировать творчество различных художников, музыкантов и театральных деятелей, разбираться в специальной терминологии;

уметь определять причины возникновения бытования различных стилей искусства;

обладать навыками изложения основных концепций в развитии искусства в культуре разных стран.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: 98 часов лекций.

Формой итогового контроля знаний студентов в каждом семестре является зачет.

История отечественной культуры

Дисциплина «История отечественной культуры» относится к Федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (вариативная часть) учебного плана специальности 031001 Филология и 030401 История и адресована студентам 3-5 курсов (6-9семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой Истории русской классической литературы историко-филологического факультета Института филологии и истории.

Предметом дисциплины является: русская культурная жизнь XI – XX вв.

Цель дисциплины: формирование представлений о специфике культурных эпох в России. Задачи: изучение различных аспектов русской культуры указанного периода: социальной структуры, форм культурного быта, образовательной системы, художественной, музыкальной и театральной жизни, религиозной и философской проблематики культуры.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать основные признаки культурных эпох в России, наиболее репрезентативные факты культурной жизни изучаемой эпохи, основные научные труды по проблематике курса;

уметь соотнести особенности исторической эпохи со спецификой культурной эпохи того или иного десятилетия

обладать навыками анализа источников по изучаемой проблематике.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (98 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачеты и экзамены.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Английский язык» относится к курсам по выбору цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Предмет дисциплины – вопросы, связанные с чтением оригинальной литературы по специальности и поддержанием речевых контактов в ситуациях...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту и курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Древние языки» (Латинский язык) относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Иностранный язык предназначена для студентов 1–3 курсов специальности 080507 Менеджмент организации, изучающих иностранный язык в...

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции