Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины




Скачать 237.55 Kb.
НазваниеОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дата публикации19.06.2014
Размер237.55 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Федеральный компонент

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 1,2,3 курсов (1-6 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой физического воспитания Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины являются вопросы, связанные с физической культурой, как частью общечеловеческой культуры, здоровым образом жизни и его основных составляющих, социально-биологическими основами адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, подготовкой к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. возрастной физиологией, самоконтролем за физическим состоянием, психофизической основой физической культуры и спорта, гигиеной.

. Цель дисциплины: формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств и методов физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

  • Задачи: понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

  • знание практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

  • приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей физической подготовленности к будущей профессии и быту;

  • создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

  • В результате изучения дисциплины студент должен знать и понимать влияние практических навыков и умений, знания оздоровительных систем физической культуры на укрепление здоровья, профилактику, общих, профессиональных заболеваний и вредных привычек;

  • методы контроля, самоконтроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

  • правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности. Уметь и обладать навыками выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, комплексы развития и совершенствования физических качеств, общей физической подготовки (ОФП) с использованием как традиционных, так и современных средств физической культуры и спорта;

  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.

  • использовать приобретенные знания и навыки при организации «фоновых» занятий физической культурой и спортом в трудовых коллективах будущей профессиональной деятельности, на отдыхе.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: практические (408 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Дисциплина «Отечественная история» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 1, 2 курсов (1-4 семестров).

Дисциплина реализуется кафедрой Кафедра истории России средневековья и раннего нового времени факультета Архивного дела Историко-архивного института.

Предметом дисциплины является: круг вопросов, связанных с антропологическими аспектами изучения древней и средневековой истории России, проблемы реконструкции социальных процессов. Цель дисциплины - изучение в конкретно-историческом контексте антропологических закономерностей поведения и деятельности людей в эпоху предыстории и русского раннего средневековья. Задачи: - изучить малоизученные аспекты предыстории и истории русской духовной культуры;

- проследить логику социального построения, отталкиваясь от повседневной жизни,

- научить анализу реалий действительности в отражении жизнедеятельности конкретного человека и социальной группы, в мотивах поведения людей;

- научить работать со средневековыми источниками; расширить знания студентов по курсу отечественной истории эпохи древности и средневековья;

В результате изучения дисциплины студент должен знать - место материальной и духовной культуры русского раннесредневекового общества в системе исторических дисциплин;

-отличие истории повседневности от духовной культуры;

-уровни книжной повседневности, особенности развития русской духовной культуры и ее периодизации, уметь -работать с традиционными источниками русского средневековья;

-анализировать структуры духовной повседневности в их взаимозависимости и взаимосвязи с историческими реалиями; и обладать навыками изучения книжной культуры.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (80 часов), семинары (58 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 1 и 3 семестре, экзамен во 2 и 4.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (начальный курс)

Дисциплина «Иностранный язык (начальный курс). Испанский язык» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 520300 – Филология ГОС ВПО и адресована студентам 1 и 2 курса (1, 2, 3, 4 семестры)

Дисциплина реализуется кафедрой романской филологии историко-филологического факультета Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.

Цель - практическое овладение языком, позволяющее пользоваться им в следующих коммуникативных сферах: социально-бытовой, социально-культурной и профессиональной.

Задачи:

• формирование основных фонетических навыков (произношения, чтения, интонации);

• развитие навыков устной речи в форме диалогов и монологов;

• умение вести беседу по пройденной тематике;

• развитие навыков чтения адаптированных художественных текстов;

• развитие навыков аудирования;

• развитие навыков письменной речи.
Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: практические занятия (170 часов, из них в 1, 2 и 3 семестрах – по 42 часа, в 4 семестре – 44 часа).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен в 1, 3 и 4 семестрах и зачет во 2 семестре.


Дисциплина «Иностранный язык (начальный курс). Французский язык» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 520300 - Филология и адресована студентам 1 и 2 курса (1, 2, 3, 4 семестры)

Дисциплина реализуется кафедрой романской филологии историко-филологического факультета Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.

Цель - приобретение языковых коммуникативных компетенций как основы профессиональной деятельности.

Задачи обучения:

• Сформировать и развить элементарные коммуникативные навыки;

• Изучить лексико-грамматический материал в объеме, достаточном для осуществления элементарной коммуникации в иноязычной среде;

• Сформировать первичные навыки несложного устного и письменного высказывания;

• Отработать технику беглого просмотра информационных текстов;

• Ознакомиться с произведениями оригинальной художественной литературы Франции, соответствующими данному уровню;

• Сформировать начальные навыки устного и письменного перевода;

• Произвести работу с аудио- и видеоматериалами;



Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: практические занятия (170 часов, из них в 1, 2 и 3 семестрах – по 42 часа, в 4 семестре – 44 часа).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен в 1, 3 и 4 семестрах и зачет во 2 семестре.


ФИЛОСОФИЯ

Дисциплина «Философия» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 2 курса (4семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой современных проблем философии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является: круг вопросов, связанных с развитием культуры мышления студентов.

Цель дисциплины: освоение студентами, во-первых, наследия философии как одной из базовых составляющих культурного пространства. Предполагается изучение основных тем и проблем философской традиции. Во-вторых, программа курса предусматривает изучение основных современных направлений и областей философского знания.

Задачи: студенты должны узнать центральные идеи этих разделов философии; овладеть навыками ведения дискуссий по философской проблематике; научиться характеризовать те или иные явления с точки зрения их философского смысла.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.. Уметь на основе методологической культуры анализировать явления социальной реальности, осуществлять познавательную деятельность на базе гносеологических принципов и методов, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности. Обладать навыками использования философских знаний как базы формирования мировоззрения, понимания смысла человеческого бытия, роли нравственного выбора, культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции(24часов), семинары (8 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Дисциплина «Культурология» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 3 курса (6 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой театра и кино института филологии и истории.

  • Предметом дисциплины является: круг вопросов, связанных с теорией, философией и историей понятия культура. Цель дисциплины: сформировать уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, научить толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

  • сформировать навыки критического осмысления явлений социальной и

культурной жизни, способность к обобщению, анализу, восприятию информации.

  • научить понимать специфику и статус различных видов

искусств (музыка, живопись, хореография, изобразительное искусство,

литература) в историко-культурном контексте.

развить способностью анализировать основные контексты социального взаимодействия в сфере культуры.. Задачи: дисциплины определяются поставленными целями:

  • выработать у студентов ценностные критерии относительно разнообразных явлений и тенденций как культурно-исторического процесса в целом, так и явлений духовной жизни современного мира;

  • выработать умение адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых исторических условиях;

  • расширить кругозор обучающихся, повысить их интеллектуальный уровень;

  • выработать умение ориентироваться в сложных проблемах современной культуры.

  • сформировать представление о месте России в мировом культурном процессе.

  • В результате изучения дисциплины студент должен знать основные подходы к трактовке понятия культура;

  • основные функции культуры;

  • основные концепции зарождения и развития культуры;

  • основные этапы социодинамики культуры и культурогенеза;

  • специфику различных культур и культурно- исторических типов;

  • законы и особенности функционирования культуры в настоящее время ;

  • специфические черты современных национальных культур.

  • уметь объяснить сущность и значимость феномена культуры;

  • обосновать роль культуры в истории человечества;

  • объяснить сущность различных культурологических концепций и критически анализировать их;

  • объяснить специфику и статус различных видов искусств.

и обладать навыками соответствующей профессиональной лексикой и терминологией

способностью использовать полученные знания на практике

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (22 часов), семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

СОЦИОЛОГИЯ

Дисциплина «Социология» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 4 курса (7семестр).

Дисциплина реализуется социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является: усвоение нового класса структурообразующих социологических понятий, на представлении общества как результата взаимодействий людей. Цель дисциплины: рассмотреть социальную жизнедеятельность личности, социальных общностей и групп, социальные явления и процессы в контексте представления об обществе как интегральной целостности, показать многообразие форм и типов социального развития, раскрыть функциональную взаимосвязь социальной структуры и социальной динамики, на всех уровнях социума (макро,- мезо, - микросоциальной среды); ознакомить студентов с основами теоретико-методологического логического анализа и содержательной интерпретации структурообразующих, обобщающих категорий и понятий современного социологического знания.. Задачи: для реализации поставленной цели, в процессе учебного курса, необходимо:

- раскрыть особенности предмета, методологии и метода современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии от прикладных социологических дисциплин и частных социологических концепций;

- структурировать основные разделы общей социологии, дать современное концептуальное представление об их содержательном наполнении, с позиций социо-гуманитарного и полипарадигмального подходов, обобщая идеи «антропосоциетального» (Н.И.Лапин), «структурно-функционального» (Т.Парсонс), «деятельностного» концептов (А.Турен, Э.Гидденс, Н.Луман) и «социологии жизни» (Ж.Т.Тощенко);

- рассмотреть систему логически взаимосвязанных категорий, понятий и методологических принципов, посредством которых раскрывается сущность социальных структур, явлений и процессов;

- усвоить навыки и умения логической операционализации структурообразующих и интерпретации обобщающих понятий социологического знания;

- В результате изучения дисциплины студент должен знать основные категории, структурообразующие и обобщающие понятия общей социологии (не менее 50 дидактических единиц), усвоить представления о структуре социологического знания, уметь логически анализировать и выявлять взаимосвязь социальных функций (адаптации, интеграции, регулирования, жизнеобеспечения) и структур, во всех сферах и проявлениях социальной жизнедеятельности и обладать навыками письменной аналитической самостоятельной работы (аннотированного конспектирования теоретических трудов, аналитического обзора социологических статей, написания рецензии, социологического эссе); демонстрировать навыки структурной и факторной операционализации основных содержательных понятий социологии, при рассмотрении актуальных социальных явлений и проблем,самостоятельной работы по изучению современных социологических концепций и социологической классики (по первоисточникам); обобщению и интерпретации результатов прикладных социологических исследований в контексте предметного видения общей социологии.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции(16 часов), семинары(18часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 4 курса (8 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой педагогической психологии института психологии им. Л.С. Выготского.

  1. Предметом дисциплины является: общие представления о психической жизни человека, об основных формах и проявлениях психики, наиболее общих закономерностях психического отражения реальности. Предметом курса является также система знаний об общих закономерностях воспитания, обучения и развития ребенка и подростка. Цель дисциплины: является формирование у студентов представлений об основных категориях общей психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями, освоение студентами знаний о закономерностях воспитания, обучения и развития ребенка и подростка.. Задачи: Дать студентам общие сведения о психологии, ее разделах как научной дисциплины, о месте психологии в системе гуманитарного знания.

  2. Рассмотреть основные формы психического отражения, их развития в онтогенезе и филогенезе.

  3. Ознакомить студентов с общими закономерностями психического отражения.

  4. Дать студентам сведения об основных психологических концепциях.

  5. Рассмотреть историю становления знаний об общих закономерностях развития, обучения и воспитания ребенка и подростка.

  6. Дать студентам сведения о методах оптимизации общения и некоторых простых особах психологической коррекции.

Объектом психологии и педагогики являются процессы активного отражения реальности в форме восприятий, представлений, чувств и понятий, а также различные виды социальной активности, направленные на развитие психических процессов и способностей.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные категории общей психологии и педагогики и их взаимоотношение, иметь представление об основных закономерностях функционирования психики человека, владеть системой знаний о развитии, обучении и воспитании ребенка и подростка. Уметь пользоваться социальными методиками, позволяющими оценить уровень развития основных психологических функций и обладать навыками самостоятельной работы с психологической и педагогической литературой.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (22 часов), семинары (10 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

Региональный компонент

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Дисциплина «История мировых цивилизаций» относится к региональному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 «Филология» и адресована студентам 1, 2курсов (3,4, 5 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой всеобщей истории историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является вся история человечества со времен появления первых государств на рубеже IV-III тыс. до н. э. до наших дней, ее узловые проблемы.

Цель дисциплины: формирование у студентов представлений об общих закономерностях и о многообразии путей развития общества и государства в древности, средневековье, новом и новейшем времени.

Задача: рассмотрение социальной, экономической, политической и культурной истории человечества в их синтезе с точки зрения современных научных подходов.

В результате изучения дисциплины студент должен знать важнейшие факты, событий, явления в истории цивилизаций, умение понимать основные тенденции мирового развития в прошлом и настоящем; уметь работать и анализировать историческую литературу и обладать навыками познания прошлого.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции(56часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 1 семестре и экзамен во 2.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Дисциплина «История отечественной культуры» относится к региональному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 520300 "Филология", профиль "Новейшая русская литература: творческое письмо" и адресована студентам 2, 3 курсов (3, 4, 5 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории русской литературы новейшего времени Историко-филологического факультета института филологии и истории.

Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с рассмотрением различных видов русского художественного сознания (литературного, живописного, архитектурного, музыкального) начала XX века в их становлении, динамике, взаимосвязи, анализом вершинных произведений отечественной культуры этого периода, выявлением и трактовкой в вышеперечисленных видах художественной жизни России Серебряного века общих типологически близких тенденций.

Цель дисциплины: дисциплины — изучение в конкретно-историческом контексте законо-мерностей развития русской культуры XX века.

Задачи: — комплексно изучить различные виды русского художественного сознания (литература, живопись, архитектура, музыка) XX века в их художественной специфике и взаимосвязи;

— раскрыть и обосновать в различных видах художественной жизни России общих типологических тенденций;

— научить анализу специфики разных видов художественной деятельности;

— научить работать с источниками и научной литературой по данному вопросу, расширить знания студентов по курсу истории русской литературы XX века; — развить навыки представления результатов научных исследований в области истории русской культуры.

В результате изучения дисциплины студент должен знать

— историю русской культуры России XX века в основных именах, произведениях, тенденциях;

— место и значение русского художественного процесса начала XX века в контексте традиций русского художественного сознания.

— общие типологические тенденции, реализующиеся в различных видах русской художественной культуры этого периода.

Уметь:

— работать с широким кругом образцов русского художественного сознания начала XX века;

— анализировать специфику разных видов художественной деятельности;

— использовать необходимый объем научной информации по данному вопросу.

и обладать навыками представления результатов научных исследований в области истории русской культуры..

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (74часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 3, 4 семестрах и, экзамен в 5.

Курсы по выбору

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Дисциплина «История философии» относится числу курсов по выбору цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана по направлению подготовки 031000 «Филология» и адресована студентам 3 курса (5, 6 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории отечественной философии

Философского факультета Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является: философия в ее историческом развитии, основные школы и направления европейской философской мысли, идеи крупнейших философов прошлого и современности. Цель дисциплины: формирование базовых представлений об основных исторических типах европейской философии, ее ключевых проблемах на различных стадиях развития.

Задачи: дать изучающим возможность осмысленной ориентировки в истории европейской философии как целого, в многообразии ее типов и творчестве наиболее выдающихся ее представителей, что создаст предпосылки для дальнейшего целенаправленного знакомства с философией, отвечающего личным склонностям и профессиональным интересам.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные периоды развития философии различных эпох и обладать навыками владения языком философии, умение ясно и четко изложить существо философской концепции, самостоятельно анализировать философские проблемы.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции(48 часов), семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 5 семестре и экзамен в 6.

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Дисциплина «История мировых религий» относится к» относится к числу курсов по выбору цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 3 курса (5, 6, семестры).

Дисциплина реализуется учебно-научным центром изучения религий Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является: идейное содержание и эволюция религиозных верований и практик. Цель дисциплины: курса – дать представления об истории, внутренней структуре, особенностях вероучения и культа, а также роли религии во всем многообразии ее форм. Задачи: определить место религиоведения в системе гуманитарного знания;

 раскрыть содержание категориального аппарата современного религиоведения, прежде всего, истории религии;

 познакомить студентов c «классическими» концепциями происхождения и развития религии;

 показать основные этапы становления и развития религии и мировых религий;

 научить студентов ориентироваться в идейном содержании учений основных религиозных систем;

 рассмотреть изменение места религии в культуре и социуме в зависимости от исторического контекста;

 дать характеристику современному положению религии в мире.

В результате изучения дисциплины студент должен знать а) ключевые отличия естественного и гуманитарного видов знания и положение религиоведения в системе гуманитарного знания, б) структуру исследуемого феномена «религии», в) типологии и функций феномена «религии», г) основные понятия категориального аппарата религиоведения д) историю, вероучения и практику изучаемых религиозных систем е) современное положение религии в мире. ж) определенный минимум «артефактов культуры», обязанных своим происхождением различным религиозным традициям, уметь а) выявлять и определять религиозные явления б) рассматривать религиозные явления с методологических позиций структурно-функциональной и исторической школ в) применять категориальный аппарат истории религии.

И обладать навыками применения понятий, освоенных в рамках изучаемого курса, и предназначенных для анализа разнообразных явлений мира религии.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции(48часов), семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 5 семестре и экзамен в 6.

ИСТОРИЯ МИРОВОГО ИСКУССТВА

Дисциплина «История мирового искусства» относится к числу курсов по выбору цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана направления подготовки 031000 "Филология" и адресована студентам 3, 4 курсов (5, 6, 7семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой Всеобщей истории искусства факультета Истории мирового искусства Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является: происхождение и эволюция изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до конца XX века.

Цель дисциплины: знакомство с зарубежным искусством как феноменом культуры, с основными этапами развития архитектуры и изобразительного искусства и произведениями, в которых нашли яркое отражение стадиальные, региональные, национальные, стилистические и иконографические особенности художественной эволюции.

Задачи: Общее представление об историческом развитии искусства и его связях с культурой изучаемой эпохи в ее духовном, религиозном и материальном аспектах

В результате изучения дисциплины студент должен знать

место истории искусства, специфику его коммуникативных функций в контексте мировой культуры. Периодизацию зарубежного искусства. Основные источники и труды по его истории. Место искусствоведения в системе гуманитарного знания.

  • Типологические признаки первобытного искусства. Отличительные особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Востока и наиболее важные памятники. Суть и специфику античной художественной культуры и ее значение для всей последующей эволюции европейской цивилизации, представленные в основных памятниках.

  • Типологические особенности средневековой архитектуры и изобразительного искусства, сравнительную характеристику искусств Византии и средневекового Запада, их функциональную, духовную и эстетическую зависимость от христианского мировоззрения, эволюции культа и литургии. Роль и значение канона и иконографии, специфику византийской и западной иконографии как визуальное воплощение существующих между ними отличий. Основные памятники средневекового искусства.

  • Фундаментальные изменения в функциях, формах и целях искусства, наступившие в эпоху Ренессанса и их причины. Место и значение итальянского Ренессанса в эволюции европейской культуры Нового времени. Особенности северного Возрождения в их социокультурном контексте.

  • Хронологию и распространение классицизма, барокко, рококо, стилистические признаки, принципы синтеза искусств. Понятие национальных школ и их характеристику на конкретных примерах. Отражение в основных стилях и тенденциях Нового времени особенностей европейской цивилизации.

  • Переходный характер художественной культуры XIX века. Национальные школы в художественной культуре романтизма и их вклад в формирование основ европейской культуры новейшего времени. Стилистические, социокультурные и региональные особенности реализма. Развитие искусства в последние десятилетия XIX века. Ар-нуво как последний стиль в современном искусстве, специфику его возникновения.

  • Истоки, характеристику целей и живописной манеры, ареал распространения, манифесты фовизма, экспрессионизма, кубизма, футуризма, метафизической школы, сюрреализма. Абстрактное искусство как феномен культуры XX века, его эволюцию и направления. Баухауз, его цели и задачи, интернациональный стиль в архитектуре и основы современного дизайна.

  • Развитие искусства от дадаизма к поп-арту, зарождение принципиально новых форм творческой деятельности. Поп-арт как феномен современной культуры, причины и формы его распространения. Характеристику художественной культуры постмодернизма, основные тенденции развития изобразительного искусства и архитектуры в границах этого явления, уметь ориентироваться в периодизации мировой культуры и определять принадлежность того или иного предмета искусства к разным эпохам и регионам и обладать навыками анализа.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (60 часов), семинары (18 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 5, 6 семестрах и экзамен в 7.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Дисциплина «История русского искусства» относится к числу курсов по выбору цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана бакалавриата по направлению подготовки 031000 «Филология», и адресована студентам 3,4 курсов (5,6,7 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой Всеобщей истории искусств факультета истории искусств Российского государственного гуманитарного университета.

Предметом дисциплины является: выявления специфики каждого вида искусства и его эволюция. Цель дисциплины: формирование у студентов четкого представления о специфике русского искусства, об особенностях и основных этапах его развития; об идейных основах этого искусства и о существующих на сегодняшний день в науке представлениях о его важнейших процессах и отдельных явлениях; о методах исследования его материала, используемых современным искусствоведением. Задачи: является анализ содержания, значения и роли памятников искусства в контексте исторической, религиозной и культурной жизни России разных периодов ее истории.

В результате изучения дисциплины студент должен знать классические памятники отечественного искусства и архитектуры, усвоить основные исторические факты, с ними связанные, понимать, какое место они занимают в контексте эволюции русской художественной культуры, уметь определять принадлежность памятников отечественного искусства и архитектуры к разным эпохам и регионам и обладать навыками анализа.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (60 часов), семинары (часов 18).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 5, 6 семестрах и экзамен в 7.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Английский язык» относится к курсам по выбору цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Предмет дисциплины – вопросы, связанные с чтением оригинальной литературы по специальности и поддержанием речевых контактов в ситуациях...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык (английский). Начальный курс» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту и курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Древние языки» (Латинский язык) относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических...

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Иностранный язык предназначена для студентов 1–3 курсов специальности 080507 Менеджмент организации, изучающих иностранный язык в...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции