Восточное окружное управление образования
Департамента образования г. Москвы
Государственное образовательное учреждение
Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»
Межличностные отношения.
Работа учащейся 8 класса
Чапуриной Анастасии.
Руководители: Стерлягова Е.В.,
Фурсова Г.С.
Москва, 2010
Почему я выбрала проблему межличностных отношений? Именно отношения между людьми являются одной из самых значимых частей в нашей жизни.
Однако, темой моего проекта являются межличностные отношения, в узком эмоциональном значении, т.е. именно личные отношения, в которых человек, прежде всего индивидуальность, а потом уже ученик, учитель, подчинённый, начальник.
В данном случае термин «межличностные» указывает не только на то, что субъектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений людей. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения и т.д.
Итак, в своей работе я попытаюсь раскрыть само понятие межличностных отношений и рассмотреть, как они складываются в малых социальных группах, на примере класса– одной из самых важных социальных групп в жизни подростков.
Целью работы является анализ межличностных отношений среди уч-ся моего класса.
Цель определила основные задачи работы:
-
рассмотреть понятие межличностных отношений;
-
выделить основные статусные позиции, возникающие в процессе межличностных отношений в рамках малых групп;
-
провести социометрическое исследование и выявить статусные позиции уч-ся моего класса.
Основными методами работы послужили анализ и синтез, обобщение, сбор эмпирической информации.
Цели и задачи обусловили структуру работы: введение, два основных раздела ( теоретический и экспериментальный), заключение.
-
Понятие и виды межличностных отношений.
Межличностные отношения предполагают общение людей друг с другом, которое реализуется в процессе межличностного взаимодействия. Они обусловлены не столько объективными условиями, сколько потребностью человека в общении и удовлетворением этой потребности [12].
В словаре русского языка «взаимо…» - первая часть сложных слов в значении взаимный. Слово «взаимный» означает «обоюдный, касающийся обеих сторон». А слово «взаимодействие» - «взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка» [11, с.73].
Таким образом, межличностное взаимодействие предполагает взаимность, затрагивает интересы, чувства, мысли субъектов отношений [5, с. 25].
По большому счёту, все отношения между людьми, какой бы характер они не носили, - межличностные, так как создавать их способны только личности, в смысле - конкретные люди. Но темой моего проекта являются «межличностные отношения» в узком, специфическом значении. Я имею в виду личные отношения, на которые социальные нормы и правила оказывает невыраженное, косвенное влияние [1, с. 59].
Для таких отношений, прежде всего, важен человек, как субъект, индивидуальная личность, со своей уникальностью и неповторимостью, в отличие от деловых, официальных, партнёрских отношений. Такие отношения носят эмоциональный характер, строятся на основе общих интересов партнёров и мало зависят от их социальных рангов и ролей [5, с. 8]; [1, с. 59].
Термин «межличностные» указывает не только на то, что субъектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений людей. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения, да и, пожалуй, от некоторых видов внутригрупповых отношений. Например, на предприятии, где существуют формальный (официальный) и неформальный (межличностный) уровни отношений.
В современной психологической литературе встречаются довольно разнообразные и порой в некотором смысле противоречивые и неоднозначные представления о межличностных отношениях. Общим в этих определениях является наличие совместной деятельности, которая является ведущей, как для их организации (начала), так и для их развития, определяя тем самым характер отношений между людьми, особенности их восприятия и понимания друг другом, межличностную коммуникацию.
На сегодняшний день в психологии нет общепринятой и разделяемой всеми учёными классификации межличностных отношений, поэтому я решила перечислить некоторые из них.
Н.Н. Обозов классифицирует отношения на приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, отношения знакомства и деструктивные отношения [5, с. 9 - 14].
Существует также классификация отношений на оценочные (восхищение, популярность) и действенные (связанные с взаимодействием),
Мне же наиболее близкой показалась классификация В.В. Столина, разделяющая межличностные отношения на три биполярные шкалы:
-
симпатия – антипатия;
-
уважение – неуважение;
-
близость – отдалённость.
Межличностные отношения проявляются непосредственно в общении. Под общением понимают обмен не только информацией, но и определёнными результатами психической деятельности – мыслями, суждениями, чувствами, оценками и т.п. [10, с. 94].
В социологии активно исследуется понятие «общение», его виды и функции. Например, М.Р. Битянова выделяет четыре основных функции общения:
-
Общение является формой существования и проявления человеческой сущности.
-
Общение выполняет в коллективной деятельности связующую роль.
-
Общение – важнейшая жизненная потребность человека.
-
Общение играет психотерапевтическую, подтверждающую роль в жизни человека любого возраста [1, с. 52-56].
Малая социальная группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам, например по совместной деятельности, которая может быть производственной, спортивной, учебной, др. Обычно члены группы хорошо знают друг друга и естественно взаимодействуют между собой. Итак, при совместной учебной деятельности малая социальная группа может являться классом [2, с. 74].
У любой малой группы есть свои отличительные признаки:
-
Стабильность состава. Малая группа, в отличие от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.
-
Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической. В группе из трёх человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырёх человек – одиннадцать, а в группе из семи – сто двадцать связей.
-
Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отношения теряют личный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек члены группы получают намного большее личное удовлетворение, чем в группе из двадцати. Группа из пяти – семи человек считается оптимальной.
-
Размеры группы зависят от характера деятельности. Например, в классе обычное число человек – 20-25, а в каком-нибудь финансовом комитете банка, отвечающем за конкретные действия, численность работников не превышает 7 человек.
-
Принадлежность к группе пробуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определённого уровня, индивид покидает ей.
-
Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующим в них людей. Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее стимулируются другие поступать так же. Если один перестанет вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он изгоняется из группы.
-
Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ, поскольку являет собой объединение равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них получает от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.
-
Внутренняя структура. Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения [17, c. 231-232].
Место конкретного члена в этой структуре определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональным статусом), а сама внутренняя структура обладает ещё рядом важных характеристик.
-
Конфигурация эмоциональных статусов членов группы.
Статус ученика в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее, интересней ученик для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимания с его стороны.
Прежде всего, в статусной иерархии выделяются три категории: «популярные», «средние», «непопулярные», которые отличаются числом одноклассников, относящихся к ним положительно и отрицательно.
«Популярные» члены группы имеют значительное число положительных оценок и мало отрицательных. Среди «популярных» в ряде случаев можно выделить «высокостатусных» и «звёзд». «Звезду» можно определить как «душу» класса, эмоциональный центр. «Звезда» выявляется в двух случаях:
-
В классе есть человек, набравший больше всех положительных оценок (и не менее половины от максимального возможного их числа);
-
В качестве «звезды» класса может рассматриваться ученик, который по преимуществу пользуется авторитетом у других «популярных» одноклассников.
Среди «непопулярных» в классе могут существовать ученики со статусами «пренебрегаемых», «отверженных» и «изолированных».
У «пренебрегаемых» есть положительные выборы, но их мало и значительно больше они получают отвержений от других одноклассников, являются эмоционально малопривлекательными для них.
«Отверженные», или «изгои», не имеют положительных выборов, их отличает лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу отверженности каждого. Роднит всех отверженных то, что класс воспринимает их экспрессивно, но отрицательно. В данном случае отверженность – определённое неприятие ученика, его качеств, привычек.
В группу «изолированных» попадают те ученики, которые как бы не существуют для класса, к ним отсутствует как положительное, так и отрицательное отношение одноклассников [1, c. 208-209].
Класс, как и любую малую группу, характеризует то, по каким качествам, за какие заслуги она выбирает самых «популярных» учеников, т.е. лидеров.
Реальное положение ученика в классе определяется не только статусом, но и взаимностью положительных и отрицательных отношений. Чем больше взаимных оценок, тем оно стабильнее и благоприятнее. Но если большинство учеников не определились в своих симпатиях и антипатиях, то класс пребывает в довольно непостоянном положении. [1, c. 209-210].
Характер распределения отрицательных оценок в классе существенно влияет на общение в классе, свидетельствует о некоторых принятых в классе способах решения конфликтов.
В одних классах нет безусловных лидеров, т.е. тех учеников, к которым проявлялось бы исключительно положительное отношение. В таких случаях у любого ученика есть «недоброжелатель». В других же классах есть свои «козлы отпущения». Поэтому в случае конфликта, в первом случае, скорее всего, обвинять будут того, кто действительно виноват, а во втором всю вину свалят на «козлов отпущения». Допустим, последние перешли в другой класс, или даже в другую школу, тогда этот класс «изберёт» новых «козлов отпущения».
Чтобы класс отказался от такой системы поиска виноватых потребуется проведение очень большой работы, ведь нужно будет полное переструктурирование системы отрицательных отношений. [1, c. 210].
Внутри класса, как внутри группы численностью около 25 человек, может существовать очень сложная социальная структура: несколько микрогрупп, которые каким-то образом взаимодействуют друг с другом, отдельные пары и тройки (диады и триады), а также «отверженные» и «изолированные».
Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в психологическом климате всего класса. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звёзд» и т.п.
Таковы основные характеристики эмоциональной структуры любого класса. [1, c. 210-211].
Я решила рассмотреть эмоциональную структуру малой группы, с помощью социометрического исследования, на примере своего класса. Социометрия, как метод, занимает одно из первых мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение. При социометрических исследованиях особое внимание обращается на эмоциональные моменты взаимоотношений людей (их самооценки и оценки других, симпатии и антипатии, место и роль человека в формальной и неформальной структуре группы и т.д.). Обобщенные данные позволяют установить реальные характеристики членов группы, их действительные формальные и неформальные взаимоотношения, основные параметры группы и т.д.
Современное значение этому понятию придал создатель С. Морено. В качестве теоретических и методологических оснований социометрии выступают концепции, модели, различные познавательные средства и законы, сформулированные Морено в связи с установленными им новыми социальными фактами. Сосредоточив внимание на исследовании малых групп и межличностных отношениях их членов, Морено установил, что положение (статус) личности в группе и состояние самой группы определяются неявными эмоциональными связями и отношениями людей, выражающимися в форме симпатии (притяжения), антипатии (отталкивания) и относительного безразличия. На основе этого он разработал специальные (социометрические) количественные методы изучения социоэмоциональных отношений, имеющие исследовательское, диагностическое и коррекционное значение. [16].
В основу социометрического исследования, которое я проводила в своем классе, вошло три вопроса:
- К кому бы ты обратился за помощью в учёбе? (выявление деловых отношений);
- Кого бы ты пригласил на день рожденья? (выявление неформального аспекта);
- Кого бы ты хотел видеть рядом с собой в следующем, девятом классе? (выявление прогностического аспекта).
В итоге опроса были получены следующие данные.
По первому, деловому, аспекту учащиеся класса заняли следующие статусные позиции:
Приведенная схема показывает, что в классе существуют «звезды», это № 18, №26, высокостатусные (№1, №20, № 12). Большинство класса составляют так называемые «средние», имеющие от 2 до 4 взаимных выборов. К «непопулярным» в этом аспекте относятся № 2, №23, №24, №6, №5 и №13. № 13 и №5 относятся к тем учащимся, к которым никто из класса не захотел обращаться за помощью в учебе. В этом аспекте исследования, они принадлежат к «пренебрегаемым». Действительно, эти учащиеся не демонстрируют больших успехов в учебе.
Во втором аспекте, касающемся неформальных отношений, в нашем классе складывается несколько другая картина.
По-прежнему в статусе звезды находится № 26, рядом с ним по числу взаимных выборов - № 15. Звезда № 18 из делового аспекта в данном случае перемещается в средние. Как мы писали ранее, в коллективе, более 25 человек, образуются микрогруппы, которые явственно видны на рисунке. Это группа из пяти человек ( № 6, №10, №11, №16, №17), триада ( №2, №23, №24) и другие. № 5, который в первом случае явно выходил за рамки успешных, в данном аспекте перемещается в средние, а № 13, к сожалению, так и остается в непопулярных, так называемых, «пренебрегаемых», не имея ни одного взаимного выбора. № 7, занимающий среднюю позицию в первом вопросе, перемещается на уровень «непопулярных», не выбрав никого из своего класса (притом, что несколько человек выбирают его!).
Как правило, люди более равнодушны и терпимы к тому, кто будет находиться рядом с ними в коллективе в будущем. Эту же тенденцию продемонстрировали нам результаты третьего вопроса.
По-прежнему, в высокостатусных пребывает № 26 , и к нему присоединяется № 20. А все остальные имеют не менее трех взаимных выборов, что позволяет отнести их к средним.
Заключение.
Таким образом, межличностные отношения показывают взаимную направленность отношений людей в малой группе. В классе, малой группе более 25 человек, существуют формальный (официальный) и неформальный (межличностный) уровни отношений, связанные с отношениями в учебе с одной стороны, личной дружбой, привязанностями и т.д. в другой.
Проведенное социометрическое исследование позволило определить статусное положение каждого учащегося в нашем коллективе. Выявление одноклассников, имеющих низкий статус по первому или второму аспекту исследования, заставило меня по-новому взглянуть на ситуацию в межличностных отношениях, складывающуюся в нашем классе.
Мне хотелось бы изменить эту ситуацию, не очень приятно осознавать, что рядом с тобой находятся люди, переживающие настоящее одиночество в нашем классе. Но, наверное, деловую репутацию, а значит положительный или хотя бы средний статус каждый из нас может заработать только сам, а вот для того, чтобы успешных в плане неформального общения (аспект 2) стало больше, нам всем нужно внимательные присмотреться друг к другу, особенно, к так называемым «отверженным», потому что людей без хороших качеств просто не бывает.
Список литературы.
-
Битянова М.Р. Социальная психология//Питер. – СПб, 2008.
-
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание 8-9 класс//Просвещение. – М, 2008.
-
Большая психологическая энциклопедия//Эксмо. – М, 2007.
-
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт!//Наука. – Новосибирск, 1989.
-
Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений//Речь. – СПб, 2010.
-
Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. – Пермь, 1992.
-
Курбатов В.И. Конфликтология//Феникс. – Ростов-на-Дону, 2007.
-
Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителей//Российское педагогическое агентство. – М, 1998.
-
Ожегов С..И. Словарь русского языка. Около 57000 слов//Советская Энциклопедия. – М, 1972.
-
Пекелис В. Как найти себя//Детская литература. – М, 1989.
-
Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического исследования конфликта//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М, 1977.
-
http://social.psypublica.ru/17/135.htm
-
http://www.entuziast-center.ru/sovety-psixol/konflikti_otcy-dety.html
-
http://nnspu.ru/materials/tef/pedagogics/course/lect07.html
-
http://ru.wikipedia.org/
-
http://philosophy.polbu.ru/sotsiometrija.htm
-
Кравченко А.И. Введение в социологию//Астрель. – М, 2006.
|