Северное окружное управление образования




Скачать 274.63 Kb.
Название Северное окружное управление образования
Дата публикации 15.05.2014
Размер 274.63 Kb.
Тип Рабочая учебная программа
literature-edu.ru > Химия > Рабочая учебная программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1474

(ГБОУ СОШ № 1474)


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ №1474

________________

Курчаткина И.Е.

«__» ______________2013 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _____________________

Моисеенкова Т.М.

«__»______________2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

естественных наук

«__»______________2013 г.

_________________

Мищенко А.А. (зав. кафедрой)


Рабочая учебная программа
Химия
10 класс (1 час в неделю)
2013 -2014 учебный год





Составитель:

Рябинина О.А.

учитель химии

ГБОУ СОШ №1474


Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………3

2.Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………4

3.Содержание изучаемого курса……………………………………………………………………4

4.Формы контроля…………………………………………………………………………………..10

5 Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования …………………………………………………. …………………………………………………...21

6.Проверка и оценка знаний и умений учащихся………………………………………………...23

7.Литература,интернет ресурсы…………………………………………………………………...24

8.Календарно-тематическое планирование учебного материала (Приложение1)……………………………………………… ………………….....отдельный файл

1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Программа рассчитана на 34 часа в X классе, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 4 часа, лабораторных опытов - 10.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1.Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.

2.Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций

3.Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе, компьютерных, в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

4.Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компо-нентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

5.Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, реше-ние практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
1.Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде

2.Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.

3.Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейши-ми приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.

Элементы содержания Примерной программы в тексте выделены красным цветом; синим – те элементы, которые есть в Примерной программе, но отсутствуют в Стандарте; курсивом выделены элементы, которые изучаются, но не входят в «Требования к уровню знаний выпускников».


2.Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: 10 класс. М.: Просвещение, 2012

  2. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Тематическое планирование. Химия 8-11 классы по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе. М.: Просвещение, 2009.

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии
3.Содержание тем учебного курса
Тема 1. «Теория строения органических соединений» (3 часа)
Учащиеся должны знать/ понимать

-важнейшие химические понятия : валентность, углеродный скелет, изомерия, гомология, основные теории химии: строения органических соединений.

уметь

-определять валентность и степень окисления химических элементов

объяснять

-зависимость свойств веществ от их состава и строения.

иметь опыт

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Межпредметные связи: неорганическая химия: валентность.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. «Углеводороды и их природные источники» ( 10 часов)
Учащиеся должны знать/ понимать

-важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол

уметь

-называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

-характеризовать основные классы углеводородов, их строение и химические свойства

-выполнять химический эксперимент по распознаванию углеводородов.

иметь опыт

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве

-безопасного обращения с горячими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

Межпредметные связи: география: месторождения природного газа и нефти в мире и Российской Федерации, физика: разделение жидкостей методом перегонки.
П р и р о д н ы й г а з. А л к а н ы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов ( на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен. Его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена –1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты.

1.Изготовление моделей молекул углеводородов.

2.Определение элементарного состава органических соединений.

3.Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

4.Получение и свойства ацетилена.

5.Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
Тема 3. «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе».(10 часов)
Учащиеся должны знать/ понимать

-важнейшие вещества и материалы: этанол, жиры, мыла, глюкозу, крахмал, сахарозу, клетчатку.

уметь

-называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.

-определять принадлежность вещества к классам кислородсодержащих органических веществ.

-характеризовать основные классы кислородсодержащих органических веществ, их строение и свойства.

-выполнять химический эксперимент по распознаванию кислородсодержащих органических веществ.

иметь опыт

-определять возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Межпредметные связи: биология: Углеводы (глюкоза, крахмал, клетчатка), жиры. Каменный уголь, физика: кокс, коксохимическое производство.

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Углеводы, их классификация: моносахариды(глюкоза), дисахариды(сахароза), полисахариды(крахмал и целюллоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое).применение глюкозы на основе её свойств.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основении его свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз(омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегилов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно – этилового и уксусно – изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.


Лабораторные опыты.
6.Свойства крахмала.

7.Свойства глюкозы.

8.Свойства этилового спирта.

9.Свойства глицерина.

10.Свойства формальдегида.

11.Свойства уксусной кислоты.

12.Свойства жиров.

13.Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

Тема 4. «Азотсодержащие соединения и их роль в живой природе» ( 5 часов)
учащиеся должны знать/ понимать

-важнейшие вещества: анилин, аминокислоты, белки

уметь

-называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классам азотсодержащих соединений

-характеризовать основные классы азотсодержащих соединений, их строение и химические свойства.
Межпредметные связи. биология: аминокислоты, пептидная связь, белки, структуры белков, функции белков. Нуклеиновые кислоты РНК и ДНК.Биотехнология и генная инженерия.
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое соединение. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений : взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом( реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетках из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации.

Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков : ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нитки. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (II). Этанол → этаналь → этановая кислота.
Лабораторные опыты.

14.Свойства белков.

Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по идентифика-ции органических соединений.
Тема 5. «Биологически активные органические соединения» (3 часа)
учащиеся должны знать/ понимать

-важнейшие вещества: ферменты, гормоны, витамины, лекарства

уметь

-проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников : научно – популярных изданий, компьютерной базы данных

иметь опыт

-объяснения химических явлений, происходящих в природе и в быту.
Межпредметные связи. Биология: Ферменты, гормоны, витамины, лекарства.
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и в народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами : авитаминозы, гипо – и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия : от ядохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема 6. «Искусственные и синтетические органические соединения» (3 часа)
учащиеся должны знать/ понимать

-искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы

уметь

-называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре

-выполнять химический эксперимент по распознаванию пластмасс и волокон

иметь опыт

-безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием

Межпредметные связи. Технология: пластмассы, волокна(натуральные, искусственные, синтетические).
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна(ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветв-лённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэти-лен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты.

15.Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2 распознавание пластмасс и волокон.

Итоговый контроль проводится в форме итоговой контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении

Контроль знаний, умений, навыков ( текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующим образом.

4.Формы контроля

1.Вводный контроль «Органические вещества» ( знания, умения, навыки курса 9 класса на начало учебного года) – стартовая контрольная работа.

2.Текущий контроль по темам «Углеводороды и их природные источники»,

«Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»,

«Азотсодержащие соединения и их роль в живой природе».

3.Итоговая контрольная работа «органическая химия».

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля можно проводить текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.

Урок №5. Самостоятельная работа «Гомологи и изомеры»

Вариант №1

1.Какие вещества – гомологи, какие – изомеры:

а) СН3 – СН = СН – СН3, б) СН2 = С – СН3 в) СН ≡ СН,

|

СН3

г) СН2 – СН2 д) НС ≡ С – СН2 – СН3 е) СН3 – СН2 – СН3

| |

СН2 СН2

ж) СН2 = СН – СН2 - СН3, з) СН3 – СН2 – С = СН2

|

СН3.

Ответ: гомологи б и з, в и д.

изомеры а и б , а и г, а и ж , б и ж.

Вариант №2

1.Какие вещества – гомологи, какие – изомеры:

СН3

|

а) СН3 – С – СН2 – СН3, б) СН3 - СН2 – СН – СН2 – СН3

| |

СН3 СН3

СН3

|

в) СН3 – С – СН3 г) СН3 - СН =С – СН2 – СН2 – СН3

| |

СН3 СН3

д) СН3 - С ≡ С – СН2 - СН3, е) СН3 – С ≡ С = СН – СН3

|

СН3

Ответ: гомологи а и в.

изомеры а и б, д и е.

Урок №6. Самостоятельная работа «Алкены».

Вариант №1

1.Какие вещества, формулы которых здесь приведены, относятся к алканам: С8Н16, С4Н10, С7Н16, С2Н2. Составьте их структурные формулы.

2.Даны вещества, формулы которых:

СН3

|

а) СН3 – СН – СН3 б) СН3 – С – СН2 – СН3, в) СН2 – СН – СН2 – СН3

| | |

СН3 СН3 СН3

СН3 СН3

| |

г) СН3 – С – СН3 д) СН3 – СН – СН – СН3

| |

СН3 СН3.

Назовите вещества по систематической номенклатуре, укажите гомологи и изомеры.

Вариант №2

1Какие вещества, формулы которых здесь приведены, относятся к алканам: С6Н14, С5Н10, С4Н6, С3Н8, С7Н14. Составьте их структурные формулы.

2.Даны вещества, формулы которых: СН3

а) СН3 – СН2 – СН2 – СН3 б) СН3 – СН – СН – СН2 – СН3, в) СН2 – С – СН3

| | | |

СН3 СН3 СН3 СН3

СН3

|

г) СН2 – СН2 – СН2 д) СН3 – С – СН2 – СН3

| | |

СН3 СН2 – СН3 СН3.

Назовите вещества по систематической номенклатуре, укажите гомологи и изомеры.

Урок №8. Самостоятельная работа «Алкены.Каучуки».

Вариант №1

1.Составьте структурные формулы веществ:

а) 2 – метилпентен –2. б) бутен – 1

2.Закончите уравнения реакций:

tº,Рt

а) СН2 =СН2 + Н2 ——→ б) С2Н4 + О2 →

3.Расскажите о натуральном каучуке.

Вариант №2

1. Составьте структурные формулы веществ:

а) 2 – метилбутен –1. б) 2 – метил, 4 – этилгексен –2

2. Закончите уравнения реакций:

а) СН2 =СН2 + Сl2 ——→ б) СН4 + О2 →

4.Расскажите об истории получения бутадиенового синтетического каучука С.В. Лебедевым.

Контрольная работа (текущий контроль) по теме «Углеводороды и их природные источ-ники»

Вариант №1

1.Для вещества, формула которого

СН3 – СН – СН – СН2 - СН3

| |

СН3 СН3,

составьте структурные формулы двух гомологов и двух изомеров. Дайте названия всем

веществам по систематической номенклатуре.

2.С какими из перечисленных веществ: кислород, вода, хлор, хлороводород будет реаги-ровать метан? Напишите уравнения реакций, укажите условия их осуществления.

3.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

СН4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н6Сl6.

4.Массовая доля углерода в углеводороде равна 92,31%, водорода – 7,69%, а его относи-тельная плотность по воздуху равна 0,897. Выведите его молекулярную формулу.

( ответ: С2Н2)

Вариант №2

1.Для вещества, формула которого

СН3 – СН2 – С = СН2

|

СН3,

составьте структурные формулы двух гомологов и двух изомеров. Дайте названия всем

веществам по систематической номенклатуре.

2.С какими из перечисленных веществ: кислород, вода, магний, бромоводород, метан бу-дет реагировать этилен? Напишите уравнения реакций, составьте названия продуктов реакций.

3.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

С2Н5ОН → С2Н4 → С2Н5Вr → С4Н10.

4.Массовая доля углерода в углеводороде равна 82,76%, водорода – 7,24%, а его относи-тельная плотность по воздуху равна 2. Выведите его молекулярную формулу.

( ответ: С4Н10)

Урок №14. Самостоятельная работа по теме «Углеводы».

Вариант №1

1.Что происходит с глюкозой, входящей в состав коровьего молока, при скисании молока? Запишите уравнение реакции.

2.Как доказать опытным путём, что при производстве дешёвых сортов колбас в качестве наполнителя добавляют крахмал?

Вариант №2

1.Напишите уравнение химической реакции, протекающей при производстве виноградных вин.

2.Основным сырьём для промышленного получения глюкозы является крахмал. Какая химическая реакция лежит в основе данного способа получения глюкозы?

Урок №15. Самостоятельная работа «Спирты».

Вариант №1

1.Напишите структурные формулы следующих соединений:

а) 2 – метилпропанол – 1, б) 2.3 – диметилбутанол –2,

в) 2 – метилпентанол –2, г) 2,3,4 – триметилпентанол –2.

2.Допишите уравнения реакций:

Н2SО4

а) СН2 = СН – СН3 + Н2О → б) СН3ОН ——→

в) С2Н5ОН + Nа →

Вариант №2

1Напишите структурные формулы следующих соединений:

а) 3 – метилпентанол – 3, б) 2.2 – диметилпропанол –1,

в) бутанол–2, г) 2 – метилбутанол –2.

2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

С2Н5ОNа ← С2Н5ОН → С2Н4



СО2

Урок 18. Самостоятельная работа по теме «Фенолы. Альдегиды».

Вариант №1

1. Для вещества, формула которого

СН3 – СН – СН2 – СН3

|

ОН

Составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия

всех веществ по международной номенклатуре.

3.Как при помощи одного реактива можно распознать уксусный альдегид и гли-церин? Напишите одно уравнение реакции ( для альдегида) и укажите условия осуществления реакций.

Вариант №2

1.На основе электронного строения объясните влияние гидроксильной группы - ОН на бензольное ядро в молекуле фенола.

2.В двух пробирках находятся водные растворы этиленгликоля и формалина. Со-ставьте план распознавания этих веществ, напишите уравнения реакций.

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

Вариант №1

1. Для вещества, формула которого СН2 = СН – СН2 – СН3 , составьте структур-ные

формулы двух его гомологов и двух изомеров. Назовите все вещества по

международной номенклатуре.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить

превращения по схеме:

СН4 → СН3 Вr → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН

Дайте названия исходных веществ и продуктов реакции.

3.В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы глицерина, уксусной кислоты и формалина. Составьте план распознавания веществ. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно идентифицировать данные вещества.

4.Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором рана 75% , водорода 25%, относительная плотность вещества по кислороду равна 0,5.

( Ответ: СН4)

Вариант №2

1.Для вещества, формула которого СН3 – СН2 – С ≡ СН, составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Назовите все вещества по международной номенклатуре.

2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

О О О

⁄⁄ ⁄⁄ ⁄⁄

С2Н5ОН → СН3 – С →СН3 – С →СН3 – С

\Н \ ОН \О – СН3



О

⁄⁄

СН3 – С

\ОNа. Назовите все вещества.

3.В трёх пронумерованных пробирках находятся водные растворы глюкозы, уксусной кислоты и этиленгликоля. Составьте план распознавания веществ. Напишите уравнения реакций. при помощи которых можно идентифицировать данные веще-ства.

4.В углеводороде массовая доля углерода равна 82,76%, водорода 17,24%. Относитель-ная плотность углеводорода по воздуху равна 2. Выведите его молекулярную форму-лу.

( Ответ: С4Н10)

5.Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени среднего (полного) образования

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

6.ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

-глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

-осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

-полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Программа предлагается для работы по учебникам химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательной процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 – 2013 учебный год.

7.Литература

Литература для учителя

1.Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты / А.И. Артеменко. – М.: Дрофа, 2005.

2.Артеменко А.И. Основы теории органической химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3.Корощенко А.С. Изучение общеобразовательного курса органической химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4.Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. Химия. 10 класс. – М.: Мнемозина, 2009.

5.Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 кл. – М.: Просвещение, 2010.

6.Сборник нормативных документов. Химия / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

7.Цветков Л.А. Органическая химия. 10-11 кл. – М.: ВЛАДОС, 2007.

Литература для учащихся

1.Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии / А.И. Артеменко. – М.: Дрофа, 2004.

2.Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. – М.: «Издат-школа»: «Райл», 1997.

3.Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия. Органическая химия. 10 кл. – М.: Просвещение, 2010.

Ресурсы Интернет

1

Российское образование (Федеральный портал)

www.edu.ru

2

Российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

3

Дополнительное образование детей (Федеральный портал)

vidod.edu.ru

4

Вестник образования (сайт журнала)

www.vestnik.edu.ru

5

Учительская газета

www.ug.ru

6

Первое сентября (газета)

www.1september.ru

7

ХиМиК.ру

www.xumuk.ru

8

Школьная химия

http://schoolchemistry.by.ru/

9

Фестиваль педагогических идей Открытый урок»

http://festival.1september.ru

10

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР

http://www.fcior.edu.ru

11

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

12

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Северное окружное управление образования icon Бронникова Татьяна Анатольевна северное окружное управление образования...
Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009
Северное окружное управление образования icon Бронникова Татьяна Анатольевна северное окружное управление образования...
Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009
Северное окружное управление образования icon Москвы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними...
Северное окружное управление образования icon Москвы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними...
Северное окружное управление образования icon Северное окружное управление образования государственное бюджетное образовательноеучреждение
Создание условий для развития познавательной мотивации, познавательного интереса и творческих способностей учащихся, воспитание их...
Северное окружное управление образования icon Юго-западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Северное окружное управление образования icon Восточное окружное управление образования
Почему я выбрала проблему межличностных отношений? Именно отношения между людьми являются одной из самых значимых частей в нашей...
Северное окружное управление образования icon Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение...
Северное окружное управление образования icon Образовательная Программа гбоу сош №492 На 2012 2015 годы. Москва 2012 г
Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение...
Северное окружное управление образования icon Публичный доклад
Детский сад №752 Южного Окружного Управления Образования Департамента образования города Москвы был открыт 1 сентября 1972 года в...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции