Скачать 164.03 Kb.
|
№ 14043 Тема: Специфика работы детского практического психолога в ДОУ (психокоррекция) Содержание Введение ………………………………………………………………………..3
4.Особенности деятельности педагога-психолога по сбору психологического анамнеза ребенка………………………………………………………………..10 5.Характеристика методов психодиагностики и особенности их применения в работе с дошкольниками……………………………………………….….……12 Заключение………………………………………………………………………16 Список литературы……………………………………………………..………..17 Введение Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. Объектом исследования выступает деятельность практического психолога. Предметом исследования является специфика работы детского практического психолога в ДОУ.
Психологическая работа детского психолога по содержанию, форме, видам работы в ДОУ имеет свою специфику. Она определяется целями ее создания и особенностями ее задач. Основная цель – выявление и создание оптимальных условий реализации индивидуальных и возрастных особенностей детей. Данная цель осуществляется, решая следующие задачи:
Психолог в ДОУ выполняет две функции:
Принцип индивидуального подхода к ребенку предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности. Отсюда задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепление их собственной активности и раскрытие неповторимости личности. Выделение индивидуальных особенностей и специфических способов развития ребенка – это основное в работе педагогов и психологов. Основной документ в котором фиксируются индивидуальные особенности – это психолого-педагогическая характеристика, она же является и формой изучения индивидуальных особенностей. Принцип профессионального взаимодействия с педагогами и семьей ребенка. Психологическая служба рассматривается как поле взаимодействия практического психолога с детьми, педагогами и родителями. В центре – интересы ребенка как развивающейся личности. Взаимодополняемость позиций психолога, педагога и родителя в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество, рассматривается как необходимое условие обеспечения работы психологической службы. Внутри подобного сотрудничества каждая сторона рассматривается как равноправный партнер, обеспечивающий ту функцию, которую никто кроме него обеспечить не может.
Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана.2 Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами учреждения (школа, детский сад), представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения. Календарные планы помогают практическому психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности. В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного и календарного планов и учета психологических запросов клиентов, заявок администрации и педколлектива, отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы. В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности, и формы работы с учетом нормозатрат рабочего времени, предусмотренных нормативными документами. Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования. При составлении плана необходимо учитывать: цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения; приоритет прав и интересов ребенка; нормы расхода времени на каждый вид деятельности. План должен включать следующие разделы: название направлений (психодиагностическая работа, консультативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа) и форм деятельности (уроки психологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, беседы, консультации, психолого-педагогические консилиумы); сроки их выполнения; ответственные лица; предполагаемые результаты.
Психодиагностика – область спец. знаний связанная с разработкой теории, методологии и отдельных методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития достигнутого индивидом или группой. Различают научно-практическую, т.е направленную на обнаружение ответов на вопросы вызванные исследованием и научно-исследовательскую психодиагностику, направленную на накопление психологических знаний для установления закономерностей. Прикладная психодиагностика отличается от исследовательской по следующим параметрам:
Психодиагностика в системе образования тесно связана с проблемами педагогики, в этом ее основной смысл, т.е. в конечном счете, она предполагает наибольший выбор адекватных способов едагогического воздействия. Задачи:
Основные принципы организации психодиагностики детей-дошкольников:
Диагностический минимум – комплексное психолого-педагогическое обследование всех детей возрастной параллели, которое позволяет определить:
Методы сбора информации:
Углубленное диагностическое обследование – это детальное обследование ребенка, которое может приобретать различные формы:4
Процедура:
Цель обследования – проверка выдвинутых гипотез, постановка психологического диагноза на основе которых планируется необходимая коррекционно - развивающая д-ть. Диагностический минимум углубленное диагностическое обследование коррекционно - развивающая деятельность.
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов: 1. Подготовительный этап:
2. Адаптационный этап: 1. знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества. 3. Основной этап: 1. тестирование. 4. Интерпретационный этап: 1. составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу). 5. Заключительный этап:
Специфика процедуры диагностического обследования дошкольника. Установление контакта: диагностическое интервью, которое включает:
Собственно обследование: используются экспресс методики, сначала на диагностику познавательной сферы, затем на изучение личности. В дальнейшем возможно чередование, продолжительность этапа от 30 мин. до 1 ч.
При проведении обследования необходимо учитывать следующие показатели:
5.Характеристика методов психодиагностики и особенности их применения в работе с дошкольниками Диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят так же анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности. Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста. Наблюдение – метод психологической диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а так же. с условиями их жизни деятельности в условиях ДОУ. Организационная специфика метода представлена следующим образом:
В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный метод (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования). Для обеспечения объективности метода используются спец. методические средства: бланки (схемы) наблюдений и диагност-карты наблюдений.5 Тестирование – метод психологической диагностики, «использующий» стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности». Посредством стандартизированных тестов диагностируется в основном развитие познавательных процессов. В настоящее время в практике детского психолога кроме стандартизированных тестов присутствуют также психодиагностические методики с по уровневой дифференциацией – комплекс стандартизированных заданий содержательно близким к тестам достижений, а процессуально приближенным к «клиническому» типу обследования (т.е. с гибким варьированием структурных частей методики, вводных и сопровождающих инструкций, а так же отсутствием временного регламента и жесткой системой оценок). Следует отметить, что методики по уровневой дифференциацией более адаптивны для детей дошкольного возраста. В качестве психодиагностических средств выступают так же проективные тесты. Они направлены на целостное изучение личности. Анкетирование – диагностический метод «получения социально-психологической и психолого- педагогической информации на основе вербальной коммуникации». В условиях ДОУ проводится только со взрослыми, преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью) и письменной (анкета) форм. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, соц. установок и личностных черт, а так же определение родительских и педагогических позиций опрашиваемых. Анкеты для родителей и воспитателей состоят из вопросов закрытого вида (да-нет), в некоторых случаях предлагается несколько вариантов ответа. Построение анкет на основе открытых вопросов, в условиях ДОУ нецелесообразно. Это связано с низкой мотивированностью данного вида деятельности для родителей и педагогов. Беседа – диагностический метод «получения информации на основе вербальной коммуникации». От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается проблема становления контакта. В условиях ДОУ применяются следующие виды бесед:
Анализ продуктов детского творчества – диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Психологическая информация, полученная в результате данного диагностического метода, может рассматриваться как дополнение представлений о возрастном развитии детей. В некоторых случаях она может выступать самостоятельной х-ой развития ребенка (психолого-педагогической. диагностика детских достижений).6 Заключение В заключение работы подведем обобщающие выводы: Психологическая работа детского психолога по содержанию, форме, видам работы в ДОУ имеет свою специфику. Она определяется целями ее создания и особенностями ее задач. Основная цель – выявление и создание оптимальных условий реализации индивидуальных и возрастных особенностей детей. Принцип индивидуального подхода к ребенку предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности. Принцип профессионального взаимодействия с педагогами и семьей ребенка. Психологическая служба рассматривается как поле взаимодействия практического психолога с детьми, педагогами и родителями. В центре – интересы ребенка как развивающейся личности. Взаимодополняемость позиций психолога, педагога и родителя в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество, рассматривается как необходимое условие обеспечения работы психологической службы. План должен включать следующие разделы: название направлений (психодиагностическая работа, консультативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа) и форм деятельности (уроки психологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, беседы, консультации, психолого-педагогические консилиумы); сроки их выполнения; ответственные лица; предполагаемые результаты Диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием. В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят так же анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности. Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста. Список литературы
1 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008; 2 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008; 3 Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2010. С. 7-8. 4 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008; 5 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008; 6 Выготский Л.С. Основы психологии. – М , 2008; |
В учебном пособии освежены: технология основных направлений работы... Практическая психология образования: Учеб пособие для студ психол фак университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. —... |
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в условиях доу Одним из важных направлений работы воспитателя и специалиста-психолога в доу является диагностика и коррекция неконструктивного,... |
||
Методические рекомендации по работе с педагогами Кокология, как средство... Кокология, как средство для создания благоприятной атмосферы общения психолога и педагогов доу |
Рабочая учебная программа По музыкально-ритмическим движениям для... Музыкальное воспитание в средней группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной программы... |
||
Настольная книга практического психолога А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет) |
Рабочая учебная программа по музыкально-ритмическим движениям для... Музыкально-ритмическое воспитание во 2 младшей группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной... |
||
Опубликовано: Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в... |
Роль семьи в формировании личности ребенка Преемственность в работе доу и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы доу и школы, формы сотрудничества... |
||
Современные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста... Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение... |
Теоретическое обоснование проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами Изучение проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами в психолого-педагогической литературе (здесь раскрываются... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |