Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Принято на заседании педсовета
«______»_________2011 г. №___
|
Утверждено:
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»
________________________Н.В. Ананьина
« »___________________20___ г.
|
Рабочая учебная программа
По музыкально-ритмическим движениям
для детей средней группы детского сада.
Составитель:
Педагог дополнительного образования:
Вайс Ирина Павловна
2013-2014 г.
Пояснительная записка.
Музыкальное воспитание в средней группе ДОУ осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной программы ДОУ (ООП ДОУ). Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Данная рабочая программа по музыкально-ритмическому развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по хореографическому развитию детей дошкольного возраста с учетом федеральных государственных требований и приоритетным направлением развития ДОУ. В программе сформулированы и конкретизированы задачи для детей средней группы детского сада.
Цель рабочей учебной программы: создание условий для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста, ритмопластики, танцевального творчества.
Задачи:
Развитие музыкальности
Формирование у детей навыка ритмичного движения в соответствии с характером музыки, умения самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки
Развитие двигательных качеств и умений
Основные
Совершенствование навыков основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий, стремительный).
Плясовые
Совершенствование танцевальных движений (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах).
Развитие умений ориентироваться в пространстве
Формирование умения двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга в рассыпную и обратно), подскоки.
Танцевальное творчество
-Развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игоровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок с использованием мимики и пантомимы (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк ит.д.) -Развитие умения инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.
Формы работы
|
Режимные моменты
|
Совместная деятельность педагога с детьми
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Совместная деятельность с семьей
|
Формы организации детей
|
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
|
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
|
Использование музыкально-ритмических движений:
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- на других занятиях
- во время прогулки
- в сюжетно-ролевых играх
- на праздниках и развлечениях
|
Занятия
Праздники, развлечения
танцы в повседневной жизни:
-Танцевальные игры, хороводы с пением
- Празднование дней рождения
|
Создание условий для самостоятельной танцевальной деятельности в группе:
-подбор музыкальных инструментов, атрибутов для танцевально-игровых упражнений. ТСО
-подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей
Импровизация танцевальных движений в образах животных,
Концерты-импровизации
|
Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
Открытые музыкальные занятия для родителей
Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
Оказание помощи родителям в изготовлении новогодних костюмов.
Посещения родительских собраний
Создание фонотеки, видеотеки с любимыми танцами детей
|
интеграция с другими образовательными областями
«Физическая культура»
|
развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности
|
«Здоровье»
|
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
|
«Коммуникация»
|
развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
|
«Познание»
|
расширение кругозора детей в области хореографии; сенсорное развитие, формирование
целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
|
«Социализация»
|
формирование представлений культуре танца и танцевальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
|
«Художественное творчество»
|
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие танцевального творчества.
|
«Чтение художественной литературы»
|
использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
|
«Безопасность»
|
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
|
Программное обеспечение
Перечень комплексных программ
|
Гармония Т.В.Нестеренко, К.В.Тарасова
|
|
|
Перечень пособий
|
* Железнова.А. Музыка-малышам. – М, 2001.
* «Музыка в детском саду». Вторая младшая группа.
Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Москва, 1989г.
* «Ритмическая мозайка» программа по ритмической пластике для детей. А.И.Буренина. Санкт-Петербург 2000
* «Топ-топ каблучок» И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева пособие для муз.руководителей Санкт-Петербург 2000
* «Танцевальная ритмика для детей» учебное пособие
Т.И.Суворова Санкт-Петербург 2004-2008
* Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей «Музыкальный руководитель» 2004-2012гг.
* Журнал «Музыкальная палитра».
|
Тематическое планирование
Октябрь
|
Музыкально-ритмические движения:
а)упражнения;
б)музыкально-игровое творчество;
в)пляски и хороводы
|
Познакомить с движением подскоки; учить выполнять подскоки; развивать умение двигаться в соответствии с музыкой; воспитывать умение уступать, быть дружными
|
«Разноцветная игра»
А.И.Буренина
«Теремок»
«Спортивный тренаж»
Т.И.Суворова
«Упражнения с осенними листочками»
А.И.Буренина
«Танец с ложками»
Гармония 2 мл.
|
Ноябрь
|
Музыкально-ритмические движения:
а)упражнения;
б)музыкально-игровое творчество;
в)пляски и хороводы
|
Развивать умение двигаться с предметами; учить различать двухчастную форму музыкального произведения, согласовывать движения с музыкой, двигаться в парах;
|
«Танец с ложками»
Т.И.Суворова
«Танец бабочек»
Муз.палитра
«Финский танец»И.Каплунова
Игра «Дворник и листочки»
Суворова
|
Декабрь
|
Музыкально-ритмические
движения:
а)упражнения;
б)музыкально-игровое
творчество;
в)пляски и хороводы
|
Учить самостоятельно строиться в пары, в круг; совершенствовать движения под марш, ориентироваться в пространстве, умения различать передавать в движении характер и динамические изменения в музыке. Исполнять пляски с предметами (платочками); развивать чувство ритма, творчество в движениях, умение самостоятельного поиска образа в соответствии с музыкальным произведением.звоночками; отрабатывать движения с погремушками
|
«Снежинки»
Ладушки №30
«Ходьба и бег»
Ладушки №28
«Снежинки»
А.И. Буренина
«Вокруг елки»
Буренина
Игра с погремушками
Ладушки №47
|
Январь
|
Музыкально-ритмические
движения:
а)упражнения;
б)музыкально-игровое
творчество;
в)пляски и хороводы
|
Учить самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки, перестраиваться в круг из положения врассыпную, двигаться в соответствии с характером музыки, создавать игровой образ, соответствующий характеру, инсценировать песни, петь их в хороводе с движениями, эмоционально передавать игровые образы, побуждать к поиску движений, соответствующих данному образу; развивать творчество в движении, фантазию, воображение, двигательные навыки
|
«Найди свою матрешку»
Танц.палитра
«Кошачий рок-н-ролл»
И.Каплунова
«Полька попрыгунчик»
И.Каплунова
«Поросята»
Т.И.Суворова
«Антошка»
А.И.Буренина
«Кот Леопольд»
А.И.Буреннина
«Кто у нас хороший»
Ладушки №64
«Праздничный вальс»
Танц.палитра.
|
Мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Цель: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно —- это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
7. Список литературы
«Методика музыкального воспитания в детском саду». Под ред. Н.А. Ветлугиной. Москва, 1989г.
«Музыка малышам» А. Железнова, Москва, 2001г.
«Музыкальный руководитель». Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. 2004-2013г.
«Музыкальная палитра». Журнал для музыкальных руководителей. Санкт-Петербург.
«Праздники в детском саду». М. Михайлова. Ярославль, 2004.
|