Тема: криминальная психология




Скачать 68.96 Kb.
НазваниеТема: криминальная психология
Дата публикации22.05.2014
Размер68.96 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Психология > Документы
Для юристов гр.713 ю, 723 ю

Изучить данную тему и выполнить задания.
Тема: КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии.

Правовая психология — это научно-практическая дисцип­лина, изучающая психологические закономерности системы человек-право, разрабатывающая рекомендации, направлен­ные на повышение эффективности данной системы.

В структуру правовой психологии входят следующие компоненты: психология социально-регулятивной сущно­сти права; криминальная психология (психология преступ­ления); исполнительная (пенитенциарная) психология; психология профессионального труда юриста; психологи­ческие понятия в уголовно-правовых и гражданско-право­вых отношениях; психология оперативно-розыскной дея­тельности (ОРД).

В литературе предлагается дополнительный структурный элемент юридической психологии — криминалистическая психология. «Криминалистическая психология — это та часть юридической психологии, которая обеспечивает свои­ми разработками, достижениями, знаниями и возможностя­ми поисково-познавательную деятельность (следственный аспект) в стадии возбуждения уголовного дела и предвари­тельного расследования соответствующих уполномоченных на то законом должностных лиц правоохранительных орга­нов и спецслужб, профессионально ведущих борьбу с пре­ступностью».

Представляется, что психология в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования преступ­ления должна рассматриваться юридической психологией в разделе «Психология деятельности по расследованию пре­ступлений». Психология деятельности спецслужб, профес­сионально ведущих борьбу с преступностью, изучаются в разделе «Психология оперативно-розыскной деятельности — ОРД». Производство оперативно-розыскных мероприя­тий не является чисто юридической деятельностью, поэто­му психологию ОРД необходимо изучать в правовой психо­логии.

Криминальная психология изучает психические явления, психические закономерности, проявляющиеся в процессе деятельности, связанной с преступлением. В структуру кри­минальной психологии входят:

1. Психология личности преступника.

2. Психология преступной группы и ее лидера.

3. Психология жертвы преступления (виктимология).

4. Психология несовершеннолетних.

Психология личности преступника

Понятие «личность преступника» многогранно, оно ис­пользуется в юридической психологии, уголовном праве, криминологии, криминалистике и др. Изучение личности преступника невозможно без выявления характерных типов и групп лиц, совершивших противоправные деяния. Выде­ляют три основных направления исследования личности преступника: биологическое, социально-демографическое и нравственно-психологическое.

А. Биологическое исследование личности преступника.

В криминологии, правовой психологии, юриспруденции в целом отношение к биологическим причинам преступно­сти неоднозначно. Как известно, преступниками не рождаются, а становятся, следовательно, в формировании личностных особенностей преступника ведущее место отводится -социальным, жизненным факторам, воспитанию, обуче­нию, влиянию среды. Однако отрицать роль биологических; свойств в формировании социальных качеств личности было бы ошибкой.

На личность человека существенно влияют возраст, пол, физические и психологические особенности. Возрастные особенности — определяющие в формировании личности. На каждом возрастном этапе развитие личности неодинаково. С годами положительные социальные связи становятся более прочными, устойчивыми и разветвленными, Бога­тый жизненный опыт дает возможность выбрать социально правильную линию поведения даже в сложных ситуациях. Поведение во многом определяется также половыми осо­бенностями, преломленными в психике конкретного человека.

Ведущая роль в различном формировании психологии мужчин и женщин отводится биологическим различиям полов, опосредованным социальными факторами.

Физические недостатки человека, состояние его здоро­вья могут оказать в определенных условиях неблагоприят­ное воздействие на формирование взглядов и привычек.

Психические особенности (тип нервной системы, свой­ства памяти, мышления, воображения и др.) не менее суще­ственно влияют на формирование личности и ее взаимодей­ствие с окружающей средой.

Таким образом, сами по себе индивидуальные биологические свойства нельзя считать причинами преступного поведения, но они порой играют существенную роль условий, способствующих негативному формированию личности. Б. Социально-демографическая характеристика личности преступника складывается из следующих элементов: пола, возраста, уровня образования, семейного положения, отно­шения к труду, места жительства, занимаемой должности и др. К ней тесно примыкает характеристика 'уголовно-правовая: направленность преступного посягательства, устойчивость антиобщественного поведения, степень организован­ности преступников, совершение преступлений рецидивистов, несовершеннолетними. В связи с тем что социально-! демографические признаки показывают личность лишь с внешней стороны, особое внимание следует уделить нрав­ственно-психологическим свойствам личности.

В. Нравственно-психологическая характеристика включает в себя социально обусловленные черты, определяемые как индивидуальными особенностями психологических процессов, свойств и состояний, так и проверенным опытом.

Особое значение имеют морально-политические, миро­воззренческие и нравственные качества человека: взгляды, убеждения, оценки, ценностные ориентации и т.п.

К нравственно-психологическим особенностям относят­ся интеллектуальные (уровень умственного развития, объем знаний, широта и узость взглядов и др.), эмоциональные (сила, уравновешенность и подвижность нервных процес­сов, например, темперамент), волевые (умение человека, сознательно регулировать свою деятельность).

Из всех элементов преступления ближе всего к нрав­ственно-психологической характеристике личности стоит субъективная сторона, а в ней — мотивы преступления, цели, поставленные перед собой преступником. Потребно­сти, мотивы, эмоции, непосредственно не наблюдаемые, они познаются опосредованно, путем умозаключения.

Судебно-психологическая классификация личности включает в себя следующие типы правонарушителей: асо­циальный (менее злостный); антисоциальный (злостный); тип личности преступника, характеризующийся дефектами психологической саморегуляции (случайный).

Асоциальный тип отличается сформировавшейся пси­хикой, которая не способна удерживать личность от анти­общественного поведения. Антисоциальный тип присущ личности злостного, профессионального преступника. Как правило, в эту категорию входят лица, неоднократно совершавшие преступления. Преступники, характеризующиеся дефектами психологической саморегуляции, — это лица, допустившие халатность, бездействие, чрезмерную самонаде­янность, совершившие преступные деяния в состоянии аф­фекта и др.

Вопросы:

1. Понятие и структура правовой психологии.

2. Криминальная психология: понятие и структура.

3. Биологическое исследование личности преступника.

4. Социально-демографическое, нравственное и психо­логическое изучение личности преступника.

Задачи

1. Составьте психологическую характеристику личности преступника по схеме:

A. Биографические данные.

Фамилия, имя, отчество, год и место рождения. Нацио­нальность, образование. Профессия. Семейное положение!

Б. Сведения об условиях формирования личности.

Положение в коллективе. Материальные условия жизни в семье. Какое совершенно преступление и при каких об­стоятельствах. Поведение в коллективе. Поддается ли вос­питанию.

B. Структура личности.

• Особенности психических процессов и состояний.

Восприятие: особенности восприятия; наблюдатель­ность. Внимание: произвольное, непроизвольное, его свойства (концентрация, объем, устойчивость, распределимте, переключаемость).

Память: наиболее развитый вид; качества (точность, го­товность). Мышление: способность к анализу и синтезу; решений проблемных задач, наиболее развитый вид мышления.

Речь словарный запас; качества (содержание, выразительность; точность); культура; жаргон.

Воображение: наиболее развитый вид. Чувства и эмоции: внешнее выражение; преобладающие формы проявления, постоянство, направленность, глубина, наличие аффектов, поведение в экстремальных условиях.

Воля: сила, твердость, настойчивость.

• Направленность.

Потребности (материальные, духовные). Влечение. Ин­тересы (широта, устойчивость). Мировоззрение (взгляды, идеалы, убеждения).

• Темперамент.

Тип. Наиболее развитые положительные и отрицатель­ные качества.

• Характер.

Отношение к труду, обществу в целом. Отношение к дру­гим людям (общителен, необщителен, груб или вежлив, скрытен или нет и т.д.). Отношение к себе. Основные черты характера (дисциплинированность, принципиальность, са­мостоятельность, выдержанность, негативизм, упрямство, внушаемость и т.д.). Сила характера, его цельность, опре­деленность, устойчивость. Моральная воспитанность.

• Способности общие и специальные. Склонности. Одаренность. Талант.

Г. Заключение.

Что можно ожидать от данного лица, в какие условия жижи и труда его необходимо поставить?

2 Неизвестный преступник из обреза малокалиберной винтовки убил учительницу Смирнову. В ходе расследова­ния подозрение в соучастии в преступлении пало на мужа погибшей. Смирнов работал старшим прорабом на строи­тельстве жилого дома.

Составьте план действий следователя по изучению лично­сти Смирнова. Какие обстоятельства и каким путем должны быть установлены до допроса Смирнова в качестве подозреваемого?

3. На шофера такси Сорокина совершено разбойное на­падение. По подозрению в совершении преступления задержан Шахов. Ему 25 лет, место работы и место жительства не сообщил.

Составьте план изучения личности Шахова.

4. R хищении автомобильных запасных частей подозре­вается механик автобазы Соловьев. Ему 35 лет, родился в г. Златоусте Челябинской области. Там же прошло его дет­ство. До приезда в г. Екатеринбург работал заведующим ав­томастерской в Волгограде. Женат, двое детей.

Составьте план изучения личности Соловьева перед его до­просом в качестве обвиняемого.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: криминальная психология iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...

Тема: криминальная психология iconТема: Психология гендерных различий и сходств
Причины интереса обывателей и учёных к гендерным различиям и последствия этого интереса (2 человека)

Тема: криминальная психология iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Тема: криминальная психология iconОбщие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...

Тема: криминальная психология iconОглавление
Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоо­психология и сравнительная психология» для студентов фа­культетов и отделений...

Тема: криминальная психология iconО. И. Мухрыгина психология управленческого консультирования курс лекций частично
Отдельно выделена тема психологической природы сопротивлений в управленческом консультировании. Особое место отведено психологической...

Тема: криминальная психология iconПояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология»

Тема: криминальная психология iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Тема: криминальная психология iconКогнитивная психология
С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Тема: криминальная психология iconПсихология киновосприятия
Жинкин Н. И. Психология киновосприятия // Кинематограф сегодня. – Сб. – Вып – М.: Искусство, 1971. – С. 214-254

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции