Скачать 2.56 Mb.
|
www.koob.ru Robert L.Solso COGNITIVE PSYCHOLOGY 6-th edition ALLYN AND BACON Boston • London • Toronto • Sydney • Tokyo • Singapore Роберт Солсо КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 6-е издание Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск 2006 ББК УДК С60 88.351 159.928.235 С60 Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-182-4 В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука. Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения. Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума. ББК 88.351 УДК 159.928.235 ©2001, 1998, 1995, 1991, 1988, 1979 by Allyn & Bacon © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 ISBN 0-205-30937-2 (англ.) ISBN 5-94723-182-4 Оглавление Предисловие ..............................................................14 Студенту ............................................................... 14 Преподавателю......................................................... 15 Глава 1. Введение в когнитивную психологию ............................. 19 Что такое когнитивная психология?.....................................20 Модель обработки информации.........................................23 Сфера когнитивной психологии.........................................24 Когнитивная нейронаука............................................24 Восприятие ......................................................... 25 Распознавание паттернов ............................................26 Внимание ........................................................... 26 Сознание........................................................26 Память..............................................................21 Репрезентация знаний ..................................................28 Воображение ........................................................28 Язык................................................................29 Психология развития................................................29 Мышление и формирование понятий ...............................30 Человеческий и искусственный интеллект ...........................30 Краткая история когнитивной психологии ..............................31 Первые представления о мышлении..................................31 Познание в эпоху Возрождения и после нее ..........................32 Когнитивная психология: начало XX столетия.......................34 Когнитивная психология сегодня....................................37 Концептуальная наука и когнитивная психология.......................39 Когнитивные модели ................................................41 Компьютерная метафора и человеческое познание.....................43 Когнитивная наука .................................................45 Нейронаука и когнитивная психология ..............................45 Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология .............48 Эволюционная когнитивная психология.............................49 Резюме.................................................................51 Рекомендуемая литература .............................................52 Глава 2. Когнитивная нейронаука.........................................53 Исследование и картирование мозга....................................54 XXI век — наука о мозге ................................................54 Проблема психики и тела ...............................................55 Когнитивная нейронаука ...............................................57 Когнитивная психология и нейронаука...............................58 6 Нервная система .......................................................59 Нейрон..............................................................61 Головной мозг: от компартментализации к массовому действию.......64 Анатомия головного мозга........................................... 66 Современные методы нейрофизиологии.................................74 Отображение магнитного резонанса и эхо-планарная томография ..... 74 Компьютерная аксиальная томография...............................75 Позитронно-эмиссионная томография...............................77 История о двух полушариях ............................................82 Когнитивная психология и науки о мозге.............................91 Резюме.................................................................91 Рекомендуемая литература.............................................92 Глава 3. Восприятие и внимание........................................... 93 Вычислительный мозг..................................................94 Ощущение и восприятие................................................95 Иллюзии............................................................ 96 Предшествующее знание.............................................96 Сенсорная предрасположенность мозга ..............................98 Объем восприятия.....................................................100 Иконическое хранение.................................................102 Влияние задержки подсказки.......................................104 Эхоическое хранение..................................................104 Функции сенсорных хранилищ........................................106 Внимание .......................... 107 Пропускная способность и избирательность внимания.................. 111 Слуховые сигналы....................................................111 Модели избирательного внимания —.................................113 Модель с фильтрацией (Бродбент)..................................113 Модель делителя (Трейсман) .......................................117 Зрительное внимание............................................. 120 Автоматическая обработка............................................. 122 Нейрокогнитология внимания.........................................125 Внимание и человеческий мозг......................................125 Внимание и ПЭТ...................................................126 Резюме................................................................127 Рекомендуемая литература............................................129 Глава 4. Распознавание паттернов........................................130 Теории восприятия....................................................132 Распознавание зрительных паттернов..................................134 Зрение .............................................................135 Субъективная организация .........................................136 Теория гештальта......................................................138 Канонические перспективы ............................................141 Принципы обработки информации: «снизу вверх» и «сверху вниз» . 144 7 Сравнение с эталоном .................................................145 Теория геонов ......................................................148 Метод предварительной подготовки.................................150 Подетальный анализ...................................................152 Движения глаз и восприятие паттерна..............................155 Прототипное сравнение........___....................................155 Абстрагирование зрительной информации..........................156 Псевдопамять ......................................................158 Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков .... 160 Восприятие формы: интегрированный подход..........................161 Распознавание паттернов экспертами ..................................162 Распознавание образов в шахматах...................................162 Роль наблюдателя в распознавании паттернов..........................165 Резюме......166 Рекомендуемая литература............................................167 Глава 5. Сознание .......................................................168 История изучения сознания .....................169 Когнитивная психология и сознание...................................171 Эксплицитная и имплицитная память............................... 173 Исследования с подготавливающими стимулами....................174 Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия ....................178 Сознание как научный конструкт ......................................181 Ограниченная пропускная способность.............................183 Метафора новизны .................................................184 Метафора прожектора..............................................184 Метафора интеграции: театр в обществе разума.....................185 Современные теории сознания..................................... 187 Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера .. 187 Теория общего рабочего пространства Баарса ...................188 Функции сознания....................................................192 Резюме.................................................................193 Рекомендуемая литература ............................................194 Глава 6. Мнемоника и эксперты ..........................................195 Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты .....196 Мнемонические системы..............................................197 Метод размещения .................................................198 Система «слов-вешалок»...........................................199 Метод ключевых слов..............................................201 Организующие схемы ..............................................203 Воспроизведение имен ..........................................205 Воспроизведение слов ..........................................206 Выдающиеся мнемонисты.............................................208 Ш.: Лурия..........................................................208 V. Р.: Хант и Лав....................................................211 Другие примеры....................................................213 8 Оглавление Эксперты и мастерство ................................................ 214 Н. О.: исследование на примере художника — Солсо; Майалл и Чаленко.................................................216 Структура знания и мастерство.....................................220 Теоретический анализ мастерства...................................221 Резюме........... :....................................................222 Рекомендуемая литература ............................................223 Глава 7. Память: структуры и процессы ..............................224 Кратковременная память..............................................225 Нейрокогнитология и КВП .........................................227 Рабочая память.....................................................229 Объем КВП.........................................................231 Кодирование информации в КВП ...................................233 Воспроизведение информации из КВП..............................241 Долговременная память...............................................243 Нейрокогнитология и ДВП.........................................243 ДВП: структура и хранение .........................................245 Сверхдолговременная память (СДВП)..............................249 Автобиографические воспоминания.................................254 Ошибки памяти и свидетельские показания.........................257 Резюме................................................................ 260 Рекомендуемая литература .................:..........................261 Глава 8. Память: теории и нейрокогнитология ............................262 Первые исследования..................................................263 Нейрокогнитология памяти............................................267 Два хранилища памяти................................................269 Место памяти в процессе познания.....................................272 Модели памяти........................................................ 273 Модель Во и Нормана ..............................................273 Модель Аткинсона и Шифрина .....................................275 Уровень воспроизведения (УВ).....................................277 Уровни обработки (УО): Крэйк.....................................278 Эффект соотнесения с собой (ЭСС).................................283 Эпизодическая и семантическая память: Тульвинг...................285 Коннекционистская (PDP) модель памяти: Румельхарт и Мак-Клелланд ..................................................288 Резюме ..............................................................293 Рекомендуемая литература.............................................294 Глава 9. Репрезентация знаний...........................................296 Семантическая организация ...........................................298 Ассоцианистский подход..............................................299 Организующие переменные: Бауэр..................................299 Оглавление 9 Когнитивные модели семантической памяти ...........................301 Теоретико-множественные модели..................................301 Модель сравнительных семантических признаков ...................302 Сетевые модели ....................................................305 Пропозициональные сети...........................................309 Репрезентация знаний — нейрокогнитивистская позиция...............316 Поиск неуловимой энграммы .......................................316 О чем говорят нам больные амнезией, когда они забывают ...........317 Знание «что» и знание «как»........................................319 Таксономия структуры памяти......................................319 Память: консолидация .................................................321 Коннекционизм и репрезентация знаний ...............................322 Резюме................................................................325 Рекомендуемая литература ............................................326 |
Когнитивная и прикладная психология Книга предназначена для преподавателей психологии и педагогики, учителей, интересующихся психологией, студентов факультетов и отделений... |
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
||
Тема: криминальная психология Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии |
The guilford press Б42 Когнитивная терапия: полное руководство: Пер с англ. М.: Ооо "И. Д. Вильямс", 2006. 400 с.: ил. Парал тит англ |
||
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
Общие вопросы психологии развития Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... |
||
Оглавление Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов факультетов и отделений... |
Москва 2006 смысл В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 1 / Борис М. Величковский. — М. Смысл : Издательский центр «Академия»,... |
||
Москва 2006 смысл academ'a В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 2 / Борис М. Величковский. — М. Смысл : Издательский центр «Академия»,... |
Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |