Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»




Скачать 238.2 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»
Дата публикации15.06.2014
Размер238.2 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Психология > Пояснительная записка



М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Й С Л А В Я Н С К И Й И Н С Т И Т У Т


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: Дифференциальная психология


Москва


Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология».
Предмет дифференциальной психологии и исследовательские задачи. Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин. Проблема изучения индивидуальности в психологии. Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Биологические и психофизиологические основы формирования индивидуальных психологических различий. Индивидуальные различия по свойствам темперамента и личности. Индивидуальные различия по интеллекту и когнитивным характеристикам: подходы и теории. Межгрупповые психологические различия: факты и возможные причины.

Формирование индивидуальных психологических различий в онтогенезе: стабильность и изменение в процессе развития. Идиографический анализ человеческой индивидуальности.
Пояснительная записка

Курс «Дифференциальная психология» является необходимым дополнительным курсом для студентов-психологов вне зависимости от специализации. Он обеспечивает системными знаниями о структуре свойств человеческой индивидуальности, характере взаимосвязей между ними и методах их изучения. Курс направлен на формирование теоретических представлений о месте проблемы изучения индивидуальных различий в системе психологического знания и овладение эмпирическими знаниями, связанными с умением интерпретировать индивидуальные различия при решении различных практических задач.

Дифференциальная психология тесно взаимодействует практически со всеми отраслями психологии, такими как общая, возрастная и педагогическая психология, психодиагностика, математическая статистика, психогенетика и т.д. Однако, поскольку дифференциальная психология направлена на изучение не общих закономерностей становления и функционирования психики, а на выявление индивидуально-психологических различий во всех вариантах их существования, она занимает особое место в системе психологического знания. Любая общепсихологическая закономерность реально существует только в индивидуально-модифицированной форме и сама может быть получена только через обобщение индивидуальных вариантов. В результате обучения у студента-психолога должны быть сформированы представления о тех проблемах и способах их решения, которые не могут быть надежно решены вне исследований индивидуальных психологических различий. В число этих проблем входят: проблема изучения индивидуальности в психологии и выделения ее структуры; изучение биологических и психофизиологических основ индивидуальных различий; изучение индивидуальных различий по различным психологическим характеристикам; поиск межгрупповых различий; изучение развития индивидуальности в онтогенезе; изучение индивидуальности как уникальности. Учитывая специфику предмета дифференциальной психологии, большое место в курсе занимают вопросы о способах и методах решения этих проблем.

Курс предполагает овладение основными результатами исследований индивидуальных различий и изучение практических аспектов дифференциальной психологии, важных для решения прикладных задач, например, при построении конкретного прогноза развития уникальной индивидуальности.

Цели курса:

  1. формирование у студентов представлений о структуре человеческой индивидуальности, характере взаимосвязей между разноуровневыми индивидуальными характеристиками

  2. формирование представлений о методах изучения индивидуальных психологических различий.



Задачи курса:

Специалист, изучавший данный курс, должен:

  • знать методологию исследований индивидуальных различий;

  • владеть основными понятиями дифференциальной психологии;

  • иметь представления о методах изучения индивидуальных психологических различий;

  • иметь представление об основных результатах исследований человеческой индивидуальности;

  • уметь самостоятельно и грамотно интерпретировать результаты исследований индивидуальных психологических различий.

Тематический план курса


Номер темы

Название темы

Количество часов







лекции

семинары

сам. работа

1

Предмет и задачи дифференциальной психологии.


4

-

2

2

Проблема изучения индивидуальности в психологии.


2

4

4

3

Биологические основы индивидуальных различий


2

-

4

4

Психофизиологические основы индивидуальных различий.


2

-

4

5

Индивидуальные различия по свойствам темперамента и личности.

4

-

4

6

Индивидуальные различия по интеллекту и когнитивным характеристикам.

2

4

4

7

Межгрупповые психологические различия.


2




4

8

Формирование индивидуальных психологических различий в онтогенезе.

2

-

2

9

Идиографический анализ человеческой индивидуальности.


2

-

2




Всего часов по формам работы:

22

8

30




Всего часов:







60



Содержание дисциплины
Темы и их краткое содержание
Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

Предмет дифференциальной психологии. Исследовательские задачи: проблема выделения существенных для психологического анализа характеристик; диапазон индивидуальных различий, пределы его изменения, причины этих изменений; выяснение структуры индивидуальности; межгрупповые различия, выяснение природу индивидуальных различий, идиографический анализ индивидуальности. Место дифференциальной психологии среди других психологических дисциплин: связь с психодиагностикой и математической статистикой. Направления исследований в современной дифференциальной психологии.
Тема 2. Проблема изучения индивидуальности в психологии.

Возникновение дифференциальной психологии (Ф. Гальтон, В. Штерн, А. Анастази, Р. Кэттелл), развитие математической статистики (А. Кетле, К. Фишер, К. Пирсон, Ч. Спримен). Развитие отечественной дифференциальной психологии (Б.Г. Ананьев, Б.Н. Теплов, Д.Б. Небылицын, В.С. Мерлин). Проблема изучения индивидуальности в психологии. Теория черт и способы их выделения: концептуализация (А.Ф. Лазурский); выделение черт по критерию семантического сходства (работы Ч. Осгуда, Г. Келли); факторно-аналитическое выделение черт (Л. Терстон, Р. Кэттелл). Многофакторная система индивидуальности (Дж. Ройс, А. Пауелл). Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности. Основные компоненты индивидуальности по Б.Г. Ананьеву, свойства личности как системообразующие свойства индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: свойства организма, психические свойства и социально-психологические свойства индивидуальности, индивидуальный стиль деятельности как системообразующий фактор (Е.А. Климов). Способности в структуре индивидуальности (Б.М. Теплов, Э.А. Голубева).
Тема 3. Биологические основы индивидуальных различий.

Телосложение и поведение: заблуждения их касающиеся, многообразие отношений между ними. Физиологические факторы (ЭЭГ, автономные реакции, биохимические условия, функционирование желез, факторы питания). Сенсорные ограничения (зрительные, недостатки слуха). Анатомические измерения. Учение о психологических типах, первые попытки их выделения: «Характеры» Феофраста, работы Ж. де Лабрюйера. Построение психологических типологий (И. Кант, В. Вундт). Типологии, основанные на клиническом материале (О. Гроос, К. Юнг, К. Леонгард). Биологические основы психологических свойств (Э. Кречмер). Типология Г.Ю. Айзенка. Соматические типы по У. Шелдону.
Тема 4. Психофизиологические основы индивидуальных различий.

Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии, основные направления современных исследований. Выделение свойств нервной системы (СНС) в структуре психофизиологических характеристик: основные направления программы школы Б.М. Теплова-В.Д. Небылицина, полемика с принципами изучения СНС в школе И.П. Павлова. Результаты исследований Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Э.А. Голубевой, В.М. Русалова. СНС и динамические параметры деятельности: функциональные состояния (В.И. Рождественская), задатки способностей (Н.С. Лейтес), темперамент (В.С. Мерлин, Г.Ю. Айзенк, А. Гэйл, Дж. Грэй). Психофизиологические характеристики и успешность деятельности: комплексные исследования под руководством Б.Г. Ананьева. Роль активации в связях психофизиологических и психологических характеристик (А. Гэйл, Е.А. Климов, М.С. Жамкочьян).
Тема 5. Индивидуальные различия по свойствам темперамента и личности.

Ранние исследования свойств темперамента (Г. Хейманс, Е. Вирсме). Современные исследования свойств темперамента в зарубежной психологии: результаты Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, структура темперамента детей первых лет жизни (А. Томас, С. Чесс), содержание синдрома трудного темперамента, его связь с темпераментом взрослого; концепции темперамента А. Басса и Р. Пломина, Я. Стреляу. Исследования темперамента в отечественной психологии (В.М. Русалов, В.Д. Небылицын). Исследования структуры личности: работы Г. Оллпорта, 16-факторный опросник Р. Кэттелла. Концепция «Большой пятерки», универсальный характер выделенных свойств.
Тема 6. Индивидуальные различия по интеллекту и когнитивным характеристикам.

Психометрические теории интеллекта: двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена, теория первичных умственных способностей Л. Терстона; кубическая модель Дж. Гилфорда; иерархические модели интеллекта (С. Берт, Ф. Вернон, Р. Кэттелл). Когнитивные теории интеллекта (Ф. Гальтон). Теории множественных интеллектов: теория тройственного интеллекта Р. Стернберга; иерархия интеллектов Г.Ю. Айзенка; теория многих интеллектов Х. Гарднера. Начало исследования индивидуальных когнитивных стилей: полезависимость - поленезависимость (работы Г. Уиткина). Менингерское исследование когнитивных стилей (Г. Клейн, Р. Гарднер): уравнивание-заострение, высокая - низкая толерантность к нереалистичному опыту, концептуальная дифференцированность, фокусирование-сканирование, ригидный - гибкий когнитивный контроль. Исследования рефлексивности - импульсивности (Дж. Кэган). Психологическое содержание когнитивных стилей. Индивидуальные стили овладения речью: референциальный и экспрессивный (К. Нельсон).
Тема 7. Межгрупповые психологические различия.

Пол как фактор, создающие психологические различия. Психологические характеристики, различающиеся у мужчин и женщин. Причины половых различий: биологические концепции половых различий; теория социального обучения, теория идентификации, когнитивная теория, теория поло-ролевой схематизации. Современные тенденции к уменьшению половых различий по психологическим характеристикам: факты, возможные причины. Расовые различия по психологическим характеристикам: биологические и социальные причины; социально-политические последствия психологических исследований расовых различий (А. Дженсен, Г. Айзенк, Л. Кэмин). Различия, обусловленные социальным положением: социально-экономическое положение, структура семьи (Р. Зайонц), их связь с различными психологическими характеристиками (интеллект, речь). Объяснение результатов, получаемых при исследовании межгрупповых различий по психологическим характеристикам.
Тема 8. Формирование индивидуальных психологических различий в онтогенезе.

Стабильность и изменение в процессе развития. Типы стабильности: стабильность как относительно медленное изменение, ипсативная стабильность, нормативная стабильность, поиск устойчивых связей между фенотипически различными характеристиками. Варианты изменений: количественные изменения, деривация, замена одного свойства другим, исчезновение характеристики. Методы исследования процесса развития: сравнительно-возрастной метод, лонгитюдный метод, их сочетание. Индивидуальные различия в онтогенезе: исследование репрезентативных выборок, групповой анализ, индивидуальный анализ. Постоянство IQ: нестабильность в раннем возрасте; факторы, обуславливающие стабильность интеллекта; интеллектуальная деятельность в зрелом и старшем возрасте. Возраст и личностные свойства.
Тема 9. Идиографический анализ человеческой индивидуальности.

Два ракурса рассмотрения индивидуальных различий: номотетический и идиографический подходы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, В. Дильтей, В. Штерн). Основные теоретические принципы исследования индивидуальности: взаимодополнение идиографического и номотетического подходов, принцип конвергенции как причина формирования индивидуальных различий, развитие как процесс дифференциации и интеграции, целостное представление об индивидуальности. Морфогенетический метод Г. Оллпорта. Методы идиографического исследования индивидуальности: анализ профилей психологических черт, биографический метод, обобщение документальных материалов, этологическое исследование, феноменологические методы оценивания индивидуальности (Q-сортировка, теория личностных конструктов Дж. Келли). Интраиндивидуальная вариативность, соотношение между различными видами изменчивости, ситуативность как проявление интраиндивидуальной вариативности.
Семинарские занятия




СЗ

Наименование и содержание семинарских занятий (СЗ)



темы

К-во час.

1

2

3

4

СЗ 1

Проблема изучения индивидуальности в психологии.

Содержание: выделение основных этапов построения факторных концепций индивидуальности; сравнительный анализ теорий индивидуальности Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Э.А. Голубевой: общее и различное; структура интегральной индивидуальности по В.С. Мерлину; примеры одно- и много-многозначных связей между индивидуальными свойствами; характеристика индивидуального стиля деятельности, примеры опосредующего влияния индивидуального стиля деятельности между индивидуальными свойствами различных уровней.

2

4

СЗ 2

Индивидуальные различия по интеллекту и когнитивным характеристикам.

Содержание: определение интеллекта; сравнительный анализ психометрических теорий интеллекта Ч. Спирмена, Л. Терстона, Р. Кеттелла и др.; сравнительный анализ теорий множественных интеллектов Р. Стернберга, Х. Гарднера и др.; сравнительный анализ психометрических теорий и теорий многих интеллектов; определения основных когнитивных стилей: рефлексивность/импульсивность, полезависимость/поленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, широта категории, ригидный/гибкий познавательный контроль, толерантность к нереалистическому опыту фокусирующий/сканирующий контроль, сглаживание/заострение; основные составляющие персонального познавательного стиля.

6

4




Всего:




8


Формы контроля знаний, их содержание




п/п

Наименование и содержание форм контроля

Срок

выполнения

1.

Реферат. В соответствии с перечнем тем рефератов и программой дисциплины




2.

Зачет. В соответствии с перечнем контрольных вопросов и программой дисциплины.





Самостоятельная работа



п/п

Наименование и содержание самостоятельной

работы

№ темы

К-во

часов




1

2

3

4




1

Предмет и задачи дифференциальной психологии.

Содержание: выделить предмет дифференциальной психологии, охарактеризовать ее основные задачи; выделить основные этапы становления дифференциальной психологии и выявить ее связь с другими областями психологического знания, в первую очередь – с психодиагностикой и математической статистикой.

1

2




2

Проблема изучения индивидуальности в психологии.

Содержание: выделить основные подходы к изучению индивидуальности; провести сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных концепций индивидуальности.

2

4




3

Биологические основы индивидуальных различий

Содержание: выделить основные биологические источники возникновения индивидуальных психологических различий; выявить характер взаимосвязей между телосложением и поведением; провести сравнительный анализ конституциональных теорий индивидуальности.

3

4




4

Психофизиологические основы индивидуальных различий.

Содержание: выделить предмет и задачи дифференциальной психофизиологии и основные положения изучения свойств нервной системы в дифференциальной психофизиологии; выявить характер взаимосвязей между психофизиологическими характеристиками и успешностью в деятельности.

4

4







5

Индивидуальные различия по свойствам темперамента и личности.

Содержание: провести сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных концепций темперамента; выделить специфику изучения свойств темперамента в детском возрасте и роль средовых условий в формировании взаимосвязей между характеристиками темперамента и поведением; выделить основные этапы дифференциально-психологического изучения свойств личности.

5

4




6

Индивидуальные различия по интеллекту и когнитивным характеристикам.

Содержание: провести сравнительный анализ психометрических теорий интеллекта и теорий множественных интеллектов; выделить достоинства и недостатки стилевого подхода к изучению когнитивной сферы человека; дать определения основных когнитивных стилей и выявить возможности использования стилевого подхода в практике психологии.

6

4




7

Межгрупповые психологические различия.

Содержание: выделить основные результаты исследований межгрупповых различий (пол, раса, СЭС, структура семьи и т.д.) по психологическим характеристикам; объяснить полученные результаты.

7

4




8

Формирование индивидуальных психологических различий в онтогенезе.

Содержание: провести разграничение между представлениями об онтогенетическом развитии, изменчивости и стабильности индивидуальных характеристик; выделить типы стабильности; дать характеристику основных методов изучения стабильности.

8

2




9

Идиографический анализ человеческой индивидуальности.

Содержание: установить сходство и различие между номотетическим и идиографическим подходами к изучению индивидуальности; дать характеристику основных методов идиографического исследования индивидуальности.

9

2







Всего:




30


Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ


  1. Важность проблемы индивидуальности для теории и практики психологии.

  2. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

  3. Психологические типы К.Г. Юнга.

  4. Конституциональные теории Э.Кречмера и У. Шелдона: общее и различное.

  5. Биологические и социальные детерминанты человеческой индивидуальности.

  6. Программа выделения свойств нервной системы Б.М. Теплова.

  7. Психофизиологические характеристики и успешность деятельности.

  8. Задатки, способности и одаренность.

  9. Активация как состояние и активированность как наиболее общее свойство нервной системы.

  10. Сравнительный анализ различных теорий интеллекта.

  11. Формирование темперамента в индивидуальном развитии.

  12. Структура индивидуальных свойств личности.

  13. Своеобразие когнитивных стилей по сравнению с показателями интеллекта.

  14. Индивидуально-психологические особенности учащихся и их роль в успешности обучения.

  15. Факторы, определяющие маскулинность и феминность.

  16. Причины половых различий по психологическим характеристикам.

  17. Социоэкономический статус и умственное развитие детей.

  18. Исследование жизненного пути индивидуальности.

  19. Лонгитюдный метод и метод возрастных срезов в изучении индивидуального развития: преимущества и недостатки.

  20. Идиографический анализ индивидуальности.



Перечень вопросов для самоконтроля


  1. Что является предметом и объектом дифференциальной психологии?

  2. Какие основные задачи ставит перед собой дифференциальная психология?

  3. Выделите этапы становления дифференциальной психологии и охарактеризуйте их.

  4. С какими областями знания взаимодействует дифференциальная психология? Приведите примеры.

  5. Каковы основные подходы к изучению индивидуальности? В чем суть индуктивного и дедуктивного подходов к выделению индивидуальных характеристик?

  6. Сравните отечественные теории индивидуальности, в чем их сходство и различие?

  7. Сформулируйте методологический алгоритм исследования свойств индивидуальности.

  8. Каковы основные положения теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина?

  9. Чем отличаются одно- и много-многозначные связи между свойствами индивидуальности? Приведите примеры таких связей.

  10. Что является причиной много-могозначных связей между свойствами индивидуальности? Приведите примеры таких характеристик, опосредующих связи между свойствами различных уровней индивидуальности.

  11. Приведите примеры исследований индивидуальных различий, демонстрирующие важности изучения индивидуальности для теории и практики психологии.

  12. Назовите основные биологические основания возникновения индивидуальных различий в психике человека?

  13. Дайте сравнительный анализ конституциональных теорий Э.Кречмера и У. Шелдона. Каковы возможности и ограничения применения этих теорий в психологической практике?

  14. Каковы основные положения исследовательской программы Б.М. Теплова-В.Д. Небылицина. Приведите примеры дифференциально-психологических исследований свойств нервной системы.

  15. Как связаны психофизиологические характеристики и успешность деятельности? Приведите примеры исследований.

  16. Какова роль активации в связях психофизиологических и психологических характеристик?

  17. Какова структура темперамента у детей первых лет жизни (А. Томас, С. Чесс), в чем ее отличие от теорий «взрослого» темперамента?

  18. Какие синдромы темперамента были выделены в исследованиях темпераментальных характеристик маленьких детей? Что такое синдром «трудного» темперамента?

  19. Как влияет соответствие/несоответствие темперамента и средовых условий развития в детском возрасте на дальнейшее поведение человека? Приведите примеры.

  20. Дайте сравнительный анализ отечественных концепций темперамента.

  21. Можно ли выделить базовые свойства темперамента? Если да, то приведите примеры таких свойств. Аргументируйте свой ответ.

  22. Дайте сравнительный анализ зарубежных и отечественных дифференциально-психологических теорий темперамента.

  23. Дайте сравнительный анализ факторных теорий личности: 16-факторная теория Р. Кэттелла и «Большая Пятерка».

  24. Дайте сравнительный анализ различных определений интеллекта. В чем сходство и различие взглядов различных ученых?

  25. В чем отличие подходов к интеллекту Ч. Спирмена и Л. Терстона? Возможно ли интеграция этих взглядов? Если да, то приведите примеры.

  26. В чем отличие кубической модели интеллекта Дж. Гилфорда от других психометрических концепций интеллекта?

  27. Дайте сравнительный анализ известных вам теорий множественных интеллектов.

  28. В чем достоинства и ограничения стилевого подхода к изучению индивидуальных различий в психике человека?

  29. Что такое индивидуальный когнитивный стиль? Приведите примеры таких стилей.

  30. Дайте сравнительную характеристику индивидуальных когнитивных стилей: «рефлексивность/импульсивность» (Дж. Кэган) и «полезависимость/поленезависимость» (Г. Уиткин).

  31. Проведите сравнительный анализ индивидуальных когнитивных стилей «узкий/широкий диапазон эквивалентности» и «широта категории» (Р. Гарднер с соавт.).

  32. Сравните индивидуальные когнитивные стили «ригидный/гибкий познавательный контроль» и «толерантность к нереалистическому опыту» (Дж. Клейн с соавт.).

  33. Проведите сравнительный анализ индивидуальных когнитивных стилей «фокусирующий/сканирующий контроль» (Р. Гарднер с соавт.) и «сглаживание/заострение» (П. Холльцман).

  34. Что такое персональный познавательный стиль? Из каких уровней он складывается?

  35. Что такое индивидуальный стиль учения? как соотносятся стадии учебной деятельности и стили учения по Д. Колбу?

  36. Существуют ли и по каким психологическим характеристикам половые различия? Каковы причины этих различий?

  37. Существуют ли и по каким психологическим характеристикам расовые различия? Что обуславливает эти различия? Каковые социально-политические последствия таких исследований?

  38. Существуют ли какие-либо индивидуальные психологические различия, обусловленные социо-экономическим статусом и структурой семьи? В чем причины этих различий?

  39. Как соотносятся стабильность и изменение в процессе развития? Охарактеризуйте типы стабильности.

  40. Какие методы используются для изучения стабильности психологических характеристик? Каковы основные результаты исследований при помощи этих методов?

  41. Охарактеризуйте номотетический и идиографический подходы к изучению индивидуальности.

  42. Охарактеризуйте основные методы идиографического исследования индивидуальности.



Перечень вопросов к зачету


  1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.

  2. История возникновения дифференциальной психологии.

  3. Проблема выделения черт индивидуальности в психологии.

  4. Структура психологических свойств в комплексном исследовании индивидуальности.

  5. Важность проблемы индивидуальности для теории и практики психологии.

  6. Телосложение и поведение: многообразие отношений между ними.

  7. Телосложение и поведение: различные варианты построения типологий.

  8. Сравнительный анализ различных конституциональных теорий.

  9. Проблема выделения свойств нервной системы в структуре психофизиологических характеристик.

  10. Свойства нервной системы и динамические параметры деятельности.

  11. Психофизиологические характеристики и успешность деятельности.

  12. Роль активации в связях психофизиологических характеристик с психологическими.

  13. Исследование свойств темперамента в детском возрасте.

  14. Исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии.

  15. Исследование структуры личностных свойств.

  16. Сравнительный анализ психометрических теорий интеллекта.

  17. Сравнительный анализ теорий множественных интеллектов.

  18. Индивидуальные когнитивные стили и их психологическое содержание.

  19. Персональный познавательный стиль, структура и содержание.

  20. Половые различия по психологическим характеристикам.

  21. Расовые различия по психологическим характеристикам.

  22. Психологические различия, обусловленные социальным положением.

  23. Психологические различия, обусловленные структурой семьи.

  24. Стабильность и изменение в процессе развития.

  25. Методы исследования процесса развития.

  26. Проявления индивидуальных различий в онтогенезе.

  27. Изменение различных индивидуальных свойств в онтогенезе.

  28. Номотетический и идиографический подход в рассмотрении индивидуальности.

  29. Методы идиографического исследования индивидуальности.

  30. Изучение интраиндивидуальной вариативности.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература:

Основная

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.: Лантерна; Вита, 1995.

  3. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Мир планеты, 1997.

  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

  5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.

  6. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  7. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 2000.

  8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

  9. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М.: Флинта, МПСИ, 2003.

  10. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Ю. – М.: Изд-во МГУ, 1982.


Дополнительная

    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.

    2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. – М.: Педагогика, 1982.

    3. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

    4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2003.

    5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова думка, 1984.

    6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1994.

    7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.

    8. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: Наука, 1970.

    9. Естественнонаучные основы психологии. – М.: Педагогика, 1978.

    10. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. – М.: Педагогика, 1987

    11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969.

    12. Кроник А.А. Lifeline и другие. Новые методы психологии жизненного пути. – М.: Прогресс, 1993.

    13. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса, – М.1996.

    14. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.

    15. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. – М.: Аспект Пресс, 1999.

    16. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. – М., 1980.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconПояснительная записка Курс «Литература рк»
Курс «Литература рк» ориентирован на продолжение приобщения обучающихся к истокам коми культуры, т е формирование этнокультурных...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconПояснительная записка
Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconПояснительная записка Цель курса: обобщить полученные знания по орфографии...
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconПояснительная записка курс русского языка направлен на достижение следующих целей
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconПсихология человека
...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconРабочая учебная программа 4-5 класс Пояснительная записка
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...

Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» iconАвторская образовательная программа "История хореографического искусства"...
Программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции