Скачать 0.57 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДАЮ _____________________ «_____» ___________________20___г. Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ» по направлению подготовки ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 050 100.62 Профили подготовки «ИНФОРМАТИКА И ФИЗИКА» Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения очная Нижний Новгород 2011
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются:
Курс «Психология развития личности и индивидуальности» является структурно-содержательной частью модуля «ПСИХОЛОГИЯ», наряду с курсами «Психология личности и межличностных отношений», «Психология педагогической и учебной деятельности» Курс проводится во 2 семестре, после изучения студентами «Психологии личности и межличностных отношений». Входные требования к знаниям и умениям учащихся, необходимым для освоения курса (приобретенные в результате освоения предшествующей дисциплины): Студент должен знать и понимать: - роль и место психологии среди других наук профессионального цикла, - сущность основных понятий психологии, изучаемых в курсе и психологические характеристики этих понятий (виды, свойства, формы, процессы, состояния), - значимость психологических знаний о личности для осуществления профессиональной деятельности, - основные характеристики (виды, стили, формы) общения между людьми и межличностных отношений, - закономерности и способы организации межличностного общения в различных группах (коллеги, учащиеся, родители) - иметь научные представления о человеке, как субъекте психической деятельности, закономерностях его деятельности и особенностях сознания. Студент должен уметь: - анализировать, психологические категории и определять их роль для развития личности в процессе профессиональной деятельности, - анализировать, рассуждать, делать выводы с использованием психологических понятий, - выбирать методы для самопознания и изучения мотивации профессиональной деятельности - устанавливать связи между психологическими категориями, обобщать и систематизировать психологические знания - анализировать, психологические условия, необходимые для организации межличностного взаимодействия с коллегами - определить адекватные методы организации взаимодействия с коллегами в различных условиях Студент должен быть способен применять и использовать: - психологические знания для характеристики значимости своей профессии, - знания о психологических феноменах при решении учебно-профессиональных задач (по изучаемым темам), - психологические методы для изучения профессионально значимых качеств (самодиагнос-тики), - психологические рекомендации на основе результатов диагностики (самодиагностики), - психологические знания для организации адекватных форм взаимодействия с коллегами, - психологические приемы построения эффективной коммуникации.
В курсе «Психология развития личности и индивидуальности» формируются следующие компетенции:
Раздел I. Введение в психологию развития. Основные концепции психического развития. Тема 1. Понятие о психическом развитии. Биогенетический и социогенетический подходы к сущности психического развития Психология развития как наука, ее предмет и задачи. Психическое развитие как понятие и процесс. Психологические теории развития в рамках биогенетического подхода: т. рекапитуляции (С.Холл, А.Гезелл, К.Бюллер). Сущность социогенетического подхода к развитию (Дж.Локк), теория научения (Дж.Уотсон, Э.Торндайк и др.). Теория конвергенции (В.Штерн). Тема 2. Методы исследования в психологии развития. Специфика методов, применяемых в психологии развития (возрастной психологии). Требования к методам, применяемым при изучении психики ребенка. Специфика проведения наблюдения и эксперимента при работе с детьми и взрослыми. Условия проведения беседы и письменного опроса в детской психологии. Применение принципов контент-анализа при использовании метода изучения продуктов деятельности ребенка. Принципы построения психологического исследования в психологии развития. Тема 3. Психоаналитическая теория З.Фрейда. Периодизация психического развития Э. Эриксона. Подход к пониманию психического развития в теории З.Фрейда. Основные понятия психоаналитической теории. Критерии периодизации психического развития Фрейда, ступени периодизации. Отражение общих идей Фрейда в его анализе психовозрастного развития ребенка. Эпигетическая теория Э.Эриксона как продолжение идей З.Фрейда. Основные понятия в теории Э. Эриксона. Стадии психовозрастного развития по Эриксону. Сравнительный анализ двух теорий. Тема 4. Концепция психического развития Ж.Пиаже. Исследования интеллектуально-речевого развития Ж.Пиаже. эгоцетрическая и социализированная речь ребенка. Характеристики эгоцентрической речи. Эгоцентризм мышления как стадия детского развития. Периодизация психического развития Пиаже. Феномены Пиаже. Изучение специфики интеллектуального развития с помощью задач Пиаже. Тема 5. Культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготскогои ее развитие в периодизации Д.Б.Эльконина. Идея Л.С.Выготского об «эволюции» и «революции» в психическом развитии человека. Основные положения теории культурно-исторического развития. Понятие о зонах развития. Условия, источники и движущие силы психического развития. Механизмы интериоризации и экстериоризации в процессе психического развития. Подход Л.С.Выготского к периодизации психического развития. Понятие о кризисах психического развития. Социальная ситуация развития и сензитивный период. Периодизация Д.Б.Эльконина. Понятия «ведущая деятельность», «ведущие потребности», «психические новообразования». Особые этапы развития в системе «ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет». Раздел II. Этапы психического развития личности. Проявление индивидуального развития на различных этапах онтогенеза. Тема 6. Младенческий и ранний возраст. Кризис новорожденности, безусловные рефлексы новорожденных формирование условных рефлексов. Психофизиологические особенности новорожденного. Развитие органов чувств и эмоциональной сферы. Младенческий возраст. Сенсомоторное и эмоциональное развитие младенца. Анализ условий и движущих сил психического развития в младенческом возрасте. Ведущая деятельность и психические новообразования к концу 1-го года жизни. Тема 7. Ранний возраст. Характеристика развития ребенка в раннем возрасте: ведущие потребности и ведущая деятельность. Развитие предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте. Предпосылки становления игры. Кризис 3-х лет. Психологические характеристики и симптомы кризиса. Значение кризиса 3-х лет для психического развития ребенка. Психические новообразования как результат развития в раннем возрасте и кризиса 3-х лет. Тема 8. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к обучению в школе. Физиологические особенности ребенка-дошкольника. Характеристика ведущих потребностей. Игра как ведущая деятельность в дошкольном детстве. Этапы становления игровой деятельности и их значение для развития ребенка. Характеристика основных психических новообразований дошкольного периода. Понятие и структура психологической готовности к обучению в школе. Критерии и показатели психологической готовности ребенка к обучению в школе. Анализ методов определения мотивационной, интеллектуальной, волевой и социальной готовности. Тема 9. Младший школьный возраст. Обученность и обучаемость ребенка как показатели его развития в младшем школьном возрасте. Движущие силы и условия психического развития в младшем школьном возрасте. Ведущие потребности возраста. Учебная деятельность как ведущая для развития мл. школьника. Характеристика развития познавательной и личностной сферы ребенка. Ведущие психические новообразования младшего школьного возраста. Обучаемость и обученность как показатели развития ребенка в процессе учебной деятельности. Развитие психических новообразований в процессе учебной деятельности. Методы изучения обученности и обучаемости ребенка.. Тема 10. Особенности развития ребенка в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития и ее роль в формировании подростка. Значение физиологического созревания для развития личности. Особенности стадий развития: предподростковый и подростковый этапы развития. Характеристика стадий кризисного развития подростка. Специфика развития потребностей и формирования ведущей деятельности. Особенности развития интеллектуальной сферы. Ведущие психические новообразования. Анализ кризисных проявлений психического развития подростка. Особенности отношений подростка со взрослыми и со сверстниками. Причины и формы проявления девиантного поведения у подростков. Чувство взрослости как ведущее личностное новообразование подросткового возраста. Тема 11. Юношеский возраст. Этапы юности. Психологические предпосылки наступления юности. Ранняя и поздняя юность. Особенности ведущих потребностей в юношеском возрасте. Средства достижения потребностей и ведущая деятельность. Специфика познавательного и личностного развития на этапах ранней и поздней юности. Характеристика этапов ранней и поздней юности с точки зрения ведущих критериев психического развития. Потребности в самоопределении и их диагностика в юношеском возрасте. Тема 12. Психология зрелости. Психическое развитие в период ранней и средней зрелости. Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности и личностным развитием. Потенциалы развития в период взрослости. Освоение профессии и профессионализация. Образование взрослых. Основные закономерности обучения взрослых. Влияние мотивационно-потребностных особенностей человека на способы и результаты образования. Создание и сохранение семьи как задача развития. |
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература» Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных... |
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
||
Рабочая программа по предмету «Музыка» Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... |
Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие |
||
Рабочая программа курса «Физическая география» Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов |
Рабочая программа учебного курса Психология личности Знания, полученные в результате овладения этой дисциплиной, послужат фундаментом для изучения специальных отраслей психологии. Данный... |
||
Специальная психология Программа курса предназначена для студентов психологических специальностей. Изучение дисциплины позволит студентам взглянуть на развитие... |
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
||
Рабочая программа дисциплины «Детская психология» Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов... |
Учебного курса по риторике для 10 класса Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |