Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»




Скачать 238.82 Kb.
Название Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
Дата публикации 15.05.2014
Размер 238.82 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией К.М.Нартова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающимися средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиеп ознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, . творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9-ого класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Методы обучения:

  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;

  • ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;

  • ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

Календарно-тематическое планирование




Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Домашнее задание

Календарные сроки

Фактические

сроки
I четверть


1.

Введение. Литература как художественное отражение жизни народа. Роды и жанры.

1

Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

4.09

4.09


2.

Р.р. Беседа по произведениям, прочитанным за летние каникулы.

1

Написать сочинение “Книга в моей жизни”

7.09.

7.09

3.

Литература и культура Древней Руси. «Повесть временных лет»

1

Письменно ответить на вопросы

11.09

11.09

4.

Рассказ о походе Олега

1

Готовиться к пересказу

14.09

14.09

5.

«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы.

1

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента.

18.09

18.09

6.

«Слово о полку Игореве» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение.

1

Подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается автор «Слова...».

19.09

19.09

7.

Р.р. В чем бессмертие произведения?

1

завершить

25.09

25.09

8.

Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Читать лекционные записи

26.09

26.09

9.

М.В.Ломоносов. Поэт и реформатор русского литературного языка. Ода как жанр лирической поэзии. Ода «На день восшествия…»

1

Подготовить выразительное чтение «своей» строфы оды. Составить словарь старославянизмов, имен античных богов, встречающихся в этой строфе.

2.10

2.10

10.

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина.Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

1

Подготовить выразительное чтение (возможно наизусть) стихотворения «Властителям и судиям».

3.10

3.10

11.

Д.И.Фонвизин-сатиры смелый властелин. «Недоросль». Темы, идеи, герои. Первый драматург. Основные темы произведения.

1

Письменное задание (на выбор): 1.Актуальна ли комедия в сегодняшние дни 2.Образы помещиков. Приемы их создания

9.10

9.10

12.

Подвиг А. Н. Радищева."Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.

10.10

10.10

13.

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Письменно ответить на вопросы

16.10

16.10

14.

О синтементализме.Н.М. Карамзин-писатель и историк.




Завершить работу

17.10

17.10

15.

Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.

1

знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

23.10

23.10

16.

Н.М. Карамзин – писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.Отзыв о рассказе.

1

Прочитать повесть «Бедная Лиза» до конца. Прочитать биографическую статью в учебнике о Н. М. Карамзине и статью «Сентиментализм» 3330.10(с. 75—85 части 1 учебника).Подготовить ответы на вопросы: что такое сентиментализм? В чем особенности этого литературного направления?

23.10

24.10




II четверть













1.

Н.М.Карамзин “История государства Российского”.Обзор.

1

Найти текстологические параллели между «Бедной Лизой» Н. М. Карамзина и «Повестями Белкина» А. С. Пушкина: 1) «Барышней-крестьянкой»; 2)«Станционным смотри-телем»


6.11

6.11

2.

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Элегии и баллады. “Лесной царь», «Певец во стране русских воинов»

1

Подготовить план рассказа о Жуковском. Выучить наизусть и проанализировать стихотворение «Море» или «Невыразимое» (по выбору). Повторить особенности жанра баллады.

7.11

7.11

3.

К.Ф.Рылеев-поэт-декабрист. Дума «Иван Сусанин»

1

Конспект

13.11

13.11

4.

Романтизм как литературное направление. Новаторство и традиции в поэзии XIX века. (Обзор произведений К.Н. Батюшкова, П.Я. Вяземского, Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского)

1

Подготовить сообщение об А. С. Грибоедове

14.11

14.11

5.

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

1

Прочитать комедию «Горе от ума». Составить хронологическую таблицу основных дат жизни Грибоедова

20.11

20.11

6.

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

Подготовить план рассказа о жанре, сюжете и композиции комедии. Выписать из монологов Чацкого и Фамусова

цитаты о Москве.

21.11

21.11

7.

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.Прошлое и настоящее героев. Жизненные идеалы фамусовского общества.

1

Составить сообщение «Обычаи и нравы фамусовского общества» и подготовиться произнести его как обвинительнуюречь. Закончить заполнение таблиц. Перечитать все монологи

Чацкого и выявить главную мысль каждого.

27.11

27.11

8.

3 действие комедии. Анализ сцены бала.4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Характеристика главных героев;выписать образцы лексики и синтаксических конструкций, наиболее характерные для речи героев: Чацкого, Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Лизы

28.11

28.11

9.

«Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…». Нравственные идеалы Чацкого и Молчалина. Победитель или побежденный Чацкий?

1

Составить развернутый план сообщения «Чацкий в системе образов комедии „Горе от ума“» и подготовить устный монолог. Выбрать из текста выражения, ставшие крылатыми.


4.12

4.12

10.

Критический этюд И.Гончарова «Мильон терзаний». Теория литературы.

1

Подготовиться к написанию сочинения, ответить на вопросы

5.12

5.12

11.

Р.р. Сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума".

1

Завершить работу;Повторить и обобщить сведения о личности и творчестве Пушкина

11.12

11.12

12.

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Проанализировать одно из стихотворений лицейского периода.

12.12

12.12

13.

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

1

Выучить наизусть и подготовиться к выразительному чте-

нию понравившегося отрывка из поэмы «Цыганы». Составить план сообщения и подготовить по нему устный рассказ на тему «Проблемы и герои поэмы „Цыганы“».

18.12

18.12

14

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»


1

Проанализировать одно из вольнолюбивых стихотворений Пушкина.

19.12

19.12

15.

Михайловская ссылка.Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина («Памятник», «Пророк» и др.)

1

Выучить наизусть одно из стихотворений о поэте и поэзии

25.12

25.12




III четверть













1.

Любовькак гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». «Я вас любил: любовь еще, быть может...». «Сожженное письмо». Адресаты любовной лирики поэта


1

Выучить одно из любовных стихотворений Пушкина и создать его письменную интерпретацию.

15.01

1501

2.

Философская лирика А.С. Пушкина («Осень», «К морю», «Вновь я посетил» и др.)

1

Стр.учебника о философской лирике.

16.01

16.01

3.

«Лелеющая душу гуманность» поэзии. Верность идеалам декабристов

1

Опоэзии пушкина.

22.01

22.01

4.

Тропы и фигуры. Анализ стихотворений.

1

Анализстихотворения.

23.01

23.01

5.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Письменно ответить на один из вопросов (по выбору):

1) Почему Пушкин в деталях описывает день Онегина?

2) Онегин и Ленский: двойники или антиподы?

3) Как проявились черты героя времени в образах автора-повествователя, Онегина, Ленского?

29.01

29.01

6.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями Пушкина.

30.01

30.01

7.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Составить план сообщения и подготовить монологический ответ на тему «Эволюция образа Татьяны в романе» или «Исторические и общечеловеческие чертыв образе Татьяны» (по выбору). Подобрать для своих ответов необходимые цитаты.

5.02

5.02

8.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Выучить наизусть одно из писем.

6.02

6.02

9.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

Составить план ответа на тему «Образ автора в романе „Евгений Онегин“». Подобрать и выучить 5—6 цитат, подтверждающих ваши мысли. Выучить наизусть одно из лирических отступлений.

12.02

12.02

10.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Подготовиться к обсуждению на следующем уроке критических откликов на роман «Евгений Онегин»

13.02

13.02

11.

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Готовиться к написанию сочинения

19.02

19.02

12.

Р.р.Сочинение на одну из предложенных тем по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Завершить работу

20.02

20.02

13.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и гордого одиночества в лирике. «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Составить развернутый план рассказа о жизни М. Ю. Лермонтова. Выучить наизусть одно из стихотворений на тему вольности и одиночества. Подготовить письменный анализ этого стихотворения

26.02

26.02

14.

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

Выучить наизусть и письменно проанализировать одно из стихотворений на эту тему.

27.02

27.02

15.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Выучить одно из стихотворений о любви наизусть.

5.03

5.03

16.

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

1

Письменно проанализировать одно из стихотворений поэта о Родине или написать мини-эссе на тему «Облик лирического героя поэзии Лермонтова»

6.03

6.03

17.

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

1

Прочитать внимательно главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Повторить алгоритм анализа эпизода.

12.03

12.03

18.

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Подготовить монолог на тему «Печорин глазами Максима Максимыча» Выучить наизусть одно из лермонтовских описаний природы Кавказа

13.03

13.03

19.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

1

Проанализировать интонации Печорина в его записях о природе и о людях.

19.03

19.03




IV четверть













1.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Проанализировать письменно один из эпизодов «Журнала Печорина» или подготовить развернутый план ответа на проблемный вопрос: «Каким образом автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?»

2.04

2.04

2.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

подготовить обвинительную (защитную) речь на тему «Печорин: испытание любовью»

3.04

3.04

3.

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

1

Подготовиться к написанию сочинения по роману Лермонтова.

9.04

9.04

4.

Р.р.Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Завершить работу

10.04

10.04

5.

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя.

1

Биография гоголя

16.04

16.04характе

6.

Н.В.Гоголь. История создания «Ревизор».

1

Прочитать комедию

17.04

17.04

7.

Н.В.Гоголь «Ревизор», герои и образы

1

Характеристеристика героев

23.04

23.04

8.

Н.В.Гоголь «Ревизор». Рассуждение.

1

Подготовить сообщение о замысле, об истории создания, особенностях жанра и композиции «Мертвых душ».

24.04

24.04

9.

«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1

Подготовиться к анализу образов помещиков и эпизодов купли-продажи мертвых душ, пользуясь предложенным планом.

30.04

30.04

10.

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

1

Перечитать главы I, VII—Х. Подготовиться к проведению заочных экскурсий по городу

7.05

7.05

11.

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Составить план обвинительной речи в адрес чиновничьего города N. На основе главы XI составить рассказ об истории жизни Чичикова.

8.05

8.05

12.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Подготовиться к семинарскому занятию на тему «Поэтика „Мертвых душ“»

14.05

14.05

13-14.

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2

Ответить на проблемные вопросы, готовиться к написанию сочинения

15.05

15.05

15.

Р.р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1

Завершить работу

22.05

22.05

16.

Зарубежная литература. Общий обзор. Эсхил, Шекспир, Мольер и др.

1

Читать конспект

28.09

28.09

17.

Итоговый урок по курсу

1

Повторить пройденное. Список литературы на лето.

29.05

29.05



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Рабочая программа по литературе Класс
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 6 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» icon Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 7 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции