Рабочая программа по литературе Класс




Скачать 1.96 Mb.
Название Рабочая программа по литературе Класс
страница 1/14
Дата публикации 25.09.2014
Размер 1.96 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Рабочая программа по литературе

Класс: 6
Количество часов на год: 102 часа

Количество часов в неделю: 3 часа

Планирование сочинений – 7 ; контрольные работы – 4
Планирование составлено на основе:


  1. Программы общеобразовательных учреждений

Литература

5 – 11 классы

Под редакцией В.Я.Коровиной

9 - е издание

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Москва «Просвещение» 2007

Пояснительная записка.
Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией

В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Деятельность учащихся

Форма

контроля




1




Литература как художественное отражение жизни

(1 ч).

Коллективная.

Индивидуальная: подготовить сообщения о мифологии разных народов


Беседа, работа с книгой, демонстрация


Тема 1. Устное народное творчество (3 часа)




2

1

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Коллективная.

Индивидуальная

Слово учителя, комментарий, беседа





3

2

Пословицы и поговорки.

Коллективная. Индивидуальная: придумать загадку, а отгад-ку нарисовать


Слово учителя





4

3

Рр. Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

Коллективная.

Индивидуальная




Тема 2. Из древнерусской литературы




5

1

«Повесть временных лет».


Коллективная. Индивидуальная: подготовить устный комментарий
к репродукциям картин художников, изображающих Древнюю Русь

Слово учителя, работа

с учебником, комментированное чтение, беседа





6-7

2-3

«Сказание о белгородском киселе»


Коллективная. Индивидуальная: составить словарик трудных слов


Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному


Тема 3. Из литературы XVIII века




8

1

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

Коллективная. Индивидуальная


Рассказ учителя, работа с учебником




9-10

2-3

И. А. Крылов. Басни «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик».


Групповая.

Индивидуальная


Работа с книгой, чтение по ролям; инсценирование


Тема 4. Из русской литературы XIX века -




11

1

А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение

«И. И. Пущину».


Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение; сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни»


Объяснительно-иллюстративная





12

2

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Коллективная. Индивидуальная


Слово учителя, комментированное чтение, обучение чтению





13

3

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

Групповая.

Индивидуальная: творческое сочинение-миниатюра
о любимом уголке родной природы


Слово учителя; беседа по тексту





14

4

«Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».

Коллективная. Индивидуальная


Беседа, работа с книгой, демонстрация





15

5

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.


Коллективная. Индивидуальная


Беседа, работа с книгой, демонстрация





16

6

А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

Коллективная. Индивидуальная: проиллюстрировать понравившиеся эпизоды повестей

Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему





17

7

Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка».

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему


\


18

8

«Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему




19

9

А. С. Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному




20

10

А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»


Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Слово учителя, комментированное чтение; беседа по прочитанному




21

11

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Беседа, работа с книгой, демонстрация





22

12

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Беседа, работа с книгой, демонстрация





23

13

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Беседа, работа с книгой, демонстрация





24

14

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Беседа, работа с книгой, демонстрация





25

15

Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Беседа, работа с книгой, демонстрация





26

16

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Беседа, работа с книгой, демонстрация





27

17

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»».

Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов


Беседа, работа с книгой, демонстрация





28

18

Контрольная работа (тестирование) по творчеству А. С. Пушкина.

Индивидуальная








29

19

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Тучи».


Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор


Слово учителя, комментированное чтение




30

20

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение стихотворения на выбор


Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему





31

21

Поэтическая интонация. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы».

Групповая.

Индивидуальная

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов


Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему





32

22

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

Групповая.

Индивидуальная

Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов


Слово учителя; беседа по прочитанному; дискуссия на тему

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 5 класс
В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая учебная программа по литературе 5 класс для базового уровня
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного...
Рабочая программа по литературе Класс icon Рабочая программа по литературе 11 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных образовательных стандартов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции