Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»




Скачать 328.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
страница1/4
Дата публикации27.09.2014
Размер328.19 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; нормы оценок; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 5,6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс 6 класса.

Учащиеся должны знать:

- текст художественного произведения;

- событийную сторону (сюжет);

- тему идею, художественный образ, героев изученных произведений;

- основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи.

Учащиеся должны уметь:

  1. - выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;

- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

- различать эпические и лирические произведения;

  1. выразительно читать тест с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического);

- создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, групповая характеристика) с учетом - авторского отношения к ним;

- составлять план характеристики героев художественного произведения;
Программа 6 класса рассчитана на 2 часа в неделю (70ч. за год).




Всего кол-во часов

Развитие речи

(часов)

Теория литературы

Внеклассное чтение

Контрольные

работы

В 1 четверти

18

2

(Дом. сочинение -1)


9

1




Во 2 четверти

14

2
Изложение - 1

4

0




В 3 четверти

20

5

Изложение-1

Кл.сочинение-1

2

2

1

В 4 четверти

18

3

Изложение-1

Кл. сочинение - 1

2

1

1

За год

70

12

16

4

2


Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

Ι четверть (18ч)



Введение. Художественное произведение и автор.

1

04.09.13г.






Устное народное творчество. (2ч)

Обрядовый фольклор. Т.Л. Обрядовый фольклор.

1

07.09.






Календарно-обрядовые песни.


1

11.09.






Пословицы и поговорки – малый жанр устного народного творчества. Т.Л. Пословицы и поговорки.

1

14.09.






Древнерусская литература.(2ч)

Жанры древнерусской литературы. Летопись «Повесть временных лет». Т.Л. Летопись.

1

18.09.






«Сказание о белгородском киселе». Исторические события, народные идеалы в летописи.

1

21.09.






Из литературы XVIII века.(3ч)

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

1

25.09.






И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Т.Л. Развитие понятия об аллегории.

1

28.09.






И.А.Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. . «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1

02.10.






Из литературы Х1Х в. (29ч)

А.С.Пушкин. Лицейские годы. Южная ссылка. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Т.Л. Антитеза.

1

05.10.






Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И.Пущину». Т.Л. Жанр стихотворного послания.

1

09.10.






Р. р. Пейзажная лирика Пушкина. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Т.Л.Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

1

12.10.






История романа А.С. Пушкина «Дубровский». Ссора К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского (гл.1). Суд и его последствия ( гл.2-3). Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Т.Л. Развитие понятия о сюжете, композиции худ. произ-я.

1

16.10.






Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом ( гл. 4-5). Пожар в Кистенёвке ( гл. 6-7). Роль эпизода в повести.

1

19.10.






Учитель (гл.8-10). Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. ( гл. 11-16). Авторское отношение к героям. Т.Л. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

1

23.10.






Два мальчика. Развязка романа «Дубровский».

1

26.10.






Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Дубровский» А.С. Пушкина.

1

30.10.






Вн.чт. « Повести Белкина». «Станционный смотритель».История Самсона Вырина и его дочери.

1

02.11.




ΙΙ четверть (14 ч)



М.Ю.Лермонтов. Личность поэта . «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Антитеза Т.л. Особенности поэтических интонаций.

1

13.11.






Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. Т.Л. Трехсложные размеры стих-ния

1

16.11.






М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.


1

20.11.






Р. р. Урок-конкурс на лучшее прочтение стихотворения М.Ю.Лермонтова.Викторина.

1

23.11.





И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.


1

27.11.






Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.


1

30.11.






Р. р.Изложение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».


1

04.12.






Ф.И. Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева. «Неохотно и несмело…».«С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. «Листья».

1

07.12.






А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1

11.12.






Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Главная тема поэзии. Стихотворение «Железная дорога». Роль пейзажа.

1

14.12.






Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

1

18.12.






Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

1

21.12.






Т.Л.Трёхсложные размеры стиха. Урок-практикум.

1

25.12.






Н.С. Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Особенности сказа. Т.Л. Сказ.

1

28.12.






Резерв.

1







ΙΙI четверть (19 ч)



Сказ «Левша». «Ужасный секрет» тульских мастеров.

1

15.01.14г.






Судьба Левши.

1

18.01.






Р. р.От лица героя (Левши) составить рассказ «Левша в Англии».

1

22.01.






А.П.Чехов. Страницы биографии писателя. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1

25.01.






Вн. чт. Юмористические рассказы Чехова «Налим», «Пересолил», «Лошадиная фамилия».

1

29.01.




Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХIХ века






Е.А.Баратынский. «Весна, весна…». «Чудный град порой сольется…». Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…». «Посмотри - какая мгла…». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».

1

01.02.






Контрольная работа по теме «Русская литература X ΙX века»

1

05.02.




литература ХХ века (22ч)





А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

1

08.02.






Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1

12.02.






А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Т.Л. Прототип. Р.Р. Составление простого и цитатного плана рассказа.

1

15.02.






Р.р. Подготовка к домашнему сочинению- отзыву по рассказу «Неизвестный цветок» «Над чем заставил вас задуматься рассказ А.А. Платонова?».

1

19.02.






М.М.Пришвин – человек и писатель. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1

22.02.






«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

1

26.02.






Человек и природа в повести «Кладовая солнца». Р.р. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

1

01.03.






Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

05.03.






Р. р.Изложение по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

12.03.









«Стихи русских поэтов о ВОВ.» Слово о поэтах-фронтовиках. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

1

15.03.






Вн. чт. Поэты КБР о ВОВ.

1

19.03.






В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.

1

22.03.




ΙV четверть (18 ч)



Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

02.04.






Р. р. Изложение с элементами сочинения по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

05.04.






В.Г.Распутин. Автобиографический характер рассказа «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

1

09.04.






Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Р.р. Составление цитатного и простого плана.

1

12.04.






Р. р. Сочинение- отзыв по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».


1

16.04.









В.М. Шукшин. Слово о писателе.Рассказы: «Срезал», «Чудик». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

1

19.04.






Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор в рассказе.

1

23.04.






Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А. Блок. «Летний вечер». С. Есенин. Пейзажная лирика. А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» Н.М.Рубцов. «Звезда полей». Символический смысл названия.

1

26.04.






Контрольная работа по теме «Русская литература XX».

1

30.04.






Из литературы народов России.К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай.«Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа.

1

03.05.




ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8ч)



Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Мифы «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Т.Л. Миф.

1

07.05.






«Илиада» и «Одиссея» - великие древнегреческие поэмы. Рассказ о Гомере. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

10.05.






Внеклассное чтение.Нартский эпос.


1

14.05.






М.де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

1

17.05.






Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

21.05.






П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Новелла «Маттео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя. Т.Л. Новелла.

1

24.05.












А. де Сент-Экзюпери. Страницы жизни писателя. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми.

1

28.05.






Резерв.


1








Содержание курса «Литература. 6 класс»

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Художественное произведение и автор.
Устное народное творчество (2ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, масляничные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки – малый жанр устного народного творчества.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.


Древнерусская литература (2час)



Жанры древнерусской литературы. Летопись «Повесть временных лет».

.

«Сказание о белгородском киселе». Исторические события, народные идеалы в летописи.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века (3ч)
И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. Басня «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Теория литературы. Аллегория (развитие представлений).

литература XIX века ( 29 Ч)



Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconРабочая программа по литературе Класс
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9-ого...
«Литература» под редакцией К. М. Нартова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 класса...
В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 6 класса...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции