№
|
Дата
|
Тема урока
|
Дата в случае изменений
|
1
|
|
Введение Этапы развития мировой литературы. Общечеловеческое значение русской литературы, ее самобытность и национальное своеобразие
|
|
|
|
Т 1 (12ч+1 чРР)
Литература эпохи Возрождения
|
|
2
|
|
Общая характеристика эпохи Возрождения. Драмы Шекспира и роман Сервантеса «Дон Кихот» - высшие достижения литературы Позднего Возрождения.
|
|
3
|
|
Сведения о жизни и творчестве английского поэта и драматурга В. Шекспира.
|
|
4
|
|
«Гамлет». Легенда о Гамлете из датской летописи, ее гуманистическое переосмысление Шекспиром.
|
|
5
|
|
Причины трагического конфликта Гамлета с действительностью. Проблема выбора.
Теория лиЗтературы. Трагедия (углубление знаний: столкновение сильной личности с судьбой, обществом, миром); «вечные образы» в литературе (закрепление знаний)
|
|
6
|
|
Мучительные размышления главного героя о добре, справедливости, чести.
|
|
7
|
|
Многогранное изображение характеров в трагедии.
«Гамлет» Шекспира на сцене и в кино.
|
|
8
|
|
Глубина чувств в сонетах Шекспира, его вклад в мировую культуру. Сонеты.
Наизусть (по выбору учащихся).
|
|
9
|
|
Развитие речи №1. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучения анализу текста с целью выявления авторской позиции в художественном произведении
|
|
10
|
|
Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитромудрый идальго Дон Кихот Ламанчский». Сведения о знаменитом испанском писателе эпохи Возрождения
Теория литературы. Понятие о романе.Трагедия (углубление знаний: столкновение сильной личности с судьбой, обществом, миром. «Вечные образы» в художественной литературе (закрепление знаний).
|
|
11
|
|
Время и место действия романа.
|
|
12
|
|
Верность идеалам справедливости, гуманности. Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги.
|
|
13
|
|
Роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя.
|
|
14
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Литература эпохи Возрождения» (тесты).
|
|
|
|
Т 2,3 (6ч+12ч=18ч)
Литература эпохи Просвещения. Литература первой половины 19 века. А. С. Пушкин.
|
|
15
|
|
Распространение просветительских идей демократии, общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, свободного развития личности в XVII- начале XIX века. Выдающиеся представители культуры эпохи Просвещения.
|
|
16
|
|
Иоганн Вольфганг Гетте. «Фауст» («Пролог на небесах»; сцена -2 – «У городских ворот»; сцены 3 и 4 – «Кабинет Фауста»; сцена 12 – «Сад»; сцена 19 – «Ночь. Улица перед домом Гретхен»; сцена 25 – «Тюрьма»; последний монолог Фауста – II часть: обзор с чтением и анализом отдельных сцен).
Сведения о жизне и творчестве немецкого писателя-просветителя И.В. Гете.
|
|
17
|
|
Философская трагедия «Фауст». Поиски смысла жизни и ответов на главные вопросы жизни. Спор о призвании человека.
|
|
18
|
|
Борьба добра и зла, как движущая сила совершенствования человека. Вечные образы: Фауст и Мефистофель.
|
|
19
|
|
Протест против рутины и схоластики, утверждение величия разума и творческих дерзаний человека.
|
|
20
|
|
Роль злого начала (Мефистофель) в исканиях и судьбе Фауста. Тема любви в трагедии. Теория литературы. Трагедия; «вечные образы»(закрепление знаний).
|
|
21
|
|
Русская литература. А.С. Пушкин.Утверждение и развитие реализма – нового художественного направления в мировой и русской литературе.
|
|
22
|
|
Глубокое достижение действительности, изображение ее в образах, соответствующих сути самой жизни, раскрытие влияния социальных обстоятельств на человеческие судьбы и духовный мир людей, типизация образов и фактов в произведения реалистической литературы
|
|
23
|
|
. Выдающиеся представители реализма первой половины XIX века.
Жизнь и творчество А.С. Пушкина, его связь с Украиной
|
|
24
|
|
Лирика: «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»); «Пророк», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг…».
Теория литературы. Лирика
|
|
25
|
|
Философское осмысление главных вопросов человеческого существования, поиски смысла бытия, внутренней свободы, отношений человека с Богом, осмысления высокого назначения художника, его миссии пророка, идея преемственности поколений, нравственное решение проблем человека и его времени: памятник к человеку – его «чувства добрые» и дела. Наизусть. «Я памятник себе воздвиг…»
|
|
26
|
|
«Евгений Онегин» - величайшее достояние русской культуры. «Поэзия жизни действительной» как художественное содержание произведения.
Теория литературы. Понятие о реализме, понятие о литературном типе. Понятие о романе (обогащение знаний: роман в стихах)
|
|
27
|
|
«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры.
|
|
28
|
|
Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.
|
|
29
|
|
Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини, возвышенно – романтический склад души, женственность; благородство и глубина ее натуры, искренность чувств, естественность и красота духовных устремлений. Близость к народной жизни как основа нравственного совершенства героини
|
|
30
|
|
Непреходящее значение философских и нравственных проблем романа (смысл жизни, невозможность подлинного счастья без высокой цели, губительность индивидуализма и эгоизма, верность долгу).
.
|
|
31
|
|
Композиция романа: образ автора, картины природы, лирические отступления. Богатство, своеобразие поэтического языка. «Онегинская строфа
|
|
32
|
|
Роль Пушкина в становлении русского литературного языка.
В. Белинский «Сочинения Александра Пушкина» (ст. 8 и 9 в сокращении
|
|
33
|
|
Внеклассное чтение №1. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»
|
|
34
|
|
Контрольная работа.2 Письмееное сочинениепо творчеству
А. С. Пушкина
|
|
|
|
Т 4 (13ч+1ч Вн.ч+1чРР)
Литература первой половины 19 века.
М. Ю. Лермонтов
|
|
35
|
|
Жизнь и творчество поэта.
|
|
36
|
|
Лирика «Дума», «Пророк»,»Как часто пестрою толпою окружен…»,»Выхожу один я на дорогу», »Родина», любовная лирика (по выбору учителя). Темы судьбы поколения, роли поэта и поэзии и назначении поэзии в жизни общества, любви к родине. Лермонтов и Пушкин.
|
|
37
|
|
. Философская лирика поэта. Лермонтов и Байрон. Лермонтов и Шевченко. Наизусть «Родина».
|
|
38
|
|
Внеклассное чтение №2 М.Ю. Лермонтов Маскарад».
|
|
39
|
|
«Герой нашего времени» - первый в русской литературе психологический роман. Смысл названия романа.
Реалистическое и романтическое начала в романе «Герой нашего времени», их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство произведения
|
|
40
|
|
.. Реалистическое и романтическое начала в романе «Герой нашего времени», их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство произведения
|
|
41
|
|
Критика. В. Белинский. Статья «Герой нашего времени». Сочинение М. Ю. Лермонтова».
Теория литературы. Понятие о психологическом романе. Внутренний монолог. Романтизм и реализм (обогащение знаний: соотношение и взаимодействие романтизма и реализма в художественном произведении).
|
|
42
|
|
Роль композиции произведения в раскрытии характера Печорина (нарушение хронологической последовательности, «венок повестей», значение второстепенных действующих лиц; смена рассказчиков, картины природы)..
|
|
43
|
|
Печорин: одаренность натуры, многогранность и противоречивость характера. Печорин и Максим Максимыч.
|
|
44
|
|
Печорин и доктор Вернер.
|
|
45
|
|
Печорин и Грушницкий.
|
|
46
|
|
Печорин и Мери. Печорин и Вера.
|
|
47
|
|
Развитие речи №2 Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение формулированию проблем, поднятых автором в художественном произведении.
|
|
48
|
|
Контрольная работа №3 по теме «М.Ю. Лермонтов» (литературный диктант).
|
|
II полугодие
|
|
|
Т5 (13 ч +1чРР)
Литература первой половины 19 века. Н.В.Гоголь
|
|
49
|
|
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя, его связь с Украиной. Личность писателя. Общая характеристика раннего творчества.
|
|
50
|
|
«Шинель». Человек и государство, значение образа рассказчика
|
|
51
|
|
Гуманистический пафос произведения; традиции и новаторство в изображении «маленького человека».
|
|
52
|
|
«Мертвые души». История создания. Особенности жанра и композиции.
|
|
53
|
|
Образы помещиков и чиновников: их уподобление вещам и животным как указание на духовную смерть.
|
|
54
|
|
Обобщающее значение образов помещиков и чиновников, приемы сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога)
|
|
55
|
|
Образ Чичикова: разоблачение деятельности и инициативы в мире «мертвых душ» (биография Чичикова – путь к афере).
|
|
56
|
|
Особое место образов Плюшкина и Чичикова. Чичиков как антигерой.
|
|
57
|
|
«Живая Россия» в поэме. Образ автора, его нравственная позиция. Контраст лирических отступлений с тоном основного повествования.
|
|
58
|
|
Развитие речи№3 Развитие умений работы над текстом художественного произведения, содержащего описание портрета
|
|
59
|
|
Своеобразие пейзажа. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм произведения.
Теория литературы. Литературный тип. Герой художественного произведения.
|
|
60
|
|
Литературный тип (обогащение знаний: единство индивидуального и типического как основа достоверности художественного образа). Наизусть ( отрывок из поэмы)
|
|
61
|
|
Герой художественного произведения (антигерой). Сатира (сарказм как сатирический прием). Образ-символ.
|
|
62
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Н.В.Гоголь»(литературный диктант ).
|
|
|
|
Т 6(17ч +1чВн. ч)
Из мировой литературы. Ф. Стендаль. О. Бальзак. Ги де Мопассан. Г. Ибсен.
|
|
63
|
|
Развитие жанра социально – психологического романа в мировой литературе первой половине XIX века. Изображение столкновения неординарной личности с законами общества, острая критика власти золота, обращение к проблеме духовных исканий человека.
|
|
64
|
|
Фредерик Стендаль. «Красное и черное». Сведения о жизни и творчестве французкого писателя.
|
|
65
|
|
Многозначность символического названия романа Стендаля, значение подзаголовка «Хроника XIX века».
|
|
66
|
|
Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба героя.
|
|
67
|
|
Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Сореля.
Особенности сюжета. Лаконизм, психологизм стендалевской прозы. Теория литературы.Роман.
|
|
68
|
|
Внеклассное чтение №3. «Ванина Ванини» Ф. Стендаль.
|
|
69
|
|
Оноре де Бальзак. «Гобсек». Сведения о жизни и творчестве писателя.
Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.
|
|
70
|
|
Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей
|
|
71
|
|
Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей в произведении.
|
|
72
|
|
Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта.
Теория литературы. Художественная деталь.
|
|
73
|
|
Расцвет реализма в мировой литературе и искусстве. Многогранное изображение героя во взаимоотношениях с окружающей средой, раскрытие его характера в конфликтных ситуациях.
Точные социально - психологические характеристики общественных типов в русской литературе: «лишнего человека» («Рудин» И. Тургенева), «нигилиста» («Отцы и дети» И. Тургенева). Появление нового героя – европеизированного предпринимателя (пьесы А. Островского), углубленный психологизм, реалистическая детализация в лирических произведениях (Ф. Тютчев, А. Фет).
|
|
74
|
|
Ги де Мопассан. «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Тетушка Соваж», «Два приятеля», «Дядюшка Милон», «Лунный свет» (по выбору учителя).
Сведения о жизни и творчестве французского писателя.
|
|
75
|
|
Мастерство Мопассана – новеллиста. Разоблачение им мнимого благополучия буржуазной жизни.
Теория литературы. Новелла.
|
|
76
|
|
Изображение внутренней красоты, мужества и несгибаемой силы духа простых, внешне ничем не примечательных людей.
Краткость, динамизм и драматизм повествования, выразительность и психологическая глубина характеров. Богатство языка, сюжетная оригинальность новелл.
|
|
77
|
|
Генрих Ибсен. «Кукольный дом».
Сведения о норвежском драматурге и поэте.
|
|
78
|
|
«Кукольный дом». Изображение проблем повседневной семейной жизни.
Теория литературы. Драма (обогащение знаний: аналитическая пьеса).
|
|
79
|
|
Напряженность внешнего действия, развитие внутреннего мира главной героини, психологизм пьесы. Новаторство Ибсена – драматурга.
|
|
80
|
|
Контрольная работа №5 по теме «Ф. Стендаль. О. Бальзак. Ги де Мопассан. Г. Ибсен» (развернутый ответ на вопрос ).
|
|
|
|
Т 7 (20 ч + 1чРР+ 1ч ВнЧ)
Литература второй половины 19 века. А. Островский. И. Тургенев. Ф. Тютчев. А. Фет.
|
|
81
|
|
А.Н. Островский «Гроза». Сведения о жизни и творчестве драматурга.
|
|
82
|
|
Жизненная основа пьес, типичность характеров, созданных драматургом.
|
|
83
|
|
Темы «горячего сердца» и «темного царства», драматический конфликт в пьесах Островского.
Теория литературы. Понятие о социально-психологической драме. Драматический конфликт (закрепление знаний)
|
|
84
|
|
Протест против унижения человеческой личности. Трагический финал.
|
|
|
|
Художественное своеобразий драмы «Гроза»; подтекст, психологизм, лиричность.
|
|
85
|
|
А. Островский в критике (Н. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; А. Григорьев. «После «Грозы»). Пьесы Островского на сцене и в кино.
|
|
87
|
|
Внеклассное чтение №4 «Свои люди – сочтемся»,»На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница».
|
|
88
|
|
И.С.Тургенев.»Отцы и дети».
Жизнь и творчество писателя, его связь с Украиной (И.Франко об И Тургеневе).Тургенев как исследователь и пропагандист творчества Марко Вовчок.
|
|
89
|
|
«Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл названия романа. Духовный конфликт людей разных поколений.
|
|
90
|
|
Базаров в системе действующих лиц. Причина его конфликта с окружающими, его одиночество.
|
|
91
|
|
Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция.
|
|
92
|
|
Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа «Отцы и дети»
|
|
93
|
|
Критика о Тургеневе. Д. Писарев «Базаров»; Н. Страхов «Отцы и дети И.С. Тургенева»; М. Антонович. «Асмодей нашего времени».
Теория литературы. Понятие о стиле писателя. Социально-психологический роман (обогащение знаний: введение в текст романа элементов «политической полемики»).
|
|
94
|
|
Ф.И. Тютчев. «Умом Россию не понять…», «К.Б.» («Я встретил вас…»), «Слезы людские о слезы людские…», «Осенний вечер», «Я помню время золотое…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…».
Сведения о жизни и творчестве поэта. Философская глубина и гуманистическая основа лирики Ф. Тютчева.
Теория литературы. Композиция (обогащение знаний: композиция лирического стихотворения).
|
|
95
|
|
Изображение единства природы и внутреннего мира человека. Психологическая правда в раскрытии человеческих переживаний.
|
|
96
|
|
Развитие речи №4 Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Анализ стихотворений и взаимное рецензирование учащимися результатов анализа
|
|
97
|
|
Ритмическое своеобразие стиха Ф. Тютчева; богатство смысловых оттенков слова.
|
|
98
|
|
Наизусть 2 стихотворений (по выбору учителя).
Романсы С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды», С. Данаурова и неизвестного автора на стихи Ф. Тютчева «Я встретил вас…»
|
|
99
|
|
А.А. Фет. «Шепот, робкое дыханье…», «Еще весны душистой нега…», «Осень», «Поэтам», «Чудная картина…», «Какая ночь, как воздух чист…», «Деревня».
Сведения о жизни и творчестве поэта. А. Фет – тончайший лирик, певец родной природы
|
|
100
|
|
. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях о природе. Мастерство воплощения мимолетных настроений и переживаний. Богатство слуховых и зрительных впечатлений.
|
|
101
|
|
Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
Романсы на стихи А. Фета «На заре ты ее не буди…» А. Варламова и «Сияла ночь. Луной был полон сад…» П. Чайковского. Наизусть 1-2 стихотворений
|
|
102
|
|
Контрольная работа №6 по теме «А. Островский. И. Тургенев. Ф. Тютчев. А. Фет» Письменное сочинение по творчеству
И. С. Тургенева.
|
|