дата
|
№
п\п
|
Тема
|
Содержание
|
Теория
|
Контроль усвоения
|
Домашнее задание
|
Стандартный уровень
|
Повышенный уровень
|
Литература и время.
История в устном народном творчестве.
|
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
|
1
|
Литература и время
|
Введение в курс литературы 8 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы в 8 классе и чтению.
|
Монологический рассказ по тезису
|
Тезис; «вечные темы» литературы
|
Самооценка
|
С.5-12 учебника и ответы на вопросы после сказки.
|
2
|
Народная историческая песня
|
Знакомство с народными историческими песнями; выразительное чтение и анализ народных исторических песен по вопросам
|
Определение и формулировка тезисов статьи
|
Жанры древнерусского фольклора; народная историческая песня
|
Письменный рассказ об исторической песне
|
С.19-21, чтение и ответы на вопросы. Узнать о Пугачёве и Наполеоне как об исторических личностях
|
3
|
Народная историческая песня. Народный театр
|
Народная историческая песня как жанр; выразительное чтение и анализ по вопросам народных исторических песен и народных драматических произведений
|
Сопоставление изображения героя в разных произведениях
|
Народная историческая песня; народная драма
|
Экспресс-опрос «да-нет»
|
Рассказ о народном театре по тезисам; с.28 в.1,4, 6 – устно; в. 8, 9 –письменно; задание 3, 5 – индивидуально.
|
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
|
4
|
Исторические личности в древнерусской литературе. Летописи
|
Знакомство с жанрами древнерусской литературы и их особенностям, с «Повестью временных лет»; изучение отдельных частей летописи
|
Ключевые слова для монологического рассказа
|
Летопись, летописец
|
Монологический ответ и его оценка
|
Рассказ о летописях по ключевым словам с использованием сведений, полученных на уроке. Задание 4, с.34 устно, выбрать ключевые слова из статьи на с.34
|
5
|
Повесть о разорении Рязани Батыем
|
Древнерусская литература и герои произведений; выразительное чтение и пересказ произведений древнерусской литературы
|
Характеристика героя литературного произведения – исторической личности
|
Воинская повесть
|
Самоконтроль, рассказ с изменением лица рассказчика
|
Развёрнутый письменный ответ «Евпатий Коловрат – мужественный защитник русской земли»
|
6
|
Сказание о житии Александра Невского
|
Жанр жития, изучение отрывка из «Сказания о житии Александра Невского»
|
Средства художественной выразительности в произведениях древнерусской литературы
|
Житие
|
Беседа по вопросам
|
Прочитать материал на с.45-50, вопросы 1,2,3
|
7
|
Б.К.Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский
|
Выразительное чтение и пересказ отрывков с соблюдением авторских интонаций и лексики; характеристика героя жития – исторической личности
|
Комментирование иллюстрации текстом художественного произведения
|
Житие
|
Анализ эпизодов из жития
|
Письменный ответ «Историческая личность в древнерусской литературе». Индивидуальные задания по внеклассному чтению
|
|
8
|
Внек.чтение. История на страницах зарубежных произведений Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».
|
Знакомство с главами романа М.де Сервантеса «Дон Кихот»; выборочное чтение
|
Характеристика героя литературного произведения
|
Понятие «рыцарский роман».
|
Индивидуальные задания
|
С.53-55, знать авторов, писавших в 18 веке, темы их произведений; индивид.задание: пересказ эпизода из «Марфы-посадницы».
|
9
|
Вольность Великого Новгорода в произведениях 18 века.
|
Знакомство с историческими художественными произведениями 18 века; формулирование тезисов сообщения
|
Определение авторской позиции
|
Авторская историческая повесть
|
Анализ текста
|
С.60-70 на выбор из вопросов 1-9 письменно ответить на два любых вопроса. Подготовиться к проверочному тесту.
|
|
10
|
Исторические личности в русском фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века.
|
Контроль знания текста изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, произведений 18 века; усвоения теоретического материала; сформированности умений применять полученные знания в новой ситуации монологического повествования по теме; составлять план сообщения по заданной теме.
|
|
Тест, развёрнутый письменный ответ, план сообщения.
|
Составить подробный план рассказа о герое произведения – исторической личности
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
|
11
|
Былины и их герои в поэзии 19 века А.К.Толстой «Илья Муромец»
|
Былина как жанр; знакомство с творчеством А.К.Толстого как создателя былинных произведений; чтение и изучение былины А.К.Толстого «Илья Муромец».
|
Комментирование высказывания литературоведа
|
Авторская былина
|
Развёрнутый ответ по вопросам.
|
С. 78-79 выразительно читать, вопросы на с.80 устно, вопр.3. Индивид. задание – с.78, вопрос 6
|
12
|
Г.-У.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» в переводе И.Бунина
|
Изучение биографических данных автора; знакомство с произведением, выразительное чтение
|
Характеристика героя по материалам текста
|
Поэтическое переложение легенды
|
Отбор материала по заданию
|
Дочитать, закончить работу по сбору материала, наизусть отрывок, законченный логически, по смыслу.
|
13
|
Гайавата – герой произведения Г.-У.Лонгфелло
|
Характеристика героя по материалам текста
|
Художественное своеобразие поэмы
|
Автор и переводчик
|
Тест на знание текста
|
Подготовиться к уроку внеклассного чтения по роману В.Скотта
|
14-15
|
Внеклассное чтение. В.Скотт «Айвенго»
|
Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением
|
Характеристика героев по материалам текста
|
Исторический роман
|
Анализ эпизод текста
|
Собрать материал об Отечественной войне 1812 года; вспомнить произведения, посвящённые этой теме. Индивидуальное задание – наизусть басню «Волк на псарне». Творческое задание по выбору.
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
|
16
|
События истории 1812 года в баснях И.А.Крылова
|
Знакомство с басней «Волк на псарне» И.А.Крылова; характеристика героя басни – реальной исторической личности.
|
Обобщение знаний о творчестве И.А.Крылова
|
Словесное рисование
|
Развёрнутый письменный ответ
|
Составить план-конспект «Тема истории в творчестве А.С.Пушкина» по материалу на с.99-101
|
17
|
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина
|
Обобщение и расширение знания биографических данных творчества А.С.Пушкина
|
Формирование умения составлять план-конспект
|
Жанры исторических произведений
|
Обобщающая таблица
|
Отрывок из «Песни о вещем Олеге» наизусть. Заранее обговорить, кто и какие отрывки учит, чтобы на следующий урок произведение прозвучало полностью. Задание 6, с.106
|
|
18
|
Историческая личность в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
|
Выразительное чтение наизусть; характеристика героя произведения – исторической личности
|
Определение художественных особенностей произведения; сопоставление произведений разных жанров.
|
Баллада; рифма, ритм, строфика
|
Блицопрос
|
Пересказ статьи на с. 106-107
|
Н
О
Я
Б
Р
Ь
|
19
|
Личность Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина
|
Знакомство с поэмой А.Пушкина, историей создания, основной мыслью
|
Составление цитатного плана
|
Историческая поэма
|
Вопросы на знание содержания
|
Ответы на вопросы
|
20
|
Изображение Петра 1 в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
|
Цитатный план поэтического произведения; характеристика героя – исторической личности
|
Отбор материала для сообщения
|
|
Семинар
|
Написать вступление к сочинению, основываясь на материале семинара, план сочинения
|
|
21-22
|
Рр.Сочинение «Изображение Петра 1 в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
|
Контроль усвоения изученного; сформированности умения составлять цитатный план, характеризовать героя литературного произведения – историческую личность; редактирование
|
Тема, основная мысль сочинения
|
|
Написать сочинение. Индивид.задание двум ученикам – подготовить чтение с.114-115
|
23
|
Исторические личности в драме А.С.Пушкина «Борис Годунов»
|
Знакомство с историей создания и основным конфликтом драмы; отрывки из драмы
|
Анализ текста художественного произведения по вопросам
|
Драма, монолог
|
Тест по теории литературы
|
С.121-129, глава 1
|
|
24
|
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». История жизни Петруши Гринёва
|
Знакомство с историей создания произведения; усвоение содержания повести (главы 1-2); подбор материала для сообщения по вопросу
|
Работа с архивными материалами; определение границ эпизода
|
Архивные материалы
|
Экспресс – опрос, тест на знание содержания
|
Близко к тексту – эпизод, прочитать 3 главу, ответить на вопросы; взять в библиотеке текст повести, индивид.задания: гл. 4, 5 – краткий пересказ
|
|
25
|
Жизнь в Белогорской крепости. (По повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка»)
|
Контроль усвоения содержания повести (главы 3-5); подбор материала для сообщения по заданному вопросу
|
Сопоставление описания состояния природы
|
Эпиграф, пейзажная зарисовка
|
Пересказ, беседа по вопросам
|
Глава 6 – читать; устный пересказ, письменный план рассказа и сформулированная основная мысль данного сообщения
|
26
|
Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина.
|
Усвоение содержания повести (главы 6-7); сжатый пересказ
|
Выборочный пересказ с элементами анализа
|
Сюжет, эпизод
|
Тест на знание и понимание содержания.
|
Гл.8-9 прочитать, знать содержание.
|
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
|
27
|
Пугачёв и Пётр Гринёв в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
Усвоение содержания повести (главы 6-7);Обобщения текстового материала; выборочный пересказ с элементами анализа
|
Виды характеристики героя
|
Экспресс-опрос; тест на знание содержания
|
Дочитать повесть. Инд.задание: письменно ответить на вопрос: «Почему Пугачёв освободил Машу?»
|
28
|
Судьба Маши Мироновой – капитанской дочки. (По повести А.С.Пушкин)
|
Усвоение содержания повести и обобщение текстового материала; выборочный пересказ с элементами анализа
|
Понятия об основной мысли произведения и способах её раскрытия; анализ эпизода
|
Тема, основная мысль произведения, эпизод
|
Основные эпизоды повести
|
Охарактеризовать встречи Пугачёва и Гринёва.
|
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
|
29
|
Тема чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
Контроль усвоения содержания повести; выборочный пересказ с элементами анализа; способы раскрытия основной мысли
|
Анализ эпизода
|
Тема, эпиграф, эпизод
|
Тесты на знание и понимание содержания
|
Устный ответ на вопрос «Почему сон Гринёва (2 глава) можно назвать пророческим?», вопросы 11, 12 на с.185 устно, статью на с.185-188 прочитать
|
30-31
|
Р.р Изложение с элементами сочинения. (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
|
Контроль усвоения содержания повести, умения обобщения текстового материала, письменного изложения текста литературного произведения с сохранением авторских особенностей лексики и стиля
|
|
Изложение, ответ на вопрос
|
С.188-191, чтение статьи
|
32-33
|
Обобщающие уроки по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
Контроль усвоения содержания повести; сформированности понятия об основной мысли произведения и способах её раскрытия; обобщение знаний по истории создания и об особенностях повести
|
|
Тесты, беседа. Кроссворд
|
Вспомнить как можно больше строк из стихотворений М.Ю.Лермонтова. Принести на урок текст стихотворения «Родина»
|
34
|
Лирические произведения М.Ю.Лермонтова о родине.
|
Актуализация знаний о творчестве поэта; знакомство со стихотворением «Родина»; определение основной мысли и художественных особенностей лирического произведения
|
Понятие мотива творчества
|
Средства художественной выразительности
|
Тест на знание текста произведений поэта
|
Выучить стихотворение; составить сообщение «Лермонтов о русской истории» на основе материала на с.191-195 учебника
|
Я
Н
В
А
Р
Ь
|
35
|
Исторический сюжет и герои «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
|
Знакомство с поэмой и её героями, усвоение содержания поэмы.
|
Характеристика стилистических особенностей произведения
|
Историческая поэма
|
Задания на знание биографии и основных произведений поэта
|
Дочитать поэму, выбрать отрывок для заучивания.
|
36
|
Быт и нравы 16 века в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
|
Актуализация знаний о творчестве М.Ю.Лермонтова; усвоение содержания поэмы; контроль сформированности умения определять жанр литературного произведения
|
Характеристика стилистических особенностей произведения
|
Способы характеристики героя
|
Тест на знание жанров произведений М.Ю.Лермонтова
|
Вопросы 4,5,6, с.211 – устно, подготовить материал к характеристике героев произведения
|
37
|
Трагическое столкновение героев в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
|
Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли произведения, умения характеризовать героев поэтического текста
|
|
Семинар
|
Выбрать как можно больше отрывков из разных произведений Лермонтова с описанием природы
|
|
38
|
Романтическое изображение природы в лирике Лермонтова
|
Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэмы «Песнь….про купца Калашникова», умения характеризовать изображение природы в лирических произведениях
|
Средства выразительности в пейзажных зарисовках
|
Творческая работа
|
Подготовиться к тесту по поэмам А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
|
39
|
Исторические личности в лироэпических произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
|
Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли поэм А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
|
|
Тест
|
Создание своих тестов
|
40
|
Эпоха Ивана Грозного в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»
|
Содержание романа, знакомство с творчеством А.К.Толстого как создателя былинных и исторических произведений
|
Анализ текста по заданию
|
Исторический роман, портретные зарисовки
|
Беседа.
|
Закончить задание; прочитать главы 14, 31
|
41
|
Реальные исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого «Князь Серебряный»
|
Усвоение содержания романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», пересказ отрывка из исторического романа, характеристика литературного героя – реального исторического лица
|
Понятие о нравственном идеале автора
|
Вымысел в романе
|
Тест по истории литературы
|
Инд.задание: по вопросам на с.306-307 для прочитавших роман самостоятельно. Закончить работу, начатую в классе, с.309-310 вопрос 2
|
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
|
42
|
Баллада А.К.Толстого «Василий Шибанов»
|
Содержание баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов», понятие о нравственном идеале автора
|
Баллада
|
Тест по теории литературы
|
С.211-213 прочитать, уметь рассказать о сюжете повести «Тарас Бульба» по материалу статьи учебника, ответить на вопросы по содержанию данной статьи. Инд.задание: сравнить, как изображён Иван Грозный в произведениях М.Ю.Лермонтова и А.К.Толстого
|
|
43
|
Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
|
Знакомство с историей создания, с героями повести, усвоение содержания
|
Отбор материала по заданию
|
Историческая основа художественного произведения
|
Тезисы, пересказ
|
Главы 2, 5 читать, собрать материал об Остапе и Андрии; инд.задание: главы3,4,6,7 краткий пересказ, отбор материала
|
44
|
Н.В.Гоголь – мастер батальных сцен и героических характеров
|
Усвоение содержания повести; отбор материала для характеристики героя, комментарий тезиса
|
Анализ батальных сцен
|
Художественные особенности изображения батальных сцен
|
Тест на знание текста
|
Прочитать повесть до конца, материал о героях повести по вопросам семинара
|
|
45-46
|
Образы Тараса Бульбы и его сыновей в повести Н.В.Гоголя
|
Контроль усвоения содержания повести, умения отбора материала для характеристики героя, умения сопоставлять героев
|
Виды характеристики героя
|
Семинар
|
Наизусть отрывок с пейзажной зарисовкой или лирическое отступление
|
47
|
Мастерство Гоголя в изображении природы
|
Контроль усвоения содержания произведения; умения характеризовать роль и способы изображения природы в художественном произведении
|
Своё отношение к проблеме на основе текста произведения, его понимания
|
Лексические и синтаксические средства выразительности
|
Самостоятельная работа по анализу изображения природы
|
Найти в тексте повести лирические отступления. Как они связаны с повествованием?
|
48
|
Р.р Творческая письменная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
|
Контроль усвоения содержания повести и понимания её основной мысли; развитие умения письменного изложения, сопоставления героев
|
|
Развёрнутый письменный ответ
|
Подготовка к внеклассному чтению
|
49
|
Внеклассное чтение
|
|
|
|
|
50
|
Мотивы былого в лирике поэтов 19 века
|
Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с поэзией 19 века разных авторов
|
Определение темы, основной мысли, мотива лирического произведения
|
Тема, основная мысль, лирический герой, мотив
|
Заполнение таблицы
|
Одно стихотворение наизусть, второе – выразительное чтение (возможно по жребию). Рассказ об особенностях творчества поэтов
|
51
|
Тема исторического прошлого в лирике поэтов 19 века
|
Повторение изученного по истории и теории литературы; знакомство с лирическими произведениями на историческую тему А.Пушкина, Ф.Глинки, А Апухтина
|
Характеристика художественных особенностей лирических произведений на историческую тему
|
Лексические и синтаксические, интонационные особенности
|
Анализ произведения по вопросам
|
Самоконтроль по зачётному листу; наизусть второе стихотворение, которое готовили для выразительного чтения
|
М
А
Р
Т
|
52
|
Мотив воспоминаний в лирике поэтов 19 века
|
Знакомство с элегиями А.С.Пушкина, Д.Давыдова, лирическими произведениями И.И.Козлова, В.А.Жуковского; определение темы, основной мысли, мотива лирического произведения
|
Характеристика художественных особенностей
|
Стихотворные размеры
|
Самоконтроль
|
|
53
|
Резервный урок
|
|
|
|
|
|
54
|
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала».
|
Знакомство с историей создания рассказа. Усвоение содержания рассказа
|
Рассказ с изменением лица
|
Автор, рассказчик
|
Тест по истории литературы
|
Рассказ дочитать, вопросы 1,3 после рассказа
|
55
|
Смысл названия рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
|
Усвоение содержания рассказа; сопоставление состояния героя, описания внешности, цветовой гаммы
|
Смысл названия рассказа
|
Композиция рассказа; контраст
|
Сравнительная таблица
|
С.338, вопрос 10, с.340-341 и вопросы, инд.задание – вопрос 9
|
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й
|
56
|
Р.р. Сочинение-миниатюра по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
|
Контроль усвоения содержания и понимания основной мысли рассказа; умения письменно оформлять свои мысли
|
Сочинение-миниатюра
|
|
57
|
Былины и их герои в поэзии И.Бунина
|
Знакомство с былинами И.Бунина; контроль умения выразительного чтения былин; актуализация знаний о былине как жанре
|
Анализ былины
|
Синтаксические средства выразительности
|
Конкурс чтецов былин
|
Наизусть одну из былин (с.347-355), повторить материал на с.74-80. Индив.задание – рассказ об особенностях творчества авторов былин (с.351, 353)
|
58
|
Былинные герои в поэзии 20 века
|
Усвоение содержания былин; контроль умения выразительного чтения былин
|
Сопоставление литературного и художественного произведений
|
Былинные герои
|
Письменный развёрнутый ответ на вопрос
|
Прочитать рассказ Ю.Тынянова «Подпоручик Киже» к уроку внеклассного чтения
|
59
|
Внек.чтение. Рассказ Ю.Тынянова «Подпоручик Киже»
|
Знакомство с творчеством Ю.Тынянова; усвоение содержания рассказа; развитие умения характеризовать историческую личность и время
|
Исторический рассказ
|
Анализ эпизода; киносценарий
|
Закончить работу
|
60
|
Образ Петра 1 в повести Ю.Тынянова «Восковая фигура»
|
Усвоение содержания повести и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности
|
Историческая повесть
|
Письменный ответ на вопрос
|
С.391-393, уметь рассказать о цикле новелл «Звёздные часы человечества»
|
61
|
Внек.чтение. С.Цвейг «Невозвратимое мгновение»
|
Усвоение содержание новеллы и её основной мысли; контроль умения отбора материала для характеристики героя – исторической личности
|
Историческая новелла
|
Ответ на проблемный вопрос
|
Письменный развёрнутый ответ
|
62
|
Изображение ходынской трагедии в романе Б.Васильева «Утоли моя печали»
|
Знакомство с писателем и его творчеством; контроль умения анализировать эпизод по вопросам
|
Определение темы и основной мысли текста
|
Исторический роман
|
Фронтальный опрос
|
С.417-433 подготовиться к выразительному чтению, наизусть на выбор
|
63-64
|
Великая Отечественная война в лирике 20 века
|
Создание эмоционального фона для восприятия лирических произведений о Великой Отечественной войне; знакомство с лирическими произведениями разных авторов о Великой Отечественной войне и обмен впечатлениями о них
|
Биобиблиографический словарь
|
Групповая работа по анализу лирических произведений
|
Подготовить материал для творческой работы
|
65
|
Творческая работа
|
Развитие умения отбора материала по теме, создания аннотации; контроль умения рассказывать о лирическом произведении и его особенностях.
Формирование понятия о работе редактора
|
|
|
66-68
|
Мотивы былого в лирике поэтов 20 века
|
Знакомство с лирическими произведениями поэтов 20 века о прошлом и исторических событиях; контроль умения отбора биографического материала для рассказа о стихотворении; контроль умения рассказа о лирическом произведении и его особенностях
|
|