Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради)




Скачать 2.33 Mb.
Название Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради)
страница 1/21
Дата публикации 06.10.2014
Размер 2.33 Mb.
Тип Памятка
literature-edu.ru > Литература > Памятка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Урок 1* (см. Примечание)

Русский язык как государственный язык РФ.
Русский язык – средство межнационального
общения народов России и стран СНГ.
Русский язык в современном мире


Цели: познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; создать положительный эмоциональный настрой; уяснить роль и место русского языка в современном мире.

Тип урока: вводный.

Ход урока

I. Знакомство с учебником (форзацы, оглавление, условные обозначения, перечень словарей).

II. Соблюдение единого орфографического режима (памятка вручается каждому учащемуся; он вклеивает ее в соответствующую тетрадь).

Памятка по ведению тетради по развитию речи
(для контрольных работ, рабочей тетради)


1. Вести записи необходимо аккуратно, буквы писать разборчиво.

2. Нельзя пользоваться корректором, все исправления делать ручкой.

3. В тетради можно писать только синей пастой.

4. Выделять морфемы, подчеркивать члены предложения, составлять схемы и делать другие пометы необходимо простым карандашом.

5. Расстояние между работами – две строки.

6. Дата пишется прописью.

7. После каждой письменной работы необходимо провести работу над ошибками.

8. Правильно оформлять титульный лист тетради (образец демонстрируется на доске).

III. Работа по упражнению 1.

Прочесть текст, выписать словосочетания-термины, называющие функции русского языка в современном мире; пересказать содержание текста, опираясь на выписанные словосочетания; устно ответить на вопрос: Каковы функции русского языка в современном мире?

IV. Работа с цитатами.

• Богатство языка есть богатство мыслей.

(Н. М. Карамзин.)

• Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима.

(П. А. Вяземский.)

• Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

(Н. В. Гоголь.)

• ...Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.

(А. П. Чехов.)

• Слова. Словесная стихия. В словах мы осознаем себя и весь доступный пониманию мир. Без слов нет человека, и нет слов без человека. Слова, язык – в равной мере принадлежащее всем, всеобщее достояние народа, нации.

(Ч. Айтматов.)

Задание: выразительно прочесть высказывания; пояснить основную мысль афоризма; высказать собственное отношение к нему; переписать понравившийся афоризм.

V. Работа по упражнению 4.

Разбить текст на 4 абзаца; прочесть их; из каждого абзаца выписать предложение, в котором выражена главная мысль.

VI. Индивидуальная работа по упражнению 3.

Разбить текст на 2 абзаца; сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ, используя содержание текста.

Домашнее задание: составить письменное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»; повторить орфограммы: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Словарное слово: классика.

Памятка для работы над словарным словом

1. Записать правильно слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

2. Сделать морфемный разбор.

3. Дать лексическое значение (устно).

4. Составить со словом предложение.

5. Произвести морфологический разбор слова, опираясь на составленное предложение.

6. Написать слово крупно красными буквами на листе формата А4; если возможно, сделать к слову иллюстрацию.

Урок 2

Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных,
причастий и наречий


Цель: активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Устная разминка по правилам: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

II. Работа со словарным словом: классика.

III. Выполнение упражнения 21.

Обозначить условия выбора орфограммы на месте скобок.

IV. Индивидуальная работа по упражнениям 22, 23.

V. Распределительный диктант.

Текст читается учителем, учащиеся по ходу чтения выписывают слова с н/нн в два столбика.

Задание: из данного текста выписать слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с н и с нн; графически объяснить условия написания, указать часть речи.

Образец: ранним – прил., основа на н + суффикс -н-.

Ра..им утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехоже..ыми тропами. В дали, неяс..ой и тума..ой, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некоше..ой траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому.

Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую рощу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погруже..ый в свои воспоминания, я незамет..о приблизился к околице и, удивле..ый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизме..о носил в своем сердце образ родного дома…

В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запуще.., сор..ые травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчище..ых и уже давно никем не посыпа..ых песком. Деревя..ая решетка, далеко не новая, совсем рассохлась, облезла и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для неж..ого блед..о-розового цвета. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

Утре..яя роса оставила на лепестках розы несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала.

Домашнее задание: § 4, упр. 24; повторить правила правописания не с различными частями речи. Словарное слово: массив.

Карточка 1

Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн-.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказательства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма. Погода была … .

Карточка 2

Задание: в предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся. Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена. Невдалеке раздавалось кряканье утки. Меня разбудило чириканье воробья. По степи раздавался топот лошади. В книге лежало перо петуха. Это была песня лебедя. Этот камень в народе называют «глаз сокола». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур». В ушах переливались серьги из серебра.

Карточка 3

Задание: из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.



– Если пишется одна буква н в слове, то поднимите правую руку, если две буквы н, то встаньте.

Проводится, когда учащиеся, по мнению учителя, устали при выполнении письменной работы.

На рыбалке

В ра..ем возрасте отец впервые взял меня на весе..ий тетереви..ый ток. В ночной предутре..ей темноте мы шли через заросшие кустарником луга и перелески.

Первые охотничьи вылазки научили меня видеть и слышать. В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути..ые выводки, видел, как плавают маленькие пушистые утята. В пруду было много всякой рыбы. По утрам с удочкой в руках я сидел на песча..ом берегу и следил за сделанным из гуси..ого пера маленьким поплавком. Дерзкий ветерок пузырем надувал за спиной льня..ую рубаху. Было приятно вытаскивать из воды небольших золотистых карасей, красноперых плотичек, толстоспи..ых серебря..ых головлей. Потом мы отбирали крупную рыбу, мелочь бросали в полотня..ую сумку. На костре варили уху. Усевшись в тени на берегу, хлебали ее деревя...ыми ложками. Удивительно вкусна, душиста рыбачья уха из свежей рыбы!

(По И. Соколову-Микитову.)

Урок 3

Слитное и раздельное написание не
с разными частями речи


Цель: вспомнить и закрепить правописание не с различными частями речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Эвристическая работа (поисковый диктант).

– Спишите, исправляя допущенные ошибки, комментируя свои действия.

На доске: неспеша, давно не бритые щеки, не смотря на усталость, недавно, несомненно, недоумение, мне не здоровится, ни с чем несравнимая, непрошеные, непростой, недоумевая, неожиданно.

II. Устная разминка по правилам: правописание не с разными частями речи.

III. Словарная работа: массив.

IV. Работа с таблицами.

Задание: рассмотреть таблицы, вспомнить правила написания не с различными частями речи. Какие части речи не представлены в таблицах? Как пишется не с этими частями речи?

НЕ с прилагательными

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь

НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными



НЕ с наречиями на -о, -е

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь

V. Работа по учебнику.

Выполнение упражнений 29, 30, 31 по рядам: правильно написать не со словами, графически объяснить написание.

VI. Афористичный диктант (фронтальная работа).

Задание: записать афоризм, правильно написать не со словом, пояснить главную мысль. Что объединяет эти афоризмы? А вы согласны с авторами?

1. (Не)вежество – знать (не)больше, чем знают другие. (Жан Ростан.) 2. Все мы (не)вежды, но в разных специальностях. (Уилл Роджерс.) 3. Если знание – это сила, то (не)знание – долголетие. (Л. Сухоруков.) 4. Любить чтение – это обменивать часы скуки, (не)избежные в жизни, на часы большого наслаждения. (Шарль Монтескье.) 5. (Не)сомненный признак всякой хорошей книги – если она нравится тем больше, чем человек становится старше. (Г. К. Лихтенберг.) 6. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Ни о чем (не)думает лишь тот, кто ничего (не)читает. (Дени Дидро.) 7. Иные любят книги, но (не)любят авторов – и (не)удивительно: кто любит мед, (не)всегда любит пчел. (П. Вяземский.) 8. Все стерпит бумага, но (не)читатель. (Жозеф Жубер.) 9. Прошедшего (не)существует, пока будут существовать книги. (Бульвер-Литтон.) 10. (Не)которые книги (не)заслуженно забываются, но нет ни одной книги, которую (не)заслуженно бы помнили. (У. Х. Оден.) 11. Книги следует читать так же (не)торопливо и бережно, как они писались. (Г. Д. Торо.) 12. Читайте книги – (не)которые из них специально для этого написаны. (М. Генин.) 13. Читать между строк полезно – глаза (не)так устают. (С. Гитри.) 14. Все уже описано. К счастью, (не)обо всем еще подумано. (С. Е. Лец.) 15. (Не) читай на ходу – столкнешься с жизнью. (В. Голобородько.) 16. Гораздо важнее (не)что мы читаем, а как и с какой целью. (Э. Бёрк.)

Домашнее задание: § 5, упр. 35; повторить разряды местоимений; разряды наречий, указывающих на признаки действия; правила написания не/ни с указанными частями речи. Словарное слово: созданный.

Индивидуальное задание: из художественных произведений выписать предложения, где встречаются слова с не, указать части речи и условия выбора орфограммы.

Карточка 1

Задание: напишите правильно не со словами, графически объясните написание.

Гроза

(Не)забываемое, (не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще (не)закрытая черной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс наш дом, и полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа. Окна были (не)занавешены. Сквозь них постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем (не)защищенный от ветров. Когда мой испуг прошел, я принялся расспрашивать, что такое молния, отчего она зажигается, отчего гремит гром. И только когда небо очистилось и замелькали звезды, я заснул в своей красивой плетеной кровати и спал (не)пробудным сном до самого утра.

Карточка 2

Задание: из предложенного текста выпишите слова с не, графически объясните написание.

Трудно писать о человеке, с которым (не)давно расстался и которого любил, знал больше двух десятков лет, хотя дружба с ним была далеко (не)легка.

Да, Твардовский (не)относился к людям, с которыми легко и просто. Но общение с ним всегда было интересным, в каком бы настроении он ни был. Он никогда (не)старался казаться умнее, чем он есть, но почему-то всегда чувствовалось его превосходство, даже когда в споре оказывалось, что прав именно ты, а (не)он. Побежденным, как и большинство людей, признавать себя (не)любил, но если уж приходилось, то делал это всегда так по-рыцарски, с таким открытым забралом, что хотелось тут же отдать ему свою шпагу.

Да, в нем было рыцарство, в этом сыне смоленских лесов, светлоглазом, широкоплечем. Он умел отстаивать свою правоту, глядя прямо в глаза, (не)отрекаясь от сказанного и (не)изменяя в бою.

Иногда Твардовский (не)прочь был смутить человека каким-нибудь (не)ожиданным суждением или вопросом. По воспоминаниям современников, (не)любил также людей, уделяющих себе слишком много внимания. Какие-нибудь мелочи: ярко-красные носки или излишне пестрый галстук – могли сразу же его настроить против человека. Вообще пошлость была ему противопоказана в любых ее проявлениях. Известно, что из мелочей складывается целое, а издалека характер виден целостней, значительней.

Твардовский – поэт, редактор, человек – интересен нам и сегодня. Может быть, с ним (не)всегда было легко дружить, сотрудничать, но след, оставленный им в литературе и истории, весом и значителен.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon Наименование рабочей тетради
Узорова. 3000 примеров по математике. Счет в пределах 100. 2 класс. В 2-х частях
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon Методические указания по выполнению контрольных работ по «Математике»...
Математика: Методические указания по выполнению контрольных работ Бузулук: бгти, 2013
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon Конспект в рабочей тетради по литературе. Анализ стихотворения и сочинение
Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору учащихся)
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
Это вторая часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней...
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon «Школа Ломоносова» Е. В. Стерлягова
Это третья часть рабочей тетради по логике моему любимому предмету. Надеюсь, что с помощью этой разработки нам будет легче и интересней...
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon 4444444Информация для учащихся и родителей 6 «Д» класса на 2 сентября 2013
Учебник Зубарева 6 класс, раб тетради (2 шт), тетр. Клетка 18 листов, поля (3 шт)
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon Зарубежная литература 17-18вв. 2 Курс, озо
Требования к зачету. Наличие конспектов, качество выполнения домашнего задания, знание художественных текстов, выполнение проверочных...
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon История мировой и отечественной связи тематика контрольных работ спб гут санкт-Петербург
История мировой и отечественной связи: тематика контрольных работ / В. И. Мосеев, В. Н. Фролов. – Спб.: Изд-во Спбгут, 2012. – 38...
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на...
Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»...
Памятка по ведению тетради по развитию речи (для контрольных работ, рабочей тетради) icon Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь»
Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции