Художественно – выразительные средства поэтического языка




Скачать 423.26 Kb.
Название Художественно – выразительные средства поэтического языка
страница 1/4
Дата публикации 14.10.2014
Размер 423.26 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
СЛОВАРЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

http://www.rifmoved.ru/poet-15.htm (сайт «Рифмовед» анализ поэтического текста)

http://www.rifmoved.ru/analiz_stihov.htm (экспресс-анализ стихотворения)

ОГЛАВЛЕНИЕ




Стр.




Стр.

Художественно – выразительные средства поэтического языка:

аллитерация

анафора

бессоюзие

диссонанс

звукопись

параллелизм

рефрен

стык

эпифора
Виды стихов

белый стих

визуальная

поэзия

комбинаторная поэзия

фигурный стих
Поэтические жанры

дифирамб

каламбур

логогриф

мадригал

ода

одическая строфа

палиндром

панегирик

поэма
Система рифмовки

королевская рифмовка

кольцевая рифма

опоясывающая рифма

перекрёстная рифма

онегинская строфа

эпиграмма

эпитафия


2


6

8

13



Понятия стихосложения и лирики

поэзия

поэтика

интонация

мелодика стиха

опорный звук

метрическое стихосложение

одностишие

полустишие

полиметрия

припев (рефрен)

Метр. Размер. Стопа.

Ритм

метр

размер

ямб

хорей

дактиль

амфибрахий

анапест

примеры

разностопных размеров

пеон

пентон

мультиразмерный стих

пиррихий

трибрахий

сверхсхемное ударение

спондей

усечение

александрийский стих

гекзаметр

пентаметр

логаэд

дольник

тактовик

акцентный стих

брахиколон

15

17


Художественно – выразительные средства поэтического языка.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - стилистический приём;  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.
"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный чёлн…
                       (К. Бальмонт)

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  стилистическая фигура; повторение начальных звуков (звуковая анафора), слов (лексическая анафора), фраз (синтаксическая анафора) в начале смежных стихов в пределах строфы. Также:повторение каких-либо синтаксических построений в смежных строфах (строфическая анафора).
Звуковая анафора основана на аллитерациях и (или) ассонансах.

И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.
                        (А.Толстой)


Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
             (М.В. Лермонтов)


Приют любви, он вечно полн
Прохлады сумрачной и влажной...
                               (А.С.Пушкин)


Лексическая анафора имеет место при повторении в соседних стихах одинаковых слов.

Чёрный ворон в сумраке снежном,
Чёрный бархат на смуглых плечах...
Томный голос пением нежным
Мне поёт о южных ночах.
                                 (А.Блок)


Сила народная,
Сила могучая -
Совесть спокойная
Правда живучая!
           (Н.А.Некрасов)



Синтаксическая анафора - повторение синтаксических конструкций или фраз в начале стихов в пределах одной строфы.

Я знал любовь, не мрачною тоской,
Не безнадёжным заблужденьем,
Я знал любовь прелестною мечтой,
Очарованьем, упоеньем.
                    (А.С. Пушкин)


Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
                          (Анна Ахматова)


Строфическая анафора  основана на повторении слов или синтаксических  построений в смежных строфах.

Взгляни на звёзды: много звёзд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звёзды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встаёт,
Ярчей горит она?
           (Е. Баратынский)


Русское название анафоры - единоначатие. Противоположность анафоре - эпифора.

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

       Ночь, улица, фонарь, аптека,
       Бессмысленный и тусклый свет.
       Живи ещё хоть четверть века -
       Всё будет так. Исхода нет.
                                              
 (А. Блок)
     Сошлись семь мужиков…
                               (Н.А. Некрасов)


ДИССОНАНС (лат. dissono - нестройно звучу) –  сочетание слов с различной ударной гласной. При этом остальные звуки могут совпадать. Сродни консонансу.
Ворот –  верит, розовый – разовый, норов – коммунаров, тающий - млеющий…  


ЗВУКОПИСЬ - фонетическая инструментовка стиха.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.                      

 (А. С. Пушкин)      

Мчатся тучи, вьются тучи...
(М.Ю. Лермонтов)



Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.
РЕФРЕН (припев) –  стих или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении; повторяющаяся часть куплета песни, 
обычно её последняя строка.

   Ваше благородие, госпожа удачи,
   Для кого ты добрая, а кому иначе.
   Девять граммов, сердце, постой не зови:
   Не везёт мне в смерти – повезёт в любви.      2 раза
                                                  (Б. Окуджава)


СТЫК (акромонограмма) - лексико-композиционный приём; звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

Сидел я под клёном и думал,
И думал о прежних годах.
                        (А.К.Толстой)



О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
                                        (А. Блок)


ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости...
 
                       (А. С. Пушкин)

Виды стихов

БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:

     Сяду я за стол да подумаю:
     Как на свете жить одинокому?
     Нет у молодца молодой жены,
     Нет у молодца друга верного.
                                  (А. Кольцов)

     В каком году  - рассчитывай,
     В какой земле  - угадывай,
     На столбовой дороженьке

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в  XVII веке и в которую он вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.

В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А.Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские "визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст.  Пример...     Ссылки в сети: Галерея стихографики

КОМБИНАТОРНАЯ ПОЭЗИЯ -  создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам и, как следствие, полным подчинением содержания форме. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. К комбинаторной поэзии относятся: палиндромы, анаграммы, равнобуквицы, тавтограммы, -тексты и т.п. 

ФИГУРНЫЙ СТИХ (vers figures)  – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо  фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу  в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами:первые фигурные стихи  в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в XVII веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста,сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий.  В XVIII-XIX вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем к фигурным стихам проявляют интерес символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов, Вознесенский и др.). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Больше фигурных стихов

О, где же те мечты? Где радости печали,
    Светившие нам столько долгих лет?
 От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
 И те пропали,
Их нет.
 (А. Апухтин)

   
                     и
                    кто
                  придя
                 в  твои
              запретныя
  где  б не был до того никто
    найдет безмолвныя твои
     и тайны  света низведя
        в тьме безответныя
          родит тебе мечты
            тот светлый ты
        твоя звезда  живая
       твой гений двойника
     его смиренно призывая
  смутясь  молись  издалека
 а  ты а ты вечерняя  звезда
                тебе туда
                  глядеть
                    где я
                       я
         (И. Рукавишников)



Поэтические жанры


ДИФИРАМБ - первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер). В переносном смысле – чрезмерная похвала.

   Цветов! огня! вина и кастаньет!
   Пусть блещет "да"! Пусть онемеет "нет"!
   Пусть рассмеется дерзновенное!
   Живи, пока живешь! Спеши, спеши
   Любить, ловить мгновенное!
   Пусть жизнь за счастье сдачи даст гроши, -
   Что толку в том, когда все - тленное?!
   Пей! хохочи! танцуй! смеши!
                                        (И. Северянин)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Проверочная работа по теме: Изобразительно-­выразительные средства...
В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Методическая разработка «Голос и выразительные средства в джазе»...

Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Задание (20 баллов). Прочитайте стихотворение: звезда полей звезда...
Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Издания 2010-2011 учебного года
...
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Урока: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать...
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Рабочая программа по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, образовательной области «Художественное творчество», образовательному...
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Рабочая программа объединения художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам»
Дополнительная образовательная программа: «Восхождение к истокам», художественно- эстетическое направление
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Урок английского языка по теме: “Ireland”. 7-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке
Художественно – выразительные средства поэтического языка icon Средства массовой информации образовательной направленности
Перечисленные ресурсы содержат ссылки на программные средства, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции