Пояснительная записка




Скачать 56.34 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата публикации 06.10.2014
Размер 56.34 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(образец – на примере программы по литературе для 8 класса гуманитарного отделения)
Программа по русской литературе для 8 – 11 классов гуманитарного отделения строится по принципу двух концентров:

  1. 8 класс – пропедевтический (вводный, обзорный) курс изучения русской литературы с древнейших времён до 20 века включительно;

  2. 9 – 11 классы – изучение истории русской литературы 19 – 20 веков.

Такое построение программы связано с необходимостью рационального использования учебного времени с учётом четырёхлетнего курса лицейского образования.

Программа углубленного преподавания русской литературы в восьмом классе лицея ориентирована на первый год изучения данной дисциплины как профильного учебного предмета. В восьмой класс лицея поступают дети с разным уровнем предлицейской подготовки, и программа первого года углублённого изучения литературы призвана познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями русской литературы всех периодов её развития. Структура программы 8 класса предполагает более подробное изучение древнерусской литературы и творчества писателей 18 века, а также обзорное изучение творчества русских писателей 19 и 20 веков. Данная программа ориентирована на обобщение и углубление теоретико-литературных знаний учащихся, развитие навыков анализа художественного текста с опорой на историко-литературный и лингвистический контексты произведения.

Программа разработана на основе «Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля» (авторы – Есин, Кутузов, Ладыгин), опубликованной Министерством народного образования ПМР в 1993 году. Следует учитывать также, что в последние годы не было опубликовано ни одной программы углублённого изучения литературы, которое следует отличать от расширенного изучения. Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного изучения литературы (см.: Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Тирасполь – Кишинёв, 2004).

Программа изучения русской литературы в восьмом классе гуманитарного отделения предполагает опору на такие учебные пособия, как «Литература. 8 класс» под редакцией Беленького (Москва, «Просвещение», 2002) и «Русская литература. 9 класс: учебное пособие для гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением литературы» под редакцией М.Качурина (Москва, «Просвещение», 1995).


Дата

Тематика занятий

К-во

часов

Форма проведения занятия

Используемые

источники

Примечание




Введение. Повторение.
Влияние творчества А.П.Чехова. Рассказы. Новаторство.Тема «футляра».

Новаторство Чехова-драматурга. «Вишневый сад». История создания. Комическое и трагическое в комедии. Конфликт.

Инсценирование эпизодов комедии.
Возникновение модернизма. Серебряный век. (1890-1921 гг.). Русский духовный ренессанс. Идеологическая раздробленность литературного процесса в 20 веке.
Критический реализм

на рубеже 19-20 веков.

Особенности русского реализма начала 20 века.

И.А.Бунин

Личность и художественный мир писателя. Традиции и новаторство бунинской прозы. «Антоновские яблоки».

Философские проблемы в рассказах «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Чаша жизни». Семинар-дискуссия.

Тема любви и смерти в рассказах «Лёгкое дыхание», «Митина любовь», «Чистый понедельник».

Цикл «Тёмные аллеи». Характеры бунинских героинь.

Тема трагической любви в цикле. (Дискуссия).
А.И.Куприн

Обзор творчества. Традиции русского реализма в прозе писателя.

Мир чувств и «великая тайна любви» в повести «Олеся» и рассказе

рассказе «Гранатовый браслет». Образ «естественного человека».
М.Горький

Обзор творчества. Романтические рассказы и их герои: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш». Образ повествователя и способы выражения авторской позиции. Влияние философии Ф. Ницше на взгляды писателя.

Пьеса «На дне». «Новый реализм» Горького. Смысл названия пьесы. Расстановка персонажей и диалектика характеров. Философский и гуманистический смысл драмы. Два понимания правды и проблема веры.

Язык пьесы. Чеховские традиции в драме.

Горький как публицист. Цикл «Несвоевременные мысли». Отношение к революции и полемика с Лениным. Тема народа и судьбы России в цикле.
Л.Н.Андреев

Жизнь и творчество Андреева. Перепутья реализма и модернизма.

Рассказ «Жизнь Василия Фивейского»: мифологема судьбы. Мотивы Книги Иова в рассказе.

Повесть «Иуда Искариот»: диалектика предательства и авторская интерпретация евангельского сюжета.
Сатирическая литература начала века. Юмористические рассказы и политические сатиры А.Т. Аверченко и Н.А. Тэффи. Поэзия Саши Черного.
Модернистские направления и течения начала 20 века
Символизм как литературно-философское направление в поэзии рубежа 19 и 20 веков. Эстетические и мировоззренческие позиции русских символистов. Теория символа. Роль учения В. Соловьева в развитии символизма.

Декаденты и младосимволисты. В.Я. Брюсов как теоретик русского символизма. Традиции, новаторство и поэтическое изящество лирики К.Д. Бальмонта. Поэзия Ф.К. Сологуба и Д.С. Мережковского. Чтение и анализ стихотворений по выбору учащихся.

Поэтика русского символистского романа. Анализ романов Ф.К. Сологуба «Мелкий бес», Д.С. Мережковского «Антихрист», А. Белого «Петербург» (одного из романов по выбору).
А.А.Блок

Периодизация и особенности творчества.

Любовная лирика. Циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Фаина», «Снежная маска», «Кармен».

Тема России в цикле «Родина».

Философская проблематика и символика поэмы «Двенадцать».

Обзор поэм «Скифы» и «Возмездие».
Акмеизм как «наследник» символизма. Эстетические принципы акмеистов.

Особенности поэзии Н.С. Гумилёва, «тоска по мировой культуре»: «Слово», «Жираф», «Волшебная скрипка», «Шестое чувство».
А.А. Ахматова

Периодизация творчества. Романность лирики. Роль детали в поэзии Ахматовой. Сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник» как лирический дневник.

Поэма «Реквием»: «Хотелось бы всех поименно назвать…»
Возникновение русского футуризма. Манифесты футуристов. Различия и сходство эго- и кубофутуристов. Поэзия В. Хлебникова. Языковые и поэтические эксперименты в стихотворениях «Заклятие смехом» и «Бобэоби пелись губы».

Особенности И. Северянина. Любовная и гражданская тематика. Мелодика «поэз».
В.В.Маяковский

Обзор творчества. Новаторский характер и пафос лирики 1913-1917гг. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!».

Идейная направленность поэмы «Облако в штанах»: «четыре крика четырёх частей».

Стихотворения «Лиличка!», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся».

Революционное творчество Маяковского. Поэмы «Хорошо!» и «Во весь голос».

Комедии «Клоп» и «Баня» (обзор).


10


24















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon Пояснительная записка к рабочему учебному плану Пояснительная записка...
Буп, утвержденного приказом департамента образования Тульской области от 05. 06. 2006 г. №626 для 4,7-11 классов
Пояснительная записка icon Пояснительная записка Настоящая пояснительная записка включает: -основные...
Настоящий учебный план принят на заседании педагогического совета мкоу «Новотолучеевская оош» 30 августа 2013 года, протокол №1
Пояснительная записка icon Пояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому...
Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э
Пояснительная записка icon Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно...
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности» проводится...
Пояснительная записка icon Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно...
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности» проводится...
Пояснительная записка icon Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Аймакинская средняя...
Пояснительная записка к учебному плану мкоу аймакинская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка

Пояснительная записка icon История Древнего мира. 5 класс
Пояснительная записка с. 3
Пояснительная записка icon Пояснительная записка
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010)
Пояснительная записка icon Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М. И. Калинина
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции