Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка




Скачать 2.35 Mb.
Название Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка
страница 1/11
Дата публикации 04.10.2014
Размер 2.35 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта щего образования (2004) и программы по литературе для 5-9 классов (авторы: В.Я. Коровина, Журавлев, В.И. Коровин, И.О. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвеще-в, 2009

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), )кроме этого в нее включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 9 класс: Г.Р.Державин «Властителям и судиям», Л.Н. Толстой «Юность», И.А.Бунин «Тёмные аллеи», песни, романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный пересказ, с изменением лица рассказчика, художественный пересказ), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные эавления);

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), зо как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сенти-тализм (начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представле->, роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художествен-литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие этия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический ро-(начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о веском и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие 1ставлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рас-а, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), сил-з-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление 1ставлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей ых эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и ювой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных юв и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая пробле­мы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.


Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Аленькина С.Н. Рабочая тетрадь по литературе. 9 класс. - СПб: Паритет, 2002.

2. Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник/ Шайтанов И.О., Свердлов М.И.; под ред. И.О. Шай-танова. - М.: Просвещение, 2006.

3. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

4. Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений. Сост. Коровина В.Я. и др. - М.: Просвещение, 2008.

5. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Про­свещение, 2008.

2. Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвеще- 59 ние, 2008. О.

3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

4. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

5. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения эк­замена в 9 классе. - М.: Просвещение, 2006.

6. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; под ред.В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

7. Коровин В.И. А.С.Грибоедов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001. О

8. Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

9. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.

10. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. - К М.: Материк Альфа, 2004.

11. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. - М.: ВАКО, 2007.

12. Сахаров В.И. М.А.Булгаков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2002.

13. Сахаров В.И. Русская драма как искусство слова. - М.: Русское слово, 2005.

14. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 12-19 вв.: 9-10 классы. - М.: ВЛАДОС, 2000.

15. Штейн А.Л. Шедевры русской литературы: Книга для учителя. - М.: Русское слово - учебная

книга, 2003. ш

16. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа, 2006.

17. Якушин Н.Н. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п


Тема урока


Кол-во ча­сов

Содержание образования


Виды учебной деятельности


Планируемый результат освоения материала

Внутрипред-метные и межпредметные связи

Виды контроля


Домашнее задание


Сроки проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1-2


Литература

как искусство

слова и ее роль в духовной жизни человека

Древнерусская литература.

Русская литература 18 в.


2


Место художест-

венной литературы

в общественной

жизни и культуре

России. Нацио-

нальные ценности

и традиции, фор-

мирующие пробле-

матику и образный

мир русской лите-

ратуры, её гума-

низм, гражданский

и патриотический

пафос. Националь-

ная самобытность

русской литерату-

ры. Русская лите-

ратура в контексте

мировой. Эпохи

развития литерату-

ры. Понятие о ли-

тературном про-

цессе


Рецептивная:

чтение вступи-

тельной статьи

учебника;

репродуктивная:

составление таб-

лицы, ответ на

вопрос «В чём

цель изучения ли-

тературы в 9 классе?»;

продуктивная,

творческая: устное сочинение

«Литература - не-

обходимая со-

ставная часть ис-

тории»;

поисковая: само-

стоятельный поиск

ответов на вопросы

проблемного харак-

тера; анализ выска-

зывания историка

Ключевского


Знать: образную

природу словес-

ного искусства,

роль литературы

в общественной и

культурной жиз-

ни, особенности

литературного

процесса;

понимать: исто-

рию литературы

как совокупность

произведений

народа; связь

литературы с об-

щественной и

культурной жиз-

нью данной эпо-

хи, наличие и

развитие в лите-

ратуре опреде-

лённых традиций;

уметь: аргумен-

тирование отве-

чать на вопросы,

строить моноло-

гическое выска-

зывание, отби-

рать необходи-

мый материал

для таблицы


Обществоз-

нание: пони-

мать, что та-

кое нацио-

нальные тра-

диции, ценно-

сти, гуманизм,

патриотизм,

самобытность.

История: от-

ражение в ли-

тературе ос-

новных исто-

рических со-

бытий России:

как взаимо-

связаны исто-

рия и литера-

тура?

Литература:

понятия «об-

раз», «лите-

ратурный

процесс»,

«мировая ли-

тература»: в

чём заключа-

ется особен-

ность художе-

ственной ли-

тературы?


Чтение и анализ высказывания историка В. О. Ключевского: «Человек - главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пытается выразить. А человек любит выражать, обнаруживать себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, что «литература даёт понимание себя»? Чтение вступительной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы». Устное сочинение «Литература - необходимая составная часть истории». Ответить на вопросы: что важнее - любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе – вещь обязательная?


Читать «Слово

о полку Игоре-

ве»;

пересказывать

статьи учебни-

ка «Древне-

русская лите-

ратура» по са-

мостоятельно

составленному

плану.

Индивидуаль-

ные задания:

а) пересказать

очерк Лихаче-

ва, б) подгото-

вить сообще-

ние об истории

открытия

«Слова»






ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)

3


«Слово о

полку Игоре-

ве» - вели-

чайший

памятник

древнерус-

ской литера-

туры


1


Открытие «Сло-

ва...», его издание

и изучение. Вопрос

о времени созда-

ния и авторстве.

Историческая ос-

нова памятника,

его сюжет. Жанр и

композиция


Репродуктивная:

пересказ статьи

учебника «Древ-

нерусская литера-

тура» по само-

стоятельно со-

ставленному пла-

ну; пересказ очер-

ка Д. С. Лихачева;

сообщение об ис-

тории открытия

«Слова», ответы

на вопросы;

поисковая: уста-

новление ассо-

циативных связей

«Слова о полку

Игореве» с произ-

ведениями В. Вас-

нецова, В.Серова,

гравюрами В.Фа-

ворского;

исследователь-

ская: сопоставле-

ние «Слова» с ле-

тописными источ-

никами


Знать: историче-

скую основу па-

мятника, историю

его открытия,

содержание про-

изведения;

понимать: жан-

ровые особенно-

сти «Слова...»;

уметь: строить

монологическое

высказывание,

составлять план

прочитанного,

выделять смы-

словые части,

уметь сопостав-

лять произведе-

ния изобрази-

тельного искусст-

ва и летописные

источники с тек-

стом произведе-

ния


История:

Феодальная раздробленность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лаврентьевская и Ипатьевская летописи: как в исторических документах освещаются события похода князя Игоря? Сопоставление текста с летописными источниками.

ИЗО: иллюстрации В.Серова, гравюры В.Фаворского, живопись В.Васнецова: найти в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям; удалось ли художнику передать настроение, характер литературного героя? Кому из художников удалось точнее передать замысел автора?

Составление плана

«Слово о полку

Игореве».

Сопоставление с

летописными ис-

точниками. Историк

С.Соловьёв утверждал, что автор верен своему обещанию рассказы-

вать по «былинам»,

поэтому его рас-

сказ совершенно

одинаков с расска-

зом летописца. Со-

гласны ли вы с этим утверждением?

Верно ли то, что

подробностей по-

хода князя Игоря

гораздо больше в

летописи, нежели в

«Слове»?


Определить в

тексте «Сло-

ва...» компози-

ционные части.

Индивидуаль-

ное задание:

а) выразитель-

ное чтение от-

рывков «Вступ-

ления», «Золо-

тое слово

Святослава»;

б) письменно

доказать, что

«Слово о полку

Игореве» - во-

инская повесть






4


Историческая основа «Слова о полку Игореве». Образ русской земли

1


Образ русской

земли и нравствен-

но-патриотическая

идея «Слова…»


Рецептивная:

чтение и полно-

ценное воспри-

ятие художествен-

ного текста;

репродуктивная:

осмысление сю-

жета произведе-

ния;

продуктивная,

творческая: вы-

разительное чте-

ние, ответ на во-

прос: согласны ли

вы с тем, что

«Слово о полку

Игореве» - воин-

ская повесть?

Поисковая: ком-

ментирование тек-

ста произведения,

установление ас-

социативных свя-

зей «Слова о полку

Игореве» с произ-

ведениями В. Вас-

нецова, В.Серова,

гравюрами

В.Фаворского;

исследователь-

ская: анализ худо-

жественного текста

произведения

Знать: жанр и

композицию про-

изведения, нрав-

ственно-

патриотическую

идею «Слова»;

понимать: в чём

заключается пат-

риотизм произве-

дения, какова

роль изобрази-

тельно-вырази-

тельных средств

в создании об-

раза Родины в

произведении;

уметь: выделять

смысловые части

художественного

текста, формули-

ровать идею про-

изведения; выра-

зительно читать,

соблюдая нормы

литературного

произношения


Литература:

какие фольк-

лорные обра-

зы встречают-

ся в «Сло-

ве..»? Как со-

четается хри-

стианская и

языческая

символика в

тексте произ-

ведения? Ка-

кова их роль в

идейном за-

мысле авто-

ра?

ИЗО: Какие

слова текста

вы взяли бы

для подписи

под иллюст-

рациями

В.Васнецова,

В.Серова,

И.Билибина,

В.Фаворского?


Аналитическое

чтение и ответы на

вопросы: по каким

событиям учёные

смогли точно уста-

новить время напи-

сания произведе-

ния; какие истори-

ческие лица изо-

бражены реалисти-

чески, а какие

идеализированы?


Ответить на

вопрос: «Как

проявляется в

«Золотом сло-

ве» Святослава

идея произве-

дения?»

Инд. задание:

подготовить

исторические

справки о

князьях, к кото-

рым обращает-

ся в «Слове...»

автор






5


РР Композиция «Слова о полку Игореве»

Подготовка к дом. сочинению

1


Нравственно-

патриотическая

идея «Слова...».

Ярославна как

идеальный образ

русской женщины.

Символика «Сло-

ва...», своеобразие

авторского стиля.

«Слово...» и

фольклорная тра-

диция


Продуктивная,

творческая: соз-

дание сочинения;

поисковая:

комментирование

текста


Знать: содержа-

ние фрагмента,

особенности ком-

позиционного

строения эпизода;

понимать: роль

эпизода «Плач

Ярославны» в

идейном содер-

жании произве-

дения; позицию

автора и её от-

ражение в тексте;

уметь: коммен-

тировать эпизод;

анализировать и

интерпретировать текст с учётом авторской

позиции; строить

письменное вы-

сказывание;

обосновывать

собственную точку зрения




Составление ха-

рактеристик героев,

в том числе сопос-

тавительной.

Запись художест-

венных средств

выразительности и

определение их

роли в тексте.

Ответить на вопро-

сы:

как вы думаете, не

идеализирует ли

автор князя Игоря;

согласны ли вы с

мнением профес-

сора В.Ф. Перевер-

зева, что князь

Игорь сознаёт свой

долг перед Русью?

Что символизирует

плач Ярославны?

Какова роль образа

Ярославны в рас-

крытии идеи «Сло-

ва...»?

Устное сочине-

ние «Каким предстаёт в

тексте поэмы

князь...» (по

выбору учаще-

гося).

Выразительное

чтение эпизода

«Плач

Ярославны».

Индивидуаль-

ное задание:

сообщение о

поэтических

переложениях

«Слова...»








ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 часов)

6-7


Характери-

стика русской

литературы

1 8 века

Классицизм в русском и мировом искусстве

Классицизм Строгая иерархия жанров

(Обзор)


2


Идейно-

художественное

своеобразие лите-

ратуры эпохи Про-

свещения. Класси-

цизм как литера-

турное направле-

ние. Идея граждан-

ского служения,

прославление ве-

личия и могущест-

ва Российского го-

сударства. Антич-

ность и классицизм



Рецептивная:

чтение высказы-

вания о литерату-

ре 18 века;

реп родукти вная :

ответы на вопросы

учебника, осмыс-

ление высказыва-

ния искусствоведа

Н.Рапацкой


Знать: признаки

классицизма,

особенности эпо-

хи Просвещения,

историческую

обстановку, об-

щую характери-

стику литературы

18 в.;

понимать: роль

литературы 18

века в после-

дующем разви-

тии культурных

традиций;

уметь: сопостав-

лять историче-

ские факты и ли-

тературные тра-

диции; самостоя-

тельно строить

устное высказы-

вание с опорой

на критическую

литературу


История,

обществоз-

нание: уточ-

нение значе-

ния общест-

ено-полити-

ческой лекси-

ки: граждан-

ское служение,

Просвещение.

Литература:

классицизм,

сентимента-

лизм.

ИЗО, архи-

тектура: порт-

ретная живо-

пись, архитек-

тура 18 века:

как в изобра-

зительном и

архитектур-

ном искусстве

отразились

значимые

черты класси-

цизма, сенти-

ментализма?

Составление хро-

нологической таб-

лицы, викторина,

работа со статьей

учебника.

Осмысление вы-

сказывания

Н.Рапацкой: «Про-

цесс развития ис-

кусства – это по-

стоянное повторе-

ние пройденного,

возвращение к

ценностям про-

шедших эпох, их

новое открытие,

продиктованное

потребностями ду-

ховной жизни». Как

вы думаете, зачем

современному чи-

тателю нужны зна-

ния о духовной

жизни людей

18 века?


Пересказать

статью учебни-

ка о М.В. Ломо-

носове.

Выразительное

чтение оды

«Вечернее

размышле-

ние…»







  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа) пояснительная записка
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендованной...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая программа по русскому языку. (9 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (9 класс ) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка
Те же авторы (С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев) и та же программа (см выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Пояснительная записка рабочая программа разработана для учащихся...
Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции