Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне




Скачать 386.92 Kb.
Название Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне
страница 1/3
Дата публикации 29.09.2014
Размер 386.92 Kb.
Тип Рабочая программа курса
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа курса
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9

с углублённым изучением иностранных языков

г.Дубны Московской области»

«Утверждаю»

Директор школы №9

Приказ № ____ от «____» ______________ 2008 г.

__________________ (______________)

Рабочая программа

курса литературы,

изучаемого на базовом уровне.

5классы

Учителя

Рассмотрено на заседании ШМО

« 28» августа 2008 г.

Протокол № 1

Руководитель ШМО_____________(________________)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР_____________(_______________)

«______» ___________________ 2008 г.
г.Дубна 2008-2009 учебный год

Оглавление





Пояснительная записка 2

Содержание программы по литературе для 5-го класса (автор Г.С.Меркин) 6

Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 5–х классах 14


Пояснительная записка


Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

В процессе изучения курса литературы учащиеся должны овладеть следующими основными теоретико-литературными понятиями:

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.


Данная Рабочая программа предполагает следующие виды деятельности учащихся по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Данная Рабочая программа составлена в полном соответствии с Программой по литературе для 5 класса автора Г.С.Меркина из расчёта 2 часа в неделю. Все изучаемые темы распределены следующим образом:




Тема

Количество часов




Введение

1




Из мифологии

2




Из устного народного творчества

2




Из древнерусской литературы

1




Басни народов мира

1




Русская басня

2




Из литературы XIX века

23




Из литературы XX века

20




Из зарубежной литературы

14




Резервные уроки

2




Всего

68


Данная Рабочая программа предполагает следующее количество контрольно-измерительных работ.




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Сочинения

Изложения

1

0

1

1

1

3

1


В качестве основного используется учебник Г.С.Меркина «Литература. 5 класс» в 2-х ч.– М., «Русское слово», 2006
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа курса мировой художественной культуры, изучаемого на базовом уровне. 8
Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ., соответствующей федеральному...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Программа по литературе для 5 -11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители
Г. С. Меркин). В сборнике программ предложены варианты Зинина С. А. и Меркина С. Г. Составителями сборника рекомендуется отдать предпочтение...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа учителя
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных...
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа по русской литературе составлена на основе Примерных...
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа учебного предмета «История» в 10 классе на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа по мхк на 2011 2012 учебный год
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа курса литературы, изучаемого на базовом уровне icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 11 класса...
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции