Скачать 305.06 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение «Православная школа во имя Святой Троицы»
Рабочая программа учителя Алтуниной Светланы Юрьевны, первая квалификационная категория, по литературе 6 класс г.Ангарск, 2014 Раздел I. Пояснительная записка Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников. Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 6 классе: 1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции. 2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности. 3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. 4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений. 5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи. 6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников. Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток – активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа – герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний. Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса – «Герой-подросток на страницах литературных произведений». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними. Курс рассчитан на 68 часов. Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса Введение Подросток – герой художественных произведений. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Отрочество знаменитых писателей на страницах автобиографических произведений.(1 ч.) Герои былин и сказок (3 ч.) Былина «На заставе богатырской». Герои былины. Поединок Ильи Муромца с «Нахвальщиком». Связь героя с родной землей и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. (Н) А. Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка». Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Могучий мир природы и юная героиня Снегурочка. Литература XIX века (30+2) В. А.Жуковский. Слово о поэте. Баллады Жуковского. Трагические события баллады «Лесной царь». (Н) Жуковский – лирик. Тематика и герои его произведений. «Вечер», «Дружба»; загадки в стихах. Роль метафоры в загадках. Незабываемый мир детства и отрочества Незабываемый мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей XIX века. Беседа о знакомых произведениях и начало работы над автобиографической повестью С. Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Чтение фрагмента о герое как читателе. С. Т.Аксаков «Буран». Чтение и обсуждение. Работа с описанием стихийного бедствия. Психологическая точность восприятия урагана его свидетелями и жертвами. Басни И. А.Крылова (повторение) Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и змея», «Вороненок», «Два мальчика»). Федюша и Сеня как герои басни «Два мальчика», представляющие два типа поведения. Басня «Волк и ягненок». (Н) Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Суровые уроки басни Крылова и их мораль. В. Ф.Одоевский «Пестрые сказки». Жанр дневника, журнал – различные формы записей о себе. «Отрывки из журнала Маши». Представление об авторе и героине этого дневника – журнала. Герои и героини дневника Маши. Развитие речи. Творческие работы учеников по созданию названия своего дневника и фрагмента из него с описанием короткого эпизода. А. С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. Адресаты посланий. Чтение и комментирование посланий «К сестре», «К Пущину». Учителя и товарищи отроческих лет. «К Юдину», «Товарищам». Радостное чувство общения с близкими людьми. Послания Пушкина как гимн школьной дружбе. М. Ю.Лермонтов. «Уже», «На севере диком стоит одиноко…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…». Тема одиночества в стихах Лермонтова. «Три пальмы» - баллада о красоте и беззащитности мира живой природы. «Панорама Москвы». Чтение фрагментов с комментариями. Работа с описанием. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. И. С.Тургенев. «Бежин луг: Рассказ о Тургеневе». Начало чтения и комментирования рассказа. Пять мальчиков у костра. Характеристики и портреты Павлуши и Кости. Диалоги рассказчиков. Речевая характеристика как часть характеристики мальчиков. Рассказы мальчиков у костра. Их названия: «росказни», «предания», «поверья». Почему мы можем называть эти рассказы быличками? Беседа или спор о содержании рассказов. Тургенев – мастер пейзажа. Проблема взаимоотношений природы и человека. Мастерства писателя. Развитие речи. Сочинение. Характеристика литературного героя. Описание одного из мальчиков (возможен любой другой вариант). Н. А.Некрасов. Тела детства в стихотворении «Крестьянские дети». (Н) Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность, оптимизм. Крестьянские семья и дети. Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник». Л. Н.Толстой. Его автобиографическая трилогия. «Отрочество» и «Пустыня отрочества». Герой – подросток и круг его чтения. Знакомство с текстом в классе. Мысли, чувства и поступки Николеньки Иртеньева как героя трилогии. Пейзаж в повести «Отрочество». Художественные приемы, использованные автором в описании грозы. Анализ конкретных приемов. Развитие речи. Творческая работа по описанию стихийных сил природы. Подготовка к созданию развернутого описания, возможна работа с планом, а также взаимное рецензирование. Можно ограничиться созданием части описания. Ф. М.Достоевский. «Мальчики» (Н) (фрагмент романа «Братья Карамазовы») Герои эпизода. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев. А. П.Чехов. Юношеские рассказы Чехова. «Толстый и тонкий» (Н) Художественная деталь в рассказах. Юмор. Юмор сменяет сатира. «Хамелеон». Особенности композиции рассказа. Говорящие фамилии героев. Герои сатирического рассказа «Хамелеон». Смысл заголовка. Поступок героя и характер. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки. Критика работ Наденьки и «состязание» с ней. Н. Г.Гарин-Михайловский. Беседа о жизни и творчестве писателя. «Детство Тёмы» как рассказ о детстве и отрочестве. Знакомство с главами «Иванов», «Ябеда». Обсуждение событий этих глав и нравственной атмосферы в гимназии. Оценка учащимися поступков Тёмы. Чтение и обсуждение главы «Экзамены». Составление рассказа о Тёме: его характере, трудной борьбе с самим собой, о том, как ему удавалось преодолеть многое, что мучительно мешало чувствовать самоуважение. Развитие речи. Герой-ровесник. Работа над сочинением или изложением. О том герое, который более всего интересен (как из тех произведений, которые изучались на уроках, так и из книг, прочитанных самостоятельно). Мир путешествий и приключений. Путешествия и приключения в нашем чтении(12 ч.) Легенды о короле Артуре в фольклоре Европы. Т. Н.Уайт «Свеча на ветру». Сюжет романа и его герои. Начало знакомства с текстом. Спор между Силой и Справедливостью. Круглый стол как утверждение возможностей демократизма. Юный Ланселот к проблеме роли красоты в судьбе человека. «Приключения Гекльберри Финна». Как вторая часть диалоги. Сюжет. Сочувствие автора своим героям. Странствия Гена и Джима по полноводной реке Миссисипи. Работа с эпизодом, где Джим не мог понять, зачем нужныиностранные языки. Можно обсудить представление Гека и Джима о знатности. Продолжение знакомства с текстом глав. Завершение суждений о сюжете. Гек Финн как главный герой повести. Наблюдение за тем, как менялся Гек, его взгляд на мир и понимание окружающего. Связный рассказ о Геке Финне (возможна коллективная работа по созданию плана). Том и Гек. Сравнительная характеристика двух друзей. Столкновение рассудительности Гека и феерической фантазии Тома. Общие итоги по изучению дилогии. Ж. Верн. 65 романов о путешествиях (краткий рассказ). Сюжет романа «Таинственный остров». Начало знакомства с текстом романа. Работа со словарем как составная часть освоения текста каждого романа Ж. Верна. Герои романа. Пять путников и их краткие характеристики. Герберт и его роль в жизни невольных робинзонов. Роль дружбы. О. Уайльд «Кентервильское привидение» Чтение текста с комментариями. Сюжет. Главные герои событий. Автор и его герои. Остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Остроумная и добросовестная концовка «страшной» истории. Развитие речи. Взаимоотношения героев в литературном произведении (главный герой и его окружающая второстепенные герои). Два героя и их дружба: например Том и Гек, Герберт и его старшие друзья, Вирджиния и привидение… Письменная работа по составлению плана по одной из избранных тем. О. Генри. «Дары волхвов». (Н) Истинные ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Рождественский рассказ и его особенности. А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (Н) Знакомство с текстом сказки. Герой сказки и ее сюжет. Литература ХХ века. ХХ век и культура чтения( 16 ч.) Мы – читатели XXI века. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ и его «Бесконечная книга». Чтение фрагментов текста и его комментирование учителем. Продолжение и завершение чтения. Решение вопроса о читателе автором «Бесконечной книги» М. Эндэ. Рассказы желающих о своих «бесконечных книгах». А. А.Блок. «Вечер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…» Отражение высоких идеалов в лирике поэта. И. А.Бунин. «Детство», «Первый соловей». (Н) Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов. К. Д.Бальмонт «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». (Н) Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов. Первая часть урока посвящена стихотворению Б. Л.Пастернака «Июль». (Н) Необычность мира природы в стихах поэта. Во второй части урока можно организовать урок – концерт. А. Т.Аверченко. Знаменитый юморист и его рассказ о юном читателе. «Смерть африканского охотника». Тайна заголовка: в рассказе нет смерти, нет Африки и нет охотника. Рассказ Аверченко, как и предшествующая книга Эндэ, - о читателе. Начало чтения текста. Знакомство с первой главой и ее обсуждение. Глава вторая «Первое разочарование», глава третья «Второе разочарование. Смерть». Есть ли в рассказе финал? Автор и его герой. Почему у героя нет имени? Как книги и столкновения с жизнью формируют подростка? М. Горький. «Детство» (Н) (фрагмент) Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. А. С.Грин «Гнев отца». (Н) Преданность сына отцу – путешественнику. Сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну. К. Г.Паустовский «Повесть о жизни». Глава «Гардемарин». Беседа по содержанию: романтический образ настоящего гардемарина и встреча с ним. Роль гардемарина в мечтах и поступках героя автобиографии. Мечта о море и создание воображаемого собственного флота. Чтение и обсуждение главы «Как выглядит рай». Встреча героя с реальным морем. Новые впечатления. Как две главы показывают процесс становления характера и идеалов героя? Прав ли автор, утверждая, что «хамство оставляет в душе горький осадок»? Развитие речи. Письменная работа о том, как события рождают мечты, а мечты определяют решения и затем поступки. Ф. А.Искандер. О его творчестве и автобиографических произведениях о Чике. «Детство Чика». Общее знакомство с книгой. Начало чтения главы «Чик и Пушкин». Продолжение знакомства с главой. Сюжет и его развитие. Как мысли и чувства героя следуют за развитием сюжета. Работа с пересказом главы. Беседа о герое и его пути к творчеству. Герой и автор в главе «Чик и Пушкин». (Возможно активное использование различного рода инсценировок) Великая Отечественная Война в лирике и прозе (2ч.) Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигов подростков в годы Великой Отечественной войны. Б. А.Лавренёв «Разведчик Вихров» К. М.Симонов «Мальчишка на лафете» «Сын артиллериста» Е. М.Винокуров «В полях за Вислой сонной…»; песни военных лет; «Моя Москва». (Чтение произведений по выбору учителя и учащихся) (Возможна организация урока-концерта) Итоги ( 2 ч.) Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе. Произведения М. М.Пришвина и В. В.Бианки. Б. Андерсен «Простите, где здесь природа?» Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. Раздел III. Учебно-тематический план
|
Рабочая программа Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского... Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина,... |
Рабочая программа Мухиной Надежды Захаровны, учителя высшей категории, по литературе 9 класс Программа предназначена для вечерней (сменной) общеобразовательной школы со спецконтингентом учащихся |
||
Рабочая программа учителя Аксеновой Ирины Вячеславовны, первая квалификационная... Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,... |
Программа (название, автор, год издания) Рабочая программа учителя разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной... |
||
Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе... Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа.... |
Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы ... |
||
Рабочая программа по музыке 1-й класс В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические... |
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по... Федерального закона Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» |
||
Рабочая программа По литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... |
Рабочая программа учителя В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2006 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |