Рабочая программа учителя




Скачать 305.06 Kb.
Название Рабочая программа учителя
страница 1/2
Дата публикации 10.10.2014
Размер 305.06 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Негосударственное образовательное учреждение

«Православная школа во имя Святой Троицы»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________(Алтунина С.Ю.)

Протокол №___

от «___»_____2014 г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

____________(Зинчук А.А.)

«___»____________2014 г

«Утверждаю»

Директор НОУ «Православная школа

во имя Святой Троицы»

____________(Рублик В.И.)

Приказ №___от «____»________2014 г


Рабочая программа
учителя Алтуниной Светланы Юрьевны,

первая квалификационная категория,

по литературе

6 класс

г.Ангарск, 2014

Раздел I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 6 классе:

1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.

2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.

3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.

6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.

Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток – активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа – герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса – «Герой-подросток на страницах литературных произведений». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Курс рассчитан на 68 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса

Введение

Подросток – герой художественных произведений. «Разновозрастный отряд» героев художественных произведений. Отрочество знаменитых писателей на страницах автобиографических произведений.(1 ч.)

Герои былин и сказок (3 ч.)

Былина «На заставе богатырской». Герои былины. Поединок Ильи Муромца с «Нахвальщиком». Связь героя с родной землей и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. (Н)

А. Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка». Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев.

Могучий мир природы и юная героиня Снегурочка.

Литература XIX века (30+2)

В. А.Жуковский. Слово о поэте. Баллады Жуковского. Трагические события баллады «Лесной царь». (Н)

Жуковский – лирик. Тематика и герои его произведений. «Вечер», «Дружба»; загадки в стихах. Роль метафоры в загадках.

Незабываемый мир детства и отрочества

Незабываемый мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей XIX века. Беседа о знакомых произведениях и начало работы над автобиографической повестью С. Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Чтение фрагмента о герое как читателе.

С. Т.Аксаков «Буран». Чтение и обсуждение. Работа с описанием стихийного бедствия. Психологическая точность восприятия урагана его свидетелями и жертвами.

Басни И. А.Крылова (повторение)

Школа жизни подростка в баснях Крылова («Мальчик и змея», «Вороненок», «Два мальчика»). Федюша и Сеня как герои басни «Два мальчика», представляющие два типа поведения.

Басня «Волк и ягненок». (Н) Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Суровые уроки басни Крылова и их мораль.

В. Ф.Одоевский «Пестрые сказки». Жанр дневника, журнал – различные формы записей о себе. «Отрывки из журнала Маши». Представление об авторе и героине этого дневника – журнала. Герои и героини дневника Маши.

Развитие речи.

Творческие работы учеников по созданию названия своего дневника и фрагмента из него с описанием короткого эпизода.

А. С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. Адресаты посланий. Чтение и комментирование посланий «К сестре», «К Пущину». Учителя и товарищи отроческих лет.

«К Юдину», «Товарищам». Радостное чувство общения с близкими людьми. Послания Пушкина как гимн школьной дружбе.

М. Ю.Лермонтов. «Уже», «На севере диком стоит одиноко…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…». Тема одиночества в стихах Лермонтова. «Три пальмы» - баллада о красоте и беззащитности мира живой природы.

«Панорама Москвы». Чтение фрагментов с комментариями. Работа с описанием. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов.

И. С.Тургенев. «Бежин луг: Рассказ о Тургеневе». Начало чтения и комментирования рассказа. Пять мальчиков у костра.

Характеристики и портреты Павлуши и Кости. Диалоги рассказчиков. Речевая характеристика как часть характеристики мальчиков.

Рассказы мальчиков у костра. Их названия: «росказни», «предания», «поверья». Почему мы можем называть эти рассказы быличками? Беседа или спор о содержании рассказов.

Тургенев – мастер пейзажа. Проблема взаимоотношений природы и человека. Мастерства писателя.

Развитие речи.

Сочинение. Характеристика литературного героя. Описание одного из мальчиков (возможен любой другой вариант).

Н. А.Некрасов. Тела детства в стихотворении «Крестьянские дети». (Н) Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность, оптимизм.

Крестьянские семья и дети.

Тяга к знаниям и упорство как черта характера героя стихотворения «Школьник».

Л. Н.Толстой. Его автобиографическая трилогия. «Отрочество» и «Пустыня отрочества». Герой – подросток и круг его чтения. Знакомство с текстом в классе.

Мысли, чувства и поступки Николеньки Иртеньева как героя трилогии.

Пейзаж в повести «Отрочество». Художественные приемы, использованные автором в описании грозы. Анализ конкретных приемов.

Развитие речи.

Творческая работа по описанию стихийных сил природы. Подготовка к созданию развернутого описания, возможна работа с планом, а также взаимное рецензирование. Можно ограничиться созданием части описания.

Ф. М.Достоевский. «Мальчики» (Н) (фрагмент романа «Братья Карамазовы»)

Герои эпизода. Глубина сопереживания автора при рассказе о судьбах своих героев.

А. П.Чехов. Юношеские рассказы Чехова. «Толстый и тонкий» (Н) Художественная деталь в рассказах. Юмор.

Юмор сменяет сатира. «Хамелеон». Особенности композиции рассказа. Говорящие фамилии героев.

Герои сатирического рассказа «Хамелеон». Смысл заголовка. Поступок героя и характер.

«Каникулярные работы институтки Наденьки N». Комментарий к творчеству Наденьки. Критика работ Наденьки и «состязание» с ней.

Н. Г.Гарин-Михайловский. Беседа о жизни и творчестве писателя. «Детство Тёмы» как рассказ о детстве и отрочестве. Знакомство с главами «Иванов», «Ябеда». Обсуждение событий этих глав и нравственной атмосферы в гимназии. Оценка учащимися поступков Тёмы.

Чтение и обсуждение главы «Экзамены».

Составление рассказа о Тёме: его характере, трудной борьбе с самим собой, о том, как ему удавалось преодолеть многое, что мучительно мешало чувствовать самоуважение.

Развитие речи.

Герой-ровесник. Работа над сочинением или изложением. О том герое, который более всего интересен (как из тех произведений, которые изучались на уроках, так и из книг, прочитанных самостоятельно).

Мир путешествий и приключений. Путешествия и приключения в нашем чтении(12 ч.)

Легенды о короле Артуре в фольклоре Европы. Т. Н.Уайт «Свеча на ветру». Сюжет романа и его герои. Начало знакомства с текстом.

Спор между Силой и Справедливостью. Круглый стол как утверждение возможностей демократизма. Юный Ланселот к проблеме роли красоты в судьбе человека.

«Приключения Гекльберри Финна». Как вторая часть диалоги. Сюжет. Сочувствие автора своим героям. Странствия Гена и Джима по полноводной реке Миссисипи. Работа с эпизодом, где Джим не мог понять, зачем нужныиностранные языки. Можно обсудить представление Гека и Джима о знатности.

Продолжение знакомства с текстом глав. Завершение суждений о сюжете. Гек Финн как главный герой повести. Наблюдение за тем, как менялся Гек, его взгляд на мир и понимание окружающего. Связный рассказ о Геке Финне (возможна коллективная работа по созданию плана).

Том и Гек. Сравнительная характеристика двух друзей. Столкновение рассудительности Гека и феерической фантазии Тома. Общие итоги по изучению дилогии.

Ж. Верн. 65 романов о путешествиях (краткий рассказ). Сюжет романа «Таинственный остров». Начало знакомства с текстом романа. Работа со словарем как составная часть освоения текста каждого романа Ж. Верна.

Герои романа. Пять путников и их краткие характеристики. Герберт и его роль в жизни невольных робинзонов. Роль дружбы.

О. Уайльд «Кентервильское привидение» Чтение текста с комментариями. Сюжет. Главные герои событий.

Автор и его герои. Остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. Ирония и веселая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений. Остроумная и добросовестная концовка «страшной» истории.

Развитие речи.

Взаимоотношения героев в литературном произведении (главный герой и его окружающая второстепенные герои). Два героя и их дружба: например Том и Гек, Герберт и его старшие друзья, Вирджиния и привидение…

Письменная работа по составлению плана по одной из избранных тем.

О. Генри. «Дары волхвов». (Н) Истинные ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и ее герои. Рождественский рассказ и его особенности.

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (Н) Знакомство с текстом сказки. Герой сказки и ее сюжет.

Литература ХХ века.

ХХ век и культура чтения( 16 ч.)

Мы – читатели XXI века. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Путь к собственному творчеству. М. Эндэ и его «Бесконечная книга». Чтение фрагментов текста и его комментирование учителем.

Продолжение и завершение чтения. Решение вопроса о читателе автором «Бесконечной книги» М. Эндэ. Рассказы желающих о своих «бесконечных книгах».

А. А.Блок. «Вечер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…» Отражение высоких идеалов в лирике поэта.

И. А.Бунин. «Детство», «Первый соловей». (Н) Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.

К. Д.Бальмонт «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». (Н) Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и ее воплощение в музыке многих композиторов.

Первая часть урока посвящена стихотворению Б. Л.Пастернака «Июль». (Н) Необычность мира природы в стихах поэта. Во второй части урока можно организовать урок – концерт.

А. Т.Аверченко. Знаменитый юморист и его рассказ о юном читателе. «Смерть африканского охотника». Тайна заголовка: в рассказе нет смерти, нет Африки и нет охотника. Рассказ Аверченко, как и предшествующая книга Эндэ, - о читателе. Начало чтения текста. Знакомство с первой главой и ее обсуждение.

Глава вторая «Первое разочарование», глава третья «Второе разочарование. Смерть». Есть ли в рассказе финал? Автор и его герой. Почему у героя нет имени? Как книги и столкновения с жизнью формируют подростка?

М. Горький. «Детство» (Н) (фрагмент) Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

А. С.Грин «Гнев отца». (Н) Преданность сына отцу – путешественнику. Сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

К. Г.Паустовский «Повесть о жизни». Глава «Гардемарин». Беседа по содержанию: романтический образ настоящего гардемарина и встреча с ним. Роль гардемарина в мечтах и поступках героя автобиографии. Мечта о море и создание воображаемого собственного флота.

Чтение и обсуждение главы «Как выглядит рай». Встреча героя с реальным морем. Новые впечатления.

Как две главы показывают процесс становления характера и идеалов героя? Прав ли автор, утверждая, что «хамство оставляет в душе горький осадок»?

Развитие речи.

Письменная работа о том, как события рождают мечты, а мечты определяют решения и затем поступки.

Ф. А.Искандер. О его творчестве и автобиографических произведениях о Чике. «Детство Чика». Общее знакомство с книгой. Начало чтения главы «Чик и Пушкин».

Продолжение знакомства с главой. Сюжет и его развитие. Как мысли и чувства героя следуют за развитием сюжета. Работа с пересказом главы. Беседа о герое и его пути к творчеству.

Герой и автор в главе «Чик и Пушкин». (Возможно активное использование различного рода инсценировок)

Великая Отечественная Война в лирике и прозе (2ч.)

Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигов подростков в годы Великой Отечественной войны.

Б. А.Лавренёв «Разведчик Вихров»

К. М.Симонов «Мальчишка на лафете»

«Сын артиллериста»

Е. М.Винокуров «В полях за Вислой сонной…»; песни военных лет; «Моя Москва». (Чтение произведений по выбору учителя и учащихся)

(Возможна организация урока-концерта)

Итоги ( 2 ч.)

Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе. Произведения М. М.Пришвина и В. В.Бианки. Б. Андерсен «Простите, где здесь природа?»

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
Раздел III. Учебно-тематический план


Количество часов

Название тем

Сочинение

изложение

Тест

Проект

1 ч.

Введение










3 ч.

Герои былин и сказок










30+2 ч.

Литература XIX века

2 ч.







12 ч.

Мир путешествий и приключений.

Путешествия и приключения

в нашем чтении.

1 ч.

1 ч.




16 ч.

Литература ХХ века.

ХХ век и культура чтения.

1 ч.




1 ч.

2 ч.

Великая Отечественная

Война в лирике и прозе.







1 ч.

2 ч.

Итоги










Итого

68 ч.









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учителя icon Рабочая программа Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского...
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина,...
Рабочая программа учителя icon Рабочая программа Мухиной Надежды Захаровны, учителя высшей категории, по литературе 9 класс
Программа предназначена для вечерней (сменной) общеобразовательной школы со спецконтингентом учащихся
Рабочая программа учителя icon Рабочая программа учителя Аксеновой Ирины Вячеславовны, первая квалификационная...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...
Рабочая программа учителя icon Программа (название, автор, год издания)
Рабочая программа учителя разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной...
Рабочая программа учителя icon Программа по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе...
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа....
Рабочая программа учителя icon Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы
...
Рабочая программа учителя icon Рабочая программа по музыке 1-й класс
В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические...
Рабочая программа учителя icon Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по...
Федерального закона Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Рабочая программа учителя icon Рабочая программа По литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа учителя icon Рабочая программа учителя
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2006 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции