Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 им. К.И.Пушновой » г. Брянска
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей русского языка и литературы
Протокол № 1___
от «__»______________2013г.
Руководитель МО_________
_____________/ Н.А,ВЛАСОВА
|
«Согласовано»
заместитель директора по УР
_________/ А.Д.Казакова/
«___»____________2013г.
|
«Утверждаю»
приказ № ___
от «__»__________2013г.
директор
/_________/М.А.Кадубин/
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА»
для 9 класса
на 2013 - 2014 учебный год
|
Составитель:
Власова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
|
|
|
Составлено на основе:
Программа по литературе для 5 –11 классов
общеобразовательной школы. Авторы-составители:
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. –
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
г. Брянск 1
2013 г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература» в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса литературы 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе (автор-составитель Г. С. Меркин). В сборнике программ предложены варианты Зинина С.А. и Меркина С. Г. Составителями сборника рекомендуется отдать предпочтение программе Меркина С. Г. в случае изучения курса литературы на базовом, а не на предпрофильном уровне (см. Программа по литературе…С. 13).
Базовый учебник: Зинин С. А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. М.: «Русское слово», 2008.
При разработке рабочей учебной программы по литературе для 9 класса учитель руководствовался:
- Федеральным Базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
- изменениями в Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241;
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом МО РФ от 05.03.2004. № 1089;
- региональным учебным планом общеобразовательных учреждений Брянской области, утвержденным приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 22.03.2010. № 435.
Программа раскрывает содержание федерального компонента Госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения литературы.
Количество часов по учебному плану - 102 учебных часа,
из них на развитие речи – 5;
контрольные работы не предусмотрены.
Общее количество часов в неделю - 3 час.
Курс литературы в 9 классе состоит из следующих разделов: «Введение», « Из зарубежной литературы», « Из древнерусской литературы», « Из литературы XVIII века», « Из литературы XIX века», «Из литературы XX века», «Из поэзии Серебряного века», «Война. Жесточе нету слова...», «Авторская песня», «Современный литературный процесс»
2
Введение
|
2
|
Из зарубежной литературы
|
7
|
Из литературы XVIII века
|
15
|
Из литературы XIX века
|
52+5
|
Из литературы XX века
|
18+1 дом. сочинение
|
Современный литературный процесс
|
1
|
Итоговый урок
|
1
|
ИТОГО
|
102 (5/1)
|
Дополнительно к темам, обозначенным в государственной программе, в рабочую программу включены темы, помеченные *. Считаю, что изучение данных тем в 9 классе способствует более глубокому пониманию закономерностей литературного процесса учащимися, формирует целостное представление о развитии русской литературы в общем и об особенностях творчества того или иного автора. Тема «Современный литературный процесс», на мо й взгляд, не только интересна учащимся, но и позволяет логично завершить курс литературы на этапе получения основного общего образования.
Практическая часть программы
|
Количество часов
1 полугодие
|
Количество часов
2 полугодие
|
Количество часов
за год
|
Сочинения
|
1
|
4
|
5
|
Распределение сочинений по темам курса
№п/п
|
Тема
|
Вид сочинения
|
Дата проведения
|
Фактически
|
1
|
В. А. Жуковский. Самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
|
аудиторное
|
|
|
2
|
А.С. Грибоедов. Сочинение по пьесе «Горе от ума»
|
аудиторное
|
|
|
3
|
А. С. Пушкин. Сочинение по роману «Евгений Онегин».
|
аудиторное
|
|
|
4
|
М. Ю. Лермонтов. Сочинение по роману «Герой нашего времени»
|
аудиторное
|
|
|
5
|
Н. В. Гоголь. Сочинение по поэме «Мёртвые души».
|
аудиторное
|
|
|
6
|
М. А. Булгаков. Сочинение по повести «Собачье сердце».
|
домашнее
|
|
|
Итого:
|
по плану - 5+1
|
|
4
Реферативносодержательное описание тем
Введение
Введение. Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие
изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные
направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие
литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история, этические и эстетические взгляды.
Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.
Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир (обзор)
Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.
Теория литературы: трагедия.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, дискуссия.
Ж. Б. Мольер.
Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж. Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.
И. В. Гёте.
Краткие сведения о поэте. И. В. Гёте – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И. В. Гёте в России.
Теория литературы: литература эпохи Просвещения.
Из древнерусской литературы
Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к Родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…».
Теория литературы: жанр слова в русской литературе, плач как приём и жанровое своеобразие.
Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского в формирование новой поэзии.
5
А. Н. Радищев.
Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачёва…». Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия…»; человек и государство, писатель и власть).
Главы «Пешки», «Любани», «Медное», «Едрово», «Спасская Полесть», «София».
Теория литературы: жанр путешествия.
Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.
|
М. В. Ломоносов*.
М. В. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения, ученый, поэт.
Судьба М. В. Ломоносова. Реформа стиха («Письмо о правилах российского стихотворства»).
Прославление мира, науки, просвещения в поэзии М. В. Ломоносова («Ода на день восшествия…», «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные произведения).
|
Г. Р. Державин*.
Судьба и поэзия. Стихотворения: «На смерть князя Мещерского», Властителям и судиям», «Бог», «Памятник». Значение творчества М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
|
Расцвет отечественной драматургии (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин).
Д. И. Фонвизин*.
«Недоросль». Панорама действующих лиц, «говорящие» имена-характеристики. Элементы классицизма в комедии. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего.
Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? Проблема воспитания в комедии. Бессмертие комедии Фонвизина.
|
Н. М. Карамзин*.
Личность, творчество, судьба. Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н. М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма. Роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. Повесть «Бедная Лиза». Новаторство Карамзина. Черты сентиментализма в повести.
|
Из литературы XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е. А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
|
В. А. Жуковский*.
Личность, истоки поэзии.
Элегии и баллады: «Невыразимое», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа».
|
А. С. Грибоедов.
Основные вехи биографии А. С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (И А. Гончаров и Д. И. Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.
Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферат или сочинение-размышление.
|
А. С. Пушкин.
Творческая биография А. С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион»,«Пророк», «Анчар», «Я помню чудное мгновенье..»,«Я вас любил…»,«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.
Романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы – время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени.
Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей…». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» - нравственная позиция писателя. Реализм прозы А. С. Пушкина.
Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». «Художественные открытия в «Евгении Онегине». В. Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.
Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
|
М. Ю. Лермонтов.
Творческая биография М. Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». Образ поэта в представлении М. Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В. Г. Белинский о романе.
Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
|
Н. В. Гоголь.
Творческая биография Н. В. Гоголя. Характеристика цикла «Петербургские повести»*. Повесть «Невский проспект»*. Столкновение мечты и действительности. Герои-антиподы. Повесть «Шинель»*: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Поэма «Мёртвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н. В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.
Теория литературы: развитие реализма.
Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
|
Ф. И. Тютчев.
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…», три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений. Тютчев и Брянский край.
Теория литературы: философская лирика.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
|
А. А. Фет.
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.
Теория литературы: медитативная лирика.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
|
Н. А. Некрасов.
Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».
Теория литературы: гражданская лирика.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
|
Ф. М. Достоевский. Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф. М. Достоевский Н. В. Гоголь.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с элементами сопоставления, например, «Маленький человек» в изображении Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского».
|
Л. Н. Толстой.
Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приёмы создания образа.
Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем учащимися.
|
Из литературы XX века
Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).
|
М. Горький.
Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Рассказы: «Двадцать шесть и одна», «Супруги Орловы». Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о буревестнике».
Теория литературы: романтическое и реалистическое движение, новый тип героя.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа.
|
Из поэзии Серебряного века
Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С, Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.
Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и литература.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос.
|
М. А. Булгаков.
Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.
Теория литературы: сатира, сарказм.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развёрнутой рецензии.
«Война. Жесточе нету слова...»
|
|
М. А. Шолохов.
Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне: долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти».
Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение.
|
В. В. Быков.
Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.
|
А. Т. Твардовский.
Сведения о поэте. Военная тема в лирике А. Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план.
|
А. И. Солженицын.
Основные вехи биографии писателя. А. Т. Твардовский в творческой судьбе А. И. Солженицына. Рассказ «Матрёнин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н. А. Некрасова в «Матрёнином дворе». Образы Матрёны и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».
Теория литературы: реальное и символическое.
Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»».
Авторская песня
|
Авторская песня – новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.
Военная тема в поэзии Б. Ш. Окуджавы и В. Высоцкого.
|
Современный литературный процесс*
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (произведения А. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, Л. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др. Обзор.).
Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
|
Итоговый урок по курсу литературы 9 класса.
|
Требования к уровню подготовки обучающегося
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизненного и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выделять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить письменные устные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение ресурсы Интернета)
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Нормативная база:
1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
4. Примерная программа основного общего образования по литературе - http://mon.gov.ru/pro/fgos
5. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm
6. Программа по литературе для 5 –11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Методическая литература:
Аленькина С. Н. Русская литература первой половины XIX века. 9 класс. Метод пособие. – СПб.: «Паритет», 2007.
Аркин И. И. Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика: Кн. для учителя/ И. И. Аркин. – М.: Просвещение, 2009.
Золотарёва И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2007.
Пустошкина А. А., Филатова Е. А. Современные открытые уроки литературы. 8-9 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2008.
Сочинения по литературе. Учебное пособие: 9 кл./Авт.-сост. И. О. Родин. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир т Образование», 2003.
Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины. Ребусы. 5-11 классы / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Л. М. Савина. –Волгоград: Учитель, 2009.
Фогельсон И. А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск. Книга для учителя. – М.: Материк-Альфа, 2006.
Дидактические материалы:
Фогельсон И. А. Литература учит: 9 кл.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2006.
Черных О. Г. Практикум по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Читаем. Думаем. Спорим: Кн. для самостоят. Работы учащихся по лит.: 9 кл.
/Авт.-сост. Г. И. Беленький и др.; Под ред. Г. И. Беленького. - М.: Просвещение, 2005.
Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
5. http://peressa2009.narod2.ru/. Персональный сайт Перовой И. Н., учителя русского языка и литературы МОУ "СОШ №13 с УИОП" г. Электросталь Московской области.
|