Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы




Скачать 0.61 Mb.
Название Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы
страница 1/5
Дата публикации 27.09.2014
Размер 0.61 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы.

Центральным для понимания своеобразия общественно – литературного движения этой эпохи оставался вопрос о положении крестьян, о крепостном праве. Интеллигенция, особенно творческая, сочувственно относилась к проблемам народа, хотя в ее среде отмечался большой разброс мнений. Оппозиционные настроения этого периода связаны с именами Белинского, Герцена.

Конец 40-х годов знаменуется усилением революционного движения в европейских странах и оппозиционных настроений в России. Салонно – кружковые формы общения интеллигенции были очень популярны. На базе салонов возникали и политические кружки – организации.

В середине 19 века выделяется два периода:

- 1840 – 1855 – расцвет гоголевской школы, прозаических жанров. Формирование реализма.

- 1855 – 1860 – господство реалистических принципов изображения действительности.

Славянофильство как общественное движение возникает в 1838-1839 годах. В России одной из предпосылок славянофильства являлась нерешенность крестьянского вопроса: славянофильство здесь выступает как форма оппозиции правительству определенной части дворянства. Антикрепостнические идеи и настроения славянофилов ставили их в прямое отношение к идее русской народности. К этому лагерю относятся А.С Хомяков, Иван и Петр Киреевские, Константин и Иван Аксаковы, Ю. Самарин.

Термин славянофилы ввел Белинский (противник славянофилов). Сами они называли себя туземцами. Своего постоянного издания славянофилы не имели. Печатались в журнале «Москвитянин», позже в «Русской беседе».

Славянофилы противопоставляли Восток Западу, Москву Петербургу, «петербургскую» литературу «Московской». Они ошибочно полагали, что проникновение в России идей западной образованности лишь способствует угнетению русского народа, судьба которого была исключительно предметом их интересов. Они полагали, что возрождение подлинной народности в России может быть достигнуто только лишь в результате «подчинения» европейской цивилизации Греко – славянским началам жизни. Относились негативно отношения к реформам Петра Первого. Идеализировали крестьянскую общину с ее жизнь, православие, монархизм. Выступили за отмену крепостного права. Будучи утопическими, социально – философский и литературный романтизм славянофилов противостоял, особенно на раннем этапе, сухому формализму официальной народности. Литературное творчество славянофилов не представляет эстетической ценности. Стихи и сатира.

Западники – противники славянофилов. Вдохновитель движения – В.Г. Белинский. Вокруг него группировались Тургенев, Панаев, Анненков, Некрасов. Западничество не являлось идеологически цельным и организационно оформленным, хотя в Петербурге в распоряжении Белинского и его единомышленников был журнал «Отечественные записки», «Современник», скорее, подразумевалось: ведь они заявили о себе как представители натуральной школы, которую славянофилы не принимали.

В критических статьях Белинского 40-х годов и в трудах, примыкающих к нему писателей формировалась эстетика натуральной школы. Отцом ее следует считать Гоголя. Реалистические литературные традиции, заложенные Гоголем, подспудно и явно развивались в русской литературе, что особенно заметно в содержании периодических изданий и сборников 40-х годов. Принципы натуральной школы первоначально были выдвинуты Белинским в статье «О русской повести и повести Гоголя», в которой он отдает предпочтении « реальной поэзии», воссоздающей действительность в ее высочайшей истине, в противовес поэзии идеальной, пересоздающей действительность в соответствии с авторскими идеалами. Важнейшим принципом натуральной школы было изображение жизни в индивидуальных и типических характерах, в которых соблюдалась социальная и психологическая верность.

Основные темы и образы натуральной школы:

- изображение жизни маленького человека

- изображение лишнего человека

- тема эмансипации

- тема крестьянства

Эстетическая программа школы: обращение к русской действительности, интерес ко всему национальному, литература – проводник общественных интересов, господство отрицательного направления, обнажение жизненных противоречий.

Жанр физиологического очерка – описание фрагмента действительности во всей полноте.

Конфликты: идеологический (сталкивается 2 персонажа с разными взглядами на мир, имеющими отношение к современности – например, «Обыкновенная история», «Кто виноват»), ретроспективное исследование сложившихся аномалий (поступки героев обусловлены обстоятельствами их прежнейжизни – «Кто виноват»), превращение – коренное изменение образа мыслей, мироощущения персонажа, внешне практически не мотивированное, обычно от романтической мечтательности к прагматизму («Обыкновенное чудо»).

Герои – «маленький человек», «обыкновенный человек».


  1. «Былое и думы» А. Герцена. Жанровое своеобразие. Темы. Проблемы.

Былое и думы – самое значительное произведение Герцена – создавалось почти16 лет. За это время менялся замысел произведения, его формы и способы изображения жизни. Поводом к созданию было стремление Герцена после смерти жены написать исповедь о семейной драме. Своей исповедью Герцен хотел восстановить в глазах своих детей, друзей благородный облик жены. Но постепенно замысел книги расширялся, превратившись в повествование о событиях не только частных и семейных, но и, прежде всего, об истории общественной жизни Росси и Европы.

Жанр «Былого и дум» не имеет аналога в русской литературе. Герцен часто называл свое произведение записками, но протестовал, когда Тургенев относил «Былое и думы» к хронике.

Былое и думы – это художественная мемуарная эпопея. Вряд ли можно отнести это уникальное в русской и мировой литературе произведение к романному жанру. Былое и думы – художественное произведение уже потому, что оно основано на строгом отборе материала. Авторская избирательность определялась художественным замыслом писателя, воплощавшего в героях своей книги единство индивидуального и исторического. Былое, о котором повествует Герцен, передается в самых разнообразных художественных формах: это и жанровые сцены и диалоги, и литературные портреты, и лирически и сатирические авторские отступления, в которых содержатся оценки изображаемого. Весь этот неоднородный, сложный материал, объединен аналитической мыслью автора, которая также обладает эстетическим качеством. Важнейшими вехами для читателя, постигающего движение авторской мысли, являются и названия глав, и всегда оценочные подзаголовки к ним, и эпиграфы, и литературные цитаты из произведений мировой и русской литературы, и многочисленные метафоры, сравнения, каламбуры, рассчитанные на ассоциативность читательского восприятия.

Былое и думы – книга неоднородная по содержанию и способу изложения. Первые пять частей представляют собой единое целое, где главным действующим лицом является автобиографический герой, этапы его жизни, эволюция его мировоззрения в тесной связи с историческим временем. Личное и общее не отделимы друг от друга.

В 6-8 частях на первом плане уже не прошлое героя, а его думы, его взгляд на мир. Многие главы этих частей не являются мемуарными, по своему жанру они ближе к журнальной статье или очерку. Тем не менее – былое и думы – книга цельная, внутреннее единство ей придает личность автора, из опята жизни и раздумий которого читатель должен был извлечь гражданский и нравственный уроки.

Тема формирования «гражданской нравственности» объединяет эпизоды детства, юности, университетских лет автобиографического героя. Воспитание «временем», или самой жизнью, чувства справедливости. Гуманности, протеста против «всякого произвола» автор «Былого и дум» считал одним из важнейших факторов развития своего героя. Боль за поруганное человеческое достоинство стала важнейшей особенностью натуры героя книги, причиной поиска им «теории», которая помогла бы изменить жизнь.


  1. Социально – исторический и нравственный смысл композиции счастья и долга в романе И. Тургенева «Дворянское гнездо».

Дворянское гнездо – последняя попытка Тургенева найти героя времени в дворянской среде. В облике главного героя Федора Ивановича Лаврецкого очень много автобиографического: рассказ о детских годах, о спартанском воспитании, о взаимоотношениях с отцом; раздумья повзрослевшего Лаврецкого о России, его желание навсегда вернуться на родину, осесть в своем гнезде и заняться устройством крестьянского быта – все это очень близко настроениям Тургенева тех лет.

Раскрывая историю жизни «гнезда» Лаврецких, Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность, оторванность этого сословия от родной культуры, от русских корней, от народа. Таков например, отец Лаврецкого: сперва галломан, потом англоман, но во всех увлечениях – человек, глубоко презирающий Россию.

В отличие от своих предков, Федор стремится сблизиться с народом, хочет трудиться с ним. Лаврецкий наделен лучшими чертами славянофильства.

Тургенев опасается, что дворянская беспочвенность может причинить России много бед.

Наряду с глубокими и актуальными для того времени идейными спорами в романе получила освещение этическая проблема столкновения личного счастья и долга. Эта проблема раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы, являющиеся сюжетным стержнем «Дворянского гнезда».

Лиза Калитина преисполнена большой нравственной чистоты, доброжелательности к людям; она требовательна к себе, в трудные минуты жизни способна к самопожертвованию. Она глубоко религиозна. Ей присущи сердечность, любовь к прекрасному и любовь к простому, русскому народу и ощущение своей кровной связи с ним.

Лаврецкий возвращается из-за границы после разрыва с женой, утратив веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно воскрешает его былую веру вовсе чистое и прекрасное. Тургенев не прослеживает в деталях возникновение духовной близости между Лизой и Лаврецким. Но он находит другие средства передачи этого быстро растущего и крепнущего чувства. История их взаимоотношений раскрывается как непосредственного в диалогах главных героев романа, так и с помощью тонких психологических наблюдений и выводов автора.

Но блеснувшая для Лаврецкого надежда была призрачной: известие о смерти жены оказалось ложным. И жизнь со своей неумолимой логикой, со своими законами разрушила светлые иллюзии. Неожиданный приезд жены поставил героя перед дилеммой: личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и ребенку.

Продолжая считать высшим благом в жизни человека личное счастье, герой романа склоняется перед долгом. Лаврецкий тем самым признает, что обстоятельства иногда складываются так, что человек вынужден пожертвовать личным счастьем ради долга.

Лаврецкий как один из наиболее передовых представителей дворянства ощущал его бесперспективность. Крах иллюзий героя, невозможность для него личного счастья являются как бы отражением того социального краха, который переживало дворянство в эти годы. Несмотря на свои симпатии к либеральном дворянству, писатель не мог не показать правду жизни, хотя его самого волновала печальная судьба Лаврецкого, Лизы, умирающая поэзия дворянской усадьбы.

В самые счастливые минуты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности своего счастья. И хотя Лаврецкий спорит с Лизой, с ее суровой моралью нравственности долга и самоотречения, в ответах Лизы чувствуется глубокая убеждающая сила, более правдивая, чем логика оправдания Лаврецкого. Лиза признает бессилие человека перед судьбой. Она отказывается от счастья во имя долга и приходит к мысли о незаконности счастья вообще и необходимости искупительной жертвы. Лиза уходит в монастырь, стареющий Лаврецкий приветствует молодое поколение, входящее в жизнь, чувствуя, что своя собственная жизнь была прожита зря. Источник личного неблагополучия Лаврецкий видит в невозможности совместить стремление к счастью с необходимостью исполнить свой долг.


  1. Основные проблемы и образы романа И. Тургенева «Отцы и дети».

Русская классическая литература всегда выверяла устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Конфликт романа в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями, между противоположными общественными течениями.

Отцы и дети – социально – психологический роман. Социальная его сторона воплощена во взаимоотношениях демократа – естественника Базарова с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, в политических и философских рассуждениях с Аркадием. Психологическая сторона – раскрывается в его нравственно – эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали.

Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя — нигилиста Базарова — с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием — факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между “отцами” и “детьми”. Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им.

Верный своей реалистической манере обобщения жизненного материала, Тургенев не выводил образы героев романа из предвзятых идей, а отталкивался от конкретного реального лица.

Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий, в отличие от Базарова, намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи совмещается с таким же Прямым влиянием обычных свойств возраста. А. добродушен, бесхитростно прост и, в сущности, сердечно привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Однако он подавляет эти свои привязанности — так возникает конфликт между ним и отцом. Конфликт этот, впрочем, оказывается таким же неглубоким, как и сам «нигилизм» А. Время и жизненный опыт сглаживают различия между отцом и сыном. В А. со временем все более очевидно обнаруживается главное для Тургенева свойство людей «золотой середины» — готовность вступать в компромиссы с жизнью. Рядом с базаровской страстью к Одинцовой — огромной и мучительной — почти комична способность А. примириться с безнадежностью своего чувства к той же женщине. Но именно эта способность как раз и открывает перед ним возможность тихого семейного счастья. Умением ладить с реальностью объясняются и его хозяйственные успехи.

Одинцова Анна Сергеевна — красавица аристократка, предмет трагической страсти «нигилиста» Базарова. В О. заметны черты, свойственные новому поколению дворян, — отсутствие сословной спеси, свобода суждений, известный демократизм. В то же время в ней все чуждо Базарову—даже качества, которые сродни его собственным. О. умна, горда, независима совершенно- по-иному. Однако эта холодная. Для самой героини ее холодность оказывается источником жизнеспособности. Ей легко удается справиться с порывами опасных для нее чувств. В конце концов героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению» — с обычной перспективой благополучия, вознаграждающей за умеренность желаний.

Образ демократа – разночинца 60-х годов получился у Тургенева сложным и противоречивым. Эта сложность проявляется во взглядах Базарова на народ, науку, искусство. С одной стороны, герой ощущает кровную связь с народом. С другой – Базаров порой как будто даже презирает народ, относится к нему иронически. Базаров – экспериментатор. В его душе есть чувста, которые герой скрывает от других. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв во второй части романа.

в конце романа автор показывает, что главный герой во многом переосмысливает свои убеждения, понимая, что в тот трагический момент, перед лицом смерти, они оказываются бессмысленными, — недаром Базаров, отрицавший религию, соглашается причаститься перед своей кончиной. Внутренний конфликт главного героя разрешается автором не в пользу его убеждений (хотя Базаров не отвергает их), но в пользу его сущности, его сильного характера. В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. В спорах он не выдерживает и выражает собственные мысли. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем.
     Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Базаров не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, в привычках, манерах, речах, во внешнем виде.
       Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие...
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon 1. Общая характеристика литературного движения первой трети XIX в
России они имели первостепенное значение. Наметился подъем национального самосознания, поднялась волна дворянской революционности....
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Курс дбо дипломная работа Проблемы интеллектуальной собственности в сети Интернет. Научный
Общая характеристика сети Интернет и проблемы ее правовой регламентации
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon «Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма
НШ: предъявлял требование соц Актуальности Чистое искусство – дурная крайность дурной крайности (дидактического искусства). понятие...
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Анализ мкоу «Гергебильская средняя общеобразовательная школа №2»...
...
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Тема урока Количе-ство часов
Лекция. Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Общая характеристика образовательного учреждения
Наименование оу муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №175 городского округа Самара (в соответствии...
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Кол час
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Художественные открытия...
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Публичный отчет мбоу «Супоневская средняя общеобразовательная школа...
Общая характеристика мбоу «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2» Брянского района
Общая характеристика литературного движения 40-х годов. «Натуральная школа». Основные темы и проблемы icon Планы семинарских занятий семинар Древнерусская политико-правовая...
Общая характеристика истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции