С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград




Скачать 79.54 Kb.
НазваниеС. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград
Дата публикации26.09.2014
Размер79.54 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Опубликовано: Петербургские исследования. СПБ.: Изд. СПБГУ, 2010.

С. 25-30.
Из истории создания первых пушкинских музеев:

Петербург - Париж - Ленинград.


Как и любое явление культурной жизни, литературные музеи имеют свою предысторию. Цель нашего обращения к ней заключается в выявлении истоков и причин появления первых литературных музеев в России в связи с определением их значения в истории русской культуры.

Традиция собирания, хранения и публикации источников, служащих для изучения истории русской литературы, уходит своими корнями в XIX век. Известные коллекционеры, библиофилы собирали и бережно хранили рукописи и портреты писателей, их личные вещи. Ценнейшие историко-литературные коллекции были собраны П. В. Анненковым, П. И. Бартеневым, П. А. Ефремовым, М. И. Семевским, П.А. Плетневым и др.

Журналы «Русская старина» и «Русский архив» среди других исторических материалов и документов публиковали и документы по истории русской литературы, связанные с жизнью и творчеством писателей, вновь найденные автографы и списки литературных произведений, письма и воспоминания. Большую работу по собиранию источников вели библиотека Румянцевского музея в Москве и Публичная библиотека в Петербурге. И рукописный отдел Публичной библиотеки (до 1912 года), и Румянцевский музей (до 1910 года) регулярно издавали отчеты о своих поступлениях.

Главным направлением собирательской работы были материалы, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Первыми начали разговор о том, что память о Пушкине должна быть увековечена, лицеисты, учившиеся в Императорском Лицее в 1860-е годы. Так, в 1861 году, когда отмечалось 50-летие Царскосельского Лицея, петербургской общественностью был поддержан призыв лицеистов о создании первого музея, посвященного Пушкину. Однако вопрос о создании музея так и остался нерешенным.

Приближавшееся 80-летие со дня рождения А. С. Пушкина вновь возбудило интерес к созданию музея. 19 октября 1879 года директор Лицея Н. Н. Гартман и инспектор В. В. Никольский обратились с письмом к бывшим воспитанникам Лицея с просьбой помочь им устроить библиотеку - музей Пушкина. По замыслу устроителей предполагалось открыть Pushkiniana, «в которой собрано все, относящееся до великого лицеиста». В ней должны быть сосредоточены отдельные издания поэта, все альманахи, сборники, периодические издания, в которых публиковались его произведения, а также статьи о нем. В обращении выражалось не только желание учредить музей, но и намечалась программа его деятельности. Таким образом, начавшая свою деятельность пушкинская библиотека при Лицее послужила основанием для создания будущего музея, начавшего работу в 1889 году, когда «скромная Pushkiniana» разрослась в обширный «Пушкинский музей». К этому времени в его коллекции насчитывалось около 1700 предметов. Одновременно с собиранием книг, автографов, портретов, гравюр была предпринята попытка систематизации собрания и его описания.

1899 год вызвал новый интерес к личности А. С. Пушкина. В Петербурге в Большом конференц-зале Академии наук была открыта юбилейная пушкинская выставка. Ее организация явилась крупным событием культурной жизни того времени. По выпущенному каталогу можно судить о содержании выставки и ее масштабе. Все материалы были систематизированы по видам источников и по существу были впервые объединены для экспонирования.1 К каталогу было выпущено дополнение. Это были рисунки П. П. Соколова к «Капитанской дочке» (21 лист), переданные на выставку императрицей Марией Федоровной из библиотеки Александра III.2

И столичная, петербургская, и московская юбилейная выставка, организованная Обществом любителей российской словесности в залах Исторического музея, пользовались большой популярностью, но после их закрытия коллекции были возвращены владельцам, а возникший вопрос о создании Музея был снова отложен.

В память столетия со дня рождения А. С. Пушкина при Императорском Александровском Лицее было учреждено «Пушкинское Лицейское общество». Под его руководством продолжал свою деятельность Пушкинский Музей, причем Общество приняло на себя «обязанность заботиться о пополнении собраний и об устройстве для них достойного помещения, открытого для публики».3

Общий подъем культуры и музейного дела в конце XIX - начале XX века способствовал тому, что идея создания историко-литературного музея, прозвучавшая в дни 100-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина и не нашедшая достойного воплощения в рамках музея при учебном заведении, окончательно утвердилась в общественном сознании. Юбилей 1899 года, отмеченный выставками в Петербурге и Москве, новыми памятниками поэту, изданиями его сочинений, показал, что в русском обществе все более остро ощущалась необходимость создания специального учреждения, посвященного А. С. Пушкину. Именно таким учреждением стал основанный в Петербурге при Академии Наук в 1905 году Пушкинский Дом. Процесс создания Пушкинского Дома был сложным и длительным, и его расмотрение не входит в наши задачи, поскольку отражен в специальных исследованиях на эту тему.4 Важно отметить другое: в ходе обсуждении идеи по существу первого в России литературного музея высказывались мысли о будущем музее одновременно как научно-исследовательском и культурно-просветительном центре. Оба эти момента нашли выражение в проектах и письмах разных лиц.5

28 февраля 1907 года Комиссия по постройке памятника Пушкину, созданная при Академии Наук, приняла в окончательной редакции проект «Положения о Пушкинском Доме». Проект был вынесен на рассмотрение конференции Академии Наук, которая в Общем собрании одобрила его, 14 июля 1907 года это положение было окончательно утверждено.6 Таким образом был организован Пушкинский Дом как «Хранилище музейного типа и источниковедческий и исследовательский центр не только пушкиноведения».7

Первый пункт Положения говорил о том, что Пушкинский Дом учреждается «в память о великом поэте А. С. Пушкине» для собирания всего, что касается Пушкина «как писателя и человека». Вторым пунктом предусматривалось собирание и хранение всего, что касается «жизни и деятельности всех других представителей русской изящной словесности».8 С первых лет своего существования Пушкинский Дом приступил к собиранию источников для изучения русской литературы. Несмотря на финансовые затруднения рост рукописных, книжных и музейных собраний, в том числе и меморий, неуклонно продолжался в основном за счет пожертвований. Пушкинский Дом быстро получает известность и авторитет музейного центра.

В 1913 году Пушкинский Дом впервые получил возможность показать часть накопленных коллекций в трех небольших залах и в вестибюле главного здания Академии Наук. Как ни мало удовлетворяло это помещение задачам пантеона русской литературы, каковым должен был явиться по замыслу устроителей Пушкинский Дом, однако все же после того, как его коллекции были размещены в отведенных для них комнатах, «получился ряд уютных уголков, много говорящих уму и сердцу каждого культурного русского человека».9

Предыстория литературных музеев будет неполной, если не обратиться к истории частного собирательства литературных материалов. Некоторые частные историко-литературные коллекции имели такое культурное, научное и общественное значение, что давало полное право считать их музеями. К таковым можно отнести коллекции П. А. Плетнева, поэта и критика, редактора «Современника», Члена-корреспондента Академии Наук П. А. Ефремова, известного историка, издателя и редактора журнала «Русская старина» М. И. Семевского.

С полным основанием современники, специалисты и исследователи, считали музеем собрание историка, литератора Александра Федоровича Отто (Онегина) (1845 – 1925).10 Еще после окончания гимназии юноша, внебрачный сын петербургского дворянина,отданный на восптание в семью Отто, решил сменить фамилию Отто. Из любви к литературе он принял фамилию знаменитого пушкинского героя как псевдоним, а позднее добился получения юридического права на эту фамилию, которая во многом и определила его жизненный путь. В 1866 году Онегин покинул Россию, некоторое время жил в Германии, занимался литературной работой, а в 1880 переехал в Париж, где провел всю свою долгую жизнь, значительная часть которой ушла на служение памяти А.С.Пушкна. Увлечение переросло в серьезное коллекционирование и навело Александра Федоровича на путь неутомимого собирателя всего того, что относилось к жизни и творчеству поэта. Начало коллекции было положено в 1883 году, когда Онегин получил пушкинские рукописи от товарища по гимназии Павла Жуковского, сына поэта В. А. Жуковского. Через два года от него же перешли документы, связанные с дуэлью и смертью Пушкина. С этого времени Онегин стал целенаправленно и настойчиво собирать коллекцию реликвий А. С. Пушкина, которую впоследствии назвал «Пушкинский музей». Это была самая крупная частная коллекция: рукописи, в том числе неопубликованные, фрагменты и наброски сочинений поэта, его письма и деловая переписка, портреты Пушкина и его современников, бытовые предметы пушкинской эпохи. В библиотеке имелись все прижизненные издания Пушкина на русском и иностранных языках. Помимо того Онегин собирал автографы русских и иностранных писателей (среди них особенно много автографов И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. А. Жуковского).11 Собрать уникальную коллекцию Онегину очень помогла долгая дружба с сыном поэта В.А.Жуковского, близость к И.С. Тургеневу, а через них обширные знакомства с выдающимися писателями и известными учеными. С годами непрерывно стекавшиеся в его скромную картирку материалы, превратили ее в оригинальный и интересный частный музей, который был довольно популярен в Париже, но еще большей известностью пользовался у русских исследователей, часто делавших попытки изучения и использования редкого и содержательного собрания. В 1907 году Пушкинский музей Онегина посетил министр финансов России В. Н. Коковцев. Он должен был удостовериться в ценности онегинского собрания для будущего Пушкинского Дома, членом комиссии по созданию которого являлся. Коковцев сделал заключение о желательности приобретения собрания. В Париж был командирован выдающийся литературовед Б. Л. Модзалевский для научной оценки материалов, а в 1909 году русский посол во Франции А. И. Нелидов подписал договор с Онегиным об условиях передачи его собрания России. Было оговорено, что собрание остается в пожизненном владении коллекционера, которому, как хранителю, Академия наук будет выплачивать ежегодные субсидии. Несмотря на события 1917 года, после которых многие русские международные обязательства революционное правительство перестало выполнять, музею Онегина оказывалась финансовая поддержка до конца жизни создателя. А.Ф. Онегин не хотел, чтобы собранный им с такими усилиями на протяжении нескольких десятков лет жизни, русский по своему содержанию музей, затерялся среди чуждых ему по языку собратьев, поэтому к концу жизни он принял решение передать его на родину. Начавшиеся в 1907 году переговоры вскоре закрепили музей А.Ф. Онегина за Акадеией наук, в частности за недавно созданным Пушкинским Домом. Затянувшаяся на многие годы официальная передача из-за революций 1917 года в России, казалось, никогда не состоится. Но и после революции Отто остался верен своему решению. Он письменно подтвердил законность состоявшейся договоренности. Однако при жизни коллекционера реализовать передачу собранного Онегиным материала так и не удалось. В 1925 году Александр Федорович скончался. Но когда вскрыли завещание, то выяснилось, что не только все свое имущество, но даже сохранившийся у него капитал Александр Федорович оставил Пушкинскому дому. Коллекция была передана французской стороной в Ленинград в 1927 году. Таким образом, коллекции уникального музея перехали из Парижа в Ленинград и поступили на хранение в Пушкинский Дом.12 В дальнейшем часть предметов была передана в 1953 году во Всесоюзный (ныне Всероссийский) музей А. С. Пушкина.13


1 Пушкинская выставка в Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге. Каталог. - СПб., 1899.

2 Дополнение к каталогу Пушкинской юбилейной выставки в Императорской Академии Наук. - СПб., 1899.

3 Устав Пушкинского Лицейского Общества. - СПб., 1899. - С. 2.

4 Баскаков В. Н. Пушкинский Дом. - Л., 1988. - С. 11 - 22.

5 50 лет Пушкинского Дома. - М., Л., 1956. - С. 8.

6 Пушкинский Дом при Российской Академии Наук. Исторический очерк и путеводитель. - Л.,1924. - С. 20 - 24.

7 Там же. - С. 25.

8 Архив РАН. ф. 9, оп. 1, ед. хр. 87, л. 1.

9 Временник Пушкинского Дома. 1913. - СПб., 1914. - С. 78.

10 Выставка собраний А. Ф. Онегина. - Л.,1930. - С. 2 - 4.

11 Российская музейная энциклопедия. Т. 2. - М., 2001. - С. 50

12 Баскаков В. Н. Пушкинский Дом. - Л., 1988. - С. 32 – 34.

13 Там же. -С. 55-56.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconИстория возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной...
Цель данной публикации заключается в выявлении истоков и причин появления первых литературных музеев в России, а также определении...

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград icon0 – generalităŢI. ŞTiinţĂ Şi cunoaştere. Informare. Documentare....
Все о музеях мира : Иллюстрированный справочник худож музеев / текст, подбор ил. И. И. Мосин / Санкт-Петербург : Кристалл, 2007....

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconПрограмма и методические материалы для студентов специальности 070503...
I. Возникновение и развитие музеев под открытым небом за рубежом и отечественных музеев-заповедников

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград icon01. Чувство Парижа. Ориентация Париж никогда не кончается, и каждый,...
Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит...

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconО проведении районного конкурса «Под знаком Пушкина»
Пробудить интерес подростков к истории болдинского края, музею-заповеднику А. С. Пушкина «Болдино» как одному из крупнейших пушкинских...

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconН. К. Гунова Мемориальный музей М. Ашрафи. Узбекистан, Ташкент
По сложившейся традиции работники музеев республики одновременно со своими зарубежными коллегами отмечают Международный день музеев....

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconКонкурс рефератов учащихся «Под знаком Пушкина»
А. С. Пушкина, развития интеллектуальных возможностей школьников, пробуждения интереса подростков к истории болдинского края, музею-заповеднику...

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconЕ. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев
В результате появляется возможность восстановить фрагменты многоцветной «мозаики» культурной жизни Петербурга первой четверти ХХ...

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconИюль 1941 г, Ленинград. А. Ахматова Художественная литература
Витицкий С. (псевдоним Б. Стругацкого) «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»

С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград iconПояснительная записка необходимость создания нового учебника истории...
Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции