Скачать 351.93 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Факультет культурологии Кафедра музееведения и экскурсоведения Факультет музееведения и экскурсоведения Музейные заповедники Программа и методические материалы для студентов специальности 070503 «Музейное дело и охрана памятников» Санкт-Петербург 2008 ББК 79.14(2)78 УДК 069 М 89 Программа рекомендована к изданию Редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Составитель: Е.Н. Мастеница, кандидат исторических наук, доцент М 89 Музейные заповедники: Программа курса /сост.Е.Н.Мастеница; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств.-СПб.:СПбГУКИ, 2008 -23с. ББК 79.14(2)78 УДК 069 © Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Структура курса представлена тремя тематическими разделами: Раздел I. Возникновение и развитие музеев под открытым небом за рубежом и отечественных музеев-заповедников. Раздел.II. Теоретические аспекты изучения музеев-заповедников Раздел III. Принципы организации и основные направления деятельности музеев-заповедников. Целью курса является обеспечение студентов современными знаниями по истории возникновения, становления и современного состояния отечественных музеев-заповедников и музеев под открытым небом за рубежом, а также формирование умений определять магистральные направления их развития в свете актуальных проблем музееведения и музейной практики. Задачи курса :
Место курса в профессиональной подготовке выпускника Курс «Музейные заповедники» является закономерным и последовательным этапом в изучении цикла музееведческих дисциплин в процессе подготовки специалиста-музееведа. Он построен с учетом прослушанных студентами курсов «История музейного дела» и «Теоретические проблемы музееведения», и является связующим звеном между базовыми научными дисциплинами и курсами, которые имеют прикладной характер. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс «Музейные заповедники», должен: - понимать трактовки феномена музея-заповедника и знать этапы развития данного феномена; - иметь представление о деятельности экомузеев, особо охраняемых природных и историко-культурных территориях и объектах как природоохранных, историко-культурных, научно-исследовательских центрах; - знать формы и методы сохранения и изучения памятников, а также объектов историко-культурного и природного наследия в отечественных и зарубежных музеях под открытым небом; - осмыслить специфику и задачи основных направлений деятельности музеев-заповедников. Студент должен уметь: - грамотно использовать способы, формы, средства и механизмы, обеспечивающие эффективную реализацию функций музеев-заповедников и музеев под открытым небом; - определять приоритеты музейного развития в соответствии с направлениями культурной политики и культурными традициями, социально-экономическими условиями и тенденциями развития музееведения, музейного дела и охраны памятников; - применять полученные знания о принципах и методах охраны историко-культурного и природного наследия в профессиональной и общественной сферах деятельности. II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
III. ПРОГРАММА КУРСА Раздел I. Возникновение и развитие музеев под открытым небом за рубежом и отечественных музеев-заповедников. Тема1. Историко-культурные и научные предпосылки возникновения музеев под открытым небом в странах Европы. Процессы урбанизации и модернизации конца XIX - начала ХХ веков как факторы необратимого изменения окружающей среды, облика городов и деревень. Миграция сельского населения как причина возросшего интереса к народной культуре и стремления сохранить культурную самобытность, подвергавшуюся угрозе исчезновения. Развитие гуманитарных наук, выделение этнографии в самостоятельную отрасль знания как стимул возрождения интереса к угасающей народной культуре. Всемирные выставки в Париже (1867, 1878, 1889), Вене (1893) и их роль в возникновении музеев под открытым небом. Тема 2. Этапы развития музеев под открытым небом в Европе и их характеристика. Общие закономерности развития музеев под открытым небом и региональные особенности этого процесса. Обоснованность выделения современными исследователями этапов развития музеев под открытым небом. Количественные и качественные характеристики каждого этапа. Преемственность и новаторские тенденции в развитии изучаемого музейного феномена. Тема 3. Музеи под открытым небом в странах Северной Европы. Частные коллекции деревянных построек в Cкандинавии и их роль в создании музеев под открытым небом. Музеологические идеи А.Хазелиуса и их влияние на создание музеев под открытым небом в Швеции и в соседних странах. Скансен - первый в мире музей нового типа. Открытие по его примеру музеев в Швеции: Лунд (1891), Лександ (1899), Эскильстуна (1903), Бунге (1906); в Норвегии: Осло (1894), Сандефьорде (1896), Лиллехамере (1904), Фагернесе (1901), в Дании - Копенгагене (1897); в Голландии - Арнеме (1912) и др. Принцип создания музеев подлинных жилых построек XVI - XIX веков, сохраняемых in situ. Региональный принцип организации экспозиций. Появление специализированных музеев, демонстрирующих старые технологии производства пива, изготовления изразцов, парусная мастерская и др. Проблема резерватов в Швеции и Норвегии и показа памятников, находящихся под охраной местных властей или в частном владении. Тема 4. Музеи под открытым небом в странах Западной и Центральной Европы. Широкое распространение музеев под открытым небом в странах Западной Европы во второй половине XX века. Этнокультурная специфика и тематическая специализация музеев в Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании и других странах. Создание и развитие музеев сельскохозяйственного профиля в Великобритании. Музей в Бимиш Холле (1968) как пример демонстрации широкой картины жизни северо-востока Англии. «Образный» характер экспозиции музея, сочетающей показ и интерпретацию традиционной и современной культур региона. Способы сохранения производственных процессов и исторических технологий (выпечка хлеба, стрижка овец, уход за живой изгородью и т.д.). Музей национальной культуры Шотландии (Биггар). Демонстрация перенесенного фермерского жилища и надворных построек ХVII века на территории городского парка. Проблема воссоздания интерьеров жилых помещений. Своеобразие развития музеев под открытым небом в Германии. Интенсивность создания подобных музеев на третьем этапе их развития. Открытие музеев в Мольфзе (1960), Детмольде (1966), Зайффене (1972), Нойе Аншпахе (1973), Гессене (1973). Включение в экспозиции музеев объектов промышленной архитектуры и уникальных памятников техники. Берлинский «Музеумсдорф Дюппель» (1975) как пример комплексного музея под открытым небом с включением в экспозицию археологических объектов и памятников. Тема 5. Музеи под открытым небом в Северной Америке. Проникновение идеи создания музеев под открытым небом в США в 1920-1930 годы. Обусловленность их возникновения социально-экономическими предпосылками и утверждением идеи о необходимости охраны и реставрации архитектурных памятников. Преобладание принципа консервации исторических зданий in situ в сочетании с сохранением в неприкосновенности окружающей среды. Возникновение иразвитие музеев по типу «живых исторических ферм или деревень» («Living Histirocal Farms») с демонстрацией традиционных приемов возделывания земли и разведения пород домашних животных. Генри Форд - основатель музея «Henry Ford Greenfield Villаge» (1928). Музей «Mystic Seaport» как пример многопрофильного музея под открытым небом, демонстрирующего корабли и портовые сооружения в комплексе с сохранившимися подлинными постройками: банк, аптека, больница, школа и др. Отличия музеев США от традиционных скансенов и британских сельскохозяйственных музеев. Обусловленность этих отличий историческим, экономическим и социокультурными факторами развития Европы и Америки. Своеобразие американских музеев под открытым небом и историческая направленность их экспозиций. Включение в экспозицию таких объектов как постройки колонистов XVII - XVIII веков (жилые дома, таверны, лавки, мельницы, кузницы, церкви, лесопилки и др.), дома-усадьбы президентов, лаборатории известных ученых. Особенности работы с посетителями в американских музеях под открытым небом. Роль театрализованных представлений и праздников в реализации образовательно-воспитательной и рекреационой функций музея. Внедрение активных форм демонстрации жизни, быта и видов деятельности (пахота, сбор урожая, обмолот зерна, плавание в лодке по реке и рыбная ловля, путешествие в почтовой карете и пр.) различных этнических групп. Музеи под открытым небом в Канаде. Общность исторического развития и направлений в работе с аналогичными музеями в США. Тема 6. Музеи под открытым небом в Японии и странах Юго-Восточной Азии. Специфические черты развития музеев под открытым небом в Японии, обусловленные историей страны и особенностями национальной культуры. Преобладание тематических парков, демонстрирующих архитектуру культовых и светских сооружений. Взаимодополнение живописных ландшафтов и памятников архитектуры. Национальный парк-музей Никко как центр проведения многочисленных праздников и разнообразных фестивалей. Музей под открытым небом этнографического профиля «Корейская деревня» (1974) в Южной Корее. Сходство причин возникновения и структуры с европейскими музеями. Демонстрация в экспозиции музея не только архитектурных построек , но и коллекций мебели, одежды, инструментов, произведений народного искусства. Разноплановая досуговая деятельность музея. Проведение традиционных свадебных церемоний, соревнований по национальной борьбе, по катанию на качелях, состязаний по запуску воздушных змеев и так далее. Тема 7. Характерные черты развития отечественных музеев-заповедников. Факторы и условия, способствовавшие организации музеев-заповедников и музеев под открытым небом в СССР. Первые музеи под открытым небом в России и мировой опыт скансенологии. Экспозиция образцов народного зодчества, представленная на сельскохозяйственной и кустарной выставке в Москве (1923), как одна из первых попыток реализации на практике идеи демонстрации памятников народной архитектуры под открытым небом. История создания и развития историко-архитектурного и этнографического заповедника «Коломенское». Рост количества историко-архитектурных и этнографических музеев-заповедников в СССР в 1960-1970-ые годы (Кострома, Архангельск, Нижний Новгород, Улан-Уде и другие города) Накопление практического опыта и разработка теоретических аспектов скансенологии (концепции, принципов структуры, методики организации отечественных музеев под открытым небом на базе памятников деревянного народного зодчества). Воплощение разработанных принципов в создании многопрофильных экспозиций отечественных музеев-заповедников: «Кижи», «Витославлицы» (Новгородская обл.), Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская обл.). Значение деятельности и научных трудов В. А. Ополовникова, Л. Е. Красноречьева История создания музеев под открытым небом в Прибалтике. Латвийский этнографический музей (1924) и использование опыта его работы в процессе создания локальных музеев в Латвии (Вентспилс, Цемс, Екабпилс, Лудз) и Эстонии (Музей-усадьба Михкли на острове Саарема, усадьба Министе, Усадьба Юхана Смуула в Когува). Сочетание исторически достоверного облика старой деревни и живописных ландшафтов природных парков.Демонстрация региональных особенностей архитектурно-строительных форм и крестьянского быта с включением объектов, связанных с традиционными промыслами.Музей эстонского крестьянского зодчества и быта «Рокка-аль-Маре» (1957). Соответствие секторов экспозиции этнографическим зонам республик с учетом природных условий и географического положения регионов республики. Реализация этногеографического принципа в создании музеев народной архитектуры и быта на Украине (Киев), в Грузии (Тбилиси). Возникновение комплексных музеев-заповедников на базе на выдающихся исторически сложившихся историко-культурных комплексах или ансамблях памятников архитектуры. Значение музеев под открытым небом как архитектурно-этнографических, археологических и историко-бытовых комплексов в природной среде. Музеи-заповедники как разновидность новой организационной формы - музейного объединения. Централизация как способ управления, финансирования и решения административно-хозяйственных задач музеев-заповедников. Роль музейных объединений в развитии периферийных музеев в системе объединенного музея-заповедника, в более рациональном и широком использовании фондовых собраний в научной и образовательной деятельности. Новгородский Государственный объединенный музей-заповедник (музей основан в 1865 году). Возникновение сети музеев-заповедников в Вологодской области на базе ранее существовавших музеев: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (музей основан в 1923 году), Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (музей основан в 1918 году), Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (музей основан в 1924 году). Тема 8. Современные тенденции и определяющие черты развития музеев-заповедников и музеев под открытым небом в Российской Федерации. Профилизация как характерная черта развития отечественных музеев-заповедников во воторой половине XX века. Создание и функционирование литературных музеев-заповедников на основе музеефицированных в 1920-е годы усадебных комплексов. Специфика музея-усадьбы писателя как мемориального и природно-архитектурного комплекса. Методы воссоздания конкретной пространственной среды мемориального объекта на определенный исторический период. Виды и способы музеефикации пространственно-временной среды. «Поля ратной славы» как пример профилизации военно-исторических музеев-заповедников. Специализация исторических музеев-заповедников. Возникновение археологических музеев-заповедников: Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник и его филиал Анапский археологический музей-заповедник, археологические музеи-заповедники «Танаис» (филиал Ростовского областного музея краеведения), «Татарское городище» (филиал Ставропольского государственного объединенного краеведческого музея им. Г. К. Праве.). Государственный археологический музей-заповедник «Костенки» (филиал Воронежского краеведческого музея). Археологические музеи-заповедники в Сибири («Томская писаница»). Архитектурные музеи-заповедники как способ сохранения исторических центров древних русских городов («Московский Кремль»), уникальных историко-архитектурных и фортификационных комплексов («Петропавловская крепость»). Специфика создания пригородных музеев-заповедников усадебного типа (Музей-заповедник «Абрамцево» (Московская обл.) и музеефикации дворцово-парковых ансамблей летних императорских резиденций на примере пригородов Санкт-Петербурга. |
Пояснительная записка Учебная программа дисциплины «История славянских... Учебной программы дисциплины «История славянских народов» для высших учебных заведений по специальности 1-23 01 13 «Историко-архивоведение»,... |
Программа и методические материалы освоения дисциплины : «Изучение и прогнозирование спроса» Разовский Ю. В. «Познавая будущее». Программа и методические материалы освоения дисциплины: «Изучение и прогнозирование спроса» для... |
||
Филологический факультет Рабочая программа и методические рекомендации «Классическая, элитарная и массовая литература: стратегии книгоиздания» для студентов... |
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Охрана труда» Методические указания к лабораторным работам по дисциплине «Охрана труда» для студентов всех специальностей. / Сост. В. И. Коробко.... |
||
Методические указания по обучению студентов технических университетов... Методические указания предназначены для студентов факультета ибм, обучающихся по специальности «Менеджмент» |
Методические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных проектах Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... |
||
Методические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов... Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на... |
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы... Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Финансы (организаций) предприятий» разработаны для... |
||
Методические указания для выполнения расчетно-графического задания... «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального... |
Методические указания и задания для выполнения контрольных работ... Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |