Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев




Скачать 186.69 Kb.
Название Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев
Дата публикации 02.10.2014
Размер 186.69 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы




Е. Н. Мастеница

Забытые страницы истории петербургских музеев.

Толстовский музей в Петербурге — Петрограде — Ленинграде.

Опубликовано: Забытые страницы истории петербургских музеев.

Толстовский музей в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. //

Труды Гос музея истории С-Петербурга. Вып. 2. – СПб.,1997. – С. 187 - 198.

Музеи, как и люди, имеют свою судьбу. Одним суждена жизнь долгая, яркая и насыщенная, а другим отпущен короткий век, и судьба их складывается драматично, а порой даже трагично. Возможно, такое утверждение покажется спорным. Однако, обращение к перипетиям судьбы различных музеев дает основание к подобным суждениям. Изучение богатой, но пока еще мало исследованной истории музеев Петербурга позволяет не только осмыслить опыт предшественников, но и воскресить забытые имена ученых, музейных деятелей, посвятивших свой талант и труд созданию новых музеев, которые стали смыслом и делом всей их жизни. В результате появляется возможность восстановить фрагменты многоцветной «мозаики» культурной жизни Петербурга первой четверти ХХ века, неотъемлемой частью которой являлись музеи.

Цель данной публикации — проследить историю Толстовского музея в Петербурге. По необходимости мы будем привлекать для сравнения материалы о создании и развитии аналогичного музея в Москве, впоследствии трансформировавшегося в Государственный литературный музей Л. Н. Толстого. Своеобразие возникновения Толстовского музея в Петербурге заключается в том, что писатель бывал здесь наездами и в общей сложности прожил немногим более года. Справедливо мнение Л. И. Кузьминой о том, что Л. Н. Толстого нельзя причислить к «петербургским писателям»1. Петербург Толстой не любил, не принимал, и, по его собственному выражению, чувствовал себя в городе как «угорелый в угарной комнате»2. Изученные нами материалы, хранящиеся в РО ИРЛИ РАН и Архиве РАН в Санкт-Петербурге, а также в ЦГАЛИ в Москве, позволяют воссоздать историю первых Толстовских музеев, которые появились задолго до знаменитых литературно-мемориальных музеев в Ясной Поляне и Хамовниках.

Идея создания дома-музея возникла еще в 1908 году, когда исполнялось 80 лет со дня рождения Л. Н. Толстого, но поскольку писатель отказался от чествования, она не была реализована. Однако вскоре после его смерти в 1910 году эта идея получила воплощение. Писатель был духовным наставником для многих современников, приверженцев и последователей его философского и нравственного учения не только в России, но и за ее пределами. Стремление этой части общества увековечить имя Толстого, желание воздать должное его таланту привели к весьма своевременной мысли о создании дома-музея Толстого.

Основатели музея “желали домом-музеем создать памятник Толстому живой, деятельный, не глыбу камня, а культурный центр с рядом просветительных учреждений, библиотекой, читальней, народной аудиторией для собраний и чтений по литературно-общественным вопросам”.3 В своем докладе на Первом Всероссийском съезде писателей летом 1908 года В. Я. Богучарский говорил о том, что необходимо “ увековечить за поколениями настоящими и грядущими богатства, которые дал миру гений Толстого. Увековечить же их - означает прежде всего необходимость их централизовать и систематизировать, создать учреждение, в котором было бы собрано не только все написанное Толстым, но и о нем <...>. В этом музее должны быть собраны также портреты и бюсты Толстого, рукописи его произведений, письма, словом, все, служащее к познанию жизни и деятельности великого человека. Пройдут годы, и этот музей может развиться в “музей Толстого и его эпохи”, то есть сделаться одним из центральных учреждений познания идейной истории России.”4 Знаменательным следует признать тот факт, что во время работы этого съезда издателям европейских газет было направлено письмо представителей русской прессы с предложением передавать материалы о Л. Н. Толстом во вновь организуемый музей его имени. В этом письме говорилось: «В июне в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский съезд представителей периодической печати. Съездом был избран специальный комитет для разработки резолюции. В настоящее время комитет занят воплощением в жизнь идеи создания музея имени Л. Н. Толстого. Комитет придает большое значение коллекционированию в музее всего, что касается юбилея - статей и вырезок из газет и журналов как русских, так и иностранных, посвященных Л. Н. Толстому. Произведения Л. Н. Толстого, брошюры, листовки будут с благодарностью приняты Музеем».5 Это обращение стало началом замечательной традиции международного обмена культурными ценностями, которую музей активно развивал, сотрудничая с музеями и коллекционерами из разных стран.

Огромную роль в деле создания музея сыграло «Общество имени Л. Н. Толстого», созданное в Петербурге в1909 году. Цель Общества - как записано в Уставе - “служение славе Льва Николаевича Толстого и изучение его жизни и творений”.6 Для достижения этой цели Общество намеревалось открыть “музей, в котором будут собраны рукописи Л. Н. Толстого, издания его произведений на русском языке и переводы на иностранные языки, художественные и иные изображения, реликвии, а также рукописи и печатные издания других лиц, к нему имеющие отношения.”7

Среди членов Совета , руководившего работой Общества, были В. Д. Бонч-Бруевич, С. А. Венгеров, И. Я. Гинзбург, В. Г. Короленко, В. Я. Муринов,
Вc. И. Срезневский, М. А. Стахович и др. В 1910 году было открыто Московское отделение Общества, которое активно включилось в предварительную работу “по возможности полного собирания для будущего центрального музея всего того, что связано с именем Л. Н. Толстого”.8

Хотя дом-музей Толстого мыслился как единый, всероссийский, однако почти одновременно были созданы два толстовских музея: в Петербурге и в Москве. Петербургский, открывший свои двери для посетителей 27 марта 1911 года, был лишь на несколько месяцев старше московского. Обоим предшествовали выставки, послужившие базой для их создания.

Петербургская «Выставка для устройства музея им. Л. Н. Толстого» была открыта в залах Театрального клуба на Литейном проспекте и имела большой успех.9 Появились отзывы в печати. Например, В. Д. Бонч-Бруевич, в обзоре выставки писал: «По количеству предметов, по значительности и достоинству всего выставленного - выставка имени Л. Н. Толстого должна быть признана одной из самых обширных, из когда либо бывших в честь и славу того или иного писателя. Надо иметь в виду, что все эти 4319 предметов так или иначе касаются исключительно самого Льва Николаевича. Современники Толстого, эпоха, в которую он жил, живет и работает, совершенно не представлены на выставке, если не считать единичных предметов».10

Необычайный успех выставки способствовал ее преобразованию в музей, открытый уже после смерти писателя. Совет Общества Толстовского музея взял на себя решение всех вопросов по найму помещения для музея, а также решение всех финансовых проблем. Для музея было найдено временное помещение на Невском пр.,102 из шести комнат11. В дальнейшем музей менял адреса, а с 1912 года обосновался в доме № 6/13 по Большому проспекту Васильевского острова.12

Коллекция формировалась в основном за счет даров и пожертвований. Так, Стахович завещал Толстовскому музею в Петербурге картины Н. Н. Ге и И. Е. Репина. Гинцбург принес в дар воспроизведения в гипсе и бронзе всех портретов Толстого своей работы, В. М. Воинов обогатил музей большим собранием портретов-гравюр, карикатур, коллекций рисунков Л. О. Пастернака. Уникальное собрание фотографий передали в дар музею В. Г. и А. К. Чертковы, а коллекцию рукописей - П. И. Бирюков. «Мечта о создании дома-музея, - писали Вс. И. Срезневский и В. Н. Тукалевский, - благодаря сравнительно большому успеху выставки не казалась тогда далекой, несбыточной, и были люди, убежденные, что материальные средства, необходимые для увековечения гения, будут даны народом, славу имени которого он разнес по всему миру».13

Первая экспозиция петербургского Толстовского музея была построена, по определению ее создателей, по художественно-музейному принципу, то есть исходя из характера материала и состояла из подлинных, в том числе мемориальных предметов, систематизированных по видам источников. Копии экспонировались лишь в исключительных случаях, когда не представлялось возможным иметь оригинал. Например, портреты Л. Н. Толстого работы И. Н. Крамского находились в Ясной Поляне и Третьяковской галерее, и о передаче их в музей не могло быть и речи. В отчете Ревизионной комиссии Совета Общества Толстовского музея отмечалось, что “самый музей по составу своих коллекций далеко еще не полон, не достает еще описи вещей и каталога имеющихся изданий , книг и газет”.14 Однако при подробном осмотре музея члены Ревизионной комиссии имели случай убедиться “в том любовном отношении к делу, какое было проявлено во всех мелочах устройства Музея и распределения его коллекций”.15

В первые годы своего существования музей проводил интенсивную работу по собиранию мемориальных вещей, изучению творчества писателя, изданию его эпистолярного наследия. Как отмечал Срезневский, один из основателей и бессменный руководитель Петербургского Толстовского музея, приоритетные направления деятельности музея заключались в следующем: «он собирает и хранит то, что имеет прямое и косвенное отношение к Толстому, издает те рукописи, которые являются неоспоримыми документами жизни и деятельности Толстого, наконец, регистрирует по мере возможности все выходящие издания его сочинений, а также то, что печатается в России и за границей о Толстом».16 Таким образом, если вначале усилия общества и музея были сконцентрированы на собирании коллекции, то в дальнейшем, в связи с углубленным изучением материалов стали выдвигаться другие задачи: издательская и библиографическая. Музей превратился в научный центр по изучению жизни и творчества Толстого. Благодаря периодическим изданиям «Известия Общества Толстовского музея», а затем «Толстовского ежегодника» результаты музейной работы обрели известность и стали доступны широкому кругу читателей.

Однако финансовое положение Музея, существовавшего за счет членских взносов, пожертвований, доходов от изданий и входной платы а билеты, продолжало оставаться крайне тяжелым. Ревизионная комиссия Совета Общества Толстовского музея обратилась в Городскую управу с просьбой об оказании музею помощи со стороны городских властей.17 Комиссия по народному образованию Городской думы дала весьма лестный отзыв о характере музея и его задачах. В заключении Комиссии отмечалось, что «по числу и разнообразию своих номеров (музейных предметов - Е. М.) музей должен быть признан уже теперь чрезвычайно богатым, - в нем есть уники совершенно исключительной ценности, и таковой является для города Петербурга приобретением огромной важности, будущая судьба которого в интересах не только столичного населения, но и всей России должна быть так или иначе обеспечена».18 Городские власти пошли навстречу ходатайству Толстовского Общества и постановили «ассигновать ежегодные субсидии музею в размере 3000 рублей.19

Толстовская выставка в Москве в залах Исторического музея была организована в годовщину смерти писателя. Она также имела большой успех. За полтора месяца ее существования с 11 октября по 6 декабря 1910 года на ней побывало около 55000 человек.20 Успех объясняется не только обаянием имени Толстого, но и богатым содержанием выставки. Так же, как и в Петербурге, выставка дала приток средств для открытия Московского Толстовского музея.

Первая экспозиция Толстовского музея в Москве строилась по хронологически-биографическому принципу, который иногда нарушался. Это было вызвано требованием экспозиционной подачи художественных произведений. Некоторые предметы искусства, требующие для них помещения, расставлены по музею независимо от хронологической даты».21 В некоторых случаях считалось нецелесообразным разбивать ценные коллекции, как на это указывал П. И. Бирюков.22 Кроме этого принцип демонстрации предметов нарушался, по-видимому, в связи с нехваткой помещений. Толстовский музей в 23Москве находился на Поварской улице в доме № 18, и, как и петербургский, располагался в шести комнатах.

В основе создания Толстовских музеев лежала идея культурного центра, в котором будет сосредоточено все, что служит знакомству с жизнью писателя, изучению его творчества. Их основатели главные усилия сосредоточили не на разыскании и собирании вещественных реликвий и на охране мемориальных мест, а на концентрации в своих фондах и показе в экспозиции главным образом художественного и эпистолярного наследия писателя. Поэтому музеи и располагались в разные годы в различных зданиях, никак не связанных пребыванием в них Толстого. Они были призваны решать в первую очередь научные и просветительные задачи.

Исторический перелом 1917 года кардинально изменил судьбу многих музеев, в том числе и Толстовских музеев. В начале 1919 года петроградскому музею было выдано охранное удостоверение из Комиссариата по просвещению.24 Позднее общее собрание членов Общества Толстовского музея, «побуждаемое желанием сохранить созданный им музей от всяких случайностей, связанных с переживаемыми тяжелыми обстоятельствами» постановило обратиться к Конференции Российской Академии наук в предложением «принять музей на вечное хранение при Библиотеке Академии наук, объединив их деятельность под высоким покровительством Российской Академии наук».25 Ходатайство нашло отклик среди членов Конференции и Общее собрание Российской Академии наук постановило принять Толстовский музей на вечное хранение при библиотеке с условием, чтобы «он сохранял свою самостоятельность, остался доступным публике и коллекции его не были отчуждаемы».26 Таким образом, Толстовский музей после Октябрьской революции был включен в систему учреждений Академии наук, а Общество Толстовского музея прекратило свое существование в апреле 1919 года. Основанный общественной организацией и созданный на частные средства, он стал государственным и перешел на государственный бюджет. Это изменение статуса Толстовского музея имело свои положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, была сохранена уникальная и богатейшая коллекция, посвященная жизни и литературной деятельности великого русского писателя. Она включала в себя «2500 экспонатов, связанных с Л. Н. Толстым (реликвии, сочинения, рукописи, фотографии, живопись, скульптура, графика, торговые изделия), и библиотеки, насчитывающей 15000 томов».27 С другой стороны, войдя в состав старейшего научного учреждения - Библиотеки Академии Наук, Толстовский музей избрал путь «академического» развития. «Он собирает и хранит то, что имеет прямое и косвенное отношение к Толстому, издает рукописи и документы о жизни и деятельности писателя; регистрирует по мере сил все выходящее в России и за границей издания его сочинений и литературу о нем; хотя и в скромных размерах пытается осуществить идейно-просветительную работу».28 Таким образом, небольшой, но высококвалифицированный коллектив научных сотрудников, возглавляемый Срезневским, приоритетным направлением своей деятельности считал научно-исследовательскую работу, а также содействие «другим ученым доставлением справок, рукописей, текстов, библиографий и т. п.»29

В первые послереволюционные годы и в начале 1920-х годов Толстовский музей, не имея подходящего помещения, по существу пребывал в свернутом состоянии и не мог активно развивать свою деятельность. Чрезвычайная бедность в денежном отношении, отсутствие мебели, инвентаря, не приспособленное для создания экспозиции помещение - все это сказывалось на работе музея, ограничивая его развитие. Однако несмотря на все трудности музей сохранял многие традиции, в том числе идущую из его дореволюционной истории традицию ежегодного устройства торжественного собрания в день годовщины смерти писателя После революции первое такое собрание состоялось в Большом зале Российской Академии наук в ноябре 1922 года. Открыл торжественное собрание Президент Академии наук А. П. Карпинский, а затем с воспоминаниями выступили А. Ф. Кони и И. Я. Гинцбург.30 В 1923 году вечер памяти Л. Н. Толстого состоялся в помещении Государственной певчей Капеллы31, в последующие годы он регулярно проводился в Большом зале Государственной Академической филармонии или в залах Толстовского музея.32 Накануне 200-летия Академии наук музей был переведен в новое, более удобное помещение и разместился по адресу В. О., наб. Тучкова, 2-а.33 Кроме этого он получил дополнительные субсидии для решения конкретных и срочных задач, которые заключались «в работе по комментированию экспонатов музея, работе по инвентаризации его фондов и библиографической работе».34 Решение этих задач было чрезвычайно важно для подготовки к 100- летию со дня рождения Л. Н. Толстого, которое музей готовился отметить в 1928 году. Для подготовки юбилейных мероприятий была образована комиссия по устройству 100-летнего юбилея Л. Н. Толстого.35 Был составлен план подготовительных работ который предусматривал проведение работы «по линии общественной» (организация торжественного заседания, проведение систематических лекций), «по линии научной» ( издание переписки Л. Н. Толстого с Н. Н. Ге, В. В. Стасовым, издание «Хронологии творчества и жизни Толстого», подготовленной Срезневским, издание путеводителя по Толстовскому музею), а также мероприятия «по музейной линии». Отмечая недостаточную благоустроенность музея и бедность в плане художественных экспонатов, Комиссия «признала желательным пополнить его новыми художественными материалами и произвести в нем ряд работ научного и организационного характера, чтобы придать Музею как с внешней, так и с внутренней стороны более благоустроенный вид».36 Согласно рекомендациям Комиссии за сравнительно небольшой срок в Музее была проделана огромная работа: частично перепланирована экспозиция и открыт новый раздел «Толстой и его современники», составлен инвентарь экспонатов музея, систематический каталог библиотеки музея, тщательно прокомментированы уникальные экспонаты музея, приобретено новое оборудование. В течение всего предъюбилейного 1927 года регулярно проводились научные заседания, читались лекции, информация о которых сообщалась на страницах газет «Правда», «Красная газета».37 Предпринятые усилия привели к увеличению посещаемости Толстовского музея, росту его научного авторитета и популярности. Так, в апреле 1928 года музей посетило 187 человек, а накануне юбилея, в октябре и ноябре 2923 и 2287 человек соответственно.38 Сохраняя академический профиль, музей ориентировался прежде всего на исследовательскую работу научно-биографического, литературоведческого и текстологического плана, но при этом стремился по мере возможности осуществлять и просветительную работу: устраивал экскурсии по музею под руководством работавших в нем специалистов, научные заседания с чтением докладов, посвященных изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого, предоставлял возможность знакомиться с литературой о Толстом и с его произведениями в библиотеке музея. И хотя Толстовский музей второй половины 1920-х годов еще был далек от проекта культурного центра с сетью просветительных и общественных учреждений (библиотека, читальня, народной аудиторией для собраний и чтений по литературе и философии, вегетарианской столовой и т. п.), каким он мыслился основателям музея, однако, его деятельность в рассматриваемый период нельзя не признать весьма разнообразной и плодотворной, и, что особенно ценно, продолжающей многие традиции его основоположников.

Поскольку музей существовал под эгидой Библиотеки Академии наук, то одной из главных функций Толстовского музея его организаторы считали регистрацию всей выходящей в России и за рубежом произведений Л. Н. Толстого и литературы о нем. С особым усердием и тщательностью эта сложная работа была продолжена коллективом музея в 1920-е годы. Она велась по следующим направлениям: cоставление общей библиографии о Толстом, библиографии воспоминаний о Толстом. Эта работа, которая проводилась под руководством крупного ученого, библиографа и историка литературы Вс. И. Срезневского, требовала не только обработки огромного по объему материала периодики, но и поиска необходимой информации в зарубежных изданиях. Для этого нужно было устанавливать и развивать контакты с представителями Толстовских обществ за рубежом, с руководителями крупнейших издательств. Таким образом, музей продолжал работу по международному научному и культурному сотрудничеству, что имело большое значение для его успешной деятельности. Продолжая дореволюционные традиции по обмену информацией и сбору библиографии, в 1927 году Толстовский музей вновь обратился с просьбой к иностранным издателям : «Толстовский музей при Российской Академии Наук в Петрограде, придавая большое значение наличию полной коллекции изданий, посвященных Л. Н. Толстому, а также переводам его произведений на любой язык, обращается к вам и просит оказать нам любезность и прислать Толстовскому музею в Петроград ваши издания, касающиеся нашего великого писателя. Мы будем рады предложить Вам наши издания для пополнения Вашей коллекции».39 Срезневский вел активную переписку с нью-йоркским Толстовским обществом на предмет публикации находившихся в Америке автографов Толстого,40 а также насчет обмена изданиями. Однако этому направлению музейной работы, а также интенсивной подготовке к публикации музейных изданий не суждено было развиваться дальше.

В конце 1930 года Толстовский музей в Ленинграде перестал существовать. Его ликвидация во многом связана с начавшейся в конце 1929 года «чисткой» Академии наук, в результате которой были уволены ученые-хранители Пушкинского Дома И. В. Измайлов, М. Д. Беляев, многие сотрудники Библиотеки Академии наук, арестованы такие ученые, как С. Ф. Платонов, Н. П. Лихачев, Е. В. Тарле и др.41

Характерные для «великого перелома» 1929 - 1930 годов деформации в социально-экономической и идеологической жизни сказались на развитии музейного дела. Резко изменилось отношение к музеям как к хранилищам памяти, им была навязана функция примитивной наглядной агитации. Направленность работы музеев начала меняться после проведения в 1930 году Первого Музейного съезда, выдвинувшего в качестве главной задачи музейного строительства «перестройку музейной работы на основе марксистской диалектики».42 Изменение общих тенденций музейного дела и реорганизация в Пушкинского Дома в Институт новой русской литературы, а также несогласие с этими изменениями представителей старого поколения ученых и музейных деятелей привели к тому, что волевым административным решением Президиума Академии наук было признано необходимым сначала «научно-организационное, а затем и территориальное слияние Толстовского музея с Пушкинским Домом»,43 вопреки условиям его передачи Академии наук в 1919 году и мнению сотрудников самого музея. Хотя официальное присоединение произошло «в целях удобства управления и организации научных работ»44, но фактически оно означало ничем не оправданную ликвидацию музея как самостоятельного учреждения, что явилось прямым следствием усиления процессов централизации и администрирования в области науки и культуры. Приход на пост директора музея академика П. Н. Сакулина в середине 1930 года не мог помешать тому, что коллекции Толстовского музея были расформированы и распределены следующим образом: изобразительные материалы вошли в фонды Музея Института новой русской литературы, рукописи поступили в Рукописный отдел, книги и собрания периодики пополнили библиотеку Института. Позже, в 1939 году, некоторая часть коллекции, главным образом рукописи, была передана в Государственный Толстовский музей в Москве, располагающийся с 1920 года и по сегодняшний день в особняке на ул. Кропоткинской, 11. В 1930-е годы он превратился в крупный литературный музей, обладавший уникальной коллекцией автографов, публикаций, портретов, фотографий, личных вещей Л. Н. Толстого, фоно- и кинодокументов., а также богатейшей библиотекой.

Так завершилась история Толстовского музея в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Он явился одним из первых в России литературным музеем, посвященным жизни и творчеству одного из величайших писателей. В настоящее время он забыт и даже обойден молчанием в справочной и научной литературе. Рассмотрение истории создания и деятельности Толстовского музея позволяет сделать следующие выводы:

-существенную роль в деле создания Толстовских музеев сыграло Общество литературного музея, переименованное после смерти Л. Н. Толстого в Общество Толстовского музея. Его Петербургское и Московское отделения не только взяли на себя решение финансовых проблем деятельности музеев (учреждение денежных фондов, распространение подписных листов, устройство концертов, спектаклей и литературных вечеров), но и заботились о сохранении и пополнении коллекций.

-решающую роль в создании музея играла личная инициатива и активная деятельность известных ученых, писателей, художников, скульпторов и общественных деятелей. Следует особо отметить самоотверженную и плодотворную деятельность Всеволода.. Измайловича Срезневского - директора Толстовского музея в Петербурге - Петрограде - Ленинграде в течение 18 лет. Несмотря на все трудности рассматриваемого периода ему удалось не только сохранить музей в эпоху войн и революций, но и проводить на его базе серьезные научные исследования, а также развивать традиционные формы музейной работы: совершенствовать стационарную экспозицию, создавать временные выставки, пополнять и сохранять коллекции, уделяя должное внимание всем без исключения посетителям музея.

-одним из главных направлений деятельности Толстовского музея была собирательская работа, итогом которой стала интересная и во многом уникальная историко-литературная коллекция.. Размещение ее в экспозиции музея позволило продемонстрировать автографы Толстого, отечественные и зарубежные издания его произведений, иконографию и иллюстративный материал и уникальные документы.

-Толстовский музей в Петербурге являлся центром просвещения, внесшим значительный вклад в изучение литературного наследия и в воспитание как взрослого населения, так и подрастающих поколений.

Примечания:

 Идея создания общества была выдвинута «Комитетом почина» — инициативной группой по организации празднования 80-летия Л. Н. Толстого в 1908 году. Однако официально общество было признано властями в 1909 году. После смерти писателя общество изменило название: петербургское отделение стало называться Общество Толстовского музея, а вскоре образованное московское — Толстовское общество в Москве.

 «Известия Общества Толстовского музея». СПб., 1911. № 1 (июль). № 3–5 (окт.–дек.).

«Толстовский ежегодник» М.,1912, 1913.

1 Кузьмина Л. И. Лев Толстой в Петербурге. Л., 1986. С. 5.

2 Цит по: Там же.

3 Срезневский В. Толстовский музей в Петербурге // Солнце России. № 154/46. 1912. 7 ноября. С. 23.

4 Богучарский В. Я. Литературный дом-музей Л. Н. Толстого. Доклад Первому Всероссийскому съезду печати. СПб., 1908. С. 6.

5 ЦГАЛИ. ф. 436. оп. 1. Ед. хр. 3195-д. Л. 1. Оригинал текста на англ. яз. (перевод — Е. М.).

6 РО ИРЛИ РАН. Ф. 302. Оп. 4. Ед. хр. 4. Л. 1.

7 Там же.

8 РО ИРЛИ РАН. Там же. Ед. хр. 26. Л. 15.

9 Толстовская выставка. Каталог. СПб., 1909. С. 2.

10 Исторический вестник. 1909. Май. С. 758–760.

11 Каспаринская С. А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII — нач. ХХ в.) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела. (XVIII–XX вв.) М., 1991. С. 67–68.

12 Никитенко Г. Ю., Соболь В. Д. Большой проспект Васильевского острова. Л., 1981. С.51.

13 Толстовский музей в Петербурге / Сост. В. И. Срезневский и В. Н. Тукалевский. СПб., 1912. С. 7.

14 РО ИРЛИ РАН. Там же. Д. 26. Л. 54.

15 Там же. Д. 26. Л. 55.

16 Толстовский музей в Петрограде за 1913–1916 годы. Пг., 1916. С. 5–6.

17 РО ИРЛИ РАН. Там же. Д. 26. Л. 2–2об.

18 Там же.

19 Там же. Л. 3.

20 Обозрение Толстовской выставки в Москве // Известия Общества Толстовского музея. 1911. № 3–5. С. 94–95.

21 Краткое описание Толстовского музея в Москве / Сост. Н. А. Лютецкий. М., 1914. С. 6.

22 Бирюков П. Краткое описание Толстовского музея в Москве // Толстовский ежегодник. М., 1912. № 1 С. 264.

23 ?

24 РО ИРЛИ РАН. Там же. Оп. 1. Д. 1014. Л. 1.

25 Там же. Д. 40. Л.5.

26 ПФА РАН. Ф. 1. Оп. 1а. Д. 167. Л. 99.

27 Там же. Ф. 158. Оп. 6 (1929). Д. 12. Л. 91.

28 Толстовский музей. Л., 1925. С. 5.

29 Там же.

30 Там же. С. 17.

31 ЦГАЛИ. Ф. 436. Оп. 1. Ед. хр. 3153. Л. 17а.

32 Там же. Л. 4–7, 13–15

33 Весь Ленинград на 1925 год. Адресная и справочная книга г. Ленинграда. Л., 1925. С. 92.

34 ПФА РАН. Там же. Оп. 6. Ед. хр. 4. Л. 11.

35 К столетию Л. Н. Толстого. Сборник комиссии по ознаменованию 100-летия со дня рождения Л. Н. Толстого. М., 1927 С. 19–20.

36 ПФА РАН. Там же. Оп. 6. Ед. хр. 5. Л. 1–2.

37 Там же. Д. 9. Л. 4, 53, 57, 70, 72.

38 Там же. Ф. 158. Оп. 6. Д. 3. Л. 8, 13, 14.

39 ЦГАЛИ. Ф. 436. Оп. 1. Ед. хр. 3095. Л. 5. Оригинал документа на англ. яз. (перевод Е. М.).

40 Там же. Л. 1 и 1 об.

41 Об этом см.: Брачев В. С. «Дело» академика С. Ф. Платонова // Вопросы истории, 1989, № 5. С. 117–129; а также Перченок Ф. Ф. «Дело Академии наук» и «великий перелом» в советской науке // Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. М., 1995. С. 201–235.

42 Труды Первого Музейного Съезда. Т. 1. М., 1931. С. 32–33.

43 ПФА РАН. Ф.1. Оп. 1 (1929). Д. 251. Л. 15.

44 Там же.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon С. 25-30. Из истории создания первых пушкинских музеев: Петербург Париж Ленинград
Как и любое явление культурной жизни, литературные музеи имеют свою предысторию. Цель нашего обращения к ней заключается в выявлении...
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной...
Цель данной публикации заключается в выявлении истоков и причин появления первых литературных музеев в России, а также определении...
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Программа и методические материалы для студентов специальности 070503...
I. Возникновение и развитие музеев под открытым небом за рубежом и отечественных музеев-заповедников
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Н. К. Гунова Мемориальный музей М. Ашрафи. Узбекистан, Ташкент
По сложившейся традиции работники музеев республики одновременно со своими зарубежными коллегами отмечают Международный день музеев....
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Страницы жизни
Х92 Страницы жизни. Свет в конце тоннеля. Ю. К. Худенский (Штейн). Под редакцией Н. Ю. Алексеевой. Екатеринбург, 2011. 196 с
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Телеканал, в котором живет город! Телекомпания «самара-гис» представляет:...
Самарского государственного университета Михаил Перепелкин. Это короткие забытые истории о жизни нашего города, о домах, людях, явлениях,...
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Книга Витторио Мессори «Черные страницы истории Церкви»
Церковь. Его задача — устанавливать факты в их первичной истинности и дать возможность понять их историческое развитие, так что читатель...
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Юрий Дмитриевич Петухов Тайны древних русов
От них-то и произошли славяне и греки, балты и германцы… Первая часть книги — увлекательно написанное исследование «Дорогами богов....
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница Музеология и ее методы в системе социально-гуманитарных наук
В данном контексте рассмотрение музеологии как молодой формирующейся науки является основной задачей авторов статьи
Е. Н. Мастеница Забытые страницы истории петербургских музеев icon Рабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции