История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет




Скачать 2.14 Mb.
Название История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет
страница 1/13
Дата публикации 25.09.2014
Размер 2.14 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  1. История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет.

  2. Понятие языковая ситуация. Языковая ситуация в синхронном и диахронном аспектах.

  3. Языковая норма как историческая категория. Соотношение понятий система, норма, кодификация и узус языка.

  4. Периодизация истории русского литературного языка.

  5. Вопрос о происхождении русского литературного языка в 19 веке (взгляды А.С. Шишкова, Д.В. Дашкова, И.И. Срезневского и др.).

  6. Вопрос о происхождении русского литературного языка в первой половине 20 века (концепции А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова).

  7. Современное состояние вопроса о характере языковой ситуации в Древней Руси (концепции Ф.П. Филина и Н.И. Толстого).

  8. Интерпретация языковой ситуации в Древней Руси как церковнославянско-русской диглоссии (концепции А.В. Исаченко и Б.А. Успенского).

  9. Современное состояние вопроса о характере языковой ситуации в Древней Руси (концепции А.А. Алексеева и М.Л. Ремневой).

  10. Особенности восточнославянской речи. Роль киевского койне в формировании древнерусского литературного языка.

  11. Первое южнославянское влияние. Церковнославянский язык в качестве основного литературного языка Древней Руси.

  12. Взаимоотношение церковнославянского и греческого языков. Роль греческого языка византийской эпохи в формировании основного литературного языка Древней Руси.

  13. Киев и Новгород – различие в культурной и языковой традициях.

  14. Древнерусский литературный язык в деловой письменности Киевской Руси.

  15. Язык «Договора Игоря с греками».

  16. Язык «Слова о Законе и благодати» Илариона.

  17. Язык «Слова о полку Игореве».

  18. Языковая ситуация в Древней Руси во время феодальной раздробленности.

  19. Обогащение словарного состава древнерусского литературного языка. Языки-источники заимствованной лексики.

  20. Формирование языка великорусской народности. Черты отличия русского (старорусского) языка от других восточнославянских языков.

  21. Второе южнославянское влияние как одна из ступеней в истории русско-славянских культурных связей 11-15 вв.

  22. Церковнославянский язык в качестве литературного языка Московской Руси. Преобразования в области палеографии и орфографии.

  23. Преобразования в области лексики, словообразования и грамматики церковнославянского языка Московской Руси, вызванные вторым южнославянским влиянием.

  24. Отличительные черты риторического стиля «плетение словес». Произведения, отражающие особенности этого стиля.

  25. Язык «Слова о житии и представлении великого князя Дмитрия Ивановича».

  26. Своеобразие языка «Задонщины».

  27. Язык «Повести о Петре и Февронии».

  28. Старорусский литературный язык в деловой письменности Московской Руси 14-16 веков.

  29. Язык посланий Ивана Грозного.

  30. Развитие словарного состава старорусского литературного языка в 15-16 вв. «Словарь московитов» Жана Соважа.

  31. Первые грамматические руководства Московской Руси.

  32. Отличительные черты грамматик и словарей, созданных в 16 веке в Юго-Западной Руси.

  33. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Лексикон» Павмы Берынды.

  34. Грамматические руководства по русскому языку М. Ридлея и Т. Фенне.

  35. Языковая ситуация в Московской Руси в первые десятилетия 17 века.

  36. Своеобразие языка «Соборного уложения». Отражение в нем нормализаторских тенденций.

  37. Статейные списки русских послов16-17 столетий и их язык. «Вести-куранты» - прообраз первой общерусской газеты.

  38. Языковая ситуация в середине 17 века. Третье южнославянское влияние.

  39. Никоновская справа церковно-богослужебной литературы и преобразование церковнославянского языка как следствие её.

  40. Старообрядцы как сторонники церковнославянского языка московского извода. Язык «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».

  41. Своеобразие языка демократической сатирической литературы на примере «Повести о Шемякином суде».

  42. Модификация церковнославянского языка в произведениях русских писателей второй половины 17 века (на примере Симеона Полоцкого).

  43. Развитие лексического состава русского литературного языка во второй половине 17 века. Словари этого времени.

  44. Языковая ситуация в первой трети 18 века. Реформа азбуки как выражение «упадка церковно-книжной культуры средневековья».

  45. Развитие словарного состава русского литературного языка в первой четверти 18 века. «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», «Лексикон треязычный» Ф. Поликарпова.

  46. Язык «Гистории о российском матросе Василии Кориотском».

  47. Языковая ситуация середины 18 века. Нормализация морфологической системы русского литературного языка в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова.

  48. Взгляды В.Х. Тредиаковского и В.Е. Адодурова на развитие русского языка.

  49. Стилистическая теория М.В. Ломоносова.

  50. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова как нормативно-стилистическое руководство по русскому литературному языку середины 18 века.

  51. Культурно-языковое расслоение русского дворянства во второй половине 18 века. Отражение этого процесса в творчестве Д.И. Фонвизина.

  52. Французское влияние на речь русского дворянства во второй половине 18 века. Типы галлицизмов в русском литературном языке этого времени.

  53. Распад ломоносовской системы «трех штилей» в последней трети 18 века. Отражение этого процесса в произведениях Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина и А.Н. Радищева.

  54. Своеобразие композиции и языка «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Роль А.Н. Радищева в формировании стиля революционной публицистики.

  55. Официально-деловой стиль русского литературного языка 18 века.

  56. Языковая ситуация на рубеже 18 и 19 веков. Отражение её в стилистической системе «нового слога» Н.М. Карамзина.

  57. Критика стилистической системы «нового слога» А.С. Шишковым. Полемика «шишковистов» с «карамзинистами» о путях развития русского литературного языка начала 19 века.

  58. А.С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.

  59. Пушкинский период в развитии русского литературного языка. Взгляды А.С. Пушкина на русский литературный язык и пути его дальнейшего развития.

  60. Словари церковнославянского и русского литературного языков, созданные до 1830 года. «Словарь Академии Российской» 1789 – 1794 гг.

1.История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет
ИРЛЯ слож. как особ научн дисц к 30-40 гг 20 в. Первым разраб. курс ИРЛЯ – Соболевский, но курс не был напечатан. Нач 20 в. – Будде иссл. ист яз 17-18 вв на примере произв. известн пис. Недост – не книга, а набор случ ф-ров яз., не освещ разв р.яз. Если понимать под предметом ирля опыты по осмыслению путей и итогов историч сущ-ия языка рус пис-ти — яз памятников худ лит-ры по преимуществу, — то можно считать, что эта научная дисциплина имеет более отдаленные истоки развития. Выяснению этих истоков была в свое время посвящена статья В. В. Виноградова.Перв попытка прав изуч – 30 гг 20 в. Моногр-я В. В. Виногр- “Очерки по ИРЛЯ 17—19 вв”. Шахматов опров. устойч. мнение о том, что до 17 в. общим яз на Руси был церкслав. Ц-сл яз пост ассимилир с рус нар речью и уже в 11 веке обрусел. Обнорский: теория о вост-слав происх др-рус яз, противоп традиц теории о его происх от ц-сл яз. (статья “Рус Правда, как пам рус лит яз”, “Яз договоров рус с греками” и “"Сл о полку Иг" как пам рус лит яз”.). Эту теор критиковал Бернштейн.Якубинский: призн госп-во ст-сл яз в кач гос яз Киевской Руси вплоть до конца 11 в, когда ст-сл яз был вытеснен из обязат гос употр собств др-рус лит яз.Булаховский: “Ист коммент к лит рус яз” (1936). Предмет – рус лит яз перв пол 19 в.50-е годы: Ларин, Ефимов, Копорский.Винокур: Общ истор очерк разв рус лит яз, хар-ка отдельн пер разв яз.В 1949 г. Институт рус яз АН СССР начал изд регулярн научн серию трудов под общ заглавием “Матер и исследования из ист рус лит яз”.1 том- предпушк пора, 2 том - ломонос, Радищ, Пушк, Лерм, ран Гоголь. 3 том: декабр, пушк, гоголь, лерм, белинск. 4 том: пис сер и Вт пол 19 в.В конце 50-нач 60 годов 20 в вовлекаются в орбиту изуч нов источн—грамоты на бересте. Отгранич-ся понятие “ист лит яз” от смежн с ним. От ИРЛЯ отдел-ся как нов научн дисц наука о яз худ лит и соотв ист яз худ лит. Эти пробл отр в докл Виногр. Освобождение от одностор-ти в трактовке древнейш типа рус лит яз — от призн его либо только старослав, либо исконно рус. Виногр: 2 типа др-рус лит яз — книжно-слав и народно-литературн. Ковалевская: + тетий тип, закреп в дел и юрид лит и разв на вост-слав осн. Признание необх-ти различ лит яз периода до образ нации (лит-письм яз, обслуж потребности народности) и после образ нации (нац лит яз).Коллект иссл “Очерки по истор грам рус лит яз” (1968) - показ измен норм рус лит яз назв эпохи безотнос к творч выдающ мастеров слова и к их произв Значимость древнес лит-письм яз как общ лит яз южн и вост славян на ран этапах их истор сущ подчерк-ся в ряде работ Н. И. Толстого,- М. М. Копыленко и др.В 60—70-х г появ труды И. Ф. Протченко о разв лексики и словообраз в рус яз сов эпохи. Содерж ист рус лит яз как научн дисц закл в раскр “внешней истории” яз. Ист рус лит яз призв прослеж все историч изм в усл обществ функционир лит яз на всех этапах социальн разв данного речевого коллектива (нар или нации). Так как одним из призн разв лит яз явл его многофункц-ть, то одна из важн задач, вст перед историками литературного языка, заключается в прослеживании возник-ия и развития его функциональных стилей.Одна из главн задач, стоящих перед ирля как научной дисциплины, показ того, кто именно из мастеров слова и как “обрабатывал” общенародный рус яз, чтобы он стал “великим и могучим” языком, по единодушному отзыву русских и зарубежных писателей и ученых.

2.Понятие языковая ситуация. Языковая ситуация в синхронном и диахронном аспектах.
Авурин «К проблеме изуч функц стор яз», 1975. Яз сит. – конкр тип взамод яз и разн форм сущ одного яз в ист кажд народа на данном этапе его истор разв. Компоненты социально-коммуникативной системы, обслуживающей то или иное языковое сообщество, находятся друг с другом в определенных отношениях. На каждом этапе существования языкового сообщества эти отношения более или менее стабильны. Однако это не означает, что они не могут меняться. Изменение политической обстановки в стране, смена государственного строя, экономические преобразования, новые ориентиры в социальной и национальной политике и т.п., – все это может так или иначе влиять на состояние социально-коммуникативной системы, на ее состав и на функции ее компонентов – кодов и субкодов. Функциональные отношения между компонентами социально-коммуникативной системы на том или ином этапе существования данного языкового сообщества и формируют языковую ситуацию, характерную для этого сообщества. Понятие «языковая ситуация» применяется обычно к большим языковым сообществам – странам, регионам, республикам. Для этого понятия важен фактор времени: по существу, языковая ситуация – это состояние социально-коммуникативной системы в определенный период ее функционирования.

Яз. ситуация может быть одноязычной и многоязычной.

1. Яз сит Др. Руси (11 – сер. 14 вв):

а) Киевск Русь (11-12 в);

б) Яз сит периода феод раздробл (13-сер 14 в).

2. Яз сит Моск Руси (кон 14-сер 17 вв).

3. Яз сит 2 пол 17 в.

4. Яз сит Петр эпохи (кон 17 – 30-е гг 18 в).

5. Яз сит сер 18 в (40-70-е гг) – ломонос пер

6. Яз сит посл трети 18 в – карамзинский пер.

7. Яз сит перв трети 19 в – пушк пер.


3.Языковая норма как историческая категория. Соотн.понятий система, норма, кодификация и узус языка
В языкознании норме дается такое определение. НОРМА - это "наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты". Близкое, но несколько отличающееся, более конкретное определение дано С.И.Ожеговым: "Норма - это совокупность наиболее пригодных ("правильных", "предпочитаемых") для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов". Языковая (речевая) норма - категория тоже историческая, а также социальная, о чем уже сказано в данных двух определениях, - следовательно, категория развивающаяся. С этой стороны норму характеризуют слова Б.Н.Головина: "норма - это исторически принятый (предпочтенный) выбор одного из функциональных вариантов языкового знака…"

Определяя литературную норму как историческую категорию, следует подчеркнуть неразрывность ее статических (выделение и изучение признаков нормы) и дина­мических (рассмотрение становления и изменения этих признаков) характеристик. Непосредственная связь этих двух сторон высту­пает весьма определенно, например, при изучении нормализационных процессов. Нормализация - сово­купность сознательных и стихийных процессов отбора норматив­ных реализаций. Вместе с тем нормализация может и должна рассматриваться и как непрерывный исторический про­цесс, приводящий к оформлению и изменению литературных норм. Тесная связь исторического аспекта рассмотрения нормы с ее статическими характеристиками проявляется и в том, что последние в значительной мере зависят от тех исторических условий, в которых формируется определенная литературная норма.

Норма, являясь понятием функционального плана, включает наиболее устойчивые, тра­диционные реализации, принятые обществом и в той или иной мере осознаваемые им как правильные и обязательные. Так как данное определение не покрывает всей совокупности реально существу­ющих реализаций структуры того или иного языка, то норма не может оставаться единственным понятием, представляющим реа­лизацию и функционирование языка. Другим понятием функцио­нального плана и является узус, отличающийся от нормы тем, что он всегда содержит определенное число окказиональных, не­традиционных и даже некорректных реализаций, хотя некоторые из них могут быть, впрочем, довольно устойчивыми.

Узус (от лат.usus-применение,обычай,правило)-общепринятое носителями данного яз. употребление яз. ед.(слов,оборотов и т.д.) Под узусом также понимаются и «частные» нормы, отличающиеся от нормы литературного языка; в этом смысле говорят об узусах профессиональных (например, узусе научного изложения), узусах социальных групп, узусе обиходного общения и т. п. Узус, будучи тесно связанным с языковой нормой, тем не менее отличен от неё: узус может фиксироваться словарями (толковыми, фразеологическими, орфографическими и т. п.) и далее кодифицироваться в языковую норму.

Наиболее общим содержанием кодификации можно считать отбор и закрепление инвентаря формальных языковых средств различного плана (орфографических, фонетических, грамматических, лексических), а также эксплицитное уточнение условий их употребления. Важным моментом кодификационных процессов является вместе с тем фиксация распределения и использования в языке разного рода вариантных реализаций.

В процессе сознательной кодификации норм можно выделить три тесно взаимосвязанные стороны — это оценка, отбор и закрепление реализаций, включаемых в норму. К основным видам оценки языковых явлений относится: разгра­ничение правильных и неправильных (с точки зрения литературной нормы) реализаций; указание на более или менее употребительную форму (лексему, конструкцию) из числа вариантных реализаций; указание на различную сферу употребления языковых явлений, от­носящихся к норме, или на различные условия их употребления.


4.Периодизация истории рус. литерат. яз.
Лтерат.яз.-одна из форм национальной культуры, поэтому изучение становления литер.яз.невозможно без учета изменений в общественно-экономической жизни России, вне связи с историей науки, искусства, литературы, историей общественной мысли в нашей стране. Само понятие «литер.яз.» исторически изменчиво.Рус.литер.яз. прошел сложн. Путь развития от своего зарождения и становления до наших дней, поэтому необход.его изучение в историч.аспекте. В то же время наука о литер.яз. опирается на исследования о яз и обществе, о развитии различн общественных явлений, о влиянии на развитие яз социально-историч. и культурно-обществ.факторов. К вопросу периодизации обращались с нач.19в.: Н.М.Карамзин, А.Х.Востоков, И.П.Тимковский, М.А.Максимович, И.И.Срезневский.

А.А.Шахматов в «Очерке основн.моментов развития рус.лит.яз до 19в.» и ряде др.работ рассматривает 3 периода в истории книжн.литер.яз: 11-14вв.-древнейший; 14-17вв.-переходный; 17-19вв.-новый (завершение процесса русификации церковно-слав.яз.,сближение книжного литерат.яз и «наречия г.Москвы»).

В наше время единой, принятой всеми лингвистами периодизации ирля нет, но все исследователи в построении периодизации учит-т социально-историч.и культурно-общественные условия развития яз.

В основе периодизации ирля Якубинского, Виноградова, Винокура, Ларина, Горшкова, Сорокина и др.лингвистов лежат наблюдения над нормами рус.лит.яз, его отношением к старой литературно-языковой традиции, к общенародному яз и диалектам , учет общественных функций и сфер применения рус.лит.яз.

В связи с этим большинство лингвистов выделяют 4 периода в ирля: 1)литерат.яз.древнерусской народности, или литер. яз. Киевского гос-ва (11-13вв.), 2) литер.яз. великорусской народности, или литер.яз. Московского гос-ва (14-17вв.), 3) литер.яз. периода формирования рус.нации (17-перв.четверть 19в.), 4) современный русский литерат.яз.

Виноградов на основании принципиальных различий литературных языков в донациональную и национальную эпоху считал необходимым разграничивать 2 периода: I донациональный период (10-сер. 17в.), II национальный период (с сер.17в. до наст.времени). Донациональный период делится на 1) ЛЯ древнерусской народности (10-нач.12в) – образование и первоначальное развитие двух типов языка – книжно-славянского и народно-литературного; главная черта – взаимодействие и взаимовлияние древнерусских и старославянских элементов; 2) ЛЯ периода феодальной раздробленности (сер 12 – нач 14в.) – появление и усиление диалектных характерных черт, их проникновение в деловую письменность и другие жанры литературного типа. Национальный период делится на: 1) начальный период формирования русской нации и русского национального языка ( сер. 17 – сер. 19в) – язык народностей превращается в язык нации, тенденция к демократизации труда; возникает новая система, основанная на противопоставлении 2ух стилей: высокого и простого (низкого), главная роль в этот период принадлежит художественной лит-ре; 2) ЛЯ русской нации (2 пол 19в – нач. 20в.) – на первый план выдвигается научно-публицистический стиль; 3) РЛЯ на 20в – до наших дней – появляются новые общественные функции у ЛЯ: а) ЛЯ становится средством межнационального общения, б) функция мирового языка; значительные изменения произошли в семантической системе РЯ, а также стилистическое богатство РЯ в эту эпоху. Религиозный стиль и рекламный стиль считают подстилями публицистического.

Периодизация ИРЛЯ:

1. Древнерусский («киевский»): XI-XIV вв – начальный.

2. «Московский»: кон. XIV-XVI вв (старорусский) – возрождение старых традиций. Второе южнославянское влияние (1-е: у славян и болгар взяли книги)

3. XVII в. – создание современной системы русского языка.

4. Перелом, новое отношение к языку вообще: XVIII в. Петровский период (кон. XVII – 1/3 XVIII в.)

5. Ломоносовский период (сер. XVIII в.)

6. Екатерининский (кон. XVIII – нач. XX в.)

7. Пушкинский: период создания современного русского лит. языка.

8. XIX в. – золотой век русского лит. языка.

9. Лит. язык начала XX века: перелом языка, «серебряный век» (1900-е-10-е годы)

10. Советский период:

– 1917-20-е годы – меняется идеографическая сетка. В сам язык активно вторгается политика. Но это все не очень повлияло на изменения языка. Продолжение традиций нач. XX века с идеалогизацией.

– Сталинский период (1930-50-е годы). Своеобразное «ретро», возвращение к 19-му веку.

– 60-70-е – «оттепель» и «застой».

– с 80-х до сего времени.

Или:

1. Яз сит Др. Руси (11 – сер. 14 вв):

а) Киевск Русь (11-12 в);

б) Яз сит периода феод раздробл (13-сер 14 в).

2. Яз сит Моск Руси (кон 14-сер 17 вв).

3. Яз сит 2 пол 17 в.

4. Яз сит Петр эпохи (кон 17 – 30-е гг 18 в).

5. Яз сит сер 18 в (40-70-е гг) – ломонос пер

6. Яз сит посл трети 18 в – карамзинский пер.

7. Яз сит перв трети 19 в – пушк пер.

5. Вопрос о происхождении русского литературного языка в 19в. (взгляды Шишкова, Дашкова, Срезневского).
В 1803г. Шишков издал свое знаменитое “Рассуждение о старом и новом слоге российского языка”, в котором подверг критике карамзинский “новый слог”. Шишков подметил типичные черты “нового слога”: ориентацию на французский язык, пренебрежение национальной книжной традицией, манерную перифрастичность. Ш.выступает же за простоту и ясность лит.выражения и осуждает карамзинистов за искусственность, манерность слога. Принято считать, что Ш.не смог правильно разобраться в соотношении старославянского и русского языков, считал, что не было и нет двух разных языков, а были и есть только два разных слога – славенский (высокий) и простонародный (низкий).

Срезневский: «РЯ ближе всего подходит наречию старослав, потому всего было легче утверждение старослав наречия в древнерус письменности». Поскольку старослав яз был близок, он легко усваивался грамотн людьми. Книжн яз поддерж-ся в употреблении, поскольку старослав яз был близок древнерус яз народному. Они дополняли др др: народн яз обогащ книжн, а книжн поддерж народн. В дальнейш происх существ расхожд нар яз со старослав яз. Дальнейш развитие - ассимиляция старослав яз за счет больш числа проникающ в тексты русизмов. Т о, процесс становл ЛЯ - процесс порчи старослав яз.

Шишков исходил из того, что ЦСЯ и РЯ – это не 2 разных языка, а 2 стилистические ветви одного и того же Я. Славян.Я рассм. как осн. РЛЯ. Через славянизацию подчеркивается необход. восстановления нац. основы.

Дашков "Знаток русского языка, Дашков выступил передовым бойцом в споре о старом и новом слоге, и в своем разборе "Двух статей из Лагарпа" (в "Цветнике" 1810 г.), особенно же в остроумной книжке "О легчайшем способе возражать на критику" (Санкт-Петербург, 1811) доказал, что некоторые примеры, приводимые Шишковым из старинных книг, как красоты славянского языка, суть не что иное, как буквальный перевод греческого, противный словообразованию славянского языка.

6. Вопрос о происхождении русского литературного языка в первой половине 20 века (концепции А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова)
Большинство филологов 18-20 вв.объявляло и объявляет основой рус.лит.яз.церковно-славянский язык, пришедший на Русь вместе с принятием христианства.

Наиболее полное отражение и завершение гипотеза о церковно-слав.основе рус лит яз получила в трудах Шахматова. Он подчеркивал необычайную сложность формирования рус лит яз: «Едва ли какой другой яз в мире может быть сопоставлен с русским в том сложном историческом процессе, который он пережил». Он решительно возводит современный рус лит яз к церковнославянскому: «По своему происхождению рус лит яз – это перенесенный на рус почву церковнославянский (по происхождению своему древнеболгарский) яз, в течение веков сближавшийся с живым народным яз и постепенно утративший свое иноземное обличие». Шахматов полагал, что древнеболгарский язык не только стал письменным литерат.яз.Киевского гос-ва, но оказал большое влияние на устную речь «образованных слоев Киева» уже в 10в., поэтому в составе современного лит яз много слов и форм слов древнеболгарской книжной речи.

С другой стороны, и живая речь русских людей влияла на книжный письменный язык: «Это был яз древнеболгарский, но древнеболг-й яз, прошедший через живую русскую среду, усвоивший себе русское произношение иноязычных звуков и ассимилировавшийся живому рус яз также в морфологич и лексич отношении».

Виноградов отмечал «все более широко обрисовывалась проблема древнерусского литературного двуязычия или языкового дуализма, нуждавшаяся в детальном конкретно-историч. изучении». Он считал, что РЛЯ – язык, возникший на основе церковнославянского. РЛЯ – язык русской деловой письменности. РЛЯ – русская разг. речь, язык фольклора, диалект.

Обнорский считал, что рус лит яз сложился независимо от древнецерковнославянского яз русской редакции, обслуживавшего нужды церкви и всей религиозной литературы, на базе живой восточнославянской речи. Исследуя тексты «Русской правды», «Сл о полку Игореве», произведений Влад.Мономаха, «Моления Даниила Заточника», ученый пришел к выводу: их яз – общий русский литерат яз старшей поры, все элементы церковнославянского яз, представленные в памятниках, внесены туда переписчиками в более позднее время. Работа Обнорского сыграла важную роль в установлении специфики яз древнерусских светских памятников, но его теорию происхождения рус лит яз нельзя считать аргументированной, на что указывали Е.С.Истрина, Б.А.Ларин, В.В.Виноградов, Ф.П.Филин.

7. Современное состояние вопроса о характере языковой ситуации в Древней Руси (концепции Ф.П. Филина и Н.И. Толстого).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon «история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon Вопросы к итоговой государственной атестации методика преподавания русского языка
Русский язык как учебный предмет: цели, функции, структура. Специфика русского языка как учебного предмета
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon История русского литературного языка
Ковалевская, Е. Г. История русского литературного языка : учеб пособ для студ пед ин-тов / Е. Г. Ковалевская. – М. Просвещение, 1978....
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon «Вклад Пушкина в развитие русского литературного языка»
Литературный язык это язык литературы. Но определить общее определение литературного языка как языка литературы можно только в процессе...
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon Материалы для подготовки к олимпиаде школьников История языка
Генетические связи современного русского языка. Происхождение современного русского литературного языка. Графика
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon 1. Границы понятия «современный русский язык». Русский литературный...
Границы понятия «современный русский язык». Русский литературный язык как нормированная и кодифицированная форма существования русского...
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon Литература для самостоятельной работы 20
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 10
История русского литературного языка как отрасль науки и как учебный предмет icon Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания...
Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции